Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:47, реферат
Биологизм — заключается в применении понятий и законов биологии для объяснения и понимания явлений социальной жизни. Аналогии между обществом и органическим миром проводили ещё много веков назад. Однако сам биологизм сложился только во второй половине 19 в., когда биология добилась очевидных успехов (открытие клетки, возникновение теории эволюции живых существ и др.). Явные черты биологизма имеются в социальной теории Герберта Спенсера, в социальном дарвинизме, в расово-антропологической школе (Ж.А. Гобино, X. Чемберлен и др.).
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
______________________________
ДОКЛАД
«ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ
СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЦИЗМА»
Москва
2012 г.
ВВЕДЕНИЕ
Социальный органицизм является подразделом биологизма. Биологизм в свою очередь включает в себя, помимо социального органицизма, ещё две составляющие: социальный дарвинизм и расово-антропологическое направление в социологии.
Биологизм — заключается в применении понятий и законов биологии для объяснения и понимания явлений социальной жизни. Аналогии между обществом и органическим миром проводили ещё много веков назад. Однако сам биологизм сложился только во второй половине 19 в., когда биология добилась очевидных успехов (открытие клетки, возникновение теории эволюции живых существ и др.). Явные черты биологизма имеются в социальной теории Герберта Спенсера, в социальном дарвинизме, в расово-антропологической школе (Ж.А. Гобино, X. Чемберлен и др.). Аналогии между организмами и их сообществами, с одной стороны, и человеком и обществом — с другой, отличаются поверхностностью, однако они оказывали и продолжают оказывать заметное влияние на общественное сознание.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Согласно концепции социального органицизма общество трактуется по аналогии с организмом как единое целое в отличие от механистической модели общества как агрегата, независимых друг от друга элементов.
Органицизм (организмизм) понимается как методологический принцип, одна из форм целостного подхода к изучению объектов органической природы. В основе органицизма находится идея о том, что организм обладает специфическими свойствами, обеспечивающими его целостность, и особыми законами организации, которые могут быть выявлены лишь на уровне целого.
Особое распространение органицизм получил в социологии второй половины XIX века в рамках позитивистского миропонимания и на волне успехов естественных наук, в том числе широкого распространения дарвинизма.
Основоположником органической школы в социологии является Г. Спенсер. Также большой вклад внёс А. Шеффле. В русской социологической науке органицизм представлен, прежде всего, в трудах А. Стронина и П.П. Лилиенфельда-Тоаля.
Герберт Спенсер - английский философ, социолог и психолог. Он родился в 1820 году и умер в 1903 году. Спенсер является одним из родоначальников позитивизма, а также главным представителем эволюционизма. Основные работы Герберта Спенсера - «Социальная статика», «Основные начала», «Основания социологии».
Общество Спенсер представлял как эволюционирующий организм, подобно живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Каждый человек в обществе волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека. Спенсер при этом считал, что социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». Также он выступал против революции и отрицательно относился к социалистическим идеям. По его мнению, человеческое общество, как и органический мир, должно развиваться постепенно, эволюционно. Следовательно, социализм и коммунизм – невозможны. Людям свойственны любовь к власти, честолюбие, несправедливость и нечестность.
Герберт Спенсер выделил три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего»
Правительство по Спенсеру не должно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. В таких условиях люди «приспособленные» будут выживать, а «неприспособленные» - вымирать, сильные смогут адаптироваться и достигать более высоких уровней исторического развития. Государственное принудительное перераспределение социальных благ должно стать частным делом, задача которого – «смягчить несправедливость природы».
Александр Иванович Стронин - социолог, юрист, государственный деятель. Годы жизни: 1826 – 1889. К его основным трудам относят «Историю общественности».
Стронин исследовал структуру социальной организации. Он придерживался механистических взглядов на общество и стремился создать общую методологию науки, одинаково применяемую в естествознании и обществоведении.
Рассмотрев в подробности вертикальное строение общества, какое необходимо по законам механики, находил, что горизонтальное строение есть круговое: перемещение центров тяжести на периферию грозит нарушением равновесия. Строение общества лучше всего можно представить в виде пирамиды. Это строение придает организму, которым является общество, наибольшую устойчивость.
Строил круговую теорию общества, по которой один и тот же индивид может входить в состав одновременно нескольких общественных союзов. Эти союзы представляют из себя концентрические круги (семья, община, государство).
Вершиной общественного развития, по его мнению, является складывание гражданского общества.
Павел Федорович Лилиенфельд-Тоаль - российский государственный деятель, социолог-органицист. Родился в 1829 году и умер в 1903 году. Основная работа данного деятеля – «Мысли о социальной науке будущего».
Лилиенфельд-Тоаль признавал человеческое общество за организм не в переносном смысле, а в значении естественно-реального явления. Он считал, что в человеческой жизни и развитии действуют те же законы, как и во всей органической природе.
Социальный организм (как и всякий высший организм в природе), по его мнению, состоит из двух взаимодействующих факторов – нервной системы и межклеточного вещества. Все явления социальной жизни вполне аналогичны физиологическим явлениям.
Лилиенфельд-Тоаль старался установить социально-эмбриологический закон, по которому при развитии отдельного человека замечаются те же периоды, как и при развитии всего человечества.
Альберт Эбергард Фридрих Шеффле - немецкий и австрийский экономист и социолог, представитель органической школы. Годы его жизни: 1831 – 1903. К его основным трудам относят «Строение и жизнь социальных тел» в 4 томах, «Квинтэссенция социализма».
Общество, по мнению Шеффле - это организм, развивающийся по дарвиновскому принципу борьбы за существование.
Шеффле анализировал роль коллективной собственности в процессе распределения и производства.
Также Шеффле считал, что социализм есть всякое вмешательство государства в экономическую жизнь.
По его мнению, предмет социологии – это духовные взаимоотношения между людьми. Духовное взаимодействие становится координатором социального тела, когда создаются знаковые средства для связи и поддерживания целостности.
Также он выделял 5 видов социальных тканей.
По Шеффле закон социального развития – это естественный отбор, победа высших форм жизни над примитивными.
ВЫВОД
Таким образом, подход к анализу социума, усматривающий в обществе своеобразный аналог организма и проводящий определенные аналогии между природным и социальным миром достаточно широко представлен в моделях анализа общества в органицизме. Органицизм активно использует натуралистические предпосылки представления о развитии мира
Преимуществом органицизма было то, что эта теория рассматривали общество, подобно природному устройству, как целый организм. Это позволяла прослеживать определённые этапы развития и находит особенности. Но несомненным недостатком являлось то, что упускались из виду многие маленькие, но от этого не менее важные детали.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
http://slovari.yandex.ru/~%D0%
Информация о работе Общая характеристика школы социального организма