Национальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 17:38, доклад

Описание работы

Национальная политика, как и политика в целом, представляет собой регулятивно-контрольную сферу, направляющую жизнь, деятельность и отношения между различными национальными и этническими сообществами. Национальная политика – это средства и методы, при помощи которых взаимодействие между людьми различных национальностей и этнической принадлежности осуществляется посредством духовных атрибутов: культуры, языка, менталитета, традиций и обычаев.

Файлы: 1 файл

Доклад на тему.docx

— 46.31 Кб (Скачать файл)

 



 

 

Доклад на тему:

Проблемы национальной политики



 

Национальная политика, как и политика в целом, представляет собой регулятивно-контрольную сферу, направляющую жизнь, деятельность и отношения между различными национальными и этническими сообществами. Национальная политика – это средства и методы, при помощи которых взаимодействие между людьми различных национальностей и этнической принадлежности осуществляется посредством духовных атрибутов: культуры, языка, менталитета, традиций и обычаев.

Еще со времен «Повести временных лет» известно, что Россия страна - многонациональная. Но эта непреложная истина так и не стала основой для выработки и проведения соответствующей государственной политики обустройства народов и культур в многонациональной России. Ни один разумный политик, управленец в России не может не вникать в природу национального вопроса, не может не заниматься обустройством и взаимодействием различных народов, культур и религий, ибо от этого во многом зависит жизнеспособность и благополучие всей державы. Пренебрежение, равнодушие к этнонациональным проблемам и недооценка их накапливают в России вновь и вновь потенциал межнациональных конфликтов, который разрыхляет, а порой и разрушает сущностные основы российского общества и российского государства. Состояние этнонационального вопроса в современных условиях доведено до того, что он чаще всего усиливает влияние негативных тенденций на состояние государства и общества, ограничивает права и свободы граждан. Вновь провоцируют политики: с одной стороны, одни, используя лозунги демократии и прав человека, обосновывают идеи отрицания наций-этносов, отчитываясь о решении национального вопроса и провозглашая формирование исторической общности - многонационального народа Российской Федерации, с другой стороны, другие подменяют демократические начала формирования власти этнодиктатурой, отрицая возможность эволюции этнического сознания на основе принципов демократии, а значит и демократического обустройства российских народов в едином государстве.

Основные принципы национальной политики в России

• Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям.

• Запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

• Сохранение целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации.

• Равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

• Гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

• Право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения.

• Содействие развитию национальных культур и языков народов России.

• Своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов.

• Запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды.

• Защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

 

И это сводится к тому, что этнонациональные моменты начинают играть определяющую роль. Обусловлено это следующими причинами:

1. В истории многонациональной  России политические силы неоднократно  применяли грубую силу при  решении национального вопроса, зачастую руководствуясь принципом  революционной целесообразности, в  результате чего прерывался процесс  эволюционного формирования наций-этносов  и нации-государства в России.

2. Политические режимы  на различных этапах развития  российского общества и государства  разрушали консервативную структуру  этнонационального становления и межнационального сотрудничества, внося в систему национальных отношений элементы неравенства и насильственной ассимиляции, несправедливости и дискриминации вплоть до преследования народов и граждан по национальному признаку.

3. В результате развала  Советского Союза народы нашей  страны, независимо от их численности  и исторической роли в российском  государстве, фактически в очередной  раз лишились привычных для  себя социальных и духовно-идеологических  ориентации и ценностей. Они были  вынуждены вернуться на свою  традиционную этнонациональную почву, которая нередко оказывалась в состоянии феодальной патриархальности.

Вместо того, чтобы совместными усилиями преодолевать наследие прошлых репрессий, людей провоцируют на кровопролитные конфликты друг с другом по национальному признаку. Эти и другие характерные особенности развития многонациональной России в современных условиях формируют деструктивные подходы, в результате чего любой социальный, политический, культурный, территориальный и всякий иной конфликт в любой момент может обрести и обретает с помощью идеологов национализма, сепаратизма и шовинизма этнополитическую окраску. Для целого ряда этнополитических кланов межнациональные конфликты стали эффективным методом политических технологий и способом своего приобщения к процессу перераспределения власти и собственности.

Роль национального фактора в обществе и государстве. Перспектива формирования России как нации-государства

Методологически и политически важно разобраться в вопросах национального фактора  в обществе и в государстве в новых исторических условиях. Пока тут господствуют два подхода: с одной стороны, нация-этнос преподносится как субстанция мифологическая, духовная, абстрактная, а значит временная, с другой - как жесткая реальность с обязательным набором определенных, достаточно догматичных объективных и субъективных признаков.

В связи с этим важно обратить внимание на определение Н. Бердяева, которое имеет огромный смысл:

«Национальность - категория не только этническая, но и социальная». Отсюда и два понятия сущности национальности. Первое: «они такие же, как и мы», второе: «они - чужие». Взрыв национального самосознания, рост нетерпимости и недоверия в отношениях между национальностями во многом объясняются попытками объявить нации-этносы мифами, утвердить превосходство одних этносов над другими, противопоставить их друг другу как явления чуждые и непримиримые, превратить революционным путем нации-этносы в нацию-государство. Тем более в России уже пытались в прошлом «справиться» с нациями-этносами: то насильственно ассимилируя их имперскими подходами в имперской нации, а то и подменяя национально-этническое пролетарско-интернациональным. Именно через призму таких стереотипов многие в обществе истолковывают попытки демократов «отменить национальность», объявить нацию феноменом лишь политического измерения нации как государства. Забывая при этом, что процесс этот очень длительный, эволюционный. Говоря о поиске путей развития наций-этносов, мы должны одновременно говорить и о процессе формирования многонационального народа Российской Федерации, государства-нации. Это можно убедительно проиллюстрировать словами А. Тойнби: «Но узок путь спасения, и трудно его отыскать». «Живой опыт живой истории» России позволяет нам говорить, что путь сохранения наций-этносов и формирования единого многонационального народа Российской Федерации, государства-нации "вполне реален. Именно об этом свидетельствует, при всех противоречиях, и процесс исторического формирования многонациональной России как «естественной» и «соборной» общности. Стремление же «забыть о нациях» (В. Тишков) лишь будоражит и взрывает этносы, усиливает недоверие и подозрительность в отношениях между ними. Важно понять и то, что «Россия никогда не была государством-нацией, и поэтому вопрос ныне заключается не в том, чтобы возвращаться к традиции, а в том, чтобы создать новую национальную индивидуальность» (Р. Саква). Это качественно новый уровень формирования нашей национальной идентичности.

Пока же у нас господствует стремление, с одной стороны, государства как нации в духе прежних имперских подходов довлеть над нациями-этносами, а с другой - попытки наций-этносов диктовать всему государству-нации узконаправленное понимание своих устремлений. Важно отойти от подобных крайностей и приблизиться к пониманию того, что Россия исторически - это и сообщество наций-этносов, и формирующееся столетиями государство-нация. Нации-этносы для России - это реалии XXI в. И важно не свергать их, не отрицать, а обустраивать на демократических принципах в едином, правовом государстве. В этом смысл и национальной политики российского государства, и ориентации российского общества.

Современный этап развития российского общества и российской государственности выдвинул на первый план вопросы обустройства народов и территорий в Российской Федерации. Подписание в 1992 г. Федеративного договора и принятие в 1993 г. Конституции Российской Федерации ясно обозначили федеративную суть нашего государства.

Основные принципы, цели и задачи национальной политики в современных условиях достаточно полно отражены в концепции государственной национальной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 909 от 15.05.1996 г.

Сегодня, важно выстроить систему государственной национальной и федеративной политики, которая могла бы обеспечить на практике единство многонационального российского народа, целостность российского государства, демократический диалог федерального центра с народами и территориями, равноправное развитие народов и культур страны и такое местное самоуправление, которое бы несло полную ответственность перед государством, обществом и гражданами.

В конечном итоге главным ориентиром национальной политики Российской Федерации является формирование новой демократической системы национальных отношений, где каждый народ, независимо от его численности, и гражданин, независимо от его национальной принадлежности, должны иметь равные права и равные возможности в своем национальном и личностном самоутверждении в обществе и в государстве, в своем достоинстве и самочувствии, увеличивая тем самым жизненные шансы своего этнонационального и гражданского самоутверждения, используя социальное, культурное и политическое пространства.

 


Информация о работе Национальная политика