Объективистская и интерпретативная парадигмы в социологии на материале фильма Бента Хамера «Кухонный байки»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:22, реферат

Описание работы

Объективистский подход восходит к позитивистской традиции в социологии и трактует социальную проблему почти исключительно как объективное условие вне зависимости от того, осознается эта проблема, как проблема индивидами, которых она касается, или нет. Под социальной проблемой понимаются вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению. Объективистский подход вобрал в себя теории, трактурирующие социальную проблему как социальную патологию, социальную дезорганизацию и аномию (Э.Дюркгейм), конфликт между социальными группами (К. Маркс). Э.Дюркгейм полагал, что объяснить социальные факты можно, установив причинно-следственные связи между фактами.

Файлы: 1 файл

ПРОНИНА БИ-122.docx

— 21.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ 
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
Высшего профессионального образования 
«Волгоградский государственный университет»

 

 

Эссе.

По дисциплине «Социология»

Тема: Объективистская и интерпретативная парадигмы в социологии на материале фильма Бента Хамера «Кухонный байки».

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса 
специальности «Бизнес-информатика» 
группы БИ-122 
Пронина А.А. 
 
 
Проверила: 
Ассистент кафедры социологии

  Лактюхина Елена Геннадьевна

 

   Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

 

   У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой передач парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.

   Социология представлена  рядом школ и направлений, которые  можно условно разделить на две основные парадигмы:

• объективистский подход;

• интерпретативный подход, его еще называют субъективистским.

 

Объективистский подход восходит к позитивистской традиции в социологии и трактует социальную проблему почти исключительно как объективное условие вне зависимости от того, осознается эта проблема, как проблема индивидами, которых она касается, или нет. Под социальной проблемой понимаются вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению. Объективистский подход вобрал в себя теории, трактурирующие социальную проблему как социальную патологию, социальную дезорганизацию и аномию (Э.Дюркгейм), конфликт между социальными группами (К. Маркс). Э.Дюркгейм полагал, что объяснить социальные факты можно,  установив причинно-следственные связи между фактами. Объективисты утверждали: чтобы делать общезначимые научные выводы, исследователь должен оперировать объективными фактами, которые можно получить, фиксируя устойчивые образцы взаимодействия, формы совместной жизни людей.

 

   Идея интерпретативной  социологии принадлежит М.Веберу. Он полагал, что объяснить социальные  действия можно, реконструировав  и поняв вкладываемые в них  субъективные смыслы. Согласно этой  традиции, принято считать, что без  субъективного определения социальная  проблема как таковая в общественном  сознании не существует. Субъективисты  считали, что пока общество не  признает существование социальной  проблемы, она для него не существует. Они сосредотачивались на том, «кто» и «как» придает статус  социальной проблемы некой существующей  или даже не существующей ситуации.

 

   Примером объективистского  подхода в социологическом исследовании  является фильм Бента Хамера  «Кухонные байки».  В этом фильме  шведские социологи проводят  наблюдение за, скажем так, «холостякми», на кухне, а точнее за их  передвижением по ней. К каждому мужчине приезжает свой наблюдатель, который на протяжение всего эксперимента не должен разговаривать с объектом своего наблюдения. В этом условии и заключается сложность эксперимента. 

 

   Главные герои  в фильме, это наблюдатель – Нильсон Фольке и объект его наблюдений - Изак. В самом начале фильме объект и субъект не взаимодействуют между собой, т.е. все идет по плану. Они оба чувствовали напряженность и дискомфорт, действия Изака скованы, он не мог делать все дела на кухне, специально уходил в другие комнаты, ему было неприятно, что за ним кто-то следит на кухне и записывает все его действия. Напротив и наблюдатель не мог понять этих действий, так как он не понимал, что им движет. В этом состоит ограниченность объективистского подхода, невозможно было наблюдать за человеком, и просто фиксировать его действия, невозможно принимать живого человека как некий объект. Этот эксперимент не удался, так как участники вступили в контакт друг с другом. У каждой пары эти контакты заключались по своему, например, у наших главных героях Изака и Фольке появилась некая дружба. С каждым днем проведения исследования, они общались все больше, им нравилось вместе, они даже стали делить комнату между собой, пили чай вместе, курили табак, отмечали день рождения… Показательной фразой в фильме, которая указывает на проблематичность объективистского подхода, это слова Греана: «Как можно понять людей, просто наблюдая за ними?» Греан был другим наблюдателем, но их пара провалила наблюдение тоже, так как объект и субъект  пили друг с другом, в итоге наблюдатель отказался от эксперимента.

 

Давайте разберемся чуть подробнее, кто же в фильме оказался наблюдателем, а кто не наблюдателем? На первый взгляд сразу понятно, что наблюдателями являются шведские социологи: Нильсон, Греан, Окара, Мальберг. Но я бы хотела отметить, что Изак, в какой-то степени тоже был наблюдателем, если вспомнить момент, когда он вырезал дырку в потолке, и наблюдал за Фольке сверху. Или когда Изак сам зарисовывал в тетрадь действия.

 

Итак, главное различие между наблюдателем и не наблюдателем – это степень внимания к определенному объекту. Наблюдатель должен записывать действия объекта наблюдения, должен был быть очень внимательным к его проявлениям, в то время, как не наблюдатель не будет концентрировать внимание на определенном объекте.

 

   Преимущества объективистского  подхода, как показано в фильме, это точность и конкретность  фиксируемых явлений, действий. Не  учитывая, хотя бы на время, субъективный  мир человека, все на свете, можно  рассматривать совершенно объективно, а это очень важно. Напротив трудность в осуществлении принципов объективности является отрицательной стороной подхода и как я убедилась на примере героев фильма, для человека состояние полной объективности практически не достижимо.

 

Ну, а преимущества интерпретативного подхода, состоит в том, что учитывались мотивы поведения людей, ведь все поступки человека обоснованны его субъективным восприятием мира. Однако и тут есть свои недостатки. Интерпретация смыслов, которые не всегда можно наблюдать, черевата произвольными умозаключениями.

 

В заключение своего сочинения, хотелось бы сделать вывод: что для проведения анализа необходим другой метод, не такой как был, а средний, который был бы золотой серединой между объективистской и итерпретативной парадигмой. 

 

 

Список учебной литературы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D1%8B
  2. http://voluntary.ru/dictionary/984/word/interpretativnyi-podhod
  3. Учебник по Социологии «С.С. Фролов»
  4. http://www.k2x2.info/obshestvoznanie/sociologija_kratkii_kurs/p2.php
  5. http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/42-2010-08-30-12-18-24/766--qq------
  6. http://ecsocman.hse.ru/data/008/415/1224/Simonova.pdf
  7. Энтони Гидденс. Социология. Год издания: 1999

 

 

 

Волгоград, 2013.

Волгоград, 2013


Информация о работе Объективистская и интерпретативная парадигмы в социологии на материале фильма Бента Хамера «Кухонный байки»