Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 22:22, реферат
Объективистский подход восходит к позитивистской традиции в социологии и трактует социальную проблему почти исключительно как объективное условие вне зависимости от того, осознается эта проблема, как проблема индивидами, которых она касается, или нет. Под социальной проблемой понимаются вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению. Объективистский подход вобрал в себя теории, трактурирующие социальную проблему как социальную патологию, социальную дезорганизацию и аномию (Э.Дюркгейм), конфликт между социальными группами (К. Маркс). Э.Дюркгейм полагал, что объяснить социальные факты можно, установив причинно-следственные связи между фактами.
Министерство образования и
науки РФ
федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального
образования
«Волгоградский государственный
университет»
Эссе.
По дисциплине «Социология»
Тема: Объективистская и интерпретативная парадигмы в социологии на материале фильма Бента Хамера «Кухонный байки».
Выполнила:
студентка 2 курса
специальности «Бизнес-информатика»
группы БИ-122
Пронина А.А.
Проверила:
Ассистент кафедры социологии
Лактюхина Елена Геннадьевна
Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.
У каждой науки есть свои парадигмы. Крупные научные открытия всегда связаны со сменой передач парадигм, кардинальным изменением представлений об объекте и предмете науки, созданием новых теорий, обоснованием новых понятий и их систем, исследовательских методов и процедур.
Социология представлена рядом школ и направлений, которые можно условно разделить на две основные парадигмы:
• объективистский подход;
• интерпретативный подход, его еще называют субъективистским.
Объективистский подход восходит к позитивистской традиции в социологии и трактует социальную проблему почти исключительно как объективное условие вне зависимости от того, осознается эта проблема, как проблема индивидами, которых она касается, или нет. Под социальной проблемой понимаются вопросы и ситуации, которые, прямо или косвенно влияют на человека и, с точки зрения всего или значительного числа членов сообщества, являются достаточно серьезными проблемами, требующие коллективных усилий по их преодолению. Объективистский подход вобрал в себя теории, трактурирующие социальную проблему как социальную патологию, социальную дезорганизацию и аномию (Э.Дюркгейм), конфликт между социальными группами (К. Маркс). Э.Дюркгейм полагал, что объяснить социальные факты можно, установив причинно-следственные связи между фактами. Объективисты утверждали: чтобы делать общезначимые научные выводы, исследователь должен оперировать объективными фактами, которые можно получить, фиксируя устойчивые образцы взаимодействия, формы совместной жизни людей.
Идея интерпретативной
социологии принадлежит М.
Примером объективистского
подхода в социологическом
Главные герои в фильме, это наблюдатель – Нильсон Фольке и объект его наблюдений - Изак. В самом начале фильме объект и субъект не взаимодействуют между собой, т.е. все идет по плану. Они оба чувствовали напряженность и дискомфорт, действия Изака скованы, он не мог делать все дела на кухне, специально уходил в другие комнаты, ему было неприятно, что за ним кто-то следит на кухне и записывает все его действия. Напротив и наблюдатель не мог понять этих действий, так как он не понимал, что им движет. В этом состоит ограниченность объективистского подхода, невозможно было наблюдать за человеком, и просто фиксировать его действия, невозможно принимать живого человека как некий объект. Этот эксперимент не удался, так как участники вступили в контакт друг с другом. У каждой пары эти контакты заключались по своему, например, у наших главных героях Изака и Фольке появилась некая дружба. С каждым днем проведения исследования, они общались все больше, им нравилось вместе, они даже стали делить комнату между собой, пили чай вместе, курили табак, отмечали день рождения… Показательной фразой в фильме, которая указывает на проблематичность объективистского подхода, это слова Греана: «Как можно понять людей, просто наблюдая за ними?» Греан был другим наблюдателем, но их пара провалила наблюдение тоже, так как объект и субъект пили друг с другом, в итоге наблюдатель отказался от эксперимента.
Давайте разберемся чуть подробнее, кто же в фильме оказался наблюдателем, а кто не наблюдателем? На первый взгляд сразу понятно, что наблюдателями являются шведские социологи: Нильсон, Греан, Окара, Мальберг. Но я бы хотела отметить, что Изак, в какой-то степени тоже был наблюдателем, если вспомнить момент, когда он вырезал дырку в потолке, и наблюдал за Фольке сверху. Или когда Изак сам зарисовывал в тетрадь действия.
Итак, главное различие между наблюдателем и не наблюдателем – это степень внимания к определенному объекту. Наблюдатель должен записывать действия объекта наблюдения, должен был быть очень внимательным к его проявлениям, в то время, как не наблюдатель не будет концентрировать внимание на определенном объекте.
Преимущества объективистского подхода, как показано в фильме, это точность и конкретность фиксируемых явлений, действий. Не учитывая, хотя бы на время, субъективный мир человека, все на свете, можно рассматривать совершенно объективно, а это очень важно. Напротив трудность в осуществлении принципов объективности является отрицательной стороной подхода и как я убедилась на примере героев фильма, для человека состояние полной объективности практически не достижимо.
Ну, а преимущества интерпретативного подхода, состоит в том, что учитывались мотивы поведения людей, ведь все поступки человека обоснованны его субъективным восприятием мира. Однако и тут есть свои недостатки. Интерпретация смыслов, которые не всегда можно наблюдать, черевата произвольными умозаключениями.
В заключение своего сочинения, хотелось бы сделать вывод: что для проведения анализа необходим другой метод, не такой как был, а средний, который был бы золотой серединой между объективистской и итерпретативной парадигмой.
Список учебной литературы:
Волгоград, 2013.
Волгоград, 2013