Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 10:15, курсовая работа
Злоупотребление наркотиками лишает сегодняшних детей, как право вступать в грядущий век с чувством достоинства и в полном здравии, так и возможности внести значимый вклад в будущее своих стран и всего мира. Более того, некоторые дети сталкиваются с наркоманией уже в утробе матери. Их первое знакомство с миром это жестокие боли, которые они испытывают в связи с абстиненцией из-за выработавшейся у матери привычки к наркотическим веществам.
Цель: изучить развитие наркомании и методы предупреждения наркомании
Введение………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ НАРКОМАНИИ В РОССИИ………………………6
1.1 Исторический аспект развития наркомании……………………………..6
1.2 Развитие наркомании в России…………………………………………..14
1.3 Причины появления наркомании в России …………………………….19
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ В РОССИИ…………………………………………………………………….22
2.1 Социальные факторы …………………………………………………….22
2.2 Микросоциальные факторы……………………………………………...24
2.3 Психопатологические факторы…………………………………………..25
ГЛАВА III. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В РОССИИ …………....27
3.1 Антинаркотическая практика…………………………………………….27
3.2 Лечение и реабилитация наркоманов……………………...…………… 31
3.3 Предупреждение наркомании…………………………………………... 36
Заключение…………………………………………………………………….41
Список использованной литературы………………………………………...44
4. Ослабление и дисфункции социальных институтов, чрезмерно высокие темпы социально-экономических и политических преобразований в связи с переходом постсоциалистических стран к рыночной системе хозяйствования. Отсутствие или несовершенство законодательства или контроля его исполнения в сочетании с резким обострением социально-экономических проблем является в этих условиях благоприятной средой для развития наркобизнеса. В подобных случаях в наркобизнес активно вовлекаются наиболее активные люди с ограниченными финансовыми и экономическими ресурсами.
5. Коррумпированность правительств, члены которых получают огромную прибыль от противозаконной деятельности и потому не предпринимают никаких мер для ее сокращения или сдерживания. Различие между коррумпированным и вступившим в сговор с преступниками правительством заключается лишь в степени непосредственного участия его членов в наркобизнесе.
6. Увеличивающийся спрос на незаконные товары, легкость преодоления пограничных барьеров для ввоза наркотиков.
7. Сохранение неравенства между промышленно развитыми и развивающимися государствами, невыгодное положение, в которое поставлены последние в системе международной торговли, препятствуют их нормальному экономическому прогрессу и реализации возможностей, предоставляемых законной коммерческой деятельностью. Привлекательной альтернативой нищете становится выбор противоправных способов бизнеса. Либерализация внешнеторговой деятельности.
8. Экономические кризисы, стимулирующие поиск улучшения финансового положения путем участия в незаконном бизнесе. Предприниматели используют там накопленные знания и опыт традиционных производств. В условиях кризиса участие в наркобизнесе позволяет временно смягчить проблему занятости значительной части населения. В этих условиях деятельность противозаконных формирований начинает восприниматься положительно. Подобная лояльность имеет для преступников существенное значение, так как затрудняет работу служб контрразведки и противодействует результативности операций правоохранительных органов.
В целом, среди причин, по которым наркотики так легко прижились в России безусловно самыми вескими являются следующие:
1. развал системы детских и молодежных организаций;
2. резкое изменение социального статуса - расслоение в обществе;
3. массированное влияние западной культуры и пропаганда западного стиля жизни;
4. ценностный кризис в обществе - потеря жизненных ценностей;
5. ослабление семейных связей (в частных случаях)
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ В РОССИИ
2.1 Социальные факторы.
Нестабильная экономическая ситуация, характеризующаяся снижением жизненного уровня большей части населения России, уменьшением деловой активности, существенным уровнем безработицы в ряде регионов, отсутствием понимаемых и осознаваемых людьми условий для быстрого улучшения ситуации, приводит к состоянию так называемой "социальной депрессии", отсутствию чувства личной перспективы и значимости. Рекламируемые некоторыми средствами массовой информации (СМИ) высокие стандарты индивидуального благосостояния, которые сформированы под влиянием зарубежной кино- и телепродукции, приводят к формированию у части психически незрелой молодежи имитационных моделей поведения.[18]
Роль наркотических и психоактивных веществ, в имитации "благоденствия" весьма существенна. Отсутствие целостной информационной стратегии, ориентирующей молодое поколение страны на "сохранение" собственного здоровья и работоспособности, как основного и обязательного фактора собственного жизненного благополучия. Неосторожное и зачастую легкомысленное обращение с материалами о наркотиках в отдельных средствах массовой информации, приводящее к формированию "нездорового" интереса к потреблению и потребителям, "позитивного" к ним отношения.
Навязанная, определенными кругами, обществу дискуссия о "целесообразности" легализации наркотических веществ в России, в том числе однобокое и тенденциозное освещение опыта "легализации" марихуаны в Нидерландах и Испании, с умолчанием об отрицательных последствиях этого шага. [19]
Тенденция к "гуманизации" в отношении к наркомании как общественному явлению, зачастую носящая абстрактный характер, без учета реальных условий, к которым относятся:
1. Высокий уровень экономической и уголовной преступности в стране.
2. Низкая степень правового воспитания граждан; недостаточная степень эффективности деятельности исполнительной власти.
3. Недостаточно разработанная молодежная политика, отсутствие у молодежи реальных форм индивидуального самовыражения, сокращение "позитивных форм" досуга; излишняя коммерциализация досуговых и образовательных учреждений.
4. Недостаточная степень гражданского сознания. Пробелы в федеральном законодательстве, особенно в вопросах обеспечения населения антинаркотической пропагандой и противодействия пропаганде наркотиков.
2.2 Микросоциальные факторы.
Значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традиционно отводится семье. Влияние микросреды (ближайшего окружения индивида), куда, безусловно, включаются близкие родственники с индивидуально присущими социально-психологическими характеристиками, в рядя случаев является основным патогенным фактором в генезе наркологических заболеваний. Одним из основных негативных последствий снижения жизненного уровня населения, является уменьшение роли семьи как ключевого социального института, обеспечивающего общественную стабильность.[20] Здесь, помимо традиционных семейных дисгармоний, следует выделить несколько совершенно новых факторов:
1. изменение "системы ценностей" в сочетании с ревизией прошлого приводит к снижению авторитета старшего поколения в глазах молодежи;
2. алкоголизм одного или обоих родителей в современных условиях является более значимым фактором риска заболеваемости нарко- и токсикоманиями у детей и подростков, ввиду более быстрой десоциализации больных хроническим алкоголизмом, потерей ими источников средств существования, и в ряде случаев жилья, что в свою очередь обусловлено низким уровнем социальной помощи этому контингенту.
3. разрушение стандартов этики, морали и религиозности общества как основы для этических и моральных стандартов семьи, на фоне разрушения этических концепций и постулатов времен социализма. Недостаточная информированность родителей в вопросах формирования антинаркотических установок в сознании детей.
2.3 Психопатологические факторы.
Нарушения поведения у детей и подростков, сопровождающиеся немедицинским потреблением психоактивных веществ, и в частности относящихся к наркотическим, могут быть обусловлены различными психологическими (или психиатрическими) причинами. В последние десятилетия расстройства и особенности поведения у детей и подростков по разному понимаются и классифицируются различными исследователями работы разных лет. Нечетко ограничены симптоматические рамки психических заболеваний, например шизофрении. Таким образом, то или иное расстройство (или психическая особенность) вряд ли может быть классифицировано с точки зрения семиотики в достаточной степени корректно. [21]
Психологические механизмы начала наркотизации заключаются в том, что окружающие микросоциальные условия не предоставляют хорошо развитому интеллектуально индивиду достаточных оснований для эмоционального и интеллектуального насыщения. Процесс жизни в этих случаях воспринимается субъективно индивидом как "скучный".Каждая из групп вышеперечисленных факторов, сама по себе отнюдь не является однозначно наркопровоцирующей. Их одновременное воздействие порождает благоприятные условия для развития наркомании. Для того чтобы преодолеть эту ситуацию и повысить эффективность действий, нужны усилия в различных направлениях.
ГЛАВА III. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В РОССИИ.
3.1 Антинаркотическая практика.
Анализ нормативных источников, работ зарубежных и отечественных социологов показывает, что существует три основные стратегии социального контроля в отношении борьбы с наркотизмом: репрессивная («война с наркотиками» - «War on Drugs»), либеральная («уменьшение вреда» - «Harm Reduction»), рестриктивная (ограничительная).
Репрессивная стратегия рассматривает наркопотребителя в качестве асоциального типа, ответственного за свое собственное незавидное положение. Основным рецептом «исправления» является уголовное наказание, изоляция и принудительное лечение. Особых различий между наркоманом и наркопотребителем не делается. Наркотизм в рамках этой модели в целом представляется как устранимое явление, стоит только раскрутить маховик репрессий. Этот путь наиболее характерен для стран с тоталитарными политическими режимами в настоящем и прошлом.
В рамках либеральной модели наркоман – больной человек, ставший жертвой личной предрасположенности или внешних обстоятельств. Наркотический опыт индивида продиктован его свободным и добровольным выбором. Наркотизм неустраним. Внимание общество сосредоточено не на наказании наркозависимых, не на подавлении с помощью репрессий, а на лечении и профилактической работе, на обеспечении жертв наркотизации психологической и социально-медицинской помощью, в том числе и путем отмены запретов на свободную продажу и открытое употребление легких наркотиков. Либеральный подход в законодательстве и антинаркотических практик влечет за собой ограниченную легализацию наркопотребления. Стратегия либерального реагирования на наркотизм не бесспорна. Однако важно то, что она исключает слепую веру в силу запрета, рассматривая его как недостаточно эффективное и, разумеется, далеко не единственное средство решения проблем молодежного наркотизма. В этом направлении развивают антинаркотическое законодательство и социальные практики Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Австралия. В США во многих штатах декриминализовано хранение небольших количеств марихуаны (до одной унции), то есть, отнесено к разряду мелких правонарушений, таких, как нарушения правил дорожного движения. Использование либеральной модели вряд ли приемлемо в современных российских условиях, поскольку в нашей стране все еще очень низка общая и правовая культура населения. Сильны массовые ожидания относительно эффективности репрессий. Снятие административно-правовых запретов и ограничений на употребление даже легких наркотиков, легализация их оборота могут иметь опасные социально-криминальные последствия.[22]
Иной путь видится в рамках развития рестриктивной модели социального контроля, реализация которой удачно апробирована в Швеции. Ограничительный подход занимает промежуточное положение между рассмотренными выше вариантами, поскольку включает в себя как меры дифференцированной общесоциальной и социально-медицинской профилактики наркотизма, так и меры репрессивного характера, направленные на пресечение незаконного оборота наркотиков и преследование тех лиц, которые наживаются на этой социальной проблеме. Наркоман с рестриктивной позиции – больной человек, нуждающийся в различных формах лечения и реинтеграции в общество. Между наркоманами и наркопотребителями проводятся четкие различия. Наркопотребители – основной объект превентивной антинаркотической работы с целью существенного ограничения спроса на наркотики. Наркотизм как явление неустраним, но подвержен эффективному контролю и ограничению. В рамках рестриктивной модели приоритетом являются превентивные практики информационного, психологического, воспитательного, медицинского, просветительского реагирования и мероприятия по минимизации вреда при запрете легализации наркотиков, жестком пресечении их незаконного оборота. Этот подход более гибок и эффективен, поскольку позволяет использовать программы замещающей терапии тяжелых форм наркомании, кабинеты по обмену шприцев и другие социально-медицинские мероприятия по минимизации вреда. Рестриктиная стратегия социально ориентирована и перспективна для России. Она свободна от крайностей либеральной и репрессивных моделей. Законодательное оформление и использование основных элементов подобного подхода позволило бы понизить латентность и криминализацию молодежного наркотизма, повысить, в конечном счете, продуктивность антинаркотической работы, прежде всего за счет активной общесоциальной профилактики, программ по минимизации вреда и мероприятий по ограничению незаконного оборота наркотиков.
В итоге правоприменительные практики направлены на борьбу со всеми, кто так или иначе включен в наркопотребление, на установление контроля над наркооборотом, постепенное сокращение числа больных наркоманией, а также количества наркопреступлений. К сожалению, законом не фиксируются такие важные цели государственной политики в области наркотиков, как уменьшение числа новых наркопотребителй, снижение вреда, причиняемого их здоровью, снижение проблем их социализации и ресоциализации. Он декларирует «приоритетность мер по профилактике наркомании», а не наркотизма. Эффективный способ предупреждения данного вида преступности – региональный. В каждом регионе субъекта Российской Федерации (в зависимости от ее культурных, этнических, национальных, географических и исторических особенностей) должна быть разработана целевая программа по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения (особенно несовершеннолетних) Эта программа должна представлять собой логическую систему основных направлений: - выявление и пресечение каналов распространения наркотических веществ на территории региона, создание автоматизированной системы сбора информации; - проведение обследования мест хранения наркотических средств, проверку территорий с произрастанием наркосодержащих растений; - профилактическая работа по предупреждению распространения наркомании в войсковых частях и учреждениях исполнения наказаний (особое внимание обращать на воспитательные колонии); - проведение научно-профилактических конференций по проблемам наркомании и разработка законопроектов «О противодействии распространению наркомании и токсикомании» на территории региона, а также создание благотворительным фондов по оказанию помощи больным и наркозависимым лицам; - совершенствование форм и методов профилактики наркомании, включающих организацию работы с семьями, члены которых состоят на учете в связи с употреблением наркотиков; - оказание конкретной помощи по трудоустройству и занятости лицам, прошедшим лечение от наркотической зависимости, организация отдыха и занятости подростков группы риска по употреблению наркотических средств, внедрение активных психологических методов профилактики наркомании и пропаганда здорового образа жизни, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, направленных на профилактику наркомании; - укрепление материально-технической базы правоохранительных органов (независимо от их ведомственной принадлежности), участвующих в профилактических мероприятиях по предотвращению незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (речь идет об оснащении техническими и транспортными средствами, о создании базового кинологического центра для служебных собак); - подготовка кадров с учетом отечественного и зарубежного опыта борьбы с наркоманией и на его основе разработка и внедрение специальных обучающих программ для работников заинтересованных ведомств.