Наркотизация подростков в России и принципы ее профилактики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть наркотизацию подростков как социальную проблему, выявить ее социальные и психологические причины, а также.
Задача исследования: выяснить существующие особенности и причины наркотизации подростков в России, а также принципы профилактики употребления психоактивных веществ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………
Глава 1. Наркотизация подростков ……………………………...
1.1 Особенности наркотизации подростков в современной России ………………………………...…..
1.2 Причины наркотизации подростков ……………….
Глава 2. Принципы ведения профилактической работы с подростками ……………………………………………
Заключение ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………...

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

При более продолжительном  употреблении психоактивных веществ  формируется физическая зависимость, которая проявляется вследствие включения наркотиков или алкоголя в процессы обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается  состояние физического дискомфорта  различной степени тяжести - от легкого  недомогания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома. «Конкретные симптомы зависят от вида наркотика и от особенностей организма человека. Такому больному необходима серьезная медицинская помощь для того, чтобы выдержать состояние абстиненции». 1

Как правило, формирование психофизиологической зависимости происходит в следующей  последовательности:

I этап – эксперимент

II этап – периодическое  потребление

III этап – регулярное  употребление

IV этап – навязчивая  идея

V этап – психофизиологическая  зависимость.

В зависимости от стадии заболевания изменяется и частота  употребления наркотиков - от проб через  эпизодическое употребление к

систематическому. Однако систематическое  употребление не обязательно связано  с наличием физической зависимости, а может начаться и значительно  раньше.

Также выделяется промежуточная  стадия приобщения к наркотикам –  стадия привыкания (ранний этап наркотизации, период приспособления). Для этой стадии характерны признаки эмоциональной активности, постоянно высокий жизненный тонус, сокращение сна, стремление к физическому комфорту, собранность, высокая работоспособность, удовлетворительное самочувствие, ощущение остроты и силы восприятия, переживаний, прилива

________________________________

1 Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002.- С. 67.

внутренней энергии, ясности сознания. Отмечаются только положительные эмоции. Потребители наркотиков разговорчивы, общительны, расторможены, игнорируют бытовые проблемы. Человек находится в состоянии эмоциональной приподнятости, оптимистично воспринимает действительность, которая не омрачается случающимися неприятностями, что в наше время чрезвычайно актуально. Чаще всего это люди с творческим потенциалом, для них характерно стремление к творческой деятельности. Их психоэмоциональное состояние (привычки и представления на этом этапе подкрепляются сильными положительными эмоциями, ощущением наслаждения) объясняет низкую эффективность профилактических мер.

Таким образом, нарастающая динамика наркотизации молодежи придает наркотикам статус социального явления с особой формой субкультуры. Наркомания стала элементом современного образа жизни в нашей стране, что способствует бурному росту потребителей среди молодежи и изменению структуры употребления наркотиков – от эпизодической к постоянной.

Глава 2. Принципы ведения профилактической работы

Организация мероприятий  по профилактике наркомании строится на основе целевых программ, объединенных общей концепцией профилактической работы.

Цели такой работы - создание в молодежной среде ситуации, препятствующей злоупотреблению наркотиками и  снижающей вред от их употребления.

Любая профилактическая программа  должна включать в себя определенные виды деятельности в каждом из следующих  направлений:

  • Распространение информации о причинах, формах и последствиях злоупотребления наркотическими средствами.
  • Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, и умения принимать правильные решения.
  • Предоставление альтернатив наркотизации.
  • Цель работы в данном направлении - коррекция социально-психологических особенностей личности.
  • Целевая работа с группой риска - определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам.
  • Взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу. Работа по изменению отношения к злоупотребляющим наркотиками – оно должно стать более гуманным. Однако необходимо пресекать любые попытки распространения идей о легализации наркотиков, правомочности их употребления и облегчении доступа к ним.

Это общие принципы ведения  профилактической работы. Школа, как  социальный институт, обладает рядом  уникальных возможностей для их успешной реализации:

  • Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль за их усвоением.
  • Влияние на уровень притязаний и самооценку.
  • Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.
  • Возможность привлечения специалистов по профилактике.1

Можно сформулировать ряд  правил построения профилактических программ в школе:

Любая работа в области  антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным  персоналом из числа работников школы  в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

Просветительские программы  должны вестись на протяжении всего  периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах  и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для  общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни  и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять  желанию попробовать наркотики  или "приблизиться" к ним в  моменты стресса, изоляции или жизненных  неудач. Информация должна предоставляться  с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).

________________________________

1 См.: Захаров В. Социальная работа с героиновыми наркоманами. Профилактический аспект../ Вадим Захаров [Обращение к документу: 10 декабря 2010] Доступ через <http://www.narkotiki.ru/expert_5459.html>

Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.

Для оценки эффективности  любой профилактической программы  необходимы регулярные социологические  исследования, проводимые независимыми экспертами.

Нельзя допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

  • Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.
  • Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.
  • Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.
  • Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.
  • Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков.
  • Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

Подготовка квалифицированных  социальных работников и специалистов по социальной работе - одно из важнейших  условий профилактической работы, ведь болезнь легче предотвратить, чем тратить силы и средства на ее лечение.

Суммируя всё вышеизложенное, можно отметить, что современная ________________________________

1 См.: Захаров В. Социальная работа с героиновыми наркоманами. Профилактический аспект../ Вадим Захаров [Обращение к документу: 10 декабря 2010] Доступ через <http://www.narkotiki.ru/expert_5459.html>

профилактика употребления наркотиков, которую обязан проводить  специалист по социальной работе, преследует следующие цели:

  • Убедить человека отказаться даже от единичной пробы наркотика и нейтрализовать факторы, способствующие его обращению к психоактивным веществам;
  • Оказывать консультативную и иную медицинскую помощь лицам, злоупотребляющим психоактивными веществами.
  • Расширять помощь наркозависимым людям в разрешении проблем их жизненной ситуации (предоставление материальной помощи, приюта, содействие в трудоустройстве, посредничество при аренде жилья, консультирование по погашению долгов, помощь в восстановлении потерянных документов, представительство интересов больного в суде и других учреждениях и т. д.).

В целях информирования и  развития компетентности у людей, специалистам по социальной работе необходимо наладить тесное взаимодействие со средствами массовой информации, особенно обращёнными  к молодёжи, в целях пресечения появления в них явной и  скрытой пропаганды употребления психоактивных  веществ и для привлечения  их к проведению активной антинаркотической  агитации среди молодёжи. Средства массовой информации являются не только мощным каналом информирования населения, но и выполняют важную функцию  по формированию общественного мнения. Нужно создавать у людей с  помощью средств массовой информации реалистическую картину возникновения  болезненных пристрастий, формировать  реальные представления о больных  наркоманией, важно описывать различные  ситуации обращения к наркотикам, в пропагандистских целях следует  обращать внимание также на неосознаваемые страхи, неконтролируемые опасения, потребности  и проблемы, часто стоящие за обращением к психоактивным веществам. Средства массовой информации должны инициировать дискуссию вокруг этой проблемы, держать  постоянно данную тему в поле общественного  сознания, чтобы способствовать формированию адекватного общественного мнения в отношении распространения и злоупотребления наркотиков.

Активизация семьи в профилактике наркомании достигается не только информированием, но и организационными мерами. По многим причинам не складываются контакты родителей  и подростков с организациями  и госучреждениями по профилактике наркотизации. Важно создать широкую  контактную сеть консультативных пунктов, обеспечивающих потребности семьи  в диагностике, психологической  поддержке, посредничестве по вопросам злоупотребления психоактивными веществами.

Ещё одним важным направлением деятельности специалиста по социальной работе в области профилактики злоупотребления  психоактивными веществами является обеспечение  научным сопровождением профилактическую работу на всех этапах – от её замысла  до изучения обратной связи мероприятия  и долгосрочных эффектов. С этой целью в практику профилактической деятельности могут быть внедрены уже  созданные инструменты для социологических  исследований и мониторинга наркологической  ситуации.

Таким образом, основной задачей в борьбе с наркоманией является профилактика наркозависимости на всех этапах ее развития. На данный момент острота наркотической ситуации в России свидетельствует о слабости профилактической работы: нет продуманной структуры профилактических учреждений, программ их деятельности, координирующего центра, механизма финансирования. Однако разработанные базовые принципы построения целевых профилактических программ на основе сочетания информационных, образовательных и поведенческих технологий проходят апробацию и заслуживают широкого применения как передовой научно-обоснованный опыт.

Заключение

Употребление наркотиков - одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний  возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения  различными инфекциями, включая СПИД. Лечение и освобождение от наркотической  зависимости - это целый комплекс медицинских и социальных мероприятий. Их реализация сопряжена с большими материальными и моральными затратами, а положительный исход возможен далеко не всегда, так как на сегодня  адекватной системы помощи наркозависимым в России не существует.

Исходя из этого, нельзя рассматривать  лечение на стадии сформировавшейся зависимости как единственное средство борьбы с распространением наркомании. Такой подход не дает и не может  дать положительного результата. Основной акцент должен ставиться на профилактические, превентивные меры.

Немедицинское использование  психоактивных препаратов неизбежно  в любом обществе. Понять, какую  роль играют наркотики в жизни  молодых людей необходимо. Употребление наркотиков вносит существенный ущерб  обществу и личности. Основная часть  потребителей наркотиков – молодежь, и одним из следствий наркомании является физическая и социальная деградация наиболее активной части населении.

Во всем мире школьные программы - это наиболее распространенные формы  антинаркотического просвещения и  в настоящий момент они многим кажутся панацеей.

Информация о работе Наркотизация подростков в России и принципы ее профилактики