Объект и предмет социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 14:55, контрольная работа

Описание работы

Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Следует иметь в виду, что пред-мет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребностями развития современного общества.

Содержание работы

1. Объект и предмет социологии…………………………………………….…3
2. Структура социологии………………………………………………………...5
3. Методы социологии…………………………………………………………...7
4.Функции социологии………………………………………………………….10
5. Категории и законы социологии…………………………………………....13
Список литературы……………………………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Социология.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

1. Объект и  предмет социологии…………………………………………….…3

2. Структура социологии………………………………………………………...5

3. Методы социологии…………………………………………………………...7

4.Функции социологии………………………………………………………….10

5. Категории и  законы  социологии…………………………………………....13

Список литературы……………………………………………………………...16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Объект и  предмет социологии.

 

Изучение любой науки  начинается с выяснения ее объекта  и предмета исследования. Объект науки - это сфера реальности, на которую  направлен исследовательский поиск в целом. Предмет науки - это такие элементы, аспекты, свойства объекта, которые непосредственно изучаются данной наукой и определяются ее спецификой.

Принято считать, что  объектам социологического познания является общество. Сам термин <социология> в буквальном переводе означает <наука об обществе>. Более сложным представляется вопрос о предмете социологии, поскольку ответ на него во многом зависит от исходных методологических принципов исследователя, его принадлежности к той или иной научной школе, тому или иному научному направлению.

При определении предмета социологии ключевым является понятие <социальное>, которое выражает социальный аспект, присущий всем сферам жизнедеятельности  людей. Социальное возникает в ходе взаимодействия людей и отражает все многообразие их связей и отношений, образующих общественную жизнь. Изучение этой реальности и определяет специфику предмета социологического познания. Современные социологи расходятся в понимании того, что конкретно считать предметом социологии. Одни ученые считают, что это социальные общности и социальные системы, другие - закономерности социальных действий и массового поведения, третьи - законы и формы проявления социальной жизни и т.д. Каждое из этих определений отражает тот или иной аспект социологического познания, поэтому они не столько противоречат друг другу, сколько взаимно дополняют, формируя целостное представление о предмете социологии.

 

 

     В центре внимания социологов находится  человек как активный субъект  любых социальных отношений, социальных структур и организаций. Анализ социального поведения людей, массового сознания, общественного мнения, ценностных ориентации, нравственных мотивов становится в современных условиях интегральной частью характеристики всего процесса развития общества как целостной социокультурной реальности.

     Предметом изучения социологии являются социальные системы, элементы и условия их существования, закономерности социальной жизни, все способы взаимодействия и формы объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга. Следует иметь в виду, что пред-мет социологии не является стабильным, зафиксированным раз и навсегда. Представления о нем постоянно меняются, что связано как с прогрессом самого научного знания, так и с потребностями развития современного общества.

      Выделение объекта и  предмета социологии позволяет определить ее как науку о законах функционирования и развития общества и его структурных элементов, механизмах и формах проявления социальных процессов и отношений, закономерностях социального поведения людей, групп и общностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Структура социологии.

 

Современная социология представляет собой сложную разветвленную  систему научного знания, которая  может быть структурирована по различным основаниям. В зависимости от объекта исследования социология подразделяется на общетеоретическую, отраслевую и микросоциологию. 

 Общетеоретическая  социология как макросоциологическое  исследование ориентирована на  выявление общих закономерностей  функционирования и развития общества как целостной социальной системы. Отраслевая социология как социологическое исследование среднего уровня занимается изучением отдельных сфер социальной жизни.

 

В ней выделяют три  раздела:

1) Исследование социальных  институтов (социология семьи, образования, науки, политики, права и т.д.);

2) Исследование социальных  общностей (социология социально-профессиональных  групп, толпы, публики, этнических  общностей, территориально-региональных  образований и др.);

3) Исследование социальных процессов (социология конфликтов, урбанизации, процессов массовой коммуникации и т.д.). Микросоциология изучает социальные явления и процессы сквозь призму конкретных взаимодействий людей в их повседневной жизни. 

 

    В зависимости от уровня получаемого знания социология подразделяется на теоретическую и эмпирическую.

Для теоретического социологического исследования первостепенное зна-чение  имеют глубокое обобщение накопленного фактического материала и создание на этой основе теорий и концепций, объясняющих закономерности развития социальных явлений и процессов. Эмпирическая социология занимается сбором фактических данных и их первичной обработкой. Следует отметить, что в социологическом исследовании нельзя разрывать эмпири-ческое и теоретическое, поскольку это две стороны единого целостного процесса познания социальной реальности. 

    В зависимости от целей и задач социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Цель фундаментального исследования - получение нового научного знания, открытие новых социальных законов, обогащение методологических основ самой социологической науки. Задачи прикладного социологического исследования связаны с изучением конкретных вопросов социальной жизни, поисками решения актуальных общественных проблем. Как теоретические, так и эм-пирические социологические исследования могут иметь и фун-даментальную, и прикладную направленность. 

     В научной и учебной литературе можно встретить также другие трактовки структуры социологии. Одни исследователи придерживаются традиционного трехуровневого варианта: общая социологическая теория, специальные (частные) социологические теории и конкретные (эмпирические) социологические исследования. Другие пытаются модернизировать этот подход, выделяя социальную инженерию как уровень практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных систем и моделей общественного развития. Третьи включают в структуру социологического знания такие элементы, как социальная философия, теоретическая социология, конкретно социологические дисциплины (специальные теории), прикладная социология, практическая социология. Все это свидетельствует о том, что представление о структуре социологии постоянно эволюционирует, меняется и уточняется по мере развития самой социологической мысли.

 

 

 

 

3. Методы социологии.

 

Метод вообще определяется в научной литературе как систематизированный  способ достижения теоретического и  практического результата, решение  проблемы или получения новой  информации.

 В социологии используют, во-первых, общенаучные методы (анализ, синтез), во-вторых, собственно методы социологического исследования.

Методы социологического исследования делятся на методы сбора  информации (метод анализа документов, метод наблюдения, метод опроса, метод эксперимента) и методы анализа материала (использование статистических группировок, шкалирование, выявление количественных зависимостей).

 

Метод анализа документов.

 

 Документом в социологии  называют созданный человеком  предмет, предназначенный для  фиксации, передачи и хранении информации. В зависимости от автора документы делятся на официальные (созданные юридическим или должностным лицом) и документы частного похождения. За содержанию документы разделяются на правовые, экономические, технические. Существует два вида анализа документов - традиционный и контент-анализ.

 

Метод наблюдения.

 

 Характерными чертами  научного наблюдения, в отличие  от обыденного, является систематичность,  планомерность. Главной особенностью  метода наблюдения является то, что происходит непосредственная связь с объектом, также одной из особенностей метода является невозможность повторного наблюдения.

 

Метод опроса.

 

 Данный метод занимает 90% всех методов сбора информации.

 Опрос - метод сбора  социальной информации об объекте  в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога (интервьюера) и того, кого опрашивают (респондента) путем регистрации ответов респондента. Методы опроса делятся на интервью и анкетный опрос.

 Интервью - это беседа, проводимая по определенному плану и предусматривает прямой контакт интервьюера с респондентом.

 Особенностью анкетного  опроса является использование  анкеты, заполняемой респондентом (сам  читает анкету и фиксирует  ответы). Анкетный опрос может  быть очным, при котором интервьюер раздает анкеты и присутствовал при их заполнении и заочным который в свою очередь может быть почтовым (анкеты рассылаются по почте и через некоторое время возвращаются исследователям), прессовым (анкета публикуется на страницах газет или журналов) и телефонным (опрос происходит по телефону). Особым видам опроса является экспертный опрос, т.е. опрос в ходе которого респондентом является эксперт (специалист в определенной области деятельности)

 

Метод эксперимента.

 

 Социальный эксперимент - способ получения информации о социальном объекте в результате воздействия на него некоторых факторов. Эксперимент предусматривает непосредственное вмешательство исследователя в реальный ход действий.

 Выделяют следующие  виды эксперимента: экономический, правовой, педагогический, социально - психологический.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Функции социологии.

 

Социология непосредственно  включается в жизнь общества через  выполнение ею определенных социальных функций. К ним в первую очередь  относятся:

1) Теоретико - познавательная (социология на всех своих уровнях  и во всех своих составляющих  компонентах обеспечивает приращение  нового знания о различных  сферах социальной жизни, раскрывает  перспективы социального развития, обнаруживает в обществе то, что требует радикальных преобразований и изменений).

2) Описательно - информационная (социологи проводят систематическое  описание и накопления материала,  на основе которого в дальнейшем  делаются практические выводы, принимаются  управленческие решения, законодательные акты, осуществляется социальный контроль над социальными процессами; информация социологов помогает проанализировать состояние социально - психологического климата и напряжения в трудовых коллективах , учебных группах, учреждениях, предотвратить возникновение и взрыва социальных конфликтов).

3) Социального планирования (социологи предоставляют результаты  своих исследований для планирования  развития разнообразных сфер  общественной жизни, благодаря  чему социальное планирование  осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов).

4) Прогностическая функция  (социологи способна вырабатывать  научно обоснованные прогнозы  о тенденциях развития социальных  процессов и сообществ в будущем;  особенно важно иметь такие  прогнозы в переходные, как сейчас, эпохи развития общества В этом аспекте социология может определять диапазоны возможностей и вероятностей; подать несколько сценариев возможных процессов связанных с каждым из выбранных вариантов, определять побочные эффекты, а также долгосрочные последствия).

5) Организационно - технологическая функция. В ее основе лежит создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий для достижения конкретного результата в развитии социальной организации, социального процесса или социальных отношений. Сейчас это становится особенно актуальным для общественной практики, и социология призвана решать эту проблему.

На практике социальная технология предусматривает комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих внедрение и реализацию предусмотренных  ею процессов. Таким образом, организационно - технологическая функция социологии продолжает функцию социального проектирования, поскольку без проекта предусмотренного социального результата невозможно создать и социальную технологию как систему средств для достижения этого результата.

6) Управленческая функция.  Социология непосредственно связана  с управленческой деятельностью.  Научные результаты социологии - рекомендации, предложения, методики, оценки различных характеристик  субъекта, его практики - является исходным материалом разработки и принятия управленческого решения.

Информация о работе Объект и предмет социологии