Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:07, контрольная работа
Предмет любой науки — это процесс изучения объективного мира, который позволяет выявить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.
Первопричинами предмета социологии, ее «первокирпичика-ми» являются два понятия — статус и роль.
Объекты исследования социологии ФКС.
Предмет и структура социологии ФКС.
Факторы определяющие значимость социологии ФКС?
Функции социологии ФКС:
4.1 Научно-познавательное, теоретическое значение социологии ФКС.
4.2 Практическое значение этой науки.
4.3 Педагогическое значение социологии ФКС
Объект науки — это определенная часть действительности, объективная реальность, которая отражается, исследуется конкретной наукой.
Предмет — это содержание
науки, ее основные положения,
система категорий законов,
. Соответственно под объектом социологии понимаются общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие.
А предметом социологии выступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии — результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило, прирастило новое содержание, а значит, расширило предмет этой науки.
Предмет любой науки — это процесс изучения объективного мира, который позволяет выявить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.
Первопричинами предмета социологии, ее «первокирпичика-ми» являются два понятия — статус и роль.
Первое дает статическую, а второе — динамическую картину общества.
Социология, кроме общества в целом и социальных отношений, может изучать все общественные явления: экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие, анализируя их в социальном аспекте. Исходя из этого, можно определить социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.
Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив, неформальная группа); макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения); общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденции и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и в результате получить возможность выявить тенденции и закономерности.
2.Предмет и структура
Обычно при определении предмет
групповое взаимодействие (например, классы);
социальные институты: семья, образование, культура;
основные структуры
социальные процессы (забастовки, стачки и т.п.).
Социологическое знание неоднородно и имеет свою достаточно сложную структуру, исследуя социальные процессы и явления как на уровне общества в целом, так и на уровне личностных и межличностных связей. Социологическая наука делится на следующие составные части:
Общетеоретическую социологию, направленную на выяснение общих закономерностей функционирования и развитие социума как целого и представляющую собой макросоциологическое исследование.
Социологию среднего уровня, направленную на выяснение об-» щих закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы (например, социологию социальных групп, социологию города, социологию права, социологию образования, социологию спорта, социологию труда, социологию семьи и т.д.).
Микросоциологию, изучающую социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.
В зависимости от уровня получаемого знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.
Было бы серьезной ошибкой разрывать теоретическое и эмпирическое в социальном исследовании, как это было в недавнем прошлом, когда социология сводилась к эмпирическому исследованию общественного мнения, к опросам. Это двуединые стороны целостного исследования.
Иной специфический аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии.
3.Факторы определяющие
Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами.
Задачи социологии физической культуры и спорта можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.
Приоритетной задачей
I группа
— объективные факторы, определяющие
массовость
физкультурно-спортивных занятий. К ним
относятся:
уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;
подготовка профессиональных кадров, их численность и качество подготовки.
II группа
— субъективные факторы, влияющие на разрешение
проблемы массовости физкультурно-спортивной
деятельности. К ним
относятся:
формирование общественного
формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкулыурно-спортивную деятельность;
воспитание у населения
4. Функции и значения социологии ФКС.
Социология выполняет
Реализация теоретико-
Практически политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей.
Таким образом, обогащение и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики.
Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические и фундаментальные, но и эмпирические и приклад-
ные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. На основе эмпирических социологических знаний обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Предвидение, планирование и прогнозирование являются конкретными формами реализации практически политической функции социологии, из которых следуют функции социального проектирования и конструирования; управленческая и организационно-техническая функции (разработка и внедрение социальных технологий).
Теоретико-познавательные функции состоят в изучении социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и других организациях. Результаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Социология физической культуры и спорта выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции.
Она описывает, накапливает
и систематизирует факты,
Мировоззренческая функция социологии физической культуры и спорта состоит в формировании общественного сознания по отношению к ценностному содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в регулярные физкультурно-спортивные занятия, социология физической культуры и спорта призвана давать практические рекомендации по организации и управлению в сфере физической культуры и спорта.
Разрабатывая прогнозы развития социально-экономической сферы отрасли, социология физической культуры и спорта выполняет свою организационно-управленческую функцию.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА
––––––––––––––––––––––––––––––
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ и СОЦИОЛОГИИ
Контрольная работа по дисциплине
«Социология физической культуры и спорта» на тему :
«Объект и предмет социологии физической культуры и спорта и ее социальное значение.»
Работу выполнила :
Студентка 3-го курса 3 группы
заочного отделения ФКиС
Тюняева А.И.
Работу проверела: Майорова Л.В.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Социология. (Учебник) Кравченко А.И. (2001, 508с.)
2.Социология ФКиС (учебник) Лубышева Л.И.(2001, 232с.)
3.Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта : хрестоматия / В.И.Столяров. В 2-х томах. – М.: Флинта: Наука, 2005.
4.Захаров, М.А. Социология спорта: учебно-методическое пособие / М.А. Захаров. - Смоленск: СГАФКСТ, 2007.
5. С.С. Новикова. Социология
6. Социология
в схемах и комментариях. (Учебное пособие)
Исаев Б.А. (2008, 224с.)
План контрольной работы:
4.1 Научно-познавательное, теоретическое значение социологии ФКС.
4.2 Практическое значение этой науки.
4.3 Педагогическое значение социологии ФКС