Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:55, контрольная работа
Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Следует иметь в виду, что пред-мет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребностями развития современного общества.
1. Объект и предмет социологии…………………………………………….…3
2. Структура социологии………………………………………………………...5
3. Методы социологии…………………………………………………………...7
4.Функции социологии………………………………………………………….10
5. Категории и законы социологии…………………………………………....13
Список литературы……………………………………………………………...16
Содержание.
1. Объект и предмет социологии……
2. Структура социологии…………………………
3. Методы социологии…………………………………
4.Функции социологии…………………………
5. Категории и законы
социологии…………………………………………....
Список литературы…………………………………
1. Объект и предмет социологии.
Изучение любой науки начинается с выяснения ее объекта и предмета исследования. Объект науки - это сфера реальности, на которую направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки - это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются ее спецификой.
Принято считать, что объектам социологического познания является общество. Сам термин <социология> в буквальном переводе означает <наука об обществе>. Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.
При определении предмета социологии ключевым является понятие <социальное>, которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологического познания. Современные социологи расходятся в понимании того, что конкретно считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это социальные общности и социальные системы, другие - закономерности социальных действий и массового поведения, третьи - законы и формы проявления социальной жизни и т.д. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.
В центре внимания социологов находится человек как активный субъект любых социальных отношений, социальных структур и организаций. Анализ социального поведения людей, массового сознания, общественного мнения, ценностных ориентации, нравственных мотивов становится в современных условиях интегральной частью характеристики всего процесса развития общества как целостной социокультурной реальности.
Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Следует иметь в виду, что пред-мет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребностями развития современного общества.
Выделение объекта и предмета социологии позволяет определить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.
2. Структура социологии.
Современная социология представляет собой сложную разветвленную систему научного знания, которая может быть структурирована по различным основаниям. В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на общетеоретическую, отраслевую и микросоциологию.
Общетеоретическая
социология как
В ней выделяют три раздела:
1) Исследование социальных институтов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т.д.);
2) Исследование социальных
общностей (социология
3) Исследование социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов массовой коммуникации и т.д.). Микросоциология изучает социальные явления и процессы сквозь призму конкретных взаимодействий людей в их повседневной жизни.
В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяется на теоретическую и эмпирическую.
Для теоретического социологического исследования первостепенное зна-чение имеют глубокое обобщение накопленного фактического материала и создание на этой основе теорий и концепций, объясняющих закономерности развития социальных явлений и процессов. Эмпирическая социология занимается сбором фактических данных и их первичной обработкой. Следует отметить, что в социологическом исследовании нельзя разрывать эмпири-ческое и теоретическое, поскольку это две стороны единого целостного процесса познания социальной реальности.
В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментального исследования - получение нового научного знания, открытие новых социальных законов, обогащение методологических основ самой социологической науки. Задачи прикладного социологического исследования связаны с изучением конкретных вопросов социальной жизни, поисками решения актуальных общественных проблем. Как теоретические, так и эм-пирические социологические исследования могут иметь и фун-даментальную, и прикладную направленность.
В научной и учебной литературе можно встретить также другие трактовки структуры социологии. Одни исследователи придерживаются традиционного трехуровневого варианта: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Другие пытаются модернизировать этот подход, выделяя социальную инженерию как уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных систем и моделей общественного развития. Третьи включают в структуру социологического знания такие элементы, как социальная философия, теоретическая социология, конкретно социологические дисциплины (специальные теории), прикладная социология, практическая социология. Все это свидетельствует о том, что представление о структуре социологии постоянно эволюционирует, меняется и уточняется по мере развития самой социологической мысли.
3. Методы социологии.
Метод вообще определяется в научной литературе как систематизированный способ достижения теоретического и практического результата, решение проблемы или получения новой информации.
В социологии используют, во-первых, общенаучные методы (анализ, синтез), во-вторых, собственно методы социологического исследования.
Методы социологического исследования делятся на методы сбора информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление количественных зависимостей).
Метод анализа документов.
Документом в социологии называют созданный человеком предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранении информации. В зависимости от автора документы делятся на официальные (созданные юридическим или должностным лицом) и документы частного похождения. За содержанию документы разделяются на правовые, экономические, технические. Существует два вида анализа документов - традиционный и контент-анализ.
Метод наблюдения.
Характерными чертами
научного наблюдения, в отличие
от обыденного, является систематичность,
планомерность. Главной
Метод опроса.
Данный метод занимает 90% всех методов сбора информации.
Опрос - метод сбора
социальной информации об
Интервью - это беседа, проводимая по определенному плану и предусматривает прямой контакт интервьюера с респондентом.
Особенностью анкетного опроса является использование анкеты, заполняемой респондентом (сам читает анкету и фиксирует ответы). Анкетный опрос может быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, т.е. опрос в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности)
Метод эксперимента.
Социальный эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход действий.
Выделяют следующие виды эксперимента: экономический, правовой, педагогический, социально - психологический.
4.Функции социологии.
Социология непосредственно включается в жизнь общества через выполнение ею определенных социальных функций. К ним в первую очередь относятся:
1) Теоретико - познавательная
(социология на всех своих
2) Описательно - информационная
(социологи проводят
3) Социального планирования
(социологи предоставляют
4) Прогностическая функция
(социологи способна
5) Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.
На практике социальная технология предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных ею процессов. Таким образом, организационно - технологическая функция социологии продолжает функцию социального проектирования, поскольку без проекта предусмотренного социального результата невозможно создать и социальную технологию как систему средств для достижения этого результата.
6) Управленческая функция.
Социология непосредственно