Наркомания среди подростков и молодёжи как социальная проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2015 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Злоупотребление наркотиками лишает сегодняшних детей, как право вступать в грядущий век с чувством достоинства и в полном здравии, так и возможности внести значимый вклад в будущее своих стран и всего мира. Более того, некоторые дети сталкиваются с наркоманией уже в утробе матери. Их первое знакомство с миром это жестокие боли, которые они испытывают в связи с абстиненцией из-за выработавшейся у матери привычки к наркотическим веществам.
Самая сложная проблема, связанная с подростковой наркоманией - это проблема социально-психологической и психологической предрасположенности подростка к употреблению наркотических веществ, социально-психологических причин, лежащих в структуре так называемой преднаркотической личности и ее непосредственного окружения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Проблемы наркомании
1.1 Исторический аспект наркомании
1.2 Развитие наркомания в России
1.3 Наркомания среди подростков
Глава 2. Профилактика наркомании
2.1 Общественность в профилактике наркомании
2.2 Педагогические меры профилактики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Приложения
Список литературы

Файлы: 1 файл

Наркомания среди подростков и молодёжи как социальная проблема.rtf

— 346.71 Кб (Скачать файл)

В рамках первичной профилактики важное значение имеет пресечение распространения наркотических веществ и сырья, из которого они могут быть изготовлены, контроль за распространением психоактивных веществ медицинского назначения. К этой же группе относятся все мероприятия, направленные на психосоциальное оздоровление популяции в целом, поскольку известно, что частота наркотизма тем выше, чем больше проявлений социальной дезадаптации и деградации в семье и микрогруппах, где воспитываются подростки. Тесная взаимосвязь нарушений социальных норм поведения в семье и риска развития наркомании подчеркивалась неоднократно многими авторами. Около 75% подростков, поступающих на обследование и лечение в связи с наркотизмом и наркоманией, воспитывались в неблагополучных семьях. С другой стороны, раннее приобщение к наркотикам и другим психоактивным веществам ведет к тому, что подростки проявляют склонность к делинквентному поведению и легко становятся на путь преступлений. Употребление подростками наркотиков неизбежно деформирует процесс социализации, препятствует формированию моральных ценностей, этических критериев, что служит основой для становления патологического с социальной точки зрения образа жизни. В среде подростков-наркоманов распространены такие правонарушения, как хранение и распространение наркотиков, кражи, грабежи, хулиганство. Ряд преступлений совершается в состоянии наркотического опьянения.

Фактором, предрасполагающим к наркотизму и более быстрому становлению наркомании, являются определенные патохарактерологические особенности личности. Склонность к потреблению психоактивных веществ наиболее легко формируется у подростков с акцентуациями характера по неустойчивому, истероидному и эпилептоидному типам. Высока вероятность развития наркомании у лиц, терпимых к различным отклонениям от психической и социальной норм, недостаточно ориентированных на достижение успеха путем упорного труда, оппозиционно настроенных по отношению к основным социальным требованиям, склонных к депрессиям.

Профилактика наркомании и наркотизма предполагает активное выявление очагов наркотизации. Подростки чаще всего потребляют наркотики в группе. Поэтому врач, выявивший тем или иным путем случай наркотизма, а тем более наркомании, обязан попытаться обследовать ту микросреду, в которой находится в настоящее время данный пациент. Следует помнить, что среди подростков чрезвычайно сильны представления о групповой солидарности, поэтому не приходится рассчитывать на получение соответствующей информации от самого обследуемого. Здесь должен быть использован метод фронтального обследования ближайшего окружения вновь выявленного потребителя наркотиков (класс, группа, сверстники-соседи).

Большое значение для профилактики наркотизма и наркомании имеет санитарно-просветительная работа среди детей и подростков. Однако до сегодняшнего дня на этот счет нет единой позиции. В отдельных работах высказывается мнение о том, что медицинская пропаганда в школе должна проводиться в течение всего времени обучения. Многие преподаватели считают целесообразным включить в учебную программу курс по профилактике наркомании. Представители наркологической службы должны проводить семинары и лекции по антинаркоманической тематике среди преподавателей средних школ и высших заведений. Они обучают педагогический состав простейшим приемам выявления различных видов опьянения, формируют соответствующую настороженность, рассказывают о тяжких социальных и медицинских последствиях наркотизма. Эту пропаганду нужно вести умело, дифференцировано, без формализма, она ни в коем случае не должна стимулировать нездоровый интерес подростков к обсуждаемому предмету.

В тех случаях, когда врачи проводят беседы непосредственно в подростковой аудитории, необходимо помнить, что подростки являются весьма сложной аудиторией, как правило, они не прощают фальши, дилетантского подхода, при этом подростки стремятся уличить лектора в непрофессионализме и, однажды сделав это, в дальнейшем теряют доверие ко всей исходящей от него информации. Особенно трудно работать с теми группами подростков, которые в той или иной мере знакомы с действием наркотиков. Надо полагать, что профилактика наркотизма наиболее эффективна среди школьников младших классов, поскольку у них отсутствует собственный опыт наркотизма и слабо выражена реакция оппозиции.

Во время бесед и лекций целесообразно использовать конкретные примеры, свидетельствующие о тяжелых последствиях употребления наркотиков. Убедительно выглядят сообщения о тяжелых отравлениях, смертельных исходах от передозировок наркотиков и т.п. Обычно не оставляют равнодушными сообщения о направлении наркоманов в ЛТП, о других административных мерах воздействия. Необходимо акцентировать внимание слушателей на пагубном влиянии наркотиков на физическое развитие, интеллект, потомство. Практика показывает, что сообщения о патологическом воздействии наркотиков на морально-нравственную сферу человека и развитии десоциализации не вызщывают глубокого эмоционального резонанса в подростковой аудитории.

К важным профилактическим мерам можно отнести создание и четкой системы взаимодействия подростковой наркологической службы и соответствующих подразделений МВД и комиссий по делам несовершеннолетних. Работники милиции должны максимально способствовать привлечению подростков к обследованию и лечению. В тех случаях, когда удается осуществить все медицинские мероприятия в полном объеме, участие правоохранительных органов может быть сведено к минимуму. Если же подросток под различными предлогами уклоняется от посещения наркологического диспансера, во время лечения нарушает режим, является лидером в группе наркоманов, совершенно не поддается психотерапевтическому воздействию, то в отношении таких подростков должны неукоснительно приниматься меры административного воздействия.

Следует откровенно признать, что в настоящий момент наркология, медицинская психология, социология не располагают достаточными знаниями, позволяющими выработать рациональную и эффективную систему профилактики подросткового наркотизма и наркомании. До сих пор не изучены биохимические механизмы формирования зависимости от наркотиков. Данная проблема требует глубокого и всестороннего изучения, после чего станет возможной выработка научно обоснованной стратегии профилактики наркомании.

 

    1. Педагогические меры профилактики

 

Сегодня от риска употребления наркотиков не застрахован никто, даже семьи, считающиеся по традиционным меркам благополучными. Поэтому чрезвычайно важно не "проспать" период начала употребления наркотиков.

Дети из социально неблагополучных семей, для которых характерны социальная изолированность, неудовлетворительные жилищные условия, родители которых имеют мало престижный род занятий или являются безработными, имеют большие шансы быть постоянным участником правонарушений и часто злоупотреблять алкоголем и наркотиками. Экономически (социально) неблагополучные условия могут быть определены социальным работником, социальным педагогом и отмечены в карте наблюдений как один из возможных факторов риска.

Задача профилактики - способствовать социальной адаптации семей с низким уровнем социального благополучия посредством реализации возможных правовых или экономических мер (выделение материальной помощи, содействие в устройстве родителей и трудоспособных детей на работу, определение детей в санатории, детские лагеря, социальные гостиницы и т.д.)

С другой стороны, примерно также высок шанс наркотизации у детей из внешне благополучных, состоятельных семей: озабоченность родителей своим социальным положением, напряженность, тревожность, конфликты, часто возникающие в отношениях между бизнесменами и их супругами и детьми, создают неблагоприятную обстановку в семье, что не может не отразиться на психологическом благополучии подростка. К сожалению, многие состоятельные люди (особенно, отцы) по тем или иным причинам не всегда признают наличие неблагополучной атмосферы в семье, поэтому вовремя не обращаются к психологу. Со стороны психологов контроль практически невозможен, поскольку без запроса (обращения) специалисты не могут вмешиваться в семейную ситуацию и, следовательно, противостоять высоко вероятной наркотизации подростка. В данном случае важным является сотрудничество психологов со школами, лицеями, колледжами и другими, в том числе и негосударственными, образовательными учреждениями, в которых специалисты (педагоги, психологи) имеют больше возможностей общения с детьми и их семьями, а значит, больше возможностей профилактической работы.

Районы, отличающиеся высоким уровнем преступности, с часто меняющимися жильцами, не способствуют возникновению чувства единения и общности среди людей, населяющих их, которое существует в более благополучных районах с меньшей плотностью заселения и низким уровнем преступности. Скверное соседство и общественная необустроенность дают основания предполагать распространенность злоупотребления алкоголем среди местной молодежи.

Задачей в данном случае является сотрудничество с правоохранительными органами в целях ужесточения контроля над распространением наркотических веществ в данном районе, а также создание досуговых центров, подростковых клубов, отделов внешкольной работы, структурирующих свободное время детей и подростков, проживающих в этом районе.

Частые перемены места жительства оказывают отрицательное влияние на психологическое состояние подростка, поскольку сталкивают его с необходимостью построения отношений с новыми друзьями, соседями, одноклассниками, что часто влияет на появление трудностей и проблем. Чем чаще семья переезжает, тем выше опасность возникновения проблем, связанных с употреблением наркотиков. Однако, если семья умеет органично вливаться в жизнь общества на новом месте а соседи ей рады, данный риск понижается.

Задача состоит в данном случае в помощи семьям, и особенно, подросткам, в адаптации на новом месте: предоставление необходимой информации о школах, медицинских учреждениях в данном районе, городе, а также тесное сотрудничество с классными руководителями, в чей класс поступили новые дети.

Положение дел с употреблением алкоголя и наркотиков напрямую связано с существующими законами и правилами, действующими в отношении алкоголя и наркотиков, содержащимися в федеративном и местном законодательстве. Кроме того, сейчас сложилось явно негативное отношение к законам и законодательной власти, поэтому существует опасность игнорирования законов как выражение протеста существующей политической и экономической ситуации в нашей стране. Также является важным, что часто меняющееся законодательство не всегда становится известно обывателю, и незнание может толкать его на преступление.

Задачей здесь становится просвещение детей и родителей по вопросам законодательства в отношении наркомании и лиц, распространяющих и употребляющих наркотики.

Доступность алкоголя и наркотиков объективно связана с вероятностью злоупотребления ими. В школах, где наркотики более доступны, существуют более высокие показатели употребления наркотиков. Кроме того, на вероятность употребления наркотиков оказывает влияние соседство со школой ночных клубов, ресторанов, кафе, продуктовых магазинов, рынков, парков и других мест с пониженным контролем над распространением наркотиков и алкоголя. Действительно, несмотря на существующий запрет на продажу алкоголя детям до 18 лет, многие продавцы в целях увеличения прибыли продолжают снабжать подростков алкоголем и не несут за это никакой ответственности.

Также, как и в случае неблагоприятного окружения и социальной необустроенности, необходимым является сотрудничество центров и администраций учебных заведений с правоохранительными органами, а также с органами государственного муниципального управления.

Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по-видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в -4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотики или много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте. Если родители к тому же приобщают своих детей к употреблению наркотиков, включая, конечно, и алкоголь, риск возрастает. Чем больше членов семьи употребляют алкоголь и наркотики, тем выше риск.

Очевидно, что в таких семьях вероятно раннее приобщение к спиртному. Оно влечет высокую вероятность того, что дети начнут испытывать алкогольную или другую зависимость или у них возникнут проблемы со злоупотреблением алкогольными напитками в юношеском или зрелом возрасте. Молодые люди, начинающие пить в возрасте до 15 лет, подвергают себя в два раза большему риску, чем те, кто не спешит пробовать спиртное, пока им не будет за девятнадцать.

Задачей профилактики в данном случае является своевременное распознавание таких семей и необходимая социальная, психологическая работа с ними, а в некоторых случаях - частичная или полная изоляция детей от родителей, способствующих употреблению детьми наркотических и алкогольных веществ.

В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам.

В данном случае задача состоит в педагогической и психологической коррекции отношений в семье и обучении родителей и детей способам эффективного межличностного взаимодействия.

Склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности главным образом связан с мальчиками от пяти до семи лет. Мальчики младших классов начальной школы, необщительность и изоляция среди одноклассников которых объясняется их агрессивностью (например, мальчики, которые не умеют хорошо ладить с другими детьми во время игр), в одинаковой мере подвержены риску правонарушений и злоупотребления наркотиками в подростковом возрасте. Если агрессивное поведение сопровождается гиперактивностью в раннем детстве, также существует большая вероятность того, что у юноши будут проблемы со злоупотреблением алкоголем и наркотиками.

Информация о работе Наркомания среди подростков и молодёжи как социальная проблема