Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 17:55, доклад
Несмотря на то, что о качестве медицины в Швеции много нелицеприятных высказываний и суждений, в пользу высокого уровня здравоохранения говорит один из самых высоких показателей в Европе по средней продолжительности жизни. Он не только достаточно высок, но и с каждым годом увеличивается, так для женщин на сегодняшний день этот показатель ровняется 83,5 года, а для мужчин – 78,8.
Безусловно, на эту статистику оказывает влияние высокий социальный уровень жизни, однако большая доля приходится на качество медицинского обслуживания в Швеции. За последние десятилетия в стране резко уменьшилась смертность от сердечных приступов и инсультов, а также возросла выживаемость пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями. Кроме того, с увеличением продолжительности жизни постоянно растет и рождаемость.
О медицине в Швеции
Несмотря на то, что о качестве медицины в Швеции много нелицеприятных высказываний и суждений, в пользу высокого уровня здравоохранения говорит один из самых высоких показателей в Европе по средней продолжительности жизни. Он не только достаточно высок, но и с каждым годом увеличивается, так для женщин на сегодняшний день этот показатель ровняется 83,5 года, а для мужчин – 78,8.
Безусловно, на эту статистику оказывает влияние высокий социальный уровень жизни, однако большая доля приходится на качество медицинского обслуживания в Швеции. За последние десятилетия в стране резко уменьшилась смертность от сердечных приступов и инсультов, а также возросла выживаемость пациентов, страдающих онкологическими заболеваниями. Кроме того, с увеличением продолжительности жизни постоянно растет и рождаемость.
О структуре медицинской системы Швеции
Система здравоохранения Швеции финансируется налогоплательщиками, при этом основная часть расходов по медобслуживанию населения лежит на муниципалитетах и государстве, пациенты должны оплачивать лишь символическую часть медицинских расходов.
Так, к примеру, установлен лимит равный 100 евро, который ограничивает взимание платы с одного пациента в течение года. Гонорар пациента в качестве оплаты врачу составляет от 15 до 30 евро. В эту сумму входить не только осмотр врача, но и выписка рецепта и больничного для получения пособия, диагностические и лабораторные исследования, само лечение и направление к специалисту, первое посещение которого предоставляется бесплатно. Наибольшие траты несет пациент при получении зубоврачебной помощи, здесь его расходы могут составлять до 60% от всей стоимости лечения.
В целом общая система медицинского обслуживания Швеции подразделятся на: неотложную помощь, наблюдение у специалиста и амбулаторное лечение. Стоматологическая помощь предоставляется населению Швеции частными врачами или через Folktandvarden – это общенациональная система. Для детей (по достижению 20 лет) зубоврачебная помощь оказывается бесплатно.
Медицинская помощь в Швеции представлена, прежде всего, поликлиниками, которые оборудованы современным оборудованием и укомплектованы персоналом различных категорий. Помимо поликлиник в стране существуют специализированные клиники: центры планирования семьи, женские консультации, детские консультации и т.д.
Одним из нововведений в шведскую медицину является гарантия на своевременное лечение, которая обеспечивает каждому пациенту оказание помощи в определенный срок. Так приема в муниципальной поликлинике у врача общей практики пациент не должен ожидать более семи дней, а срок ожидания приема у врача-специалиста, очереди на операцию и другого необходимого лечения (будто то удаление катаракты или замена тазобедренного сустава) более 90 дней. В противном случае, по истечению установленного срока, пациенту обязаны предоставить лечение в другом месте, а также оплатить дорожные расходы.
О системе медицинского и социального
страхования в Швеции
Система социального и медицинского страхования
Швеции охватывает все населения страны,
а также иностранных граждан, проживающих
в стране длительное время на законных
основаниях.
Данная система осуществляет страховые выплаты по случай травмы или болезни, уходу за детьми, безработицы, нетрудоспособности по возрасту и т.д. Она предусматривает всевозможные доплаты на покупку вспомогательных средств и некоторые другие дотации.
Медицинское страхование в Швеции носит обязательный и всеобщий характер, позволяя всем категориям населения, в том числе с низким уровнем дохода, получать высокотехнологичную дорогую медицинскую помощь. При этом страховые выплаты и компенсации тем больше, чем выше затраты, которые несет пациент. Страхованию подлежат следующие категории медицинских средств: лекарственные средства при амбулаторном лечении, прием врача общей практики и специалиста, услуги зубного врача, стационарное лечение, а также транспортные расходы, связанные с получением медицинской помощи. Существуют даже компенсации, предусматривающие снижение выплат, если пациент следит за здоровьем: осуществляет профосмотры, ведет здоровый образ жизни и т.д.
Частное страхование в Швеции развито слабо, что связано с достаточно высокой стоимостью частной медицинской страховки по причине высоких налогов, установленных государством в этой области.
Вместо вывода о медицине Швеции
Интересной особенностью шведского здравоохранения является то, что степень оснащения местных больниц и медицинских центров медикаменты и оборудованием находится на высочайшем уровне, однако удовлетворенность пациентов медицинской помощью сильно отстает от других стран Западной и Северной Европы.
Возможно, так происходит от того, что даже семидневный (максимальный срок ожидания врача общей практики) при активно развивающейся ангине – это достаточно длительный срок. При этом после посещения врача пациенту не гарантируется быстрая медицинская помощь – зачастую врач рекомендует свежий воздух и здоровый сон. А приобретение любых медицинских препаратов (кроме стандартных капель для носа и леденцов для горла) возможно только по рецепту от врача.
О медицинском страховании иностранных граждан
Для граждан скандинавских страх, ЕЭЗ/ЕС и Швейцарии медицинское обслуживание предоставляется на общих основаниях в случае, если у них есть карты медицинского страхования европейского образца.
Для иностранных граждан, официально трудоустроенных в стране и поставленных на учет реестра населения в местной налоговой службе, шведская система медицинского обслуживания предоставляется на таких же правах, как и для граждан страны.
Доступ к медицинскому и социальному страхованию имеют права все иностранные граждане, долговременно проживающие в Швеции.
Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономический практике общие закономерности развития социально-ориентированной рыночной экономики, присущие и другим странам постиндустриального общества, проявились наиболее ярко.
Изучение закономерностей и особенностей становления социальной работы и социальной политики Швеции, вычленение движущих факторов формирования эффективной модели и механизмов регулирования интересов различных общественных групп и слоев населения, при их умелой адаптации к российским условиям, могут способствовать созданию сбалансированной социальной политики в Российской Федерации. Подводя итоги, могу отметить, что мои прогнозы подтвердились: Российская система социальной политики кардинально отличается со знаком минус от системы Шведской и нуждается в незамедлительном реформировании.
В последнее десятилетие стал очевидным глубочайший кризис российского здравоохранения. Ограничение финансовых возможностей государства, вызванное общим замедлением темпов роста производства, при нарастании бюджетного дефицита сделало невозможным обеспечение необходимых расходов на здравоохранение только за счет государственных фондов. Стал насущным переход к новой системе организации здравоохранения. Более того, назрела необходимость радикальных качественных перемен в рамках самой этой системы. Это вызвано острым кризисом традиционных и отсутствием новых источников развития отрасли.
Система здравоохранения в России нуждалась прежде всего в антимонопольных мерах, децентрализации и разгосударствлении. Все это заставило приступить к кардинальным преобразованиям отрасли; в противном случае нарастала социальная напряженность так как медицинские учреждения не удовлетворяли потребности населения. На основе мирового опыта была выбрана идея перехода к медицинскому страхованию и принят Закон “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации”.
Согласно заложенным в Законе принципам, новая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения предполагает, что медицинское страхование должно осуществляться на многоуровневой основе и использовать для этого:
• прежние каналы бюджетных ассигнований (для обязательного страхования наименее защищенных групп населения и для выполнения части социальных программ на республиканском и местном уровнях);
• специальные внебюджетные фонды, (федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, формируемые из взносов предпринимателей и самодеятельных граждан на обязательное медицинское страхование);
• средства государственных и общественных организаций (объединений), предприятий и других хозяйствующих субъектов;
• личные средства граждан;
• безвозмездные и (или) благотворительные взносы или пожертвования;
• кредиты банков и других кредиторов;
• иные источники не запрещенные законодательством .
Кроме обязательного (социального) медицинского страхования законом вводится добровольное медицинское страхование, которое обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных базовыми программами медицинского страхования.
Законодательно определены субъекты медицинского страхования: гражданин; страхователь; страховая медицинская организация (страховщик); медицинское учреждение.
Вся система медицинского страхования создается ради основной цели - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. В современных страховых системах под профилактикой понимаются меры по снижению частоты страховых случаев, но отнюдь не ответственность страховой системы за профилактику в широком понимании, которая остается на ответственности государственной системы здравоохранения.
Страхователями определены все работодатели, (включая самодеятельную часть населения), а также бюджетные организации. Внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования также являются страхователями, призванными не только аккумулировать средства первичных страхователей, но и организовать систему учета, поступления и расходования средств на обязательное медицинское страхование.
Страховые организации - это именно те новые структуры, которые появились на рынке медицинских услуг и стали своеобразной, но очень важной финансовой надстройкой, выполняющей посреднические функции. Главное - воплотить в жизнь основной принцип страхования : " Деньги идут за пациентом". Для пациента это означает, что страховая компании экономически заинтересована в том, чтобы выбрать для него лучшего врача и лучшее лечебное учреждение, для медиков - что они перестают получать деньги "по потребности", их приходится зарабатывать. Таким образом, медицинское страхование гарантирует и делает доступными высококачественные медицинские услуги, а во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.
Лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), в которых производятся и предоставляются медицинские услуги, выступают на рынке продажи страховых услуг как самостоятельно хозяйствующие субъекты, несущие "предпринимательский риск" в конкурентной борьбе за право заключения договоров со страховыми компаниями, располагающими платежными средствами застрахованного населения.
Главная цель введения медицинского страхования - создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в свою очередь позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и населения путем дополнительного страхования. Создается рынок медицинских услуг, который превращает руководителей лечебно-профилактических учреждений в продавцов этих услуг.