Неформальные движения молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей. Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие неформалов…………………………………………………………...5
1.1. Экстернальная культура…………………………………………………...6
1.2. Символика…………………………………………………………….…….9
1.3. Основные признаки неформалов………………………………………...10
2. История неформального движения. Причины возникновения…………....11
3. Классификация неформалов…………………………………………………16
3.1. Ассоциальные……………………………………………………………..16
3.2. Антисоциальные…………………………………………………………..18
3.3. Просоциальные……………………………………………………………19
3.4. Неформалы художественной направленности……………………….....20
Заключение……………………………………………………………………...21
Литература………………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 41.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  неформалов…………………………………………………………...5

   1.1. Экстернальная культура…………………………………………………...6

   1.2. Символика…………………………………………………………….…….9

   1.3. Основные признаки неформалов………………………………………...10

2. История  неформального движения. Причины  возникновения…………....11

3. Классификация  неформалов…………………………………………………16

   3.1. Ассоциальные……………………………………………………………..16

   3.2. Антисоциальные…………………………………………………………..18

   3.3. Просоциальные……………………………………………………………19

   3.4. Неформалы художественной направленности……………………….....20

 Заключение……………………………………………………………………...21

 Литература………………………………………………………………………22 
 
 
 
 
 
 

Введение.

         Я взяла эту тему потому, что эта тема довольно близка мне. Ведь неформалы это в основном молодежь. А я сама отношусь к этой категории. Я попытаюсь изложить суть неформалов, их понятия, цели которые они преследуют, их стремления, идеологию и т.д. Но если можно так выразиться, видов неформалов существует великое множество (панки, металлисты, хиппи, системщики и т.д.) эти виды, как правило, составляет молодежь.

         Кроме того, я считаю что эта тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Неформальные объединения, по сути целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих". Проще говоря, это государство в государстве требующее очень глубокого изучения.

 Цели  и задачи: Я не ставлю своей  задачей детальный анализ деятельности  каждого объединения - такой анализ  должен быть предметом специальных  исследований.

 Эту  работу можно сравнить с фотографией  яхт на море сделанной с  берега: можно увидеть их очертания,  общее количество, положение по  отношению друг к другу, определить  вероятные направления движения  в ближайшем будущем - и не  больше. Рассматривая неформальные  объединения, я попытаюсь определить  роль и место самодеятельных  общественных формирований в  жизни страны в настоящее время  и ближайшие перспективы их  развития с учетом возможных  альтернативных вариантов. Сегодня  не смотря на активную деятельность  неформальных объединений, известно  о них не так много. Отдельные  публикации в прессе не позволяют  получить целостную картину, а  иногда дают искаженные представление  о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь оду какую-то сторону их деятельности.

 В  отношении неформальных объединений  сложился самый острый дефицит  – дефицит информации. Моей целью  отчасти является хотя бы частичное  удаление этого дефицита.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие  неформалов: "Неформалы, кто они? "

        Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как  неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные формирования, причем эти изменения зачастую касаются не только форм и методов их деятельности, но и провозглашаемый целей. Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами. А неформальные организации и объединения ничего этого не имеют.

 Неформальные  объединения - это явление массовое. Ради каких только интересов не объединяются люди и дети, подростки и молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые "неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать "самодеятельными любительскими объединениями молодежи". Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по своему борются с коррупцией. Стихийно возникающие молодежные группы именуют то неформальными, то любительскими, то самодеятельными. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:

1. Сотрудничество.

2. Оппонирование  и критика.

3. Оппозиция  и борьба.

 Все  эти три функции органически  взаимосвязаны и не могут быть  искусственно отменены.

1.1. Экстернальная  культура

        Экстернальные культуры существовали и существуют в разных обществах. Ранние христиане были экстерналами в Римской Империи. В средневековой  Европе - это многочисленные ереси. В России - раскол. Экстернальные культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура - это те нормы и символы, которые задают основной принцип упорядочения данного общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа - самоописания общества. Существует баланс двух подсистем общества: контркультура немыслима и не существует без официального общества. Они взаимодополнительны и связаны. Это одно целое. Для такого рода выпавших культур можно предложить термин "экстернальные" (от лат. "externus"-чужой). Сообщества типа "Системы" действительно отчуждены от общества, хотя и неотделимы от него. Сфера экстернальной культуры включает, собственно, множество разных субкультур: например криминальную, богемную, наркомафию, и. т.д. Они экстернальны в той мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым "общепринятым". Их объединяет то, что все они - локальные коммуникативные системы, расположенные вне рамок основной сети (той, что определяет государственное устройство).

 Если  представить общество в целом  как иерархию взаимосвязанных позиций (статусов), то "Система" окажется между позиций, то есть вне общества. Не случайно общественным мнением и научной традицией она относится к сфере андеграунда (от англ. "underground" - подполье) , контр-культуры, или в отечественном лексиконе было популярно еще словечко "неформалы". Все эти определения указывают на внеположенность, для которой характерны приставки "контр-", "под-", "не-". Ясно, что речь идет о чем-то противостоящем ("контр-") , не видимом и скрытном (под-) , неоформленном. Эта локализация вне структур общества вполне согласуется и с собственно "Системным" мировосприятием.

 Необходимо  дать характеристику "Системы", хотя бы самую общую, что  бы можно было представить,  о чем идет речь. Но сделать  это оказывается непросто. Привычных  черт сообщества здесь, кажется,  нет. Сама "Система" категорически  отвергает попытки свести ее  к какой-либо социальной схеме.  Типичный пример ее самоопределения  - отрывок из статьи А. Мадисона - очень старого (олдового) хиппи  из Талkина: "Движение, а его  несравненно правильней было  бы назвать сдвигом, не выставило  ни громоздких лидеров, облаченных  в пуленепробиваемую харизму,  не породило организаций, объявивших  священную войну всем и уж, конечно, в особенности друг  другу за право курировать  нетленные мощи ортодоксии, наконец  не подвело под эту несуществующую  ортодоксию никакой специальной  хипповской философии, идеологии  или религии. Вместо идеологии  с самого начала были заземлены  идеалы, формирующиеся достаточно  просто - мир и любовь". В "Системе" к кому не подойди, такой же промежуточный считает себя художником, среди друзей известен как художник, а работает в котельной кочегаром; поэт (дворник), философ (бродяга без определенного места жительства). Здесь таких большинство. Статус в собственных глазах не совпадает со статусом в глазах общества. Принимаемые нормы и ценности иные, нежели предписанные обществом. Система, объединяющая таких людей, оказывается в результате сообществом, находящимся в промежутках социальной структуры, вне ее. Процитируем еще раз упоминавшегося уже Мадисона, раз уж он сам взял на себя роль хипповского историографа и теоретика: " Хиппизм, заявляет он, не вступает во взаимоотношения с конституцией, его неуправляемые владения начинаются там, где нет и в помине границ государственных. Эти владения повсюду, где горит огонь творящей независимости".

По Парсону, например, причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов  в социальной структуре А они  некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием  нового поколения в ту же структуру  и, следовательно, ее воспроизводством Второе направление объясняет появление  выпавших людей сдвигами в самом  обществе. У М. Мид это выглядит так: " Молодежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых  готовили к занятию одних позиций  в социальной структуре, а структура  уже другая, тех позиций в ней  нет ".

 Новое  поколение ступает в пустоту.  Не они выходят из имеющейся  социальной структуры (как у Парсона или Тернера), а сама структура ускользает из-под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в лоне контр-культуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере смена культурной парадигмы: ценности контр-культуры "всплывают" и ложатся в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в подземный мир контр-культур. На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах (изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов, они входят в общество, там устраиваются, обретают статус.

Неопределенность  и самоорганизация: и так, "Система" - пример сообщества, куда стекаются  выпавшие из социальной структуры. Эти  люди не имеют определенного положения, прочной позиции - их статус не определён.

1.2. Символика

        В. Греч.слово to symbolon (sym - с, bolon - бросание, метание; symballein - совместно нескольким лицам бросать что-либо, напр. рыбакам сети при ловле рыбы) позже стало означать у греков всякий вещественный знак, имевший условное тайное значение для известной группы лиц, напр. для поклонников Цереры, Цибелы, Митры. Тот или иной знак (sumbolon) служил также отличием корпораций, цехов, разных партий- государственных, общественных или религиозных. Слово "С. " в житейской речи заменило более древнее слово shma (знак, знамя, цель, небесное знамение). Еще позже в Греции sumbolon называли то, что на Западе наз. lagritio - номер или билет на получение бесплатно или по уменьшенной цене хлеба из казенных складов или от щедрых богачей, а также перстни.

 Существует  еще другой способ определения  (или представления) сообщества, кроме как через его локализацию  в социальной структуре: через  символику. Именно так обычно  происходит на уровне обыденного  сознания или журналистской практики. Пытаясь выяснить, кто такие "хиппи" (или панки и проч.), мы, прежде всего, описываем их знаки.

А. Коэн, например, вообще определяет сообщество, как поле символики: " Реальность сообщества в восприятии людей, - пишет  он, - заключается в их принадлежности... к общему полю символов ". И далее: " Восприятие и понимание людьми их сообщества... сводится к ориентации по отношению к его символизму ". Наличие своей символики  создает возможность образования  общности, поскольку обеспечивает средство коммуникации. Символ - оболочка, в которую упаковывается "своя" информация. В таком виде она отличима от чужой, а следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внутри той сферы, где действует символ и вне ее. Это и есть сгущение контактов, на базе которого формируются социальные структуры.

Система обладает особенностью впитывать чужую  символику и, перекодируя, включать в свой фонд. Надо различать носителей  одной и той же символики, принадлежащих  к Системе и не принадлежащих  к ней. Например, есть панки в Системе, тусующиеся вместе с хиппи, и панковские группировки вне ее. Последние  совсем не причисляют себя к Системе  и даже, бывает, приходят бить " пиплов ". Точно так же есть Системные  и несистемные металлисты, буддисты, битломаны и проч.

        Итак, наличие общей  сети коммуникаций с обслуживающим  ее собственным языком, а также  общего самосознания, норм и ценностей  позволяет говорить о Системе  как о сообществе (еще не зная его структуры) .

. 1.3. Основные признаки неформалов

1) Неформальные  коллективы не имеют официального  статуса.

2) Слабо  выраженная внутренняя структура.

3) Большинство  объединений имеет слабо выраженные  интересы.

4) Слабые  внутренние связи.

5) Очень  сложно выделить лидера.

6) Не  имеют программы деятельности.

7) Действуют  по инициативе небольшой группы  со стороны.

8) Представляют  альтернативу государственным структурам.

Информация о работе Неформальные движения молодежи