Несовершеннолетнее материнство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 20:57, реферат

Описание работы

Проблема юного материнства в последние десятилетия становится все более актуальной в связи с ростом сексуальной активности подростков, ведущей к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у девушек-подростков и, следовательно, к увеличению количества юных матерей — женщин 10-19 лет, имеющих детей.

Файлы: 1 файл

раннее материнство.docx

— 59.94 Кб (Скачать файл)

Актуальность проблемы. Проблема юного материнства в последние десятилетия становится все более актуальной в связи с ростом сексуальной активности подростков, ведущей к возрастанию количества непланируемых беременностей и родов у девушек-подростков (Перминова С.Г., Сотникова Е.И., 1993; Захарчук В.А., 1994, Каткова И.П. и соавт., 1993; Павлов О.Г., 1996; Фикс Д., 1997; Якубович В.Б., 1993; Klerman L.V., 1993; D.Romer, M.Black, I.Ricardo & all, 1994), и, следовательно, к увеличению количества юных матерей — женщин 10-19 лет, имеющих детей.

Материнство в юном возрасте сопровождается рядом затруднений  жизнедеятельности, разрешение которых  в значительной степени зависит  как от самих подростков и их семей, так и от общества (Лешкевич И.А. и соавт., 1996; Сидоров Г.А., Степашов Н.С., 1995, Степашов Н.С., 1996). Раннее материнство ведет к социальной изоляции юных матерей, прерыванию их образования, что в дальнейшем наносит экономический ущерб обществу (Баранец JI.A., 1985; Елизаров В.В., 1998; Каткова И.П. и соавт., 1992; Light D., Keller S., Carhoun С., 1989). Юная мать нередко лишена экономической и психологической поддержки, что негативно отражается на ее социальном самочувствии и эффективности адаптации к роли матери.

Рождение ребенка становится дополнительным источником эмоциональной  нагрузки для юной женщины и ее близких (Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж., 1994; Якшевич Н.В., 1993; Hoffman L.W., 1978; Steffensmeier R.H., 1982). Углубляет это обстоятельство и то, что юные матери находятся под жестким прессингом общественного мнения.

До сего времени в нашей  стране нет глубоко разработанных  и широко реализуемых целевых  программ социальной реабилитации юных матерей

Актуальность проблемы юного  материнства свидетельствует о  необходимости комплексного изучения этого социального явления как  неразрывного единства личностных характеристик  юных матерей, их социальных взаимодействий и аттитюдов общества по отношению  к ним.

 
Перечисленное выше послужило основанием для выделения проблемы настоящего исследования.

Основная гипотеза исследования — предположение о том, что  материнство в юном возрасте влияет на личностные и социальные характеристики юных матерей.

 
Объектом данного исследования выбрано  юное материнство.

Предмет исследования —  социальные и личностные аспекты  юного материнства.

Цель данной работы состоит  в концептуальном осмыслении социальных основ юного материнства в  современных условиях.

В соответствии с целью  исследования в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Уточнить понятие "материнство"  через определение его социальной  сущности.

2. Раскрыть особенности  юного материнства как социального  явления. 

3. Выявить основную направленность  идентификации юных матерей. 

4. Изучить состояние общественного  мнения по отношению к юному  материнству и его причинам.

5. Показать степень влияния  личностных особенностей и мнения  окружающих на формирование материнских  установок в юном возрасте.

6. Определить характер  соответствия субъективных оценок  юного материнства оценкам общественного  мнения.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В США для молодых беременных женщин на базе университетской клиники  уже более 30 лет существует кризисная  женская клиника Цель деятельности – оказание психологической и  моральной помощи юным беременным. Находясь в клинике, будущие мамы проходят курс специальной подготовки, обучаются эффективным формам поведения, уходу за будущим ребенком.  
Программы профилактики подросткового материнства.  
В Америке существуют две концепции сексуального просвещения: "Обучение контрацепции" и "Обучение воздержанию" [44].  
Соотношение финансирования программ планирования семьи и беременностей и абортов у девушек 15-19 лет в США четко показывает: чем больше денег вкладывается в программы "Обучение контрацепции", тем больше число подростковых беременностей и абортов.  
В 1996 году Конгресс США постановил (публичный закон PL 104-193, известный как "Социальная реформа"):  
- брак - основа процветающего общества;  
- брак - необходимый институт благополучного общества, в котором поддерживаются интересы детей;  
- поддержка ответственного отцовства и материнства - основа успешного воспитания и развития детей".  
Законом вместо программ "Обучение контрацепции" вводится программа "Обучение воздержанию", на реализацию которой ежегодно (в 1998 - 2002 годах) выделяется по 50 миллионов долларов. Деньги распределяет Бюро здоровья матери и ребенка по заявкам штатов. На каждые 4 доллара, поступившие от Федерального правительства, штаты дополнительно выделяют 3 доллара. Деньги используются на реализацию программ "Обучение воздержанию", а также, по усмотрению штата, на руководство, консультирование и обследование взрослых с целью содействия половому воздержанию, фокусируя работу на группах с высоким риском рождения детей вне брака.  
"Термин "обучение воздержанию" означает образовательную или мотивационную программу, которая имеет исключительной целью:  
- раскрытие тех положительных сторон жизни (социальных, психологических и связанных со здоровьем), которые могут быть реализованы благодаря половому воздержанию;  
- учит половому воздержанию вне брака как ожидаемому эталону поведения школьников разного возраста;  
- учит, что половое воздержание - единственно верный способ избежать нежелательной беременности, передающихся половым путем заболеваний и других, связанных со здоровьем проблем;  
- учит, что стандартом полового поведения человека являются постоянные моногамные отношения верных друг другу людей, рассматриваемые в тесной взаимосвязи с браком;  
- учит, что половая активность вне брака, обычно имеет отрицательные психологические и физические последствия;  
- учит, что рождение детей вне брака обычно имеет вредные последствия для самих детей, их родителей и общества;  
- учит молодых людей, как отвергать сексуальные предложения, а также какую роль в сексуальных притязаниях играют алкоголь и наркотики;  
- учит важности достижения самостоятельности (самодостаточности) до начала половой активности".  
Задачами программ "Обучение воздержанию" являются:  
1. Снижение подростковой беременности, особенно среди девушек 15-17 лет: не более 50 беременностей на 1000 девушек в возрасте 15-17 лет. Исследования показывают, что подростковая беременность и воспитание ребенка оказывают отрицательное влияние на достижение подростками социальной и экономической независимости. Программы обучения только воздержанию - путь научить молодых людей принимать решения и развить их способность к этому, что, в свою очередь, позволит уменьшить число нежелательных беременностей.  
2. Уменьшение числа сексуально активных подростков: не более 15% сексуально активных подростков в возрасте 15 лет, не более 40% сексуально активных подростков в возрасте 17 лет. Имеется ряд указаний, что раннее начало подростками половой жизни может иметь отрицательное влияние на их социальное и психологическое развитие. Программы обучения только воздержанию являются способом подготовки молодых людей к принятию решения отложить начало половой жизни на более поздний срок и создания в обществе условий, которые поддерживали бы такое решение.  
3. Уменьшение числа заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП). Возможность избежать заболеваний, передающихся половым путем, а также доступность и качество медицинской помощи при ЗППП - важные факторы предупреждения распространения болезней и их осложнений. Большинство ЗППП приходится на возраст 15-29 лет. Методы первичной и вторичной профилактики являются эффективными для безотлагательного уменьшения числа ЗППП. Программы обучения только воздержанию - один из способов подготовки молодых людей к предупреждению ранних сексуальных отношений и заболеваний, передающихся половым путем.  
4. Уменьшение числа рождений внебрачных детей среди девушек 15-17 лет. Департамент здравоохранения и социальной помощи США сделал приоритетной целью своего стратегического плана 1997 года снижение подростковой беременности (как основной угрозы здоровой и полноценной жизни). Подростковое родительство связывается с невозможностью юных матерей закончить среднюю школу и с началом их знакомства с бедностью." Департамент здравоохранения и социальной помощи США установил для штатов с количеством абортов ниже показателей 1995 года премии: пять по 20 миллионов долларов - штатам с наименьшими показателями внебрачных родов, а премию в 25 миллионов долларов - штату с самым низким числом внебрачных родов.  
Некоторые результаты реализации программ воздержания. После введения программы "Сексуальность, обязательство и семья (Sexuality, Commitment, and Family)" в средней школе San Marcos (Калифорния) число беременностей уменьшилось за 2 года в 7,5 раза. В Вашингтонском отделении "Лучших друзей (Best Friends)" в ходе реализации программы "Откладывание сексуального вовлечения (Postponing Sexual Involvement)" только одна из 400 девушек забеременела, с тех пор как начиналась программа.  
В соответствии с отчетом "Роль ответственности и знаний в снижении рождения детей вне брака у подростков" Департамента образования США: "более низкие шансы столкнуться с родами в подростковом возрасте имеют девушки с сильным самоконтролем, решительно настроенные на получение образования и имеющие родителей, беспокоящихся за них и ожидающих от своих дочерей успехов в учебе" (S.L. Hanson, D.E. Myers, A.L. Ginsburg, 1987). Кроме того, девушки хотят получить помощь в обучении умению сказать "нет" в ответ на сексуальные предложения - как сказать "нет", не оскорбив чувств другого человека" (M. Howard, J.B. McCabe, 1990).  
Таким образом, программы обучения только воздержанию отстаивают воздержание как способ контроля подростками своей сексуальности. Возрос интерес к половому воздержанию и у многих разработчиков программ контрацепции, которые преподносятся как "базирующиеся на воздержании", "плюс воздержание" или "всесторонние" из-за того, что в них упоминают воздержание как один из нескольких вариантов выбора. Такие программы, тем не менее, вводят в заблуждение подростков и значительно подрывают веру в эффектность воздержания. Общими характеристиками таких "всесторонних" или "базирующихся на воздержании" программ являются:  
1) убежденность авторов, что подростки неизбежно становятся сексуально активными;  
2) пропаганда контрацепции и абортов, негласно разрешающая и одобряющая половую активность подростков;  
3) откровенное лукавство: подростка вынуждают делать выбор между отказом от удовольствия (воздержание) и удовольствием (контрацепция), заранее зная, что в силу незрелости подростка выбор будет сделан в пользу контрацепции.  
Опыт Скандинавских стран.  
В Швеции существует женский кризисный центр, работа которого направлена на снятие стрессовых состояний, которые характерны в период беременности для таких мам, формирование объективной оценки причин и характера кризиса, поиск оптимальных путей выхода из сложившейся ситуации. Центр существует как изолированная, полузасекреченная организация, в которой юные мамы чувствуют себя в безопасности.  
Чрезвычайно распространенной и весьма эффективной формой помощи юным беременным из социально неблагополучных слоев общества является движение "поддерживающих семей". Деятельность его заключается в том, что благополучные семьи берут под опеку и оказывают всестороннюю помощь одиноким и молодым беременным - становятся на время не только источником дополнительных материальных средств, но и моральной поддержкой для будущих мам.  
В Финляндии существует центр, называемый Первичный дом Хельсинки, в котором существует три отделения по оказанию помощи беременным (отделение "Треугольник" или еще его называют "Три ангела", отделение "Baby blues" и "Семейный дом").  
В отделении "Треугольник" ("Три ангела") проживают несовершеннолетние мамы, мамы с нарушениями психического здоровья, мигранты. Работа воспитателей начинается с побудки клиентов и совместного завтрака, т.к. у большинства клиентов нет привычки к режиму. Для воспитателей это необходимая часть работы - научить принимать пищу в определенное время и всем вместе, красиво сервировать стол. Например, некоторые из клиентов не хотят есть, а некоторые едят только вкусное или сладкое. Это связано с состоянием клиентов, с их проблемами, и с этим нужно работать.  
Клиенты находятся в отделении как минимум 6 месяцев. У каждой проживающей мамы свой воспитатель. Она сопровождает маму при родах, ходит с ней в женскую консультацию. Всего в отделении 6 воспитателей (утренних и вечерних).  
В Первичном доме есть кружок рукоделия, где матери могут сшить или связать одежду для детей, т.к. специалисты там считают искусство рукоделия одним из самых эффективных способов реабилитации клиента.  
Один раз в неделю также проводится художественная терапия.  
Если мама учится в каком-либо учебном заведении, то ей предоставляется возможность продолжать учебу, проживая в Первичном доме. В это время о ребенке заботится воспитатель.  
Если мама не справляется со своими обязанностями, то ребенку подбирается приемная семья с сохранением родительских прав. Мать или, если есть то и отец, могут посещать ребенка в этой семье и при желании они в последствии даже могут его вернуть обратно.  
Там каждая мама получает так называемые "суточные" пособия - раз в месяц 200 евро в течение 10 месяцев со дня рождения ребенка, плюс 100 евро в месяц до достижения ребенком 17 лет.  
Каждый месяц проводится совещание с матерью, если есть отец, то с семьей, на котором присутствует воспитатель и социальный работник. Обсуждается совместный план на месяц, достигается определенная договоренность с мамой или с обоими родителями по поводу их поведения или общения с ребенком. Также идет обсуждение, на сколько мать или семья удовлетворяет потребности ребенка.  
В основном там мамы не очень близко общаются друг с другом, гораздо ближе с воспитателем. В общении соблюдается такое важное правило, как в присутствии одной клиентки не говорить о проблеме другой, и особенно никакой критики.  
Очень строго соблюдается правило частного пространства (ни кто не может зайти в комнату клиента без его личного согласия).  
В отделении 2 раза в неделю по утрам работает телефон доверия для мам.  
Срок пребывания здесь от 2 недель до 3 месяцев. Встречи с социальным работником проводятся раз в 2 недели. Иногда на этих встречах присутствует и психиатр, т.к. в отделении могут находиться женщины с психическими нарушениями.  
Воспитатель помогает составить индивидуальный режим для мамы и ребенка, оказывает наблюдение за мамой, постоянно разговаривает с ней, особенно когда ей плохо, также помогает ей в приготовлении пищи, проведении уборки.  
Важно то, что при семейных собраниях присутствует ребенок.  
Главный терапевтический метод в этом отделении - видеосъемка игры мамы и ребенка с дальнейшим совместным просмотром и указанием на ошибки. Также еще один основной метод- это групповые занятия, обращение к матери от имени ребенка.  
Третье отделение - "Семейный дом". Там живут семьи, которые нуждаются в поддержке. В основном это клиенты либо с наркологической зависимостью, либо имеют нарушения в психическом здоровье. Срок проживания - от 6 месяцев до 2 лет. Здесь работают 4 воспитателя и социальный работник. Проводятся музыкальные занятия, есть кулинарный кружок. Специалисты здесь обязательно проводят проверку крови. Главный метод в этом отделении показать семье, что существуют другие возможности жизни, оказать помощь в развитии взаимного контакта между родителями и детьми.  
Также существует еще отделение родильного дома "Гнездо аиста", где предоставляется мамам возможность посетить двухнедельные занятия перед родами. Для мам есть возможность выбирать различные способы родов, созданы условия для облегчения боли во время схваток.  
В Украине существует организация, которая помогает родителям и детям достичь взаимопонимания в столь деликатном вопросе. Около шести лет назад в Киеве появились первые школы консультантов по вопросам репродуктивного здоровья. Они были созданы по инициативе Украинской и Киевской ассоциаций планирования семьи с целью предоставить подросткам всю необходимую информацию по вопросам контрацепции, а главное - обучить их здоровому образу жизни. Программы обучения здесь рассчитаны на людей разных возрастов. Например, в 13-15 лет девочек более всего интересуют вопросы взаимоотношения полов, а в 17-21 многие уже готовятся к замужеству, осознанному материнству. Группы в составе 25 человек получают около 90 часов разнообразной информации в зависимости от возраста и интересов. В последнее время специалисты отмечают новую позитивную тенденцию: все чаще вместе с дочками на занятия приходят и их мамы. Они хотят научиться разговаривать с собственными детьми на эти деликатные темы. А значит, можно надеяться, что в будущем этим семьям удастся избежать многих проблем.  
3.2 Социальная работа с несовершеннолетними родителями в России и Санкт-Петербурге  
Существующие службы социальной защиты населения, здравоохранения, образования не занимаются оказанием помощи юным беременным или несовершеннолетним матерям. Помощь юным матерям на федеральном уровне не предусмотрена из-за отсутствия трудового стажа. Хотя многие из них работали и после 9 класса и во время беременности, но без трудовых книжек, например, продавщицей на рынке. Пособие по уходу за ребенком такая категория матерей получить, как правило, не может – они еще не имеют трудового стажа и обычно не учатся [49]. Это не исключают адресной помощи нуждающимся в связи со сложными обстоятельствами в жизни. Но эти вопросы решаются на региональном уровне, и такая помощь оказывается из средств местных бюджетов. Хотя и здесь возникают проблемы. Маловероятно, что такая мать проживает с ребенком одна. А социальная помощь выделяется домохозяйству вне зависимости от числа проживающих в нем семей.  
Несовершеннолетние родители не являются объектом особого внимания со стороны органов опеки и попечительства, поскольку последние работают с детьми, которые остались без опеки. Несовершеннолетняя мать попадает в поле зрения этих органов только в случае обнаружения фактов ненадлежащего ухода за ребенком. То есть права и обязанности у них те же, что и у совершеннолетних родителей.  
Несовершеннолетние отцы и их родители чаще всего не принимают участия в воспитании ребенка. Если отец ребенка (или его родители) отказывается помогать материально, то можно подать в суд на установление отцовства. Если молодой человек отказывается пройти генетическую экспертизу, то он автоматически признается отцом. Экспертиза стоит порядка 300$. Ее должен оплачивать подающий заявление на установление отцовства. Для сравнения, - в Финляндии эту процедуру оплачивает государство.  
В отсутствии государственной поддержки юных матерей эту задачу пытаются решать общественные благотворительные организации - "Службы помощи несовершеннолетним женщинам", в которые входят психолог, педагог, врач, юрист, специалист по социальной работе, проводят консультации и беседы с девочками-подростками, стоящими перед выбором: материнство или отказ от него, и их родителями. В некоторых родильных домах специалисты изучают аномальное материнское поведение, помогают изменить психическое состояние юной женщины, чтобы она могла сделать более сознательный выбор.  
Понятно, что деятельность небольших благотворительных организаций не может охватить всех нуждающихся: требуется целая система помощи. Сотрудники московской "Службы помощи несовершеннолетним женщинам" разработали проект специализированного реабилитационного учреждения, включающего консультативный центр и приют для юных беременных и матерей с детьми. Согласно проекту, консультативный центр должен иметь медицинский кабинет, кабинет психолога, юридическую службу. Предусматривается создание школы молодых родителей (и их родителей). Приют должен содержать учебно-производственное подразделение, где юные мамы через занятие красивой, доставляющей эстетическое удовольствие работой, смогут обрести душевное равновесие, уважение к себе, ощущение своей необходимости другим людям и, прежде всего, своему ребенку. Для подопечных приюта планируется проводить курсы музыко-терапии с использованием активного музицирования, хорового пения. По мнению, авторов проекта, музыка является не просто обязательной частью, но стержнем, несущей конструкцией программы социальной реабилитации.  
В Алтайском крае существует общественная организация "Центр социальной поддержки и защиты граждан "Милосердие", которая начала свою деятельность семь лет назад. Сегодня она является практически единственной в Сибири структурой, на базе которой создан Центр "Юные матери" - информационно - консультативная служба для несовершеннолетних матерей и их детей. За время деятельности Центра была разработана программа адаптации матерей-подростков к современным экономическим условиям, готовятся рекомендации по созданию подобных Центров на базе государственных структур и общественных организаций. Для предоставления в органы законодательной власти Алтайского края подготавливается проект нормативных документов, который будет регулировать права несовершеннолетних матерей.  
В результате проводимых в Центре исследований были выявлены сложности, стоящие перед юными мамами, и рекомендованы пути их решения. Постоянная и планомерная взаимосвязь с юными мамами позволила найти наиболее приемлемые для них формы работы. В Центре несовершеннолетних мам бесплатно консультируют юристы, психологи, диетолог. Систематически ведут прием гинекологи, педиатры, массажисты, узкие специалисты. На базе Центра работает пункт приема вещей для дальнейшей раздачи их особо нуждающимся несовершеннолетним, имеющим детей.  
В Центре юные мамы получают также материальную помощь (за последние три месяца финансовые средства получили 89 несовершеннолетних мам, проживающих в Алтайском крае). Особо нуждающимся предоставляются коляски и кроватки. Для закупа необходимых вещей Центром систематически проводятся акции по сбору пожертвований, в которых принимают участие частные лица и предприниматели города. На основе программ, разработанных сотрудниками Центра, два студента - будущие социальные работники написали дипломы по теме "Формы и методы работы с несовершеннолетними матерями".  
Сегодня в Центре «Милосердие», собраны анкеты более 800 несовершеннолетних мам, которым была оказана посильная помощь. Но самую большую гордость у Центра вызывает тот факт, что ни одна из девочек не оставила своего ребенка на попечение государства. Они разные. Кто-то с трудом приучает себя к мысли, что для нее началась новая жизнь, с ответственностью за своего малыша – частичку ее самой. Кто-то считает, что именно его, родного человечка, и не хватало всю их жизнь для полного счастья. Третьи, пережив радость материнства, подумывают о следующем ребенке. Но, несмотря на их различие, все они – легкоранимые подростки, очень восприимчивые к тому, что происходит вокруг. Мы все должны помнить об этом. Ведь осуждение и злоба окружающих навряд ли помогут девочкам воспитать своего малыша здоровым во всех отношениях.  
В городе Магнитогорске на базе роддома N 1 уже несколько лет работает центр репродуктивного здоровья детей и подростков, основными клиентами которого является молодежь колледжей и ПТУ. Ребята были предоставлены сами себе: приезжали из деревень, ранняя самостоятельная жизнь приводила к печальным последствиям. Сотрудники Центра добились, чтобы медосмотры и лекции о контрацепции стали для них нормой.  
Наравне с программой "Здоровый ребенок" в городе действует программа "Безопасный аборт". Благодаря ей количество криминальных абортов снизилось более чем в три раза, а доля щадящих мини-абортов заметно выросла. Однако само соотношение количества родов и абортов остается угрожающим - в Магнитогорске фактически каждый второй зачатый ребенок не появляется на свет. В центре психолого-педагогической помощи населению уверены: тех, кто решился на раннее материнство, проблемы не отпускают на протяжении многих лет.  
Организация социальной поддержки юных матерей в Санкт-Петербурге.  
Кризисный центр «Маленькая мама».  
Что же делать, если беременность наступила и девочка оказалась в сложной ситуации? Хорошо, если родители и отец ребенка не отказываются от нее и собираются воспитывать этого ребенка вместе. Что делать девочке, которой не к кому обратиться за помощью?  
Десять лет назад в нашем городе на Трамвайном проспекте, 15/4 был открыт центр социальной помощи для девушек «Маленькая мама». Этой организации в течение 10-ти лет оказывают содействие финские общественные организации, а также Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), социальные службы "Бетани" и Совет министров северных стран. "Маленькая мама" - петербургский филиал организации «Первичный дом», которая существует в Хельсинки. В центр принимаются девушки, которые ожидают или уже родили ребенка, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Кризисный центр создан для того, чтобы помочь девушкам с решением тех проблем, которые возникают у них сразу после родов. Это и медицинский аспект, который включает в себя гигиенические моменты, обучение уходу за ребенком, обучение по приготовлению пищи и уборке помещений, лечение осложнений родов и послеродового периода, которые наиболее часто встречаются у юных матерей.  
Не менее важен и вопрос образования – девушки подчас не заканчивают и девяти классов. Поэтому важной задачей центра является решение вопроса о дальнейшем образовании такой девочки – это либо школа, либо, и это гораздо чаще, - различные курсы, которые дают девочке возможность получить профессию и суметь в будущем содержать себя и своего ребенка. Если же выбор делается в пользу школы, то работники приюта тщательно следят за тем, чтобы их подопечные имели возможность благополучно окончить среднюю школу. Атмосфера в приюте "Маленькая мама" создана таким образом, чтобы девочкам было близко и доступно понятие нормальной человеческой жизни. То есть другая, отличная от знакомого им неблагополучия, жизнь.  
В "Маленькой маме" при поддержке международных организаций реализуются проекты и программы "Право ребенка на семью" и "Служба социально-психологической поддержки несовершеннолетних беременных и юных матерей".  
Совместный русско-финский проект работы с несовершеннолетними матерями.  
Ответственная организация: Ассоциация домов матери и ребенка и приютов Финляндии;  
Дом матери и ребенка Хельсинки Основные партнеры: ГУ «Центр кризисной помощи женщинам», отделение «Маленькая мама»  
Участники:  
Корчаковский центр «Реальный путь», специалисты по охране прав ребенка шести муниципальных образований Санкт-Петербурга, которые в «Маленькую маму» направляют клиентов; специалисты двух молодежных, одной женской консультации и консультационного центра «Ювента»; специалисты по социальной работе, психологи и социальные педагоги четырех социально-реабилитационных центров, двух профессиональных училищ и Центра выпускников детских домов; сотрудники четырех НГО, оказывающих социальную поддержку данной целевой группе.  
Продолжительность проекта: первый этап - 2000—2002 гг., второй этап – 2003 -2005 гг.  
Финансирование: МИД Финляндии (с 2002 г.), грант Информационного бюро Совета Министров Северных Стран (2001 г.), грант Фонда «7 марта» (2000 г.), самофинансирование организаций.  
Цель проекта:  
профилактика отказов от детей, через содействие сохранению биологической семьи и социальную адаптацию несовершеннолетних матерей с новорожденными.  
Задачи проекта — развитие службы долговременной социально-психологической помощи для подопечных Центра социальной реабилитации «Маленькая мама» как первого в России учреждения по типу дома матери и ребенка. Обмен опытом между сотрудниками «Маленькой мамы» и Дома матери и ребенка Хельсинки. Развитие «Маленькой мамы» как центра компетенции по раннему заимодействию между матерью и ребенком и по социально-психологической поддержке несовершеннолетних матерей с детьми.  
Результаты:  
Приют «Маленькая мама» был открыт в 1998 г. в составе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Воспитательный дом» и имел статус филиала. Перед его открытием, а также и длительное время после, администрации «Воспитательного дома» пришлось доказывать на разных уровнях необходимость открытия такого центра для несовершеннолетних девушек, решивших сохранить беременность и родить ребенка. В этом им помогло изучение зарубежного опыта, в частности, финского. В 2003 году завершилась организационная перестройка – «Маленькая мама» стала структурным подразделением Кризисного центра помощи семье и детям», чему частично способствовало сотрудничество с Домом матери и ребенка Хельсинки.  
В «Маленькой маме» используются сегодня новые методы работы с несовершеннолетними матерями, например, видеонаблюдение с последующим анализом, творческие методы реабилитации. Удалось доказать органам Госсанэпиднадзора необходимость подготовки девушек к самостоятельной жизни через обучение социально-бытовым навыкам: теперь подопечные в вечернее время, в выходные и праздничные дни готовят пищу сами, под руководством педагогов. Создана мастерская по обучению воспитанниц прикладным ремеслам – вышивке, флористике, лепке из теста, основам кройки и шитья, вязанию, изготовлению сувениров. В 2003 году в штатное расписание отделения введена должность инструктора по труду. После ухода из учреждения с клиентами заключается договор о последующем сопровождении. В повседневную практику работы приюта внедряются технологии профилактики профессионального выгорания персонала, супервизия.  
В 2002 году к проекту присоединились (через участие в обучающих мероприятиях проекта):  
- специалисты по охране прав ребенка 6 муниципальных образований Санкт-Петербурга, которые направляют в «Маленькую маму» своих подопечных;  
- специалисты двух молодежных, одной женской консультации и консультационного центра «Ювента»;  
- специалисты по социальной работе, психологи и социальные педагоги четырех социально-реабилитационных центров, двух профессиональных училищ и Центра выпускников детских домов;  
- сотрудники четырех НГО, оказывающих социальную поддержку данной целевой группе;  
- представители двух высших учебных заведений, которые готовят специалистов по социальной работе (СПб госуниверситет и Институт практической психологии).  
К проекту проявили интерес исследователи- социологи, которые занимаются проблемами юных беременных (группы риска). Таким образом, создана сеть специалистов, которые помогают комплексно подойти к решению проблем несовершеннолетних матерей.  
В 2004 году сотрудники отделения «Маленькая мама» впервые провели внутреннюю оценку данного проекта. В качестве результата сотрудничества были названы:  
1. Внедрение экспертной системы обмена между петербургскими и финскими специалистами в области защиты прав несовершеннолетних беременных и юных матерей с младенцами, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;  
2. Создание службы социального патронажа для выпускниц «Маленькой мамы»;  
3. Создание амбулаторной службы для семей выпускниц «Маленькой мамы», а также для несовершеннолетних и юных беременных и матерей, не проживавших ранее в стационаре Отделения;  
4. Развитие межсекторного сотрудничества посредством улучшения взаимодействия государственных и негосударственных учреждений социальной защиты, работающих с данной категорией. Расширение сети партнерских организаций (в Петербурге и в России).  
5. Разработка и реализация собственных проектов с петербургскими общественными оргнаизациями (Академия родительской культуры «Наша семья»; «Общество защиты детей и семей»; «Женский проект Санкт-Петербурга» и др.);  
6. Повышение квалификации специалистов, работающих в системе социальной защиты семьи и детей, в том числе специалистов «Маленькой мамы»:  
- через обучающие семинары проекта;  
- через участие в мероприятиях, проводимых партнерами.  
Сотрудники «Маленькой мамы» работают в группах супервизии для специалистов социальной сферы, проводимых НГО «Корчаковский центр молодежных программ «Реальный путь». Они принимали участие также в тренингах по проекту«Создание комплексной модели взаимодействия НКО и госструктур по работе с проблемой насилия в семье как основного фактора формирования противоправного поведения детей и подростков», организованных социально-юридической службой «Александра» (НГО);  
7. Разработка новых форм и методов социальной работы по защите несовершеннолетних беременных и юных матерей;  
8. Разработка и внедрение новых услуг для семей и детей:  
- на базе женской консультации №20 Кировского района после участия ее специалистов в семинаре в феврале 2004 г. для воспитанниц «Маленькой мамы» начали проводить обучающие занятия для будущих мам. Сюда входит гимнастика, упражнения для дыхания, уход за новорожденными, даются первичные сведения по развитии младенца, проводится наблюдение за будущими мамами на протяжении всей беременности;  
- тренинг «День пап» для клиентов «Маленькой мамы» — о роли мужчины в воспитании ребенка, проводился совместно с Академией родительской культуры «Наша семья»;  
- занятия по педагогике и психологии семьи вместе с НГО «Общество защиты детей и семей»;  
- занятия с психологом и арт-терапевтом — проект «Портативная студия» вместе с НГО «Женский проект Санкт-Петербурга»;  
9. Выстраивание внутренней сети взаимодействия между организациями различных ведомств;  
10. Развитие организационной культуры отделения «Маленькая мама»;  
11. Разрабатывается программа по созданию социальных квартир для семей выпускниц «Маленькой мамы».  
В долгосрочном плане проект оказывает положительное влияние на:  
- профилактику отказов от ребенка;  
- создание методического центра на базе «Маленькой мамы»;  
- развитие сети партнерских организаций, оказывающих поддержку несовершеннолетним;  
- увеличение количества и повышение качества оказываемых услуг;  
- повышение статуса и имиджа организации как способной вести международные проекты, развивать новые формы деятельности. Деятельность, начатая в проекте, продолжится и после его окончания.  
Роль Сети НГО:  
• Активная поддержка сотрудничества партнеров, начиная с 1997 г., содействие организации учебных мероприятий;  
• Сопровождение проекта, рекомендации по проведению внутренней оценки проекта для «Маленькой мамы». Участие в семинарах и рабочих группах, регулярные консультации руководителей и сотрудников по различным вопросам реализации проекта;  
• Помощь в расширении сети участников проекта, информационная поддержка проекта через сетевой бюллетень «Инфолисток» и другие информационные каналы Сети НГО.  
Опыт работы психологической службы Центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента».  
До 90-х годов прошлого века подростки приравнивались к детям, и, соответственно, их проблемами занимались исключительно педиатры. Но постепенно специалисты все больше убеждались, что подростки живут своей собственной жизнью, влюбляются, расстаются, и т.д. И часто у них бывают совсем недетские проблемы. Тема сексуальных отношений в то время была закрытой, контрацептивная культура только начала развиваться, Поэтому возникла идея психологической службы для подростков, где они смогут получить необходимые консультации как по телефону, так и в очной форме. Первый телефон доверия для подростков в нашем городе появился в 1988 году в системе детской психиатрии. В июле 1993 года появился телефон доверия «Ювента», по которому несовершеннолетние жители нашего города могут спросить о том, о чем неудобно спросить у родителей и друзей. Сегодня в городе существуют десятки телефонов доверия для несовершеннолетних. В каждом районе существуют подростковые консультации. Но в вопросах репродуктивной сферы и сексуальных отношений «Ювента» была и остается головным обучающим центром. В европейских же странах телефоны доверия для подростков существуют с 50-х годов прошлого века.  
В основном в «Ювенту» обращаются девочки, которые столкнулись с проблемой незапланированной и нежелательной беременности. Молодежь мало образована в плане полового поведения, а это часть общего воспитания, идущего из семьи, которая, чаще всего, не готова разговаривать с ребенком на подобные темы. В первые годы существования центра было колоссальное количество абортов. Сейчас их на порядок меньше - 15 лет работы дают о себе знать, несмотря на то, что в школах по-прежнему нет программ полового воспитания, т.к до сих пор нет единого мнения на тему- стоит ли внедрять такие программы, или нет. Если да, то кто именно должен работать с подростками?  
Как уже было сказано, в центр обращаются с уже наступившей беременностью. Задача психологов - помочь девочке принять самостоятельное, взвешенное решение относительно исхода беременности и в случае твердого отказа от рождения ребенка, сделать событие аборта наименее травматичным. Последствия аборта имеют не только физиологическую, но и психологическую природу, сказываются на глубинном психобиологическом уровне и оказывает влияние не только на здоровье женщины, но и на всю ее последующую жизнь. Биологическая сущность этой травмы обусловливает сложность её преодоления и коррекции личностных структур.  
Безусловно, сексуальность является важной составляющей жизнедеятельности человека, но регулировать сексуальные отношения должно личностное «Я», его ценность. Но практика показывает, что у 90 процентов девочек, обращающихся в «Ювенту», самооценка занижена, доминирующим чувством у них является чувство вины за случившееся. Важнейшей задачей психологов является снижение интенсивности этого чувства, поскольку оно препятствует формированию и реализации конструктивного подхода к оценке и разрешению сложившейся ситуации. Сложность этой работы определяется личностной «закрытостью» многих девочек, отсутствием у них навыков рефлексии и интереса к собственному «Я».  
Поводы обращений в «Ювенту» мало менялись на протяжении 15 лет. Однако изменилось качество этих обращений, их содержание, что, по мнению специалистов Центра обусловлено, с одной стороны, снижением значимости семейных ценностей, с другой – повышением уровня контрацептивной культуры подростков. Объективный результат этих процессов – заметное снижение количества абортов по сравнению с 90-ми годами ХХ века.  
Наиболее распространенными сюжетами обращений на телефон доверия являются следующие:  
1. Отношения с родителями, отсутствие взаимопонимания с ними, культурные барьеры, обусловленные резким изменением систем ценностей и социальных норм.  
2. Отношения подростков между собой:  
- «любит- не любит?»  
- «мальчик хочет близости, а я не готова. Что делать?»  
- взаимоотношения в классе.  
3. Подростковые депрессии.  
4. Неудовлетворенность своим социальным и материальным статусом, чувство зависти к более обеспеченным, ощущение несправедливости своего « ущербного» состояния.  
5. Помощь в преодолении конформистских тенденций - «быть как все».  
6. Заниженная самооценка девушек и их готовность к сексуальным отношениям из опасения быть отвергнутой.  
7. Мальчики звонят по поводу беременности своих девушек, желая получить совет, что делать в этой ситуации.  
Клиентками «Ювенты», в основном, являются 16-17-летние девушки, решившие прервать беременность. В Центр они приходят по направлениям из женских консультаций. В подростковых консультациях работают специалисты, ориентированные на подростковое сознание и реализующие в своей работе «принцип 4-х Д»: доброжелательность, доверие, доступность и добровольность.  
На первичном приеме в основном задаются следующие вопросы:  
- что привело девочку в «Ювенту»?  
- хочет она рожать ребенка или нет?  
-каково отношение социума к ее проблеме?  
Разрешение на аборт не дается до беседы девочки с психологом. Перед абортом подписывают договор о том, что оповещены о последствиях операции и о возможных негативных последствиях. В день в среднем обращается 7-10 беременных девочек. Мотивы прерывания беременности сводятся, в основном, к нерешенным материальным и жилищным проблемам, общей неуверенности в завтрашнем дне, несвоевременности рождения ребенка из-за возраста девушки, неготовности к материнской роли, желанию получить образование, профессию и работу и страху перед родителями.  
Психологи «Ювенты» разработали своеобразную психологическую типологию, отражающую личностный тип будущей несовершеннолетней матери.  
В процентном соотношении решаются родить ребенка 5, максимум - 7 процентов девочек, но это совсем не значит, что они готовы к материнству. У них могут быть для этого разные мотивы: на сохранении ребенка настаивает мама, уговаривают подруги, девочка «гордится» своим положением будущей матери, и т.д.  
Всех девушек, решивших оставить ребенка, можно разделить на 5 основных типов:  
1. «Будущие домохозяйки». Это девочки, которых с детства воспитывали исключительно как жен и матерей. Они чаще всего не амбициозны, не стремятся получить образование и найти работу. Смысл своей жизни они видят в рождении и воспитании детей.  
2. Девочки из неблагополучных семей, т.е те, чьи родители лишены родительских прав, или те, которые ушли в семью молодого человека, поскольку там они находят больше понимания и поддержки. Такие девочки хотят создать свою собственную семью, и окружить ребенка любовью и заботой, т.е. всем тем, чего не было в их детстве.  
3. Девочки, у которых очень много родственников, и каждый из них советует ей рожать. В таких ситуациях родственники сами решают за будущих родителей, где они будут жить, на какие деньги воспитывать ребенка, где будут работать, и т.д. Здесь можно говорить о большом давлении со стороны ближайшего окружения.  
4. Девочки, решившие родить из принципа, из упрямства, например, назло маме, которая категорически против родов, и настаивает на аборте. У таких девочек чаще всего достаточно сильный характер.  
5. Девочки, которые хотят любым способом обратить на себя внимание. Она беременеет, и все сразу начинают говорить о ней, мама ходит с ней по врачам. Она – в центре внимания.  
Специалисты «Ювенты» опровергают распространенный стереотип общественного мнения относительно того, что юные матери обычно растут в асоциальных или явно неблагополучных семьях. Чаще всего это самые обычные семьи. Родители принимают случившееся как факт. Мамы перестраивают свое отношение к дочерям, все обиды и недопонимания остаются в прошлом. Когда много родных и близких, то все они помогают. Что касается пап, то они обычно отстраняются от решения проблемы, принимая позицию жены. Очень маленький процент пап адекватно реагируют на беременность несовершеннолетней дочери.  
Семьи чаще всего согласны поддерживать девочек, особенно, если они могут себе это позволить. Но бывают и конфликты, когда родители заставляют девочек делать аборты. Что касается родственников, то за все время работы психолога в «Ювенте» лишь одна девочка нашла поддержку у родной тети, которая приютила ее после бесконечных скандалов с матерью.  
Существует серьезная проблема опасения стигматизации девушки и её семьи со стороны ближайшего социального окружения. Для некоторых родителей боязнь общественного осуждения является фактором формирования непримиримой позиции: они настаивают на прерывании беременности вопреки решению дочери. Особенно характерны такие опасения для родителей старшего возраста. В таком случае психологи начинают работу с родителями, пытаясь помочь им разобраться в том, кто и что для них важнее – отношение социума или собственный ребенок. Ведь если их не поймут соседи и родственники, то это не так уж и важно. Что касается девочек, то они готовы к возможному общественному осуждению, но их позиция такова: в этом нет ничего особенного. Поговорят и успокоятся. Чаще же, у них нет таких опасений. Напротив, многие гордятся тем, что они зачали ребенка раньше других, знают, как это, и какие изменения происходят в их организме. Они считают, что это престижно.  
Это культурный аспект проблемы юного материнства, поскольку роль матери является традиционной ипостасью женщины, свидетельством её социальной состоятельности. Этот ролевой репертуар активно подкрепляется средствами массовой информации: анализ так называемой «женской прессы» показывает её практически однозначную направленность на формирование самодостаточности традиционных женских ролей как фактора и условия самореализации женщины. Специалисты по подростковой репродукции допускают, что в условиях ограничения возможностей адекватной самореализации, девочки-подростки воспринимают свое материнство как форму соответствия общественным ожиданиям. Таким образом, определенный элемент фетишизации материнства в российском обществе придает этой роли социозащитный смысл, особенно для тех девушек, чьи жизненные стратегии отличаются неопределенностью. К тому же, в некоторых подростковых субкультурах раннее материнство является основанием для особого уважения и авторитета девушки, а следовательно, повышения её самооценки.  
Американская модель работы по профилактике подросткового материнства предусматривает развитие целевой ориентации девушек на решение проблем образования, способствующего возможности обеспечения в будущем хорошей работой. Такая ориентация может быть полезной для отнесения на более поздние сроки начало сексуальной активности или расширения практики использования противозачаточных средств. Исследуются возможности женщин на рынке труда, поскольку они оказывают воздействие на образ жизни женщин, а следовательно, и на их решение рано рожать детей.

Психологическое сопровождение  будущих несовершеннолетних матерей  осуществляется в «Ювенте» до рождения ребенка. В дальнейшем психологический патронаж прекращается, однако у юной мамы всегда есть возможность обратиться к специалистам по телефону доверия или очно. Типичные сюжеты таких обращений – это явления так называемой «послеродовой депрессии», когда девочка начинает ощущать свою неготовность к материнской роли, зависимость от родителей, исключенность из той жизни, которой живут большинство её сверстниц.  
Выводы  
Сравнительное исследование методов работы с несовершеннолетними матерями в России и за рубежом выявило принципиальные различия в концептуальных подходах к этой проблеме.  
1. В России вопросы подросткового материнства не включены в число направлений государственной социальной политики. Государство не участвует в создании и развитии сетей социальной поддержки несовершеннолетних матерей, оставляя это поле деятельности общественным организациям. В США, начиная с 60-х годов ХХ века, постоянно увеличивается объем государственных средств на решение проблем матерей подросткового возраста и их детей [57]. Существует множество программ для оказания помощи матерям подросткового возраста. Только Министерство здравоохранения и социального обеспечения приняло от 100 до 1500 программ. Другие различные правительственные агентства и агентства штатов также предусматривают программы, разработанные для беременных девушек-подростков, подростков-родителей или сексуально активных подростков.  
2. Феномен подросткового материнства не является в России предметом научного интереса и анализа, по крайней мере, его социальной и психологической составляющей. В США специалисты по подростковой репродукции проводят как научные исследования в этой области, так и регулярные мониторинги в подростковой среде, осуществляя тем самым контроль эффективности разнообразных государственных программ, направленных на укрепления репродуктивного здоровья подростков и снижения количества случаев подростковой беременности.  
3. В России до сих пор нет образовательных и мотивационных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля своего сексуального поведения. Существующие программы сконцентрированы исключительно на пропаганде контрацепции, легитимизируя по умолчанию раннюю сексуальную активность. Концепция сексуального просвещения, известная в Америке как программа "Обучение воздержанию", была разработана на основании результатов исследований, показавших провоцирующую роль пропаганды контрацепции в развитии подростковой сексуальности.  
4. У российских специалистов по подростковой репродукции нет однозначной оценки феномена юного материнства. Признавая негативное влияние ранних родов на организм женщины, социальную и психологическую незрелость несовершеннолетних матерей, их неготовность к эффективному выполнению материнской роли, они воздерживаются от оценки этого явления как фактора, влияющего на социальную судьбу как юной матери, так и её ребенка. Американские специалисты, признавая несомненную актуальность социальной поддержки этой категории женщин, тем не менее, рассматривают этот вид социальной работы как кризисную помощь, поскольку подростковое родительство связывается с невозможностью юных матерей закончить среднюю школу и с началом их знакомства с бедностью.  
5. В Санкт-Петербурге отсутствует система работы с данной социальной группой. Специалисты Центра «Ювента» помогают девочкам в принятии взвешенного решения относительно исхода их беременности, осуществляют дородовый гинекологический и психологический патронаж, помогают справиться с эмоциональными расстройствами, преодолеть последствия стресса. На этом их функции заканчиваются.  
Приют «Маленькая мама» по сути является убежищем для тех девочек, которые находятся в экстремальной ситуации: их социальные связи утрачены - это сироты, воспитанницы детских домов. Их права нарушаются, а законы в отношении их не соблюдаются. К тому же, юные матери чаще всего юридически некомпетентны и не знают своих прав и обязанностей. Но возможности этого учреждения ограниченны – временное жилье может быть предоставлено сроком на три месяца только семи юным мамам с их маленькими детьми.  
Районные отделы опеки и попечительства осуществляют только работу по устройству детей несовершеннолетних родителей в случаях лишения их родительских прав.  
Большинство несовершеннолетних матерей проживают вместе с ребенком в семье своих родителей. Как живут такие семьи, какова психологическая атмосфера в них, каковы ролевые и статусные позиции юной матери и её ребенка в родительской семье, что ждет такую семью в перспективе? На эти и многие другие вопросы сегодня ответа нет.  
Выводы.  
1. В России вопросы подросткового материнства не включены в число направлений государственной социальной политики. Государство не участвует в создании и развитии сетей социальной поддержки несовершеннолетних матерей, оставляя это поле деятельности общественным организациям.  
2. Феномен подросткового материнства не является в России предметом научного интереса и анализа, по крайней мере, его социальной и психологической составляющей.  
В современной отечественной науке это явление рассматривается в трех аспектах:  
- как фактор негативного влияния на организм и личность юной женщины;  
- как фактор девиантного материнского поведения, выражающегося в отказе матери от своего ребенка;  
- как одно из негативных последствий отсутствия у подростков контрацептивной культуры сексуального поведения.  
Сегодня практически нет научных публикаций, посвященных анализу актуальных ситуаций подросткового материнства.  
3. В России до сих пор нет образовательных и мотивационных программ, направленных на формирование у подростков навыков контроля своего сексуального поведения. Существующие программы сконцентрированы исключительно на пропаганде контрацепции, легитимизируя по умолчанию раннюю сексуальную активность. Многие специалисты по подростковой репродукции традиционно считают одной из основных причин раннего материнства отсутствие у подростков знаний и навыков использования методов контрацепции. Однако неоднократно звучавшие упоминания о специфических личностных особенностях будущих мам, заставляют сделать вывод о том, что контрацептивная неграмотность – это только сопутствующий фактор. Главная причина, на наш взгляд, заключается в заниженной самооценке этих девочек, их неуверенности в себе, виктимной акцентуации характера, которые определяют качество их социального поведения. Неумение сказать «нет» из страха быть отвергнутой, оказаться «белой вороной» в компании сверстников, как правило, всегда имеет негативные последствия. Поэтому представляется целесообразным сместить фокус внимания образовательных программ с телесной сущности человека на личностную, с пропаганды контрацепции на формирование позитивной «Я-концепции», с обучения «безопасному сексу», на развитие навыков коммуникативной компетентности, конструктивной рефлексии и выстраивания адекватной жизненной стратегии.  
Для определенной части девушек, отличающихся низкой самооценкой, рождение ребенка является фактором, существенно повышающим их статус в подростковой среде и, там самым, способствующим росту самооценки. Таким образом, ребенок в данном случае является не целью, а средством, эффект действия которого может быть весьма непродолжительным. Эти девушки не стремятся стать матерью, а хотят лишь получить «средство», повышающее их престиж. Это явление во многом связано с культурной традицией восприятия материнства как единственного способа самореализации женщины и выполнения ею своего долга перед обществом.  
4. У российских специалистов по подростковой репродукции нет однозначной оценки феномена юного материнства. Признавая негативное влияние ранних родов на организм и личность женщины, социальную и психологическую незрелость несовершеннолетних матерей, их неготовность к эффективному выполнению материнской роли, они воздерживаются от оценки этого явления как фактора, влияющего на социальную судьбу как юной матери, так и её ребенка. Тем не менее, никто из них не поддерживают точку зрения на подростковое материнство как на потенциал демографического развития страны.  
5. В Санкт-Петербурге отсутствует система работы с данной социальной группой. Специалисты Центра «Ювента» помогают девочкам в принятии взвешенного решения относительно исхода их беременности, осуществляют дородовый гинекологический и психологический патронаж, помогают справиться с эмоциональными расстройствами, преодолеть последствия стресса. На этом их функции заканчиваются.  
Приют «Маленькая мама» по сути является убежищем для тех девочек, которые находятся в экстремальной ситуации: их социальные связи утрачены - это сироты, воспитанницы детских домов. Их права нарушаются, а законы в отношении их не соблюдаются. Но возможности этого учреждения ограниченны – временное жилье может быть предоставлено сроком на три месяца только семи юным мамам с их маленькими детьми.  
Районные отделы опеки и попечительства осуществляют только работу по устройству детей несовершеннолетних родителей в случаях лишения их родительских прав.  
Рекомендации.


Информация о работе Несовершеннолетнее материнство