Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:55, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть наркотизацию подростков как социальную проблему, выявить ее социальные и психологические причины, а также.
Задача исследования: выяснить существующие особенности и причины наркотизации подростков в России, а также принципы профилактики употребления психоактивных веществ.
Введение …………………………………………………………………
Глава 1. Наркотизация подростков ……………………………...
1.1 Особенности наркотизации подростков в современной России ………………………………...…..
1.2 Причины наркотизации подростков ……………….
Глава 2. Принципы ведения профилактической работы с подростками ……………………………………………
Заключение ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...
При более продолжительном
употреблении психоактивных веществ
формируется физическая зависимость,
которая проявляется вследствие
включения наркотиков или алкоголя
в процессы обмена веществ. В этом
случае при прекращении приема наблюдается
состояние физического
Как правило, формирование психофизиологической зависимости происходит в следующей последовательности:
I этап – эксперимент
II этап – периодическое потребление
III этап – регулярное употребление
IV этап – навязчивая идея
V этап – психофизиологическая зависимость.
В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота употребления наркотиков - от проб через эпизодическое употребление к
систематическому. Однако систематическое употребление не обязательно связано с наличием физической зависимости, а может начаться и значительно раньше.
Также выделяется промежуточная стадия приобщения к наркотикам – стадия привыкания (ранний этап наркотизации, период приспособления). Для этой стадии характерны признаки эмоциональной активности, постоянно высокий жизненный тонус, сокращение сна, стремление к физическому комфорту, собранность, высокая работоспособность, удовлетворительное самочувствие, ощущение остроты и силы восприятия, переживаний, прилива
______________________________
1 Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.- С. 67.
внутренней энергии, ясности сознания. Отмечаются только положительные эмоции. Потребители наркотиков разговорчивы, общительны, расторможены, игнорируют бытовые проблемы. Человек находится в состоянии эмоциональной приподнятости, оптимистично воспринимает действительность, которая не омрачается случающимися неприятностями, что в наше время чрезвычайно актуально. Чаще всего это люди с творческим потенциалом, для них характерно стремление к творческой деятельности. Их психоэмоциональное состояние (привычки и представления на этом этапе подкрепляются сильными положительными эмоциями, ощущением наслаждения) объясняет низкую эффективность профилактических мер.
Таким образом, нарастающая динамика наркотизации молодежи придает наркотикам статус социального явления с особой формой субкультуры. Наркомания стала элементом современного образа жизни в нашей стране, что способствует бурному росту потребителей среди молодежи и изменению структуры употребления наркотиков – от эпизодической к постоянной.
Глава 2. Принципы ведения профилактической работы
Организация мероприятий по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.
Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и снижающей вред от их употребления.
Любая профилактическая программа должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих направлений:
Это общие принципы ведения профилактической работы. Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:
Можно сформулировать ряд правил построения профилактических программ в школе:
Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.
Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.
Информация должна быть уместной
и предоставлять знания о последствиях
злоупотребления наркотиками
______________________________
1 См.: Захаров В. Социальная
работа с героиновыми наркоманами. Профилактический
аспект../ Вадим Захаров [Обращение к документу:
10 декабря 2010] Доступ через <http://www.narkotiki.ru/
Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.
Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.
Нельзя допускать, работая в области антинаркотического просвещения:
Подготовка квалифицированных социальных работников и специалистов по социальной работе - одно из важнейших условий профилактической работы, ведь болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.
Суммируя всё вышеизложенное,
можно отметить, что современная ______________________________
1 См.: Захаров В. Социальная
работа с героиновыми наркоманами. Профилактический
аспект../ Вадим Захаров [Обращение к документу:
10 декабря 2010] Доступ через <http://www.narkotiki.ru/
профилактика употребления наркотиков, которую обязан проводить специалист по социальной работе, преследует следующие цели:
В целях информирования и развития компетентности у людей, специалистам по социальной работе необходимо наладить тесное взаимодействие со средствами массовой информации, особенно обращёнными к молодёжи, в целях пресечения появления в них явной и скрытой пропаганды употребления психоактивных веществ и для привлечения их к проведению активной антинаркотической агитации среди молодёжи. Средства массовой информации являются не только мощным каналом информирования населения, но и выполняют важную функцию по формированию общественного мнения. Нужно создавать у людей с помощью средств массовой информации реалистическую картину возникновения болезненных пристрастий, формировать реальные представления о больных наркоманией, важно описывать различные ситуации обращения к наркотикам, в пропагандистских целях следует обращать внимание также на неосознаваемые страхи, неконтролируемые опасения, потребности и проблемы, часто стоящие за обращением к психоактивным веществам. Средства массовой информации должны инициировать дискуссию вокруг этой проблемы, держать постоянно данную тему в поле общественного сознания, чтобы способствовать формированию адекватного общественного мнения в отношении распространения и злоупотребления наркотиков.
Активизация семьи в профилактике наркомании достигается не только информированием, но и организационными мерами. По многим причинам не складываются контакты родителей и подростков с организациями и госучреждениями по профилактике наркотизации. Важно создать широкую контактную сеть консультативных пунктов, обеспечивающих потребности семьи в диагностике, психологической поддержке, посредничестве по вопросам злоупотребления психоактивными веществами.
Ещё одним важным направлением
деятельности специалиста по социальной
работе в области профилактики злоупотребления
психоактивными веществами является обеспечение
научным сопровождением профилактическую
работу на всех этапах – от её замысла
до изучения обратной связи мероприятия
и долгосрочных эффектов. С этой
целью в практику профилактической
деятельности могут быть внедрены уже
созданные инструменты для
Таким образом, основной задачей в борьбе с наркоманией является профилактика наркозависимости на всех этапах ее развития. На данный момент острота наркотической ситуации в России свидетельствует о слабости профилактической работы: нет продуманной структуры профилактических учреждений, программ их деятельности, координирующего центра, механизма финансирования. Однако разработанные базовые принципы построения целевых профилактических программ на основе сочетания информационных, образовательных и поведенческих технологий проходят апробацию и заслуживают широкого применения как передовой научно-обоснованный опыт.
Заключение
Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД. Лечение и освобождение от наркотической зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.
Исходя из этого, нельзя рассматривать лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.
Немедицинское использование психоактивных препаратов неизбежно в любом обществе. Понять, какую роль играют наркотики в жизни молодых людей необходимо. Употребление наркотиков вносит существенный ущерб обществу и личности. Основная часть потребителей наркотиков – молодежь, и одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населении.
Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы антинаркотического просвещения и в настоящий момент они многим кажутся панацеей.
Информация о работе Наркотизация подростков в России и принципы ее профилактики