Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 12:33, реферат
Теория действия имеет в социологии устойчивую концептуальную базу, на формирование которой оказали влияние различные направления мышления. Для того, чтобы дополнить или расширить этот теоретический фундамент с целью дальнейшего совершенствования теории, необходимо исходить из современного уровня ее развития, а также из вкладов классиков, которые сегодня начинают формироваться по-новому. Все это нужно для того, чтобы она была эффективной и не теряла актуальность для будущего.
Введение 3
1. Макс Вебер – немецкий социолог, философ, историк, политэкономист 4
2. Социальное действие М. Вебера 6
3. Типы социального действия по М. Веберу 8
4. Социальные действия в отношении к миру и в политической сфере 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Мышление "подключается" лишь тогда, когда возникают какие-либо трудности. По мнению Вебера, традиционное действие совершается подсознательно, и по этой причине оно является предметом исследования психологии, этнологии и других наук, но не социологии.
Например, чтобы отпраздновать свадьбу, надо совершить целый (довольно длинный) ряд действий, которые заранее определены и не зависят от целей самого индивида внутри данного действия, т.е. свадьбы. Это не означает, что данное действие вообще не имеет никакой цели. Но эта цель - не индивида, совершающего свадьбу. Она заложена в действие культурой и традицией. Социологи и социальные антропологи с интересом нащупывают такие цели в необходимости собирать людей вместе и вызывать у них общие переживания. Охваченные одним чувством люди осознают себя единым целым - социумом. Чем больше праздников, обрядов, ритуалов, тем прочнее единство социума. Но сам индивид, участвующий в этом действии, такой цели, естественно, не осознает. Он действует по традиции.
Аффективное действие — это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратковременного, но интенсивно бурного эмоционального состояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель (например, во время гнева, ужаса). В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения.
Аффективное действие не несет в себе никакого представления о целях и средствах. Оскорбленный человек может ударить и даже убить обидчика - и только потом задним числом осмыслить, что же он натворил. Суд, разбирая такое действие, обычно выносит решение об избиении или убийстве в состоянии аффекта и применяет более мягкую меру наказания, чем та, которая применяется к осознанному или даже заранее запланированному действию, т.е. действию "с премедитацией".
Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэтому, по мнению М.Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.6
Само же общество, согласно учению Вебера, представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, по ассоциации с другими, обеспечивая, таким образом, значительный прогресс во взаимодействии с окружающей средой.
Вебер сознательно расположил четыре
описанных им типа социального действия
в порядке возрастания
С другой стороны, и в этом Вебер был убежден, рационализация социального действия есть вместе с тем тенденция исторического процесса. И хотя этот процесс протекает не без трудностей, разного рода препятствий и отклонений, европейская история последних столетий, вовлечение других, неевропейских цивилизаций на путь индустриализации свидетельствуют, по Веберу, о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс. «Одним из существенных компонентов «рационализации» действия является замена внутренней приверженности привычным нравам и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса».
Рационализация, также по Веберу, — форма развития, или социального прогресса, который осуществляется в рамках определенной картины мира, каковые в истории различны.
Вебер выделяет три самых общих
типа, три способа отношения к
миру, в которых заключены
Первый из них связан с конфуцианством и даосистскими религиозно-философскими воззрениями, получившими распространение в Китае; второй — с индуистскими и буддистскими, распространенными в Индии; третий — с иудаистскими и христианскими, возникшими на Ближнем Востоке и распространившимися в Европе и Америке. Первый тип Вебер определяет как приспособление к миру, второй — как бегство от мира, третий — как овладение миром. Этими разными видами мироощущения и образа жизни и задается направление последующей рационализации, то есть разных способов движения по пути социального прогресса.
Весьма важный аспект в творчестве Вебера — изучение базовых отношений в социальных ассоциациях. В первую очередь, это касается анализа отношений власти, а также природы и структуры организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко.
Из применения понятия «социального действия» в политической сфере Вебер выводит три чистых типа легитимного (признанного) господства:
легальный, — в котором как управляемые, так и управляющие, подчиняются не какой-то личности, а закону;
традиционный — обусловленный в первую очередь привычками и нравами данного общества;
харизматический — основанный на экстраординарных способностях личности руководителя.
Социология, по мнению Вебера, должна основываться на научных суждениях, максимально свободных от разного рода личных пристрастий ученого, от политических, экономических, идеологических влияний.7
Исследование проблем
Многие известные ныне работы Вебера были подготовлены и опубликованы после смерти мыслителя. Толкотт Парсонс, Чарльз Райт Миллс и другие известные социологи выпустили обширные толкования его творчества. Труды Вебера оказали влияние на целую плеяду теоретиков социологии, в том числе Теодора Адорно, Макса Хоркхаймера, Дьёрдя Лукача и Юргена Хабермаса. Некоторые концепции Вебера привлекали внимание Карла Шмитта, Йозефа Шумпетера, Лео Штрауса, Ганса Моргентау и Раймона Арона.
1 http://ru.wikipedia.org/wiki/В
2 Чеснокова В.Ф. Макс Вебер. Социальное
действие. http://polit.ru/article/2008/
3 Вебер М. Экономика и общество. Т.1. - Беркелей, 1978. С.602.
4 Там же. С. 628.
5 Вебер М. Экономика и общество. Т.1. - Беркелей, 1978. С.629.
6 Новикова С.С. Социология: история,
основы, институционализация в России.
Библиотека Гумер. Социология. http://www.gumer.info/
7 Энциклопедия экономиста. Социология. http://www.grandars.ru/