Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:16, реферат
Швейцария, несмотря на ее малые размеры в плане территории и населения, имеет традиции федерализма, особенно в сфере образования и социальной работы. И образование, и социальная работа являются сферой влияния кантонов (что эквивалентно штатам в Америке) или местных общин.
Образовательная система подготовки социальных работников в Швейцарии
Швейцария, несмотря на ее малые размеры в плане территории и населения, имеет традиции федерализма, особенно в сфере образования и социальной работы. И образование, и социальная работа являются сферой влияния кантонов (что эквивалентно штатам в Америке) или местных общин.
Если в области образования государство имеет значительное влияние на его содержание и процесс, то традиции социальной работы характеризуются преимущественно неправительственными инициативами местного или кантонного уровня. На политику социальной работы влияют церковь, ассоциации, фонды с различными идеологическими и философскими традициями и социально-политическими интересами. Нельзя, конечно, сказать, что федеральное правительство совсем не влияет на развитие социальных служб. Но степень его влияния очень мала по сравнению с другими странами (например, такими, как Франция). Для Швейцарии характерно то, что местное и кантонное правительство (управление) сами принимают решения.
Очень часто правительственные и неправительственные организации сотрудничают, когда речь идет о социальной службе. Так, правительство может субсидировать службы, создаваемые неправительственными организациями, или члены правительства могут быть в составе совета директоров ассоциаций или фондов. Как результат — система социальной службы в Швейцарии децентрализована и является предметом особой заботы со стороны местных властей.
Швейцарские школы социальной работы в значительной мере создаются на кантонном уровне, а иногда и при нескольких кантонах. Ни одна из школ социальной работы не является федеральной и ни одна из них не является “только правительственной” школой. Все они управляются организациями, опирающимися на юридические положения фондов или ассоциаций. Ассигнования поступают как от федерального, так и от кантонного правительства, а также из других источников, но лишь кантонное правительство имеет своих представителей в организациях, управляющих школами социальной работы. В настоящее время обсуждается закон, который в случае его принятия поднимет вклад федерального правительства в школы социальной работы до 35% бюджета (в отличие от 31,5% существующего в настоящее время).
В Швейцарии всего 10 школ социальной работы на 26 кантонов. Все они дают образование на уровне колледжа. Один университет в стране также, готовит социальных работников, но он работает по программе социальных наук в целом и не входит в Швейцарскую Ассоциацию школ социальной работы. Членом этой Ассоциации может стать любая школа, признающая требования Ассоциации к уровню и качеству подготовки социальных работников.
В данной статье не затрагиваются колледжи, готовящие кадры для системы социальных служб и выпускающие специалистов в области социальной педагогики (со статусом “социального педагога”) или в области анимации (“аниматоры”). Школы по подготовке социальных педагогов и аниматоров объединяются в свои собственные ассоциации. Таким образом, в Швейцарии есть Ассоциация школ социальной педагогики (включает 14 школ) и Ассоциация социокультурной анимации (включает 4 школы). Вне рамок Ассоциации существует университет по подготовке социальных педагогов. Но ни один университет в стране не готовит специалистов в области анимации.
Некоторые кантоны (или группы кантонов) создали школы, которые готовят специалистов для трех основных сфер — социальной работы, социальной педагогики и анимации. Такие школы могут быть одновременно членами всех трех ассоциаций: Ассоциации школ социальной работы, Ассоциации школ социальной педагогики и Ассоциации социокультурной анимации. Однако намечается тенденция к объединению этих ассоциаций.
Поскольку подготовка кадров для системы социальной службы в Швейцарии осуществляется на уровне колледжа, практически вне университетских структур, она во многом сродни существующей в Европе системе. И это то, что отличает ее от Канады, США, где подготовка социальных работников является частью университетской системы. В настоящее время растет число профессионалов с подготовкой на уровне колледжа. Среди них — инженеры, артисты, музыканты, бизнесмены-администраторы, экономисты. Такая подготовка включает приблизительно одну треть всего студенчества Швейцарии, и можно предположить, что в связи с Европейской интеграцией это число будет увеличиваться.
Характер чертой Швейцарии является то, что студентами школ социальной работы становятся люди более старшего возраста. Так, обследование студентов школ социальной работы в немецкоговорящей части Швейцарии показало, что около 60% всех студентов старше 30 лет, около 17% — старше 40 лет. Лишь 10% среди них имеют возраст от 21 до 25 лет. Что касается соотношения полов, то, по данным Ассоциации школ социальной работы, оно приблизительно в пропорции 1:1.
Причины таких возрастных границ студентов можно рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, критерии, по которому отбираются студенты для школ социальной работы,— “личная зрелость”. Зрелость как качество личности во многом связана с возрастом и жизненным опытом. И именно из-за критерия “зрелость” учиться приходят взрослые люди. Поэтому программа обучения в школах социальной работы рассчитана и на работающих людей. Это привлекает тех, кто хочет сменить профессию, изменить карьеру. В школу социальной работы приходят взрослые студенты и в связи с изменениями в ценностных ориентациях. В любом случае отбор в школы социальной работы достаточно жесткий, нередко его проходят не более 50% из числа желающих поступить.
Таким образом, студенты школ социальной работы в Швейцарии — это зрелое и мотивированное к учебе население. Их мотивация изменить карьеру не связана с материальными вопросами, а лишь с желанием “быть социальным работником”.
Не будучи частью университетской системы, школы социальной работы не имеют возможностей контактирования с кафедрами социологии, психологии, юриспруденции, как это практикуется в США. Следовательно, им приходится функционировать как отделениям общих социальных дисциплин. Преподавательский состав поэтому состоит из представителей различных областей знаний, включая, конечно, и социальную работу. Преподаватели, находящиеся на постоянных должностях, ведут все основные предметы социальной работы. Преподаватели-адъюнкты ведут такие предметы, как медицина, философия, психиатрия, специальные умения в социальной работе и др. Количество привлеченных преподавателей в школах социальной работы может быть различным. Преподаватели социальной работы, как правило, не имеют университетских степеней, зато все они имеют большой профессиональный опыт. Для опытных социальных работников Ассоциация регулярно организует курсы подготовки для получения права преподавания социальной работы в колледже. В будущем Ассоциация предполагает организовать курсы для инструкторов практики социальной работы, сейчас такие курсы уже организованы некоторыми школами.
В 1983 году Ассоциацией школ социальной работы были опубликованы требования к поступлению в школа Во-первых, студенты не должны быть моложе 20 лет (для вечернего отделения — не моложе 22 лет). Они должны иметь законченный 12-летний курс обучения в школе, хорошо знать один из иностранных языков, иметь умения, необходимые для работы в офисе (особенно, печатать) и иметь не менее годичного стажа работы в
близкой области.
Некоторые школы объявляют о дополнительных требованиях, например, об окончании курсов по основам социальной работы, о практическом стаже в области социальной работы или более высоком возрастном цензе. Тенденция повышения различных требований к поступающим не в малой степени связана с ростом престижа профессии.
Кроме требований, предъявляемых каждой школой, существует еще система отбора. В Ассоциации не предусмотрена специальная процедура отбора, обычно в ходе собеседования с поступающим решается вопрос, подходит ли кандидат по своим личным качествам к работе в социальной службе или нет. Дополнительно используются психологические и языковые тесты, определяющие навыки работы в группе и др. Швейцарская система отбора достаточно жесткая и сложная. Поступление далеко от свободного. Существует огромное количество “статей”, “пунктов”, по которым человек может не пройти систему отбора. В стране превалирует мнение, что отбор должен проводиться “до”, а не в процессе и тем более не по окончании подготовки.
В соответствии с требованиями Ассоциации школ социальной работы подготовка социальных работников в большинстве школ строится на базе трехлетнего цикла (не считая вечерних отделений, где срок обучения — 4 года). Однако есть тенденция, поощряемая практикой стран Общего рынка, к 4-летнему курсу обучения.
Студенты дневного обучения должны пройти практику не менее 3 000 часов, вечернего курса — 2 700 часов. Школы социальной работы обычно значительно завышают эти требования Ассоциации. Не менее 180 дней практики должны проходить непосредственно в “полевых” условиях. Кроме того, по требованиям Ассоциации социальный работник должен практиковаться как минимум в двух сферах социальной работы. Одно из мест прохождения практики должно посещаться не менее б месяцев. Если школа предлагает более двух мест для практики, то в одном из них студент должен практиковаться не менее 5 месяцев. По крайней мере, на одном из мест студенту должен помогать социальный работник, имеющий степень. Каждая школа несет ответственность за подготовку и отбор таких наставников.
В требованиях Ассоциации говорится и о структуре содержания подготовки социальных работников. Сюда входят:
— понимание и анализ социальных проблем;
— организация системы социальной службы и роль в ней социальной работы;
— методы и технологии практики социальной работы и связь со смежными профессиями;
— социальная работа и ее социально-политические функции;
— профессиональная подготовка, повышение квалификации социальных работников;
— написание рефератов.
Предметы, которые изучаются в школах: психология, педагогика, социология, право, антропология, экономика, социальная политика, социальные проблемы, философия, этика, теология, аспекты медицины, психиатрии и др.; социальная работа с отдельными клиентами, семьей, группой, проекты в социальной работе; общественные взаимоотношения в социальной работе и др.
Школы достаточно свободны в оценке деятельности студентов. Эта оценка может производиться систематически или в конце каких-то периодов обучения.
Занятия обычно проводятся в классах по группам в 15—25 человек. Сформированная в начале обучения группа остается неизменной на протяжении всего периода обучения. Это свидетельствует о фактическом отсутствии мобильности в студенческой деятельности.
Есть преимущества, как и недостатки, обучения студентов в “закрытых” группах. По этому поводу можно сказать следующее:
— обучение в “закрытой” группе в течение долгого времени — в зависимости от динамики группы — либо значительно повышает качество обучения, либо препятствует полноценному обучению;
— обучение в такой группе дает возможность сделать группу объектом обучения — либо в общении, либо в конфликтах;
— в таких группах не оптимально используются возможности для обучения профессионалов в соответствии с их наклонностями и интересами;
— давление (на преподавателей и студентов)не позволяет прийти к общему знаменателю и сделать индивидов “однородными” в их наклонностях и интересах — независимо от динамики группы — сокращает мотивацию всех участников.
Основная цель школ социальной работы — дать общую подготовку студентов к социальной работе. Специализацию каждый может получите после ее окончания. Каждый студент после окончания школы может включиться в любую деятельность в области социальной работы. Единственное, где он может как-то “попробовать” себя до окончания — это практика и подготовка реферата, где предпочтение отдается наиболее привлекательной для студента области. В целом же подготовка очень однородна.
Нет сомнения, что в ходе европейской интеграции будет расти мобильность социальных работников на всех уровнях: в школе, стране, Европе. Это может стать первоначальным условием для планируемой интеграции рынка труда и повышения уровня подготовки. Позже, очевидно, социальная работа как профессия будет призвана решать проблемы, которые непременно возникнут в ходе самой этой интеграции. И тогда с особой остротой встанет проблема мобильности и международного взгляда на социальную работу.
Специализация и продолжение образования в настоящее время решается в стране лишь на личностном уровне. Ассоциаций, правда, обращается с просьбой к школам предлагать желающим курсы повышения на постоянной основе, но многие школы абсолютно пассивны в этом вопросе.
Но сама Ассоциация располагает лишь программой подготовки будущих преподавателей социальной работы и квалификации инструкторов социальной работы. В контексте мировой практики, где повышению образования уделяется огромное внимание, Швейцарии это еще только предстоит.
В то время как известно, что исследовательская работа и процесс образования успешно дополняют друг друга и что то и другое является частью профессиональной подготовки на уровне колледжа, к исследованию в Швейцарии не предъявляется никаких особых требований. Исследования — если они где-нибудь и проводятся — достаточно случайны и в большей мере зависят от инициативы преподавателей школы. Некоторые школы ищут спонсоров под исследовательские программы, и если это им удается, организуют исследовательскую деятельность. Однако все это очень редкие явления. Из-за недостатка внимания и средств для исследования все они носят достаточно временный характер.
Информация о работе Образовательная система подготовки социальных работников в Швейцарии