Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 09:57, реферат
Актуальность обусловлена, тем, что в современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста и инвалидов. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше.
Инвалидность и старость - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов и пожилых граждан, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей.
Обеспечение жизни пожилых людей.
Актуальность обусловлена, тем, что в современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста и инвалидов. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше.
Инвалидность и старость - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним. Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов и пожилых граждан, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей.
Среди пожилых людей выделяются разные группы: бодрые, физически здоровые; больные; живущие в семьях; одинокие; довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся работой; несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоподвижные, домоседы; проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг (ходят в гости, посещают клубы и т. д.).
Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем) особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований.
Данные ВОЗ свидетельствуют о том, что калорийность пищи у людей 61-70 лет должна быть на уровне 79% суточного рациона людей в возрасте от 20 до 30 лет. Специалистами подсчитано, что при рациональном потреблении затраты на одежду и обувь у пенсионеров уменьшаются по сравнению с аналогичными потребностями людей в трудоспособном возрасте на 29,5%. Однако уменьшение объема материальных благ для пожилых сопровождается (должно сопровождаться), необходимостью предоставления таких благ и услуг, которые бы соответствовали именно пожилому возрасту.
Переход человека в группу пожилых изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Заметно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Как пенсионеры (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни.
Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко, ценилась в прошлом, а сейчас признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью отрицательно сказывается в ряде случаев на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике людей.
Закон "О социальной защите инвалидов в РФ"
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Инвалид-лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория ребенок-инвалид.(В ред. Федерального закона О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы О социальной защите инвалидов в РФ и О государственных пенсиях в РФ от 17 июля 1999 года No 172-Ф3. Закон вступил в силу с 1 января 2000 года.)
Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях.
Согласно постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 г. No 890 О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалиды 1 группы и неработающие инвалиды 2 группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей.
Инвалидам предоставлено право бесплатного приобретения перевязочных средств и отдельных изделий медицинского назначения при условии наличия у них заключения МСЭ о необходимости пользования этими средствами.
Работающие инвалиды 2 группы и инвалиды 3 группы, признанные в установленном порядке безработными, имеют право на приобретение по рецептам врачей отдельных лекарственных средств и изделий медицинского назначения с 50-процентной скидкой.
В настоящее время больной для всех вопрос обеспечения лекарствами. Списки выдаваемых бесплатно лекарств повсеместно сокращаются.
Однако, нигде эти решения не закреплены законодательно.
В то же время в некоторых регионах России обеспечение лекарствами решается нетрадиционно. Создаются социальные аптеки, которые имеют льготы по налогообложению. Цены на лекарства в таких аптеках намного ниже. Например, в г. Казань уже есть целая сеть таких аптек.
Для сравнения: в г. Москве список бесплатных лекарств составляет почти 300 наименований, кроме того, есть еще 20 наименований перевязочных материалов, средств гигиены и реабилитации (даже поручни).
В г. Екатеринбурге список бесплатных лекарств - в два раза меньше. О перевязочных материалах и средствах гигиены никто и не вспоминает.
Правительством Свердловской области принята программа Доступные лекарства, которая финансируется и осуществляется по линии Министерства здравоохранения.
Может быть, уже совсем скоро ситуация по обеспечению лекарствами инвалидов улучшится.
По вопросам обеспечения лекарствами вы можете обратиться в Областное фармацевтическое Управление или в фармацевтический Комитет администрации г. Екатеринбурга.
В соответствии с Постановлением Главы города от 25.08.99. О правилах работы аптек города Екатеринбурга, социальные работники при выполнении своих служебных обязанностей, приобретая лекарства для инвалидов, обслуживаются вне очереди.
Стоит напомнить, что в случае отсутствия в аптеке необходимого лекарства, выписанного больному, фармацевт принимает рецепт на обеспечение с последующим информированием по телефону о поступлении нужного лекарства.
Срок действия рецепта продлевается до получения лекарства.
(Инструкция О порядке постановки на учет рецептов для льготного и бесплатного отпуска лекарственных средств, взятых аптечной организацией на обеспечение от 14 сентября 1999 года No 310).
Получение лекарств бесплатно или со скидкой производится по Списку, утвержденному Минздравом России. Этот Список Вам должны показать в вашей поликлинике.
Если в больнице или поликлинике с вас требуют деньги за лечение, обращайтесь в Министерство здравоохранения области или в Комитет здравоохранения города в зависимости от территориального подчинения лечебного учреждения (городского или федерального) с требованием навести порядок, или в суд.
Отметим наиболее важные положения:
- кресло-коляски выдаются инвалидам бесплатно при наличии заключения ВТЭК (МСЭ). Наличие у инвалидов автомобилей не является основанием для отказа в обеспечении их комнатной или прогулочной креслом-коляской, если по заключению ВТЭК (МСЭ) они в них нуждаются. Таким образом, инвалид имеет право получить комнатную и прогулочную коляску одновременно в том случае, если на каждый вид коляски имеется заключение ВТЭК (МСЭ);
- средства, облегчающие жизнь
инвалидов (приспособления для
ванны, туалета, поручни,
- кресло-коляски заменяются после того, как они придут в негодность, но не ранее следующих сроков пользования ими:
прогулочные кресло-коляски -- 4 года,
комнатные кресло-коляски -- 6 лет,
малогабаритные кресло-коляски -- 1 год 6 месяцев.
По решению органов соцобеспечения может быть произведена досрочная замена комнатных и прогулочных колясок, если в связи со значительным износом или повреждением их ремонт не целесообразен.
Инвалиды могут пользоваться услугами кооперативов, арендных и др. не государственных организаций и предприятий, занятых оказанием протезно-ортопедической помощи.
В этом случае орган социального обеспечения оплачивает стоимость протезирования при условии выдачи инвалиду гарантийного письма на основании заключения медико-технической комиссии протезно-ортопедического предприятия, которая исходит из учета состояния и функциональных свойств протезно-ортопедического изделия, целесообразности протезирования.
При низком качестве протезно-ортопедического изделия, в частности невозможности пользования им, орган соцобеспечения на основании заключения медико-технической комиссии может отказать организации в оплате стоимости изделия до устранения выявленных недостатков.
Государство в долгу перед инвалидами!
Среди социальных групп, испытывающих наибольшие трудности при проведении экономических реформ в России, инвалиды занимают особое место. Они острее воспринимают экономическое и социальное неравенства, несостоятельность государства при обеспечении социальных гарантий. В результате тяжелой экономической ситуации в стране большинство инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения.
В настоящее время в России каждый десятый человек - инвалид. Численность инвалидов в стране постоянно растет!
С принятием Федерального закона О социальной защите инвалидов в РФ в нашей стране была заложена основа современной правовой базы социальной защиты инвалидов.
Впервые приоритетным в социальной политике государства в отношении инвалидов признано реабилитационное направление, понимаемое как система мер, направленных на восстановление социального статуса и достижение материальной независимости инвалидов с ориентацией на общепризнанные международные стандарты.
Вместе с тем, положение инвалидов на рынке труда остается весьма сложным. Проблема профессиональной реабилитации и социально-трудовой адаптации инвалидов особенно обострилась в условиях переживаемого страной финансового кризиса.
Формирование нормативной базы, обеспечивающей проведение всего комплекса мероприятий по реабилитации инвалидов нельзя считать завершенным. Не полностью решены вопросы распределения компетенции органов государственной власти различного уровня в вопросах финансирования программ реабилитации инвалидов.
Правительством РФ до сих пор не утверждена предусмотренная законом « О социальной защите инвалидов» федеральная базовая программа реабилитации инвалидов.
Крайне недостаточное финансирование из федерального бюджета расходов по обеспечению инвалидов протезно-ортопедическими изделиями во многих регионах привело к практическому прекращению протезно-ортопедической помощи инвалидам. В сложнейшую проблему превратилось обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, специальным автотранспортом.
В нарушение статьи 13 Федерального закона О социальной защите инвалидов в Российской Федерации до настоящего времени Правительством РФ не определен порядок финансирования предоставляемой инвалидам квалифицированной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение.
Инвалиды практически лишены возможности получения бесплатной специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских центрах, повсеместно нарушаются их права на бесплатное и льготное лекарственное обеспечение.
ПРЕЦЕДЕНТ.
Совсем недавно произошел случай, о котором стоит рассказать. Вроде самая обыкновенная история.
Простудился инвалид. Вызвал к себе врача, который дал ему бесплатный рецепт. С ним-то и пошел наш инвалид в аптеку. Заведующая аптекой, естественно, бесплатный рецепт приняла в штыки. Стала говорить: нет оплаты и т.п. Тогда инвалид, воспользовался проверенным способом, сказав: распишитесь на обороте рецепта, что вы отказываетесь выдать лекарство. Заведующая выполнила просьбу инвалида, но при этом нарушила ст. 13 Закона О социальной защите инвалидов в РФ.