Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:11, контрольная работа
Девиантное поведение или, иначе говоря, нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и всё больше стало привлекать внимание социологов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее.
Содержание
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие «Негативная девиация»…………………………………4
Глава 2. Наркомания как вид девиантного поведения……………………7
Глава 3. Особенности наркомании в современном российском
обществе…………………………………………………………………..9-11
Заключение………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………13
Практическое задание 1…………………………………………………14-16
Практическое задание 2…………………………………………………17-20
Все меры,
которые применяются в сфере
борьбы с наркотиками, такие
как пропаганда здорового
Проблема наркомании
касается всех. Не надо думать,
что вас она не коснется, не
надо закрывать на нее глаза.
Если проблема наркомании
Заключение
Итак, я выяснила, что девиантное поведение - это поведение, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы нарушаются. Можно также сказать, девиантность - это состояние, когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.
Наркомания
является одним из видов
Почему
наркомания опасна? Ответ прост.
Это явление воплощает собой
деяния против общества, которые
обусловлены болезненной
Задачи массовой профилактики — это соблюдение и развитие условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья; пропаганда здорового образа жизни; предупреждение возникновения и развития заболеваний путем воздействия на неблагоприятные факторы окружающей среды и вредные привычки; предупреждение утяжеления заболевания; восстановление трудоспособности. Чем лучше социальная среда, окружающая человека, тем лучше общество, тем меньше социальных проблем в стране.
Список литературы
1. Киреева О.П. Социология в вопросах и ответах : учеб. пособие / О.П. Киреева. – М. : КноРус, 2006. – 264 с.
2. Радугин А.А. Социология : курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М. : Центр, 1999. – 157 с.
3. Социология : конспект лекций / сост. И.Г. Широкова. – М. : Издательство «ПРИОР», 2000. – 92 с.
4. Фролов С.С. Социология : учебник для высших учебных заведений / С. С. Фролов. – М., 2000. – 343 с.
5. Адлер А. Практика
и теория индивидуальной
6. Ассаджиоли Р. Духовное
развитие и его кризисы/
7. Гилинский Я.И., Афанасьев
В.С. Социология девиантного
8. Знановская Е.В. Девиантология:
(Психология отклоняющегося
9. Клейберг Ю.А. Психология
девиантного поведения:
10. Кондрашенко В.Т. Девиантное
поведение подростков: социально-
психологические и
Практическое задание:
1. Специалисты утверждают, что человек, который впервые попробовал наркотики после 20 лет, к 30 годам становится законченным наркоманом, но сохраняется как личность. А ребенок, который начал "колоться" в 13 лет, к 23 годам как личность абсолютно деградирует. Почему? Объясните с помощью теории социализации.
Под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений как компонента этой системы, то есть человек становится частью социальной общности, какой-либо группы людей, организации. При этом происходит усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.
Человеческое поведение,
с позиций этой теории, генетически
не является предопределенным. Человек
в момент рождения еще только потенциальный
«кандидат в человека» (А. Пьерон).
Это связано с тем, что видовой
опыт человека зафиксирован во внешней
форме — во всей совокупности предметов
материальной и духовной культуры.
И каждый индивид может стать
достойным представителем рода человеческого,
только если он усвоит и воспроизведет
в себе этот опыт. Усвоение или присвоение
общественно-исторического и
Обозначения:
1 — генетические предпосылки развития психики (поведения) индивида;
2 — результаты
3 — процесс реализации генетических предпосылок;
4 — видовой (культурно-
5 — процесс присвоения видового опыта человечества ребенком;
6 — взрослый, опосредствующий
процесс онтогенетического
Схема 1. Видовой опыт и
его воспроизведение в
У человека наследственные
органические предпосылки (1) имеют
следующие отличительные
Во-первых, они жестко не
детерминируют будущее
Все перечисленное составляет
условие для безграничного
Чтобы такая возможность
реализовалась, необходимо усвоение общественно-исторического
опыта, представленного во внешней
форме. Блок 4 обозначает всю совокупность
видового опыта человечества. Он имеет
свою специфику по способу передачи
и способу фиксации. Фиксация опыта
— это процесс «опредмечивания»
человеческих деятельностей, а передача
его — процесс «
Дальнейший путь формирования
конкретных психологических функций
и способностей человека известен по
концепции Л.С. Выготского. С его
позиций, «... всякая функция в культурном
развитии ребенка появляется на сцену
дважды, в двух планах, сперва — социальном,
потом — психологическом, сперва
между людьми, как категория
Из всего изложенного можно сделать вывод, что у ребенка, начавшегося употреблять наркотики в 13 лет, замедляется процесс развития и социализации в целом и к 23 годам он себя не чувствует личностью как его сверстники, у ребенка недостаточно жизненного опыта в здоровом обществе для дальнейшей жизнедеятельности. Такой человек ничего не добился и отсюда формирование новых комплексов и разочарований – меньше шансов отказаться от девиантного поведения (практически равны нулю).
2. Некоторые социологи используют понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида социализации. Попытайтесь определить основные этапы подобной «карьеры», примените ее для описания наркомании.
Девиантная карьера (deviant career) - процесс, в котором индивидуум приходит к принятию девиантного «самоотождествления» и зачастую к идентификации с девиантной субкультурой. Понятие связано с теорией стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения), указывающей на тот факт, что люди не рождаются девиантными, а начинают считать себя таковыми лишь в процессе общественной реакции.
Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo – клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.
Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения.
Во-вторых, всем людям свойственно девиантное поведение, связанное с нарушением каких-то норм. Сторонники данной теории отрицают популярную идею о том, что людей можно разделить на нормальных и имеющих какие-то патологии. Например, некоторые превышают скорость езды, совершают кражи в магазинах, мошенничают с выполнением домашнего задания, скрывают доходы от налоговой инспекции, напиваются, участвуют в актах вандализма в честь победы любимой футбольной команды, нарушают права частной собственности или без спроса раскатывают в машине своего приятеля. Сторонники теории стигматизации называют такие действия первичной девиацией, определяя ее как поведение, нарушающее социальные нормы, но обычно ускользающее от внимания правоохранительных органов.
В-третьих, будут ли конкретные
поступки людей рассматриваться
как девиантные, зависит от того,
что делают эти люди, и от того,
как реагируют на это другие люди,
т.е. эта оценка зависит от того, каким
правилам предпочтет строго следовать
общество, в каких ситуациях и
в отношении каких людей. Не всех,
кто превысил скорость езды, совершил
магазинную кражу, утаил доходы, нарушил
права частной собственности
и т.п., осуждают. Так, в США чернокожих
могут осудить за поступки, позволительные
для белых; а женщин – за поступки,
позволительные для мужчин; некоторых
могут осудить за те же поступки,
что безнаказанно совершают их друзья;
поведение отдельных людей
В-четвертых, навешивание
ярлыков на людей влечет определенные
последствия для таких людей.
Оно создает условия, ведущие
к вторичной девиации – девиантному
поведению, вырабатывающемуся у
индивида в ответ на санкции со
стороны других. Приверженцы теории
стигматизации утверждают, что такое
новое отклонение от нормы инициируется
враждебными реакциями со стороны
законодательных органов и
В-пятых, те, кто получил клеймо правонарушителей, обычно обнаруживают, что законопослушные граждане осуждают их и не хотят «иметь с ними дела»; от них могут отвернуться друзья и родные; в некоторых случаях их могут заключить в тюрьму или поместить в больницу для душевнобольных. Всеобщее осуждение и изоляция подтолкнут стигматизированных индивидов к девиантным группам, состоящим из людей, судьба которых похожа на их собственную. Участие в девиантной субкультуре – это способ справиться с критической ситуацией, найти эмоциональную поддержку и окружение, где тебя принимают таким, какой ты есть. В свою очередь вступление в подобную девиантную группу укрепляет у индивида представление о себе как о правонарушителе, способствует выработке девиантного жизненного стиля и ослабляет связи с законопослушным окружением.
Информация о работе Наркомания, как вид девиантного поведения