Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 13:47, практическая работа
Особую теоретическую и практическую значимость для процесса обучения представляет, с одной стороны, социальный компонент знания о сущности и содержании предмета, а с другой - возможность конструктивного использования в этом опыте синтеза культурологических данных из различных областей современной науки. В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало. «Не учи безделью, учи рукоделью» - эта заповедь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии двух начал - утилитарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.
Тезисы
Особую теоретическую и
В досуговой сфере всегда зримо или незримо присутствует трудовое начало. «Не учи безделью, учи рукоделью» - эта заповедь указывает на возможность соединения труда и развлечения, например, на посиделках и «вечерках». За этим тезисом, по существу, стоит один из наиболее важных принципов народной культуры: органическое сочетание в одном действии двух начал - утилитарно-практического и досугового, часто художественно-творческого, эстетического.
На федеральном уровне это цели государственной образовательной политики. Они четко обозначены в важнейших федеральных документах, где, по сути, разработаны стратегические направления модернизации образовательной сферы: Закон РФ' «Об образовании», проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации», «Федеральная программа развития образования в России на 2000 - 2005 гг.», правительственная «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (2001). В основе государственной политики в области образования лежат два определяющих тезиса: «Образование - неотъемлемое условие и инструмент современных рыночных отношений» и «Главным гарантом доступности, качества и эффективности образования является государство».
В плановой системе хозяйствования досуговая, социально-культурная деятельность была лишена коммерческой направленности. Разнообразный досуг в значительной степени обеспечивался за счет общественных фондов государства, обслуживая известный тезис о необходимости всестороннего и гармоничного развития личности. В связи с переходом к рынку сократились бюджетные ассигнования на развитие культуры. Тем не менее сущность этого тезиса в качестве важнейшей общечеловеческой цели, несомненно, сохраняется. При этом не может не возникнуть вопрос о коммерческой стороне культуры и досуга множества социально-культурных программ, способных в определенной степени являться источником прибыли.
"Деятельность
не только способствует
Современная теория социально-культурной деятельности все отчетливее ориентируется на опережающее развитие практики. Поэтому некоторые представления о сущности социально-культурной деятельности, ее объеме и аксиологии превосходят задачи и утилитарные вызовы практики. Не случайно практики иногда справедливо упрекают теоретиков в том, что их построения умозрительны и несколько «оторвались» от жизни. Но такова природа теоретического знания, оно не сводится всецело к практике и всецело из нее не выводится. Современная теория социально-культурной деятельности смело обращается к педагогической интерпретации экзистенциальных и культурно-антропологических оснований целенаправленного развития личности в сфере досуга.