О. Конт как основатель позитивной науки об обществе – социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 22:38, контрольная работа

Описание работы

Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е — 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (махизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распространен и популярен в современную эпоху.

Содержание работы

Введение
1. Зарождение позитивизма 5
2. Возникновение позитивной науки об обществе – социологии 10
Заключение 13
Список используемых источников 14

Файлы: 1 файл

Конт контрольная работа-1.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

Суть позитивной науки – рассматривать все явления как подчиненные естественным наукам. Первые и конечные причины не познаваемы. Когда проблемы в социальном знании будут ликвидированы, социальная физика может повести человечество к прогрессу. Закон трех стадий Конт хотел сделать основополагающим в социологии. Закон трех стадий противостоял теологическим и спекулятивным подходам к пониманию истории.

Иерархия положительных знаний и роль социологии

Огюст Конт пытался определить место и роль социологии в системе естественных наук. Все науки он разделил на теоретические и практические. Социология по Конту – теоретическая, прикладная наука.

Теоретические, в свою очередь, делятся на абстрактные (их цель- открытие законов, которые управляют явлениями –например, Всемирный закон тяготения ) и конкретные (их цель – применение этих законов к действительности ).Абстрактные науки – основные. У Конта  получился ряд наук, расположенных по убывающей значимости и возрастающей сложности. Социология при этом получает свое обоснование в биологии. Конт отрицал роль психологии. Рассматривал социальную физику как подвид физики органической, занимающейся феноменами организованных тел.[5]

Развитие общества подчиняется природным законам. Социология – часть естествознания.

1879 год- Конт сменил термин «социальная физика» на термин «социология». Это было связано с тем, что бельгийский исследователь А.Кетле свел социальную физику к статистическому исследованию общественной жизни, а в понимании Конта социология теоретическая наука.

Конт придавал большое значение сравнительному методу. Сравнительный метод можно использовать только подчиняя теории развития человечества. Поэтому более надежен метод исторического сравнения (историко-сравнительный метод). Этот метод оставался господствующим вплоть до 30- х годов 20- го века (Вебер, Ковалевский и др.).

В своем понимании исторического развития человечества, которое составляет основу его социального учения, Конт основывался на работах Шарля Монтескье «Дух законов» и Жака Кондорсе «Эскиз исторической картины и духа человеческого разума. У первого почерпнул – законы- суть необходимое отношение, вытекающее из природы вещей, у второго – прогресс разума человека – суть изменений общества. В итоге, соединяя идеи Монтескье и Кондорсе, Конт формирует основной смысл своего учения – неизбежный прогресс ума есть главный аспект истории человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Творчество Конта вошло в  классику  мировой  социологии.  Его  не  без основания  называют  создателем  социологии  как   самостоятельной   науки.

Основная задача Конта состояла в синтезе наиболее плодотворных идей  своего времени в целостную программу создания новой науки об обществе. Конт весьма критически  относился  к  буржуазной  культуре,  не  верил  в  спасительное действие неограниченной  конкуренции.  Общественный  прогресс,  считал  он, должен  опираться  на  духовные,  реформационные  преобразования.   Вопреки либеральному оптимизму он  оценивал  складывающиеся  раннекапиталистические отношения как проявление глубокого кризиса. С социалистами же его разделяло отрицательное отношение к революционному преобразованию общества. Вместе  с тем он не соглашался и с консервативной романтизацией феодальных  порядков.

Попытки Конта найти «средний  путь»,  гармонически  сочетающий  прогресс  и порядок, привели его к полной изоляции, неприятию его идей  представителями всех основных социально-политических движений  первой  половины  XIX  века, однако  последующее   развитие   социологии   заставило   более   тщательно всмотреться в творческое наследие этого противоречивого исследователя.

 

 

 

 

 

 

 

 

     Список используемых  источников

 

1.      Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. – М.: Высшее образование, 2007. - 444 с.

2.      Волков Ю., Добреньков В., Нечипуренко В., Попов А. Социология. – М.: Гардарики, 2003. – 321 с.

3.      Социология: Курс лекций: учебное пособие. - Р-н-Д.: Феникс, 2009. – 520 с.

4.      Социология: хрестоматия. Учебное пособие / Сост. Р.А. Разин. - Ижевск: Изд-во Удм. Ун-та. - 402 с.

5.      Фролов С.С. Социология: учебник. М.: Владос, 2008. – 233 с.



[1] Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. – М.: Высшее образование, 2007. -  С. 99

 

[2] Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. – М.: Высшее образование, 2007. -  С. 105

[3] Фролов С.С. Социология: учебник. М.: Владос, 2008. – С. 112

 

[4] Социология: Курс лекций: учебное пособие. - Р-н-Д.: Феникс, 2009. – С. 65

 

[5] Социология: Курс лекций: учебное пособие. - Р-н-Д.: Феникс, 2009. – С. 65


Информация о работе О. Конт как основатель позитивной науки об обществе – социологии