Наркомания как вид девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Отклонение в поведении - девиантное поведение – является естественным условием развития человека, жизни всего общества. Иначе говоря, девиантное поведение, было, есть и будет и в этом заключается актуальность его изучения.
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.

Содержание работы

Введение …..3
1 Понятие «негативная девиация» …..4
2 Наркомания как вид девиантного поведения…..7
3Особенности наркомании в современном российском обществе…..9
Практическое задание 1…..11
Практическое задание 2…..12
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Sotsiologia.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет по статистике 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Зафиксированы случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет – к наркомании их приобщают родители-наркоманы.

Как заявил в феврале 2010 г. заместитель директора ФСКН России Олег Сафонов, по данным ООН  самое большое число наркозависимых,  в Иране и Афганистане, третьей в этом списке значится Россия. По данным Минздрава в России около 550 тысяч наркозависимых лиц, но по экспертным оценкам их около 2-2,5 млн человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическое  задание:

1. Специалисты  утверждают, что человек, который  впервые попробовал наркотики  после 20 лет, к 30 годам становится  законченным наркоманом, но сохраняется  как личность. А ребенок, который  начал "колоться" в 13 лет,  к 23 годам как личность абсолютно  деградирует. Почему? Объясните с  помощью теории социализации.

Под социализацией понимают процесс становления человека в  системе социальных отношений как  компонента этой системы, то есть человек  становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов  культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Человеческое поведение, с позиций этой теории, генетически  не является предопределенным. Человек  в момент рождения еще только потенциальный  «кандидат в человека». Это связано с тем, что видовой опыт человека зафиксирован во внешней форме — во всей совокупности предметов материальной и духовной культуры. И каждый индивид может стать достойным представителем рода человеческого, только если он усвоит и воспроизведет в себе этот опыт. Отсюда обучение и воспитание — это общественно выработанные способы передачи человеческого опыта, которые обеспечивают облигатное и факультативное развитие человека.

Можно сделать вывод, что у ребенка, начавшегося употреблять наркотики в 13 лет, замедляется процесс развития и социализации в целом и к 23 годам он себя не чувствует личностью как его сверстники, у ребенка недостаточно жизненного опыта в здоровом обществе для дальнейшей жизнедеятельности. Такой человек ничего не добился и отсюда отказаться от девиантного поведения (практически равны нулю). Формирование новых комплексов и разочарований – меньше шансов отказаться от девиантного поведения (практически равны нулю).

 

 

2. Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида социализации. Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры», примените ее для описания наркомании.

Девиантная карьера (deviantcareer) - процесс, в котором индивидуум приходит к принятию девиантного «самоотождествления» и зачастую к идентификации с девиантной субкультурой. Понятие связано с теорией стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения), указывающей на тот факт, что люди не рождаются девиантными, а начинают считать себя таковыми лишь в процессе общественной реакции.

Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo – клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут  поладить друг с другом, так как  расходятся в своих интересах  и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность  выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной  жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей  этих норм. Их интересует процесс, в  результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать  свое поведение как девиантное.

Итак, согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассматривается  как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и «навешивают» на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации.

Таким образом, согласно теории стигматизации, человек попробовавший  наркотики один раз может пойти  по двум жизненным путям. Первый: его  поймут и не осудят, близкие поддержат  и помогут преодолеть жизненные  проблемы. Второй: общество узнает о  наркотиках, будет осуждать за нарушение  общественных норм; навесит клеймо «наркоман»; человек потеряет работу, окружающие перестанут иметь с таким  человеком общие дела, тем самым  подтолкут на общение с наркоманами (вторичная девиация), т.е. с теми людьми, которые его понимают и  в дальнейшем укрепит связи с  данной субкультурой, потому что ослабеет связь с законопослушными гражданами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 
Разрушительные масштабы девиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряет свою историческую память, девальвирует свою систему  ценностей. Иначе говоря, ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечто подобное может произойти сегодня и  в России, если не будут приняты  эффективные меры по остановке падения  производства и снижения жизненного уровня большинства населения страны. Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится.

Профилактика социальных отклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер  будет стоять конкретный человек  с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.

Разумеется, выработка эффективной  системы мер по преодолению, ограничению  и профилактики девиации в поведении  разных групп населения возможна только на основе специально организованных социальных, социально-психологических, криминологических и других исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в свою очередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватными  сложившимся условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Барковская Л.В Причины и факторы социальной девиации/Аспирантский сборник № 8, 2008.
  2. Большой толковый социологический словарь, 2001[Электронный ресурс]/ [Режим доступа]: http://www.socenc.ru/html/d/deviaci8.html
  3. Волков Ю.Г.  ,  Добреньков В.И.  ,  Нечипуренко В.Н.  ,  Попов А.В.  Социология: 3-е изд испр и доп./ М.: Гардарики, 2008.
  4. Наркомания. Материал из Википедии — свободной энциклопедии[Электронный ресурс]/[Режим доступа]: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F#cite_note-0
  5. Статистика распространения наркомании в России в 2000-2010 гг. Справка[Электронный ресурс]/[Режим доступа]: http://www.rian.ru/spravka/20100422/225438645.html
  6. Шнейдер Л. Б.Девиантное поведение детей и подростков /Изд.: Академический проект, Гаудеамус, 2007.

 

 


Информация о работе Наркомания как вид девиантного поведения