Объект и предмет социологии физической культуры и спорта и ее социальное значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:07, контрольная работа

Описание работы

Предмет любой науки — это процесс изучения объективного мира, который позволяет выявить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.
Первопричинами предмета социологии, ее «первокирпичика-ми» являются два понятия — статус и роль.

Содержание работы

Объекты исследования социологии ФКС.
Предмет и структура социологии ФКС.
Факторы определяющие значимость социологии ФКС?
Функции социологии ФКС:

4.1 Научно-познавательное, теоретическое значение социологии ФКС.
4.2 Практическое значение этой науки.
4.3 Педагогическое значение социологии ФКС

Файлы: 1 файл

Объект науки.docx

— 30.71 Кб (Скачать файл)

 

  1. Объекты социологии ФКС.

 

Объект  науки — это определенная часть действительности, объективная реальность, которая отражается, исследуется конкретной наукой.

 

 Предмет — это содержание  науки, ее основные положения,  система категорий законов, отражающих  объект

. Соответственно под объектом социологии понимаются общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие.

А предметом социологии выступает концептуальная (т. е. понятийная) схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Предмет современной социологии — результат длительного исторического развития, плод усилий многих поколений ученых, каждое из которых прибавило, прирастило новое содержание, а значит, расширило предмет этой науки.

Предмет любой науки — это  процесс изучения объективного мира, который позволяет выявить закономерности развития и функционирования изучаемого объекта.

Первопричинами предмета социологии, ее «первокирпичика-ми» являются два понятия — статус и роль.

 

 

Первое дает статическую, а второе — динамическую картину общества.

 

Социология, кроме общества в целом  и социальных отношений, может изучать  все общественные явления: экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие, анализируя их в социальном аспекте. Исходя из этого, можно определить социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей.

 

Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив, неформальная группа); макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения); общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденции и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и в результате получить возможность выявить тенденции и закономерности.

 

2.Предмет и структура социологии  ФКС.

 

Обычно при определении предмета социологического познания в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

групповое взаимодействие (например, классы);

социальные институты: семья, образование, культура;

основные структуры человеческого  общества;

социальные процессы (забастовки, стачки и т.п.).

 

 

Социологическое знание неоднородно  и имеет свою достаточно сложную структуру, исследуя социальные процессы и явления как на уровне общества в целом, так и на уровне личностных и межличностных связей. Социологическая наука делится на следующие составные части:

 

Общетеоретическую социологию, направленную на выяснение общих закономерностей функционирования и развитие социума как целого и представляющую собой макросоциологическое исследование.

 

Социологию  среднего уровня, направленную на выяснение об-» щих закономерностей действия и взаимодействия отдельных структурных частей социальной системы (например, социологию социальных групп, социологию города, социологию права, социологию образования, социологию спорта, социологию труда, социологию семьи и т.д.).

 

Микросоциологию, изучающую социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия людей, их поведения. В такой структуре социологического знания находит свое выражение соотношение общего, особенного и единичного.

 

В зависимости от уровня получаемого  знания социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Для теоретического исследования решающее значение имеет глубокое обобщение накопленного фактического материала в области социальной жизни. В центре эмпирических социологических исследований находятся само накопление, сбор фактического материала в указанной области (на основе непосредственного наблюдения, опроса, анализа документов, данных статистики и т.д.) и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения.

 

Было бы серьезной ошибкой разрывать  теоретическое и эмпирическое в социальном исследовании, как это было в недавнем прошлом, когда социология сводилась к эмпирическому исследованию общественного мнения, к опросам. Это двуединые стороны целостного исследования.

Иной специфический  аспект характеристики структуры социологии отражает различение фундаментальной и прикладной социологии.

 

 

 

3.Факторы определяющие значимость  социологии ФСК.

 

Социология физической культуры и спорта призвана вооружить специалистов по физической культуре знаниями социальных аспектов их профессиональной деятельности, способствовать умению проводить конкретные социологические исследования с целью разрешения социальных противоречий, которые неизменно встают перед современными специалистами.

Задачи социологии физической культуры и спорта можно свести к двум социально значимым проблемам: проблеме достижения массовости физкультурно-спортивного движения и разрешению социальных проблем спорта, спортивной деятельности.

Приоритетной задачей социологии физической культуры и спорта считается выявление факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения. Эти факторы носят объективный и субъективный характер и подразделяются на две группы.

 

I группа — объективные факторы, определяющие массовость 
физкультурно-спортивных занятий. К ним относятся:

уровень развития материальной базы физической культуры и спорта;

подготовка профессиональных кадров, их численность и качество подготовки.

 

II группа — субъективные факторы, влияющие на разрешение 
проблемы массовости физкультурно-спортивной деятельности. К ним 
относятся:

формирование общественного мнения и индивидуального сознания в  отношении освоения ценностей физической культуры и спорта;

формирование устойчивых мотивов, ценностных ориентации населения на физкулыурно-спортивную деятельность;

воспитание у населения потребности  в физкультурно-спортивной деятельности, актуализация значимости здоровья, уровня физической подготовленности, физической культуры личности в общей иерархии ценностей человека и общества.

 

 

 

 

4. Функции и значения социологии ФКС.

 

Социология выполняет многообразные  функции, в которых проявляются ее предназначение и роль. В наиболее общем виде эти функции можно подразделить на три основные: теоретико-познавательную, практически политическую и идейно-воспитательную. Разграничение этих функций не должно быть чрезмерно жестким, исключающим их взаимосвязь и взаимодействие.

 

Реализация теоретико-познавательной функции позволяет расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамического развития самого объекта познания этой науки — социальной действительности. Особая роль принадлежит здесь эмпирической социологии и непосредственно специальным социологическим теориям.

 

Практически политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Социология не только описывает социальную жизнь, ее проявления в различных сферах и на разных уровнях, но и дает им оценку с позиций гуманизма, общечеловеческих ценностей.

 Таким образом, обогащение  и совершенствование теории не самоцель, а необходимая предпосылка и условие оптимизации социальной жизни в интересах свободного и всестороннего развития личности. В этом плане социология — одна из теоретических основ политики и практики.

Тот факт, что в рамках социологии осуществляются не только теоретические  и фундаментальные, но и эмпирические и приклад-

ные исследования, подчеркивает особенно близкую связь и тесное взаимодействие социологической теории и социальной политики и практики. На основе эмпирических социологических знаний обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности и т.д., а в связи с этим должны вырабатываться политические и практические меры по их предотвращению и преодолению. Предвидение, планирование и прогнозирование являются конкретными формами реализации практически политической функции социологии, из которых следуют функции социального проектирования и конструирования; управленческая и организационно-техническая функции (разработка и внедрение социальных технологий).

 

Теоретико-познавательные функции состоят в изучении социальных аспектов физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и других организациях. Результаты исследований дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере физической культуры и спорта.

 

Социология физической культуры и  спорта выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции.

 Она описывает, накапливает  и систематизирует факты, относящиеся  к социальной природе и роли  физической культуры и спорта. Раскрывая глубинную сущность происходящих в них процессов, прослеживая все характерные для них причинно-следственные связи, она дает объяснение явлениям и событиям, относящимся к физической культуре и спорту. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает намечающиеся тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит ее эвристическая функция .

 

Мировоззренческая функция социологии физической культуры и спорта состоит в формировании общественного сознания по отношению к ценностному содержанию физической культуры и спорта, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции физической культуры и спорта, формулирует мотивацию и интерес к занятиям физическими упражнениями и спортом.

Исследуя пути, средства и формы  вовлечения населения в регулярные физкультурно-спортивные занятия, социология физической культуры и спорта призвана давать практические рекомендации по организации и управлению в сфере физической культуры и спорта.

Разрабатывая прогнозы развития социально-экономической сферы отрасли, социология физической культуры и спорта выполняет свою организационно-управленческую функцию.

 

 

 

 

 

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ  и СОЦИОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

 «Социология  физической культуры и спорта»  на тему :

 

«Объект и предмет социологии физической культуры и спорта и ее социальное значение.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу  выполнила :

Студентка 3-го курса 3 группы

 заочного отделения ФКиС

Тюняева А.И.

 

Работу проверела: Майорова Л.В.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

 

1.Социология. (Учебник) Кравченко А.И. (2001, 508с.)

 

2.Социология ФКиС (учебник) Лубышева  Л.И.(2001, 232с.)

 

3.Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта : хрестоматия / В.И.Столяров. В 2-х томах.  – М.: Флинта: Наука, 2005.

 

4.Захаров, М.А. Социология спорта: учебно-методическое пособие / М.А. Захаров. - Смоленск: СГАФКСТ, 2007.

 

5. С.С. Новикова. Социология

6. Социология в схемах и комментариях. (Учебное пособие) Исаев Б.А. (2008, 224с.) 

План  контрольной работы:

 

 

 

 

    1. Объекты исследования социологии ФКС.
    2. Предмет и структура социологии ФКС.
    3. Факторы определяющие значимость социологии ФКС?
    4. Функции социологии ФКС:

       

       4.1  Научно-познавательное, теоретическое значение социологии ФКС.

4.2  Практическое значение этой науки.

4.3  Педагогическое значение социологии ФКС

 


Информация о работе Объект и предмет социологии физической культуры и спорта и ее социальное значение