Объект и предмет социологии. Понятие социального

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 12:15, контрольная работа

Описание работы

В массовом сознании социология часто ассоциируется с проведением опросов населения и изучением общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующие распределение мнений людей относительно того или иного события, данные о степени поддержки избирателями различных политических партий, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, политикой правительства и т.д. Все это создает образ социологии как прикладной науки, способствующей решению самых злободневных проблем нашей общественной жизни.

Содержание работы

Стр.
Введение
3
Объект и предмет социологии. Понятие социального.
4
Уровни социологического анализа
10
Функции социологии
11
Методы социологии
12
Заключение
14
Библиографический список
15
Приложение
16

Файлы: 1 файл

Социология Microsoft Word.docx

— 67.65 Кб (Скачать файл)
  1. Уровни социологического анализа

В современной социологической  науке обычно речь идет о двух уровнях  социологического анализа общества: микро- и макросоциологии.

Макросоциология. Социологи исследуют общество на двух уровнях: макро- и микроуровне. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течение длительного времени. Основное внимание она уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, или структуры, представляют собой такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают на себе их глубокое влияние. Макросоциологи изучают взаимосвязи между различными частями общества и динамику их изменений.

Примерами макросоциологического подхода могут служить теория конфликта и функционализм. 
 
Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главный предмет их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

Микросоциологический подход используется символическим интеракционизмом, уделяющим особое внимание взаимодействию индивидов. Формой символического интеракционизма, которая иногда привлекается для анализа индивидуального поведения, является теория обмена. Этот подход, разработанный социологом Дж. Хомансом, основан на рассмотрении человеческого поведения с точки зрения вознаграждения и расходов. Сторонники теории обмена полагают, что основным мотивом в поведении людей является стремление получить удовольствие и избежать боли.

Разногласия между сторонниками макро- и микросоциологии связаны, во-первых, с пониманием предмета исследования и уровня обобщения, во-вторых, с  характером использованных понятий  и принципов формирования социологического знания (приложение 1 (рис. 1)).

Граница между микро- и макросоциологией достаточно условна, однако методологически оправдана, так как способствует большей четкости и систематизации объектов социологии. Объекты макросоциологии – общности, социальные связи и закономерности, пожалуй, более существенны и значимы для социологии в целом, что, разумеется, не исключает научного интереса к меньшим социальным группам. По мнению польского социолога Я. Щепаньского, социология выявляет и изучает силы, действующие во всех сферах общественной жизни и объективно влияющие как на малые, так и на большие общности.

Метасоциология проводит анализ существующих эпистемологических и методологических структур социологии вообще, равно  как и ее различных компонентов  – концепций, теорий, моделей, методов  и т.д.

Отличие метасоциологии от социологии состоит в том, что объектом исследования социологии является социальная реальность, а объектом метасоциологии – сама социология. Поэтому правомерно использовать наряду с понятием “метасоциологии” понятия “социология социологии” и “рефлексивная социология”. Первое понятие было введено в научный оборот Р. Фридрихсом,(Fnedrichs R. Sociology of Sociology. N.Y., 1970.) второе – А. Гоулднером.(Gouldner A. The Coming Crisis of Western Sociology. N.Y., 1970.)

Метасоциология анализирует социологию извне и изнутри. В первом случае социология рассматривается как  специфическое социальное явление, которое, подобно другим явлениям, доступно социологическому анализу. Это может быть изучение общественной роли данной социологической теории, ее функций (служебных или критических) по отношению к определенной политической системе, ее влияния в обществе за пределами узкопрофессиональной среды и др. Во втором случае социология исследуется как особая научная дисциплина, совокупность конкретных проблем, понятий, теорий и методов, отвлеченно от их социального контекста.

  1. Функции социологии
  1. Познавательная, познание законов и закономерностей становления, развития и функционирования социальных явлений и процессов. 
  1. Управленческая – т.е. использование социологического знания в управлении (целенаправленное воздействие) социальными объектами.
  2. Организационно–технологическая – создание и внедрение на практике социальных технологий, социальных проектов. Проект – это комплекс мероприятий, реализуемых в определенный период времени и на определенной территории. (Преобразовывающая).
  3. Идеологическая (ценностно – ориентированная) – влияние социологического знания на восприятие событий людьми, их поведения.
  1. Методы социологии

Социология использует не только типичные для общественных наук абстрактно-теоретические  методы (системно-категориальный анализ объекта), но и совокупность конкретно-эмпирических методов.

Наблюдение: изучение общества, общественного  мнения, общественных настроений, социальных процессов в их естественном состоянии. Наблюдение может быть внешним, сторонним, когда социолог не является сам участником какого-то социального процесса, и  внутренним, «включенным», когда социолог сам становится членом изучаемого коллектива или субъектом социального процесса. Наблюдение дает первичную информацию, которая затем может анализироваться, оцениваться, сравниваться и т.д.

Анализ статистических материалов: изучение документации, отчетов, справок, протоколов, статистики, материалов прессы, фактических данных и т.д., т.е. не непосредственного бытия социального  объекта, а его отражения в  первичной (как правило вербальной) документации. Используя статистические материалы, социолог воспроизводит состояние объекта в категориях социологии и выявляет тенденции развития объекта.

Интервью: это исследование в форме  заданного устного опроса субъектов  социума с целью получения  «социологической картины объекта». В качестве социальных субъектов, респондентов для интервью избираются, как правило, типичные представители какой-то социальной группы, эксперты-профессионалы, известные  лидеры. Результаты интервью могут  представлять индивидуально-личностный интерес (интервью с известным артистом или спортсменом) или социально-типологический (мнения типичных представителей какой-то группы).

Анкетирование: это форма письменного  опроса субъектов социума (групп, общностей) с целью получения совокупного  представления о состоянии и  функционировании социального объекта. Анкета или опросный лист включает в себя серию открытых (без конечного варианта возможных ответов) или закрытых (с конечным набором вариантов ответов) вопросов.

Социальное моделирование: оно  связано с изучением социального  объекта не в его натуральном, естественном виде, а в форме функциональных, структурных или атрибутивных моделей. Модель - это эвристический заместитель  натуры. Как правило, при социальном моделировании используется ЭВМ, информационно-математические модели объекта.

Социальный эксперимент: это изучение социального объекта в его  натуральном или модельном виде в контролируемых, искусственных  условиях.

Существуют и другие методы получения  социологической информации, но они, как правило, являются модификациями  названных. К тому же надо учитывать, что каждый из методов имеет множество вариаций. Например, различают такие виды опроса, как выборочный, зондажный, групповой, заочный, очный, панельный, одноразовый, прессовый, прямой, раздаточный, сплошной, экспертный и др. В каждом случае исследователь определяет тот или иной метод и его варианты. В то же время необходимо учитывать взаимодополняемость методов во избежание ошибок.

Каждый метод конкретно-социологического исследования предполагает набор необходимых  процедур, технологий, методик и  для эффективного проведения исследования, и для получения адекватных результатов.

Анализ – познание объекта на основе изучения его частей, его  компонентов, составляющих.

Синтез – познание целостности  объекта путем объединения знаний о его составных частях, элементах, подсистемах. Синтез как бы завершает  и продолжает анилиз, обеспечивая целостное, системное, интегративное знание объекта как целого.

Эксперимент – изучение объекта  в искусственных контролируемых условиях.

Экстраполяция – познание объекта  путем переноса знаний с одного (изученного) объекта на другой.

Моделирование – это изучение объекта  не в его непосредственном виде, а на основе исследования его моделей.

Индукция – получение из частных  знаний общего вывода.

Дедукция – это выведение  частных знаний об объектах из общих  положений, посылок.

Системный метод – изучение объекта  как системы, состоящей из состава (совокупность компонентов) и структуры (способ связей компонентов).

 

 

Заключение

Проблематика социологии довольно обширна. Все интересующиеся ее проблемами могут найти ответы в дополнительной литературе. Это относится не только к общетеоретическим вопросам социологии, но прежде всего к разделам прикладной социологии: социология образования, социология труда, социология искусства, социология предпринимательства, социология управления, социология науки, социология культуры, социология личности, социология общения  и т.д. В рекомендуемой литературе авторы стремились назвать источники  по этим разделам.

Можно сказать и о том, что  каждый человек по натуре своей социолог. Он изучает жизнь, общество, друзей, представителей своей профессии, уличных знакомых, СМИ, газеты, деятелей, результаты выборов и т.д. Наша страна - страна социологов. И это не банальность, потому что в России интерес к общественной жизни и к жизни всей планеты всегда составлял особенность нашего национального характера. Это выражено Ф.Достоевским в понятии «всемирная отзывчивость», а соборность как психологическая российская черта известна всему миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

    1. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.
    2. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.
    3. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.
    4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. -156c.
    5. Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.
    6. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.
    7. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Индивидуальный уровень


Взаимодействие


Ролевое поведение



Групповой уровень


Микросистема



Первичные группы


Межличностные отношения  в группах институтах


 

Макросистема



Общие модели социальной организации


Общности и общества

 


Рис. 1. Уровни социологического знания


Уровень социальной системы


 
 


 


Информация о работе Объект и предмет социологии. Понятие социального