Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 06:03, реферат
Научное исследование - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Классификация научных исследований может проводиться по различным основаниям. По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные, хоздоговорные и не финансируемые.
Введение………………………………………………………..3
1.Определение научного исследования……………………………….4
2.Классификационные признаки научных исследований……………6
3.Основные этапы научного исследования…………………………...14
Заключение……………………………………………………………...17
Список используемой литературы
Другие понятия являются неправовыми, но касаются юридической деятельности (например, понятия «предупреждение правонарушений», «тактика расследования преступления»).
Суждение – это мысль, в которой утверждается или отрицается что-либо. Например, при квалификации преступления может быть высказано суждение, что К. совершил преступление, предусмотренное определенной статьей УК, или высказывание может быть отрицательным: действия К. не подпадают под признаки какого-либо состава преступления.
Принцип – это руководящая идея, основное исходное положение теории. Принципы бывают теоретическими и методологическими. При проведении теоретических исследований в области права следует руководствоваться, например, четырьмя принципами законности: верховенства закона, всеобщности, целесообразности и реальности законности. При этом нельзя не учитывать методологические принципы диалектического материализма: относиться к действительности как к объективной реальности; отличать существенные признаки изучаемого объекта от второстепенных; рассматривать предметы и явления в непрерывном изменении и др.
Аксиома – это положение, которое является исходным, не доказываемым и из которого по установленным правилам выводятся другие положения. Например, в настоящее время следует признать аксиоматичными утверждения о том, что нет преступления без указания на то в законе, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность2.
Закон – это объективная, существенная, внутренняя, необходимая и устойчивая связь между явлениями, процессами. Законы могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, по основным сферам реальности можно выделить законы природы, общества, мышления и познания; по объему действия – всеобщие, общие и частные.
Закономерность – это: 1) совокупность действия многих законов;
2) система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон. Так, существуют определенные закономерности движения преступности в мировом масштабе: 1) ее абсолютный и относительный рост; 2) отставание социального контроля над нею.
Положение – научное утверждение, сформулированная мысль. Примером научного положения является утверждение о том, что норма права
состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.
Учение – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности. Например, в уголовно-правовой науке разработано учение о преступлении и учение о наказании.
Идея – это: 1) новое интуитивное объяснение события или явления;
2) определяющее стержневое положение в теории. Например, в новом УК РФ последовательно проведена идея приоритета охраны личности от преступных посягательств согласно международным стандартам прав и свобод человека.
Концепция – это система теоретических взглядов, объединенных научной идеей (научными идеями). Теоретические концепции обусловливают существование и содержание многих правовых норм и институтов.
Даже написаны монографии, целиком посвященные концептуальным основам уголовного и уголовно-процессуального права.
Эмпирический уровень исследования характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств). На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение.
Взаимодействие эмпирического и теоретического уровней исследования заключается в том, что: 1) совокупность фактов составляет практическую основу теории или гипотезы; 2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее; 3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений; 4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.
Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы (зависимости).
Понятие «факт» употребляется в нескольких значениях: 1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания (факт сознания); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
В юридических науках к фактам действительности можно отнести нормативные акты, юридические факты, преступность, правотворчество и т.д., а к фактам сознания – правосознание граждан, законодателя, право применителей и др.
Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов. Например, в результате изучения уголовных дел определенной категории и обобщения следственно-судебной практики можно выявить типичные ошибки, допускаемые судами при квалификации преступлений и назначении виновным уголовных наказаний.
Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость
в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим
знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей3. К числу таких законов можно отнести, например, закономерности преступности. К. Маркс писал, что «преступления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и по своей классификации такую же закономерность, как явления природы».
3.Основные этапы научного исследования
Для успеха научного исследования его необходимо правильно организовать, спланировать и выполнять в определенной последовательности.
Эти планы и последовательность действий зависят от вида, объекта и целей научного исследования. Так, если оно проводится на технические темы, то вначале разрабатывается основной предплановый документ – технико-экономическое обоснование, а затем осуществляются теоретические
и экспериментальные исследования, составляется научно-технический отчет и результаты работы внедряются в производство.
Криминологические и социологические исследования осуществляются в иной последовательности. Например, криминологическое исследование разделяется на четыре этапа: подготовительный, пилотаж, сбор эмпирического материала и его обработка, анализ результатов и подготовка
итоговых документов. В социально-правовом исследовании выделяются пять стадий: 1) подготовка программы; 2) социологическое наблюдение (сбор эмпирической информации); 3) обработка и обобщение полученных данных; 4) научный анализ и объяснение данных; 5) изложение итогов.
Применительно к работам студентов на юридические темы можно наметить следующие последовательные этапы их выполнения:
1) подготовительный;
2) проведение теоретических и эмпирических исследований;
3) работа над рукописью и её оформление;
4) внедрение результатов научного исследования.
Представляется необходимым сначала дать общую характеристику каждому этапу научно-исследовательской работы, а затем более подробно рассмотреть те из них, которые имеют важное значение для выполнения научных исследований студентами.
Подготовительный этап включает: выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработку плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
Вначале формулируется тема научного исследования и обосновываются причины её разработки. Путем предварительного ознакомления с литературой и материалами ранее проведенных исследований выясняется, в какой мере вопросы темы изучены и каковы полученные результаты. Особое внимание следует уделить вопросам, на которые ответов вообще нет либо они недостаточны. Составляется список нормативных актов, отечественной и зарубежной литературы, картотека опубликованной судебной практики. Разрабатывается методика исследования. Подготавливаются средства НИР в виде анкет, вопросников, бланков интервью, программ наблюдения и др.
Для проверки их годности могут проводиться пилотажные исследования.
Исследовательский этап состоит из систематического изучения литературы по теме, статистических сведений и архивных материалов; проведения теоретических и эмпирических исследований, в том числе сбора социально-правовой и криминологической информации и материалов юридической практики; обработки, обобщения и анализа полученных данных; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
Третий этап включает: определение композиции (построения, внутренней структуры) работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
Четвертый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику и авторского сопровождения внедряемых разработок. Научные исследования не всегда завершаются этим этапом, но иногда научные работы студентов (например, дипломные работы) рекомендуются для внедрения в практическую деятельность правоохранительных органов и в учебный процесс.
Заключение
Современные научные исследования во всех развитых странах мира поглощают значительную часть совокупного национального продукта (в США и СССР около 3%). Научные исследования оказывают глубокое влияние на все стороны общественной жизни, экономический и технический прогресс, управление общественными институтами и т. д. Поэтому проблема их финансирования, планирования, организации, эффективности образует одну из центральных проблем государственной политики. В связи с этим начали развиваться исследования по организации, экономике и методологии научных исследований. Методы и навыки научных исследований находят широкое применение за границами науки при решении многих экономических и социальных задач.
Список используемой литературы
1 Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. М., 2009. С. 80 – 88.
2 Печников Г.А. О важности юридических аксиом в преподавании ос-
нов уголовного права и уголовного процесса // Юрид. образование и наука. 2009. № 2. С. 33.
3 Козлов В.А., Суслов Ю.А. Конкретно-социологические исследования: Учеб. пособие. Л.,2007. С. 35.
Информация о работе Научное исследование, его структура, этапы и уровни