Объекты и субъекты социиального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2012 в 23:50, контрольная работа

Описание работы

Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями социального управления, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 21.09 Кб (Скачать файл)

 

 

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И ПРАВА

 

Дисциплина: Социология

Контрольная работа 

Тема: Объекты и субъекты социального управления

 

 

 

 

 

Введение

 Современную науку управления принято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями социального управления, являющимися частью более общих политико-экономических и социально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования общества на различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечивает научно-методическую базу для выработки практических рекомендаций по рационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорий организации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах и закономерностях общественного развития и социального управления, а также конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.

С научной точки зрения управление - это направленная координация  и организация объекта управления. Данная сфера деятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человек воздействует на технологические, экономические и социальные процессы для достижения определенных целей.

Управление многообразно. Характеризуя окружающий мир, исследователи  выделяют три компонента - неживую  природу, живую природу и человеческое общество. Это позволяет дать укрупненную  классификацию процессов управления по его основным классам:

• процессы управления в  неживой природе (в технических  системах) называют управлением вещами, что является областью изучения преимущественно  технических наук;

• процессы управления в  живых организмах относятся к  управлению биологическими системами  и являются предметом изучения естественных наук;

• процессы управления в  обществе (в социальных системах) называют управлением людьми или социальным управлением, что относится преимущественно  к области социальных наук.

Социальное управление включает два основных подкласса - управление индивидуальной деятельностью человека и управление коллективной деятельностью  людей. Важнейшими видами социального  управления являются административно-государственное (политическое) управление, управление социально-культурной сферой (духовным производством), управление материальным производством.

 

 

 

 

Глава 1. Объекты  и субъекты социального управления

 

 

Социология - от латинского societas (общество) и греческого logos (учение), т.е. наука об обществе.

Человеческое общество представляет собой сложную динамическую систему, которая состоит из двух важнейших  подсистем - управляющей подсистемы (субъекта социального управления) и управляемой подсистемы (объекта  управления).

К субъектам управления можно  отнести отдельного индивидуума, группу людей, а иногда и все общество в целом.

Субъект не является просто механической суммой управленческих кадров. Это иерархическая совокупность субсубъектов, вступающих в сложные взаимодействия между собой.

Субъект управления по различным  группам критериев подразделяется:

-- по сферам человеческой  жизнедеятельности выделяют субъекты  политического, экономического, социального  и духовно-культурного управления;

-- по территориальному  фактору субъекты делятся на  всемирные, международные, общегосударственные,  региональные, местные;

-- по области функционирования  определяют субъекты управления  финансами, обороной и национальной  безопасностью, наукой, здравоохранением, культурой и т. д.;

-- по решаемым государственным  задачам выделяют законодательные, исполнительные, судебные управленческие институты;

-- по решаемым общественным  задачам можно выделить такие  субъекты управления, как партии  и общественные движения, профессиональные  союзы и ассоциации, общественные  фонды, кооперативы и товарищества, религиозные институты, семьи  и т. д;

-- по степени временной  устойчивости субъекты существуют  в краткосрочном, среднесрочном  и долгосрочном режиме;

-- по размерам различают  единичные, малые, средние и  крупные субъекты управления.

Субъект управляет объектом, который представляет собой еще  более сложное социальное образование. Это могут быть как отдельные  люди, так и группы лиц, страны, народы, человечество в целом. Каждому объекту  соответствует свой субъект управления.

Поэтому в соответствии с  классификацией субъекта определяется и объект.

Объектом социального  управления являются - наиболее общие  законы и движущие силы деятельности социальных общностей.

- это социальное управление, представляющее собой взаимодействие  управляющих и управляемых субъектов,  в процессе которого вырабатываются  и реализуются программы эффективного  функционирования различных социальных  общностей. Это и реальные процессы  социального управления, и каким  образом оно осуществляется и  достигает поставленных целей.

- это социальная сфера  общественной жизни.

Между субъектом и объектом управления (а также внутри каждого  из них) существуют определенные взаимодействия, называемые в теории управленческими  отношениями. Взаимодействие субъекта с объектом (вертикальное направление  сверху вниз) в теории управления называется прямыми связями. Отношения, выстраиваемые (условно) снизу вверх, определяются как обратные связи. Внутриобъектные и внутрисубъектные отношения называют горизонтальными связями. Через прямые связи поступают распорядительно-информационные сообщения, обратные связи отражают реакцию объекта на управленческие воздействия.

 Таким образом, объектом и предметом теории социального управления как науки выступают социальные системы и системы управления ими. Социальное управление вычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическими и социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды: административно-государственное (политическое) управление; управление социально-культурной сферой (духовным производством); управление производственной сферой (материальным производством).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Функции субъекта и объекта

 

 

Функции субъекта (или этапы  управленческого цикла с его  участием) можно подразделить на:

-- мониторинг и анализ  проблем системы (рассогласованность  и противоречия целей данной  системы с целями других систем);

-- подготовка вариантов  (альтернатив) упорядочения элементов  системы в целях ее сохранения  и дальнейшего развития;

-- выбор и реализация  наиболее эффективной альтернативы (осуществление управленческого  решения);

-- организация реализации  намеченных в решениях мероприятий;

-- контроль процесса реализации решений (сопоставление результатов с запланированными целями);

-- регулирование и коррекция  динамики системы (своевременное  воздействие на выявленные в  результате контроля отклонения  в развитии элементов системы  с целью приведения ее динамики  к заданным параметрам).

В результате реализации функций  субъекта управления (прохождения стадий управленческого цикла) системообразующие элементы приводятся в адекватное ее целям и задачам состояние.

Объекты управления в социальной работе - социальные работники, вся  система взаимоотношений, складывающаяся между людьми в процессе социальной защиты населения.

Объект управления получает управленческие команды и

функционирует в соответствии с содержанием данных команд.

Необходимым является наличие  у субъекта управления рычагов воздействия (мотивации) на объект управления, с  помощью которых можно побуждать  его выполнять управленческие команды (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность  субъекта управления осуществлять управление).

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Функции управления

 

Основными группами функций  системы управления являются:

1) функции принятия решений  (преобразования содержания информации)- выражаются в создании новой  информации в ходе анализа,  планирования (прогнозирования) и  оперативного управления (регулирования,  координации действий). Это связано  с преобразованием содержания  информации о состоянии объекта  управления и внешней среды  в управляющую информацию при  решении логических задач и  выполнении аналитических расчетов, при порождении и выборе альтернатив.  Эта группа функций является  главной, поскольку обеспечивает  выработку информационных воздействий  по удержанию в существующем  положении или при переводе  системы в новое состояние;

2) рутинные функции обработки  информации охватывают учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование,  преобразование формы информации  и т.д. Эта группа функций  преобразования информации не  изменяет ее смысл, т.е. это  рутинные функции, не связанные  с содержательной обработкой  информации;

3) функции обмена информацией  связаны с доведением выработанных  воздействий до объекта управления  и обменом информацией (ограничение  доступа, получение (сбор), передача  информации по управлению в  текстовой, графической, табличной  и иных формах по телефону, системам передачи данных и  т.д.).

Управление - процесс воздействия  субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние  или поддержания в установленном  режиме.

Поэтому проблемы формирования и реализации модели социального  управления нужно решать дифференцированно  как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов, так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся в них типов организационной культуры и соответствующих тенденций исторического развития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая для одной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной для другой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологических особенностей.

 

 

 

 

Заключение

 

 

Социальная сфера общественной жизни - это сфера взаимоотношений  между людьми, социальными группами, национальными общностями по поводу условий их жизнедеятельности. В  широком смысле - это сфера обеспечения  условий и форм существования  людей. В узком смысле - это та часть экономики и политики, которая  непосредственно относится к  удовлетворению личных потребностей и  интересов людей в сфере занятости  и условий труда, в обеспечении  здоровья, питания, жилищном и имущественном  обеспечении, социальном обеспечении, охране окружающей среды.

Социальная система, как  и любая другая система вообще, требует управления. Управление должно быть научнообоснованным, иметь под собой методологическую основу. В практической жизни методы социального управления, в основном, соответствуют методам управления персоналом при соблюдении условия обязательного учета социальных последствий принимаемых решений, их влияния на жизнедеятельность людей.

Таким образом, существует много определений самого понятия управления представителями различных наук управление является неотъемлемым атрибутом любой социальной организации, обеспечивающим ее существование. Это безусловно так. Ни одна социальная организация не может обойтись без управления. Однако, обращение к истории социального управления показывает, что своим появлением оно обязано институту власти, связанного с подчинением людей не только своим интересам. Кроме того, возникнув в рамках социальной организации, управление уже давно стало самостоятельным институтом и используется не только как средство выживания организации, но и для решения сложных социальных проблем, что не нашло отражения в нашем определении, жестко «привязанном» к социальной организации. Социальное управление - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем.

Социальное управление направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

Социальное управление является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Возрастает значение профессионального управления социальной работой.

Объектами управления в социальной работе являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система  взаимоотношений, складывающихся между  людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъектами управления являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые  ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

убъект и объект управления в любой социальной организации  взаимодействуют между собой  по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к  объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и состоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.


Информация о работе Объекты и субъекты социиального управления