Новые теории и понятия в социологии и их влияние на переосмысление предмета социологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 17:51, реферат

Описание работы

Современная социология как наука образовалась не на пустом месте, ей предшествовали многие столетия поисков истины, о том, что такое человеческое общество, и какое место занимает в нем человек. Действенность социологии опирается на широкий резонанс результатов, понятное объяснение актуальных проблем повседневной жизни.
На развитие социальных наук, имеющих своим предметом изучение общественной жизни, влияет, прежде всего, на наличие общественных потребностей в разрешении тех или иных проблем, возникающих в социальной системе, а также теоретико-методологических предпосылок, обеспечивающих необходимый уровень научного анализа.

Содержание работы

Введение 5
1. Современный этап развития социологии 7
2. Новые теории и понятия социологии 10
3. Предмет социологии и пути его переосмысления 14
Заключение 19
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

Реферат социология.docx

— 51.08 Кб (Скачать файл)

Развитие теоретического знания в зарубежной социологии и в России отражает динамику современного мироустройства. Речь идет о процессах формирования новых центров влияния, росте глобальных рисков и поиске ответов на связанные с этим вызовы, о разрушении старых и создании новых мировых коалиций. А «реальные перемены в мире всегда формировали социальные теории». В социологии наблюдается теоретический «бум», растет накал теоретических дискуссий. Россия вынуждена самоопределяться в борьбе идей. Каждая социологическая теория рассматривает ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями, характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития. Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной системы изучаются социологией образования. Управление как социальная система изучается социологией управления и т. д. В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т. п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т. п5.

Уже начинают складываться новые направления, школы в социологии, появляются новые лидеры. Этому способствуют несколько факторов:

1. социология стала университетской наукой, т.е. ею начала заниматься молодежь;

2. идет интенсивный обмен идеями с зарубежными странами;

3. углубляется институционализация социологии как науки.

Глобализация всех сфер человеческой жизни, интернет, информационные технологии, генная инженерия – эти и другие достижения современной цивилизации указывают на совершенно новые формы социальной организации, которые будут господствовать в XXI веке. Появляются новые методы социально-политического регулирования взаимоотношений человека и окружающей среды.

Общий системный кризис человеческого общества, порождаемый, прежде всего, кризисом западной цивилизации, потребляющей несравненно более того, что она способна создать, предъявляет совершенно новые требования к социологии. Повсюду говорят о том, что из науки, объясняющей явления, она должна превратиться в науку, созидающую новую социальную реальность. Причем современная парадигма социологии должна состоять не в осознании этой роли, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие – прикладных, третьи – теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается. Наряду с обобщающими (системными) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов. Такими объектами исследования являются в рамках социологии образования – высшее или дошкольное образование, в рамках социологии молодежи – молодежные движения, группы по интересам и т.д. Таким образом, современная структура социологического знания состоит из четырех элементов – теоретической социологии, состоящей из теоретико-методологического знания и эмпирической социологии, включающей в себя три уровня специальных социологических теорий, подразделяющихся на обобщающие (системные), основные и частные (конкретные).

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предмет социологии и пути его переосмысления

Социология – наука с удивительно неоднозначной репутацией. Она еще не получила всеобщего признания в нашей стране, но к социологическому знанию обращаются часто. Особенно в тех случаях, когда возникает необходимость доказать правильность каких-либо положений или же манипулировать поведением людей для достижения определенной цели. В обыденном сознании социология ассоциируется с опросами общественного мнения и предвыборными прогнозами, которые редко сбываются. Средства массовой информации с необыкновенной легкостью оперируют данными так называемых «социологических исследований». Ставшие в последнее время особенно популярными опросы населения, выясняющие мнения людей по различным вопросам, не столько прибавляют популярности социологии, сколько создают о ней ложное впечатление.

На самом деле социология – наука серьезная. Даже те, кто изучают социологию в высших учебных заведениях, далеко не всегда могут разглядеть за академической сухостью учебников, сложным языком изложения, облекающим самые простые понятия в псевдонаучную терминологию, живое содержание этой науки, ее направленность на решение актуальных жизненных проблем. Социология порождает особый взгляд на мир, особый способ видения окружающей среды. В результате ее изучения у самых обычных людей развивается социологическое мышление и воображение, способность охватывать тонкую материю социального взаимодействия. Социологическое знание – это универсальное знание, позволяющее людям в полной мере учитывать социальные последствия любых действий, повышать эффективность деятельности и уменьшать возможность ошибок. Для выпускника высшего учебного заведения оно может служить методом достижения успеха в его профессиональной деятельности. Имея прямой выход на все виды человеческой деятельности, социологическое знание может помочь человеку реализовать свои способности, проявить деловые качества и занять достойное место в социальной организации.

Происходящие в последнее время глубокие перемены в российском обществе предъявляют все более высокие требования к способности человека адаптироваться к новым реалиям жизни. Общество, в котором мы живем, представляет собой сложнейшую систему социальных связей, взаимодействий и отношений индивидов и их групп. Каждый индивид включен в различные группы и в своей жизнедеятельности зависит от отношения и поведения других людей. Эффективное функционирование человека в обществе требует знания законов и закономерностей, которые носят название социальных. Конечно, успеха можно добиться и без специальной подготовки, основываясь на жизненном опыте, на обыденности знаний об окружающем нас мире людей. Но приобретение таких знаний требует, во-первых, много времени, во-вторых, чревато серьезными неприятностями, ибо приобретается методом проб и ошибок. Поэтому информация о том, как складываются и влияют на нашу жизнь социальные нормы, связи и отношения, по которым строится и функционирует современное общество, имеет такую же значимость, как карта для путешественника. Эту информацию, это знание и дает в предельно обобщенном виде предлагаемый краткий курс социологии7.

Предмет социологии – это связи и отношения между людьми. Предмет изучения социологии, как и любой науки, – это не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического обоснования, это воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне, путем выявления существенных закономерных связей и отношений этой реальности. Определяющим свойством предмета социологии является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает как целостная система. Задачей социологии является типологизация этих систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управление поведением людей. Итак, понятия социального, социальных явлений и процессов, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания предмета социологии, а социальных закономерностей – для понимания его сущности. Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.

Центральной категорией социологии является – социальное явление, т.е. совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим их содержание и характер, является свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, формирующимся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения. При этом социальное может рассматриваться на нескольких уровнях: на индивидуальном уровне (на уровне взаимодействия между двумя индивидами), на уровне микросообществ (семья, бригада работников и т.п.), на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные и другие общности), на уровне сообществ – обществ (социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества.

Социология – наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений между ними. Социология – это универсальная, всеобщая наука об обществе. Объектом изучения многих наук является человек, его деятельность (экономическая, историческая, политическая, культурологическая, психологична, демографическая и др.), общество в целом, но все они изучают общество только в определенной сфере отношений (экономических, политических, культурных и др.) Социология изучает общество как целостной организм во всех взаимосвязанных структурах и сферах. Она имеет свой чисто социологический подход, отличный от вышеуказанных наук, а именно: общество рассматривается как функционирующая система во всех сферах, проявлениях жизни. Эта система имеет структуры, институты, включает в себя общественные группы, действия конкретных лиц, которые имеют свои цели, интересы и потребности8.

Итак, предметом изучения социологии является общество как целостный организм, его свойства, стороны, социальные механизмы его функционирования и развития. Общество – это продукт взаимодействия людей, и цель с социолога – получить достоверную истинную картину его, выявить и изучить современные имеющиеся и потенциальные общественные проблемы с целью их дальнейшего решения. Современное общество – это, своего рода, система, состоящая из отдельных уровней социальных групп и их связей, и рассматривается с таких позиций:

1. фундаментальный уровень формирования организации общества – это человечество в целом, составляющее свои интересы как единая цивилизация;

2. социальные институты – устойчивые, организованные формы совместной деятельности людей;

3. классы, группы, общности, слои, круга;

4. уровень отдельного индивида, личности, поскольку для социологии сама личность является предметом изучения – как субъект и объект социальных отношений.

Социология – это одна из множества существующих сегодня общественных социально-гуманитарных наук. Она прошла большой путь своего развития и совершенствования – путь острейших дискуссий, глубоких разочарований и блестящих побед. Из отрасли знания, развивавшейся исключительно на инициативной основе, она превратилась в высшей степени институционолизированную научную и учебную дисциплину. В настоящее время социология обладает развитой атрибутикой, характерной для любой зрелой науки, т.е она имеет свой особый предмет изучения, «свои» законы и категории, исследовательские методы, свою, достаточно строго определившуюся к настоящему времени нишу в системе научного знания в целом, и в обществоведческом комплексе научных дисциплин в частности; выполняет целый ряд имеющих как теоретическое, так и практически прикладное значение функций.

Информация о работе Новые теории и понятия в социологии и их влияние на переосмысление предмета социологической науки