Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 22:38, контрольная работа
Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.
Введение
1. Зарождение позитивизма 5
2. Возникновение позитивной науки об обществе – социологии 10
Заключение 13
Список используемых источников 14
Суть позитивной науки – рассматривать все явления как подчиненные естественным наукам. Первые и конечные причины не познаваемы. Когда проблемы в социальном знании будут ликвидированы, социальная физика может повести человечество к прогрессу. Закон трех стадий Конт хотел сделать основополагающим в социологии. Закон трех стадий противостоял теологическим и спекулятивным подходам к пониманию истории.
Иерархия положительных знаний и роль социологии
Огюст Конт пытался определить место и роль социологии в системе естественных наук. Все науки он разделил на теоретические и практические. Социология по Конту – теоретическая, прикладная наука.
Теоретические, в свою очередь, делятся на абстрактные (их цель- открытие законов, которые управляют явлениями –например, Всемирный закон тяготения ) и конкретные (их цель – применение этих законов к действительности ).Абстрактные науки – основные. У Конта получился ряд наук, расположенных по убывающей значимости и возрастающей сложности. Социология при этом получает свое обоснование в биологии. Конт отрицал роль психологии. Рассматривал социальную физику как подвид физики органической, занимающейся феноменами организованных тел.[5]
Развитие общества подчиняется природным законам. Социология – часть естествознания.
1879 год- Конт сменил термин «социальная физика» на термин «социология». Это было связано с тем, что бельгийский исследователь А.Кетле свел социальную физику к статистическому исследованию общественной жизни, а в понимании Конта социология теоретическая наука.
Конт придавал большое значение сравнительному методу. Сравнительный метод можно использовать только подчиняя теории развития человечества. Поэтому более надежен метод исторического сравнения (историко-сравнительный метод). Этот метод оставался господствующим вплоть до 30- х годов 20- го века (Вебер, Ковалевский и др.).
В своем понимании исторического развития человечества, которое составляет основу его социального учения, Конт основывался на работах Шарля Монтескье «Дух законов» и Жака Кондорсе «Эскиз исторической картины и духа человеческого разума. У первого почерпнул – законы- суть необходимое отношение, вытекающее из природы вещей, у второго – прогресс разума человека – суть изменений общества. В итоге, соединяя идеи Монтескье и Кондорсе, Конт формирует основной смысл своего учения – неизбежный прогресс ума есть главный аспект истории человечества.
Заключение
Творчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.
Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт весьма критически относился к буржуазной культуре, не верил в спасительное действие неограниченной конкуренции. Общественный прогресс, считал он, должен опираться на духовные, реформационные преобразования. Вопреки либеральному оптимизму он оценивал складывающиеся раннекапиталистические отношения как проявление глубокого кризиса. С социалистами же его разделяло отрицательное отношение к революционному преобразованию общества. Вместе с тем он не соглашался и с консервативной романтизацией феодальных порядков.
Попытки Конта найти «средний путь», гармонически сочетающий прогресс и порядок, привели его к полной изоляции, неприятию его идей представителями всех основных социально-политических движений первой половины XIX века, однако последующее развитие социологии заставило более тщательно всмотреться в творческое наследие этого противоречивого исследователя.
Список используемых источников
1. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. – М.: Высшее образование, 2007. - 444 с.
2. Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология. – М.: Гардарики, 2003. – 321 с.
3. Социология: Курс лекций: учебное пособие. - Р-н-Д.: Феникс, 2009. – 520 с.
4. Социология: хрестоматия. Учебное пособие / Сост. Р.А. Разин. - Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та. - 402 с.
5. Фролов С.С. Социология: учебник. М.: Владос, 2008. – 233 с.
[1] Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. – М.: Высшее образование, 2007. - С. 99
[2] Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. – М.: Высшее образование, 2007. - С. 105
[3] Фролов С.С. Социология: учебник. М.: Владос, 2008. – С. 112
[4] Социология: Курс лекций: учебное пособие. - Р-н-Д.: Феникс, 2009. – С. 65
[5] Социология: Курс лекций: учебное пособие. - Р-н-Д.: Феникс, 2009. – С. 65
Информация о работе О. Конт как основатель позитивной науки об обществе – социологии