Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:56, реферат
Изменения в российском обществе порождают важную социальную проблему, связанную с трансформацией социального положения многих групп экономически активного населения. Особенную остроту оказывает она для работников с достаточно высоким социально-профессиональным статусом, приобретенным еще до начала реформ. Сегодня эти специалисты вынуждены искать новые "ниши", что крайне трудно в кардинально изменившейся ситуации. Вот почему я решила изучать эту тему, ведь она сейчас актуальна как никогда. Цель моей работы состоит в том что бы: понять причину сложившееся ситуации и найти возможные пути решения, если они есть. Для достижения цели, я поставила перед собой задачи: определение проблемы, выявление основных конфликтных проблем группы этих людей.
Reanimator Extreme Edition |
Новые маргинальные группы в современной России |
Введение
Изменения в российском обществе порождают важную социальную проблему, связанную с трансформацией социального положения многих групп экономически активного населения. Особенную остроту оказывает она для работников с достаточно высоким социально-профессиональным статусом, приобретенным еще до начала реформ. Сегодня эти специалисты вынуждены искать новые "ниши", что крайне трудно в кардинально изменившейся ситуации. Вот почему я решила изучать эту тему, ведь она сейчас актуальна как никогда. Цель моей работы состоит в том что бы: понять причину сложившееся ситуации и найти возможные пути решения, если они есть. Для достижения цели, я поставила перед собой задачи: определение проблемы, выявление основных конфликтных проблем группы этих людей. Значимость решения проблемы повышает и то, что в условиях построения рабочей силы целесообразнее использовать стратегию оптимального "вписывания" соответствующих групп в новую социально-экономическую ситуацию. Одним из направлений исследования определяется как разработка социологических подходов на основе концепции маргинальности применительно к ситуации российского кризисного общества.
Понятие маргинальности
Маргинал, маргинальный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д. В современном русском языке это слово часто также употребляется как синоним понятия деклассированный элемент — представитель социального «дна».
Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
История возникновения и функционирования термина "маргинальность" чрезвычайно важна для его понимания. Она сравнительно коротка, но предельно насыщена разнонаправленными интеллектуальными поисками, оригинальными находками.
Сам термин "маргинальный" употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает "экономически близкий к пределу, почти убыточный" .
Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864-1944 гг.) впервые употребил его в своем эссе "Человеческая миграция и маргинальный человек", посвященном изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин "промежуточный элемент" ("interstital element"), употребленный другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.
Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. Их результатом стало формирование представления о типе "пограничного" человека, характерном для интенсивных миграционных процессов в американском обществе.
У Парка понятие маргинальности (от латинского margo — край, граница, предел) означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур, и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других "культурных гибридов".
Процесс маргинализации
Маргинальность.
Маргинальность - одна из характеристик состояния социальной структуры любого общества. Это понятие служит обычно для обозначения относительна устойчивых социальных явлений, возникающих на границе взаимодействия различных культур, социальных общностей, структур, в результате чего определенная часть социальных субъектов оказывается за их пределами. Чаще всего имеются в виду маргинальные, окраинные социальные группы. В российском обществе периода трансформации марги- нальность приобретает особые масштабы, которые напрямую соизмеримы с масштабами социальных изменений, переживаемых страной. Один из тезисов, нередко выдвигаемых и вместе с тем слабо верифицируемых - всеобщая маргинализация российского населения. Дискуссионность его становится очевидной, если учесть, что и смысл, вкладываемый в это понятие, критерии, параметры, да и сама "социальная топология" практически не уточняются. "Всеобщей маргинализации" грозит судьба пополнить активно разрабатываемый сегодня список "социальных мифов" - излюбленного жанра кризисной эпохи.
Тем не менее, потребность в более строгом осмыслении этого явления ощутима. Об этом говорит и достаточно широкий круг работ, появившихся в 90-е годы. Спрессованные в короткий исторический отрезок времени социальные трансформации требуют для описания и анализа многообразия концептуальных подходов и методов. В поисках инструментов для познания, описания и решения проблем социальной трансформации полезно обратиться к понятиям, имеющим определенную традицию употребления и в то же время достаточно широким и универсальным, потенциально способным отразить сложность и противоречивость современного состояния общества. Концепция маргинальности, на мой взгляд, предоставляет такие возможности. Она имеет 70-летнюю историю - в 1928 году Р. Парк впервые употребил понятие "маргинальный человек" . Исследования особенностей личности, находящейся на границе различных культур, проводимые чикагской социологической школой, заложили основу классической концепции маргинальности. В дальнейшем она была подхвачена, переработана исследователями, изучающими пограничные явления и процессы, и в итоге, путешествуя по странам и континентам, доказала свою "эластичность" и породила ряд научных направлений. Определенная методологическая универсальность, применимость к изучению многих социальных процессов, разнообразие контекстов употребления приводили к тому, что в разных условиях она каждый раз приобретала новое звучание и даже порой новый смысл, демонстрируя в то же время эвристическую плодотворность. До сих лор в определении содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых, в практике использования самого термина сложилось не- сколько подходов (в социологии, социальной психологии, культурологии, политологии,экономике и т.д.), что придает понятию достаточно общий, междисциплинарный
характер. Во-вторых, в процессе уточнения и эволюции понятия в социологии утвердилось несколько значений, связанных с различными типами маргинальности. В-третьих, его нечеткость, неопределенность делает сложным измерение самого явления, его анализ в контексте социальных процессов. Недаром понятие "маргинальный человек" было названо "социологической фикцией" (Д. Головенски) . Один из основных пунктов критики - неясность содержания понятия маргинальности, теоретических критериев отнесения к маргинальным группам . Современные авторы, обра- щающиеся к концепции маргинальности, подчеркивают сложность и подчас безуспешность попыток исчерпывающего определения содержания понятия маргинальности. Итак, само понятие маргинальности представляет собой "социологическую загадку", решаемую каждый раз в контексте тех социальных условий, в которых возникает необходимость исследования переходных, пограничных явлений. Имеются несколько направлений и традиций его интерпретации. Так, выделяют культурную, социальную (структурную) маргинальность, маргинальность социальной роли. Культурная маргинальность в ее классическом определении относится к процессам кросс-куль- турных контактов и ассимиляции. В основе этого типа маргинальности - взаимоотношения систем ценностей двух культур, в которые включен индивид и результатом которых становится двусмысленность, неопределенность его статуса и роли. Классические описания культурной маргинальности дали Стоунквист и Парк. Маргинальность социальной роли возникает в следующих случаях: в случае неудачи при попытке отнесения к позитивной референтной группе; при действии в роли, которая лежит между двумя рядом расположенными ролями; членстве в группах, маргинальных по определению (некоторые профессиональные группы); к этому же типу относят и те социальные группы, которые находятся на окраине социальной жизни (например, цыгане, бездомные и т.д.). Структурная маргинальность - результат политического, социального и экономического неравенства (имеются в виду социальные группы, лишенные избирательных прав и/или поставленные в невыгодное положение) . Ракурсы понимания маргинальности можно обозначить ключевыми словами: "промежуточность", "окраинность", "пограничность", по-разному определяющими основные акценты в изучении маргинальности. В целом можно выделить два основных подхода: изучение маргинальности как состояния в процессе перемещения группы или индивида (смены статуса); изучение маргинальности как характеристики социальных групп, находящихся в особом маргинальном (окраинном, промежуточном, изолированном) положении в социальной структуре.
Теория маргинальности в современной российской социологии
Сегодня происходит последовательное углубление на разных этапах этих процессов и тенденций. Оценки ученых — их современников вряд ли можно считать только лишь мрачными метафорами. Как отметил Н.И. Лапин, Россия переживает универсальный социокультурный кризис. "Разрушение Союза породило множество трещин в общественном теле самой России — вертикальных (производственно-отраслевых, социально-профессиональных) и горизонтальных. Эти трещины столь многочисленны и опасны, что позволяют говорить о кризисе интеграции — одном из глубочайших за всю историю" . Особенность ситуации в том, что кризис идентичности в России сопряжен с ходом радикальных реформ. "Реформы воздействуют на кризис, но не так, как ожидалось... Взаимодействуя, они искажают динамику друг друга, ведут к неожиданным результатам. Это свидетельствует о том, что пока не возник механизм саморазрешения кризиса, его патологический характер сохраняется".
И сегодня в гораздо большей степени перед нами не структура общества, как "некое стабильно функционирующее целое", а "поток, лавина, обвал, подвижка целых социальных пластов, а то и континентов" . Наше общество переживает системный кризис, поразивший все его структуры. Дополняя дюркгеймовскую характеристику аномии (отсутствие четкой системы социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам) — можно сказать, что ведущим признаком кризиса является "стихийное" разрушение социальных структур — социальных, экономических, политических, духовных.
Динамичные, необычайно спрессованные во времени и пространстве изменения российского общества побуждают исследователей современного социума заглянуть в арсенал терминов и понятий для его изучения, по-новому отнестись к тем из них, которые ранее употреблялись совсем редко, пересмотреть старые ярлыки и, найдя в них необычный ракурс, дать новые метки. Такова судьба и термина "маргинальность" — одного из "модных словечек" нашей переходной эпохи.
Кто такие "новые"
маргиналы
Понятие "новые маргинальные
группы" еще не устоялось в современной
исследова- тельской литературе. Подходы
к определению можно найти в работе, рассматривавшей
особенности процесса маргинализации
в Западной Европе . Они связывались прежде
всего с кризисом занятости в результате
глубокой структурной перестройки производства
в постиндустриальных обществах, определяемой
как последствия научно-технической революции.
В выводах о характерных чертах и тенденциях
маргинальных процессов в Западной Европе,
сделанных в этой работе, можно угадать
основные контуры современной российской
действительности. Авторы делают вывод,
что маргиналы в Западной Европе - это
сложный конгломерат групп, в который
наряду с традиционными (так называемыми
люмпен-пролетариями) входят новые маргиналы,
характерными чертами которых являются
высокая образованность, развитые потребности,
большие социальные ожидания и политическая
активность. Их источником является нисходящее
социальное перемещение групп, еще не
отторгнутых от общества, но постепенно
теряющих прежние социальные позиции,
статус, престиж и условия жизни. Причинами
появления "новых маргиналов" в России,
как уже говорилось, стали кардинальные
изменения в социальной структуре в результате
кризиса и реформ, 66 направленных на формирование
новой социально-экономической модели
общества. Главной сферой социальных изменений
стала социально-профессиональная структура.
Ее трансформация привела к появлению
групп населения, для которых характерны
наиболее интенсивные и радикальные изменения
социального, прежде всего, социально-профессяонального
статуса. Среди них ,социальные группы,
потерявшие прежний социальный статус
и не имеющие возможности приобрести адекватный
(в основе этого - объективное понижение
статуса); социальные группы, приобретающие
принципиально новый по отношению к прежней
социальной системе статус и не имеющие
пока механизма нормального, общественно
приемлемого функционирования. Исходя
из этих представлений, под новыми маргинальными
группами мы понимаем социально-профессиональные
группы, в которых происходят значительные,
интенсивные, масштабные изменения положения
по отношению к прежней системе социальных
отношений, обусловленные внешними, кардинально
и необратимо изменившимися социально-экономическими
и политическими условиями. В исследовании
их характеристик важно уточнить некоторые
теоретические аспекты - критерии маргинальности,
степень и возможности ее преодоления.
Критерии социальной маргинальности.
Вопрос о критериях отнесения к маргинальным
группам - один из наиболее сложных теоретических
вопросов. Уже ранние критики концепции
маргинальности, указывая на всеобъемлемость
термина "маргинальный человек",
который, "включая все, не исключает
ничего", отмечали, что он должен употребляться
осторожно, и только после того, как его
параметры определены .Следует подчеркнуть,
что в первую очередь маргинальность -
результат процессов мобильности. Р. Парк
связывал концепцию маргинального человека
не с личностным типом, а с социальным
процессом и предпочитал исследовать
этот процесс скорее не с точки зрения
личности, а общества, в котором он является
частью. Иначе говоря, маргинальность
группы или личности объективно определяют
прежде всего внешние обстоятельства.
Основной критерий, определяющий состояние
маргинальности индивида или группы -
это состояние, связанное с периодом перехода,
представляемого как кризис. Этот критерий
был описан "классиками" концепции
- Р. Парком и Э. Стоунквистом. При этом
следует отметить, что значимость ситуации
перехода, изменения социального положения
личности или группы определяется длительностью
во времени, а также кардинальностью трансформации
социальной среды. "Без сомнения, - отмечает
Р. Парк, - периоды перехода и кризиса в
жизни большинства из нас сравнимы с теми,
которые переживает иммигрант, когда он
покидает родину, чтобы искать фортуну
в чужой стране. Но в случае маргинального
человека период кризиса относительно
непрерывный. В результате он имеет тенденцию
превращаться в тип личности". Другой
базовый критерий (или группа критериев)
- неопределенность социального положения,
невключенность, или неполная включенность
в социальные структуры или группы. Э.
Стоунквист описывает маргинальное положение
социального субъекта, находящегося на
краю разных культур, но не принадлежащего
ни к одной из них, или состояние "между
двух огней", разрешение которого зависит
от психологических особенностей и способностей
к адаптации личности. Сегодня одно из
основных направлений исследования маргинального
положения личности или группы - неопределенность
самоидентификации личности (группы) при
попытке самоотнесения к общепринятым,
"нормативным" социальным группам.
Еще одним критерием следует назвать статусную
несогласованность (рассогласованность,
несовместимость). Это отдельный теоретический
вопрос. Он интересует нас как констатация
противоречий в статусных позициях в результате
изменения социального положения. Его
социально-психологическая интерпретация
- несовместимость притязаний личности
и референтной группы (групп), к членству
в которой она стремится (Мертон, Дики-Кларк,
Шибутани). Степень маргинальности - важный
операциональный элемент в логической
цепи исследования социально-профессиональной
маргинальности. Теоретические подходы
к 3* 67 измерению степени остроты маргинальности,
ее измерения хорошо показаны в работе
Манчини .Степень маргинальности определяют
прежде всего характеристики изначимость
ситуации, в которой находится индивид
(является ли эта ситуация постоянной
и центральной частью его жизни), и степень
его адаптации (неприспосабливаемости).
Один из вариантов сравнительного измерения
степени маргинальности в социально- профессиональных
перемещениях был предложен автором .
Следует выделить две группы показателей
степени маргинальности: объективные
- вынужденность внешними обстоятельствами,
продолжительность, неизменность ситуации,
ее "фатальность" (отсутствие возможностей
изменить ее или ее составляющие в положительном
на- правлении); субъективные - возможности
и мера адаптированности; самооценка вынужденности
или добровольности, социальной дистанции
в изменении социального положения, повышения
или понижения своего социально-профессионального
статуса, преобладания пессимизма или
оптимизма в оценке перспектив. Преодоление
маргинальности. Важные в теоретическом
и практическом плане вопросы каковы
социальное содержание, структура, длительность
и исход состояния маргинальности? Для
Стоунквиста важно, что маргинальный человек
- это ключевая личность (key-personality) в контактах
культур, в формировании нового типа личности
и в конечном счете новых структур. Шибутани
подчеркивает возможности различных направлений
выхода из ситуации маргинальности. Их
крайние проявления — суицид или высокая
творческая активность. Он (соглашаясь
в этом с Парком) отмечает, что "в любой
культуре наибольшие достижения осуществляются
обычно во время быстрых социальных изменений
и многие из великих вкладов были сделаны
маргинальными людьми". Итак, маргинальность
личности или группы может иметь раз- личное
содержание с точки зрения конструктивных
или деструктивных последствий. Все зависит
от того, каким будет социальное направление
исхода из этой ситуации, в конечном счете
- нисходящая или восходящая социальная
мобильность. Факторы, влияющие на длительность
и результат выхода, зависят прежде всего
от 'внешних обстоятельств, а также от
внутренних свойств и ресурсов личности
или группы. Обращаясь к современной российской
ситуации, критериями "новизны" и
маргинальности социально-профессиональных
групп можно признать: глубокие, базовые
изменения в социальном положении определенных
социально-профессиональных групп, происходящие
в основном вынужденно, под влиянием внешних
обстоятельств - полной или частичной
потери работы, смены профессии, должности,
условий труда и оплаты в результате ликвидации
предприятия, сокращения производства,
общего падения уровня жизни и т.д.; продолжительность
такой ситуации. Далее, неопределенность
статуса, неустойчивость положения, потенциальную
поливекторность социальных траекторий
в условиях нестабильности, а также в силу
личностных особенностей; внутреннюю
и внешнюю противоречивость положения,
вызванную статусной рассогласованностью
и усугубленную необходимостью социокультурной
переориентации. Определяя социальную
топологию новых маргинальных групп, можно
обозначить "зоны" маргинальности
- те срезы социальной жизни, сегменты
рынка труда, в которых концентрируется
высокий уровень социально-профессиональной
маргинальности: по отраслям экономики
(отрасли, в которых значимы изменения
численности занятых: легкая, пищевая
промышленность, машиностроение; бюджетные
организации науки, культуры, образования;
предприятия ВПК; армия); по регионам (трудоизбыточные,
депрессивные); по форме собственности
- зоны повышенного риска в организации
и ведении собственного дела (малое предпринимательство);
по социально- демографическим характеристикам
(люди среднего и пожилого возраста; выпускники
школ, вузов; неполные многодетные семьи).
Очевидно, что состав "новых" маргинальных
групп весьма разнороден. Одна из них была
обозначена как "постспециалисты"
- специалисты отраслей экономики, потерявшие
в современной ситуации социальную перспективу
и вынужденные менять свой социально-
профессиональный статус. Это группы населения,
которые в наибольшей степени подвергаются
высвобождению, не имеют перспектив трудоустройства
в соответствии со своей специальностью
и квалификацией и переподготовка которых
сопряжена с утратой уровня квалификации,
потерей профессии. "Постспециалисты"
- условное название, отражающее основную
характеристику положения этой группы:
то, что по основным своим параметрам она
сформирована в условиях прежней социально-экономической
системы и в результате ее разрушения
вынуждена переживать наиболее драматичные
изменения. Общие характеристики этой
группы: достаточно высокий, достигнутый
во многом в прошлом социально-профессиональный
статус, уровень образования и специальной
подготовки и т.д. Постспециалисты - одна
из наиболее обширных, разнообразных по
составу и различных по социальному положению
новых маргинальных групп. Их появление
вызвано общими причинами: структурными
изменениями в экономике и кризисом отдельных
отраслей; региональными диспропорциями
экономического развития; изменениями
в профессионально-
Информация о работе Новые маргинальные группы в современной России