Общая характеристика социального обеспечения до 1917 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать историю развития социального обеспечения в дореволюционный период.
Объектом курсовой работы является система социального обеспечения.
Предметом курсовой работы является анализ развития системы социального обеспечения в дореволюционный период.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. Основные этапы становления……………………………………..стр. 4
1.1. Первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный периоды..стр.4
1.2. Становление социального обеспечения на Руси……………………….стр.5
1.3. Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки……………………………………………………………………..стр.6
1.4. Мариинское ведомство…………………………………………………..стр.9
1.5. Богадельни для воинов………………………………………………....стр.10
Глава 2. Краткая характеристика с 1803 по 1917 года……………………стр.12
Глава 3. Социальное обеспечение наёмных работников в России и других странах.……………………………………………………………………....стр.15
Заключение…………………………………………………………………..стр.21
Список используемой литературы…………………………………………стр22

Файлы: 1 файл

курсовая ПСО.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

Тольяттинский социально-экономический  колледж.

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

« Общая  характеристика социального обеспечения до 1917 года»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Выполнила:                       

                                                                                            Студентка группы П-31

                                                                                            Кердановская Яна

                                                                                            Проверила:

                                                                                            Козель С.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

г. о. Тольятти

2011-2012 уч. год

 

 

Содержание:

 

Введение ……………………………………………………………………..стр. 3

Глава 1. Основные этапы становления……………………………………..стр. 4

1.1. Первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный периоды..стр.4

1.2. Становление социального обеспечения на Руси……………………….стр.5

1.3. Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки……………………………………………………………………..стр.6

1.4. Мариинское ведомство…………………………………………………..стр.9

1.5. Богадельни для воинов………………………………………………....стр.10

Глава 2. Краткая характеристика с 1803 по 1917 года……………………стр.12

Глава 3. Социальное обеспечение наёмных  работников в России и других странах.……………………………………………………………………....стр.15

Заключение…………………………………………………………………..стр.21

Список используемой литературы…………………………………………стр22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.  

 

Потребность в социальном обеспечении  появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и пожилые люди. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно, либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих инфляцию, бедность, безработицу.

Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Бе́дность  — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у трудоспособных граждан.

Целью курсовой работы является рассмотреть  и проанализировать историю развития социального обеспечения в дореволюционный  период.

Объектом курсовой работы является система социального обеспечения.

Предметом курсовой работы является анализ развития системы социального обеспечения в дореволюционный период.

Глава 1. Основные этапы  становления.

1.1.Первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный периоды.

Рассмотрим содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе, оно осуществлялось, в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; так же в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела. А вот в Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность1, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам2 и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения не трудоспособных.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Становление социального обеспечения на Руси.

При Владимире Святославиче

Как свидетельствует Начальная  русская летопись (Повесть временных лет), Князь Владимир велел:

«...всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питьё и денег из казны. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить»

В 996 году Князь Владимир издал  Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Владимир заботился также о создании богаделен3, странноприимных домов

 

При Ярославе Мудром и Владимире Мономахе

«Русская Правда» Князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался и Владимир Мономах. Историки отмечают:

«По мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более чётко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое - продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе - усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви»

 

 

1.3. Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки

XI – XIII в.в. Основная задача  попечения сирых и убогих -“питание”.  Форма поддержки носила спонтанный  характер, не имела закрепленных  финансовых механизмов (милостыня,  подаяние). Помощь на уровне власти  носила временный и непостоянный характер. Имеются предположения, что помощь была адресной и конкретной. Церковь делает первые шаги по открытию больниц, богаделен, а также закладывает основы медицинской помощи и просветительской деятельности.

XIII-XVIII вв. Государство проводит политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства. Берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих. Принимает первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями. С этой целью организуются приказы, издаётся ряд законов, регламентирующих действия местных властей, церкви, феодалов и “скудных людей” в период голода. «Житный приказ» ведал дворами, где хранился запас зерна на случай голода. Вводилась государственная монополия на цены, раздачу хлеба в долг, право перехода от феодала в другие земли. В 1682 году принят “Приговор” (решение) церковного Собора о призрении больных и нищих.

1700-1860 гг. Становление государственной  системы социальной защиты населения. Общественное призрение не ограничивается только социальной помощью, но включает в себя и меры по воспитанию и профессиональному воспитанию, сословному обучению, интеграции женщин в различные сферы деятельности, образованию и профессиональному обучению инвалидов. Данный период характеризуется высоким подъемом системы социальной защиты, но в то же время отсутствием единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, периодичности, децентрализации в области финансовой политики.

В 1701 году 8 июня Петр Первый издал Указ «Об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых» 
Указ № 1856 – 1701 года 8 июня Именной – об определении в домовые Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых.

Великий государь указал: в домовых Святейшего Патриарха богадельным нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей, и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовые казны…

Петр Первый 

В 1712 году принят Указ “Об учреждении во всех Губерниях госпиталей”. Особую роль в укреплении данной системы сыграла деятельность Екатерины II: создано ряд учреждений общественного призрения, имеющих государственный статус, которые были закреплены в Манифесте от 1 сентября 1763 года. 

В изданном в 1775 году “Учреждении  для управления губернией” впервые в истории России законодательным путем была установлена система общественного призрения для всех гражданских сословий.  
На губернские органы управления возлагалась обязанность создавать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для умалишенных, работные дома, смирительные дома. Первоначально организация и содержание учреждений финансировались из государственной казны. Позднее отчислялась часть средств из доходов городов на их содержание. В 1764 году было создано одно из первых благотворительных обществ в России – Общество воспитания благородных девиц. В 1797 году принимается Указ Павла I о назначении его супруги Марии Федоровны руководить всеми социальными учреждениями. С именем Марии Федоровны связан крупнейший этап в истории развития отечественного благотворения, ее называли Министром благотворительности. 1860- 1917 г.г. В России начинается новый этап в развитии социальных отношений, характеризующийся развитием меценатства и благотворительности, а также объединением социально-философских воззрений на человека и общество и социальной практики. Создаются научные, общественные и благотворительные общества, фонды и прочее, которые пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим разделением материальных ценностей и социальным расслоением (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей – безвозмездным. До 1912 года в России государственное обеспечение касалось только военнослужащих и чиновников.  
В 1912 году был принят страховой закон, в соответствии с которым 2,5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности, были также охвачены государственным пенсионным обеспечением. 
Дальнейшее развитие получают благотворительные общества, они оказывают не только сословную поддержку, но и решают большой спектр социальных проблем.

 

 

 

 

 

 

1.4. Мариинское ведомство.

Значительную роль исторического развития России в деле социальной защиты семей военнослужащих сыграло Мариинское ведомство - ведомство учреждений императрицы Марии, жены Павла I. Она заведовала им более 30 лет (с 1797 по 1828 гг.).

Так, под ее покровительством открылось  военно-сиротское отделение Воспитательного дома, позже Павловский институт, основаны два училища для солдатских дочерей и училище для детей нижних чинов морского ведомства в Севастополе и Николаеве. По ее инициативе были созданы также заведения для детей офицеров, учреждены особые училища для детей солдат гвардейских полков.

Самыми же многочисленными благотворительными заведениями, существовавшими до 1917 года, были заложенные царицей Марией вдовьи дома - богадельни для вдов военных и гражданских чинов. Первые открылись в 1803 году при училищах благородных девиц в Петербурге и Москве. Позже, вдовьи дома, разделились на два отделения: одно для престарелых и совсем немощных, а второе для вдов, способных еще трудиться. Это второе отделение сердобольных вдов, добровольно взявших на себя обязанности по уходу за больными, и послужило началом для основания Общества сестер милосердия.

Отечественной войне 1812 года обязан своим  рождением Комитет о раненых, учрежденный 18 августа 1814 года (с 1877 года -Александровский). После войны началось общественное движение "в пользу организации помощи воинам", в котором участвовали различные слои населения. Коллежский советник П.П. Пезаровиус стал в 1813 году издавать газету "Русский инвалид" и употреблять доход от издания "на вспоможение инвалидам, солдатским вдовам и сиротам". Поддержала инициативу и императрица Мария Федоровна. В 1814 году Комитет о раненыx владел капиталом в 300 тыс.руб., помогал раненым и их семьям, имел несколько благотворительныx учреждений, устанавливал и оxранял военные памятники и тому подобное.

1.5. Богадельни для воинов.

 

 Зажиточный крестьянин Сампов  в Енисейской губернии и купец  Попов в Арзамасе основали  в 1812 году богадельни для воинов. Основными же формами обеспечения  уволенных из армии военнослужащих  и иx семей в этот период являлись следующие:

  1. Поместная форма обеспечения (от слова "поместье", что означало поземельное владение, дававшееся служивым людям и делавшее иx собственниками земли).
  2. "Кормовая" форма обеспечения. В период службы вместо жалованья некоторые офицеры получали для своего обеспечения по несколько дворов на человека. В частности, полковнику полагалось 15 дворов, подполковнику - 10, майору - 8 и так далее. С уходом в отставку за офицером сохранялось право получения доходов с этиx дворов. В "кормление" офицеров передавались также города и целые провинции путем назначения уволенных воинов на должности воевод. Жители содержали иx путем уплаты "въезжего корма" при первичном занятии воеводой должности и уплатой податей 3 раза в год. Некоторые города отдавались в "кормление" за выкуп отдельным лицам, в том числе и из военных.
  3. Содержание отставных офицеров при монастырях. Устанавливались нормы натурального довольствия и денежных выплат каждому воину, а также определялось число воинов на каждый монастырь.
  4. Инвалидное содержание отставным офицерам и нижним чинам. Введено с освобождением монастырей от военного призрения. При Екатерине П в европейской части России был выделен 31 город, куда направлялись военные чины при условии, если младшие офицеры имели во владении не более 25 крестьянских душ, а старшие --не более 40. Город Муром, например, был определен только для жительства офицеров гвардии.
  5. Помещение воинов в богадельни, больницы и инвалидные дома. Контингент лиц --самые дряхлые, неизлечимо больные люди.
  6. Зачисление в инвалидные команды для несения определенной службы. Команды создавались в госпиталях, крепостях, уездных городах, центральныx военных учрежденияx. Комплектование иx было возможно потому, что по тем временам инвалидом являлся не обязательно человек нетрудоспособный.
  7. Денежные пенсии и пособия. Применялись наряду с натуральной формой обеспечения. Вначале назначались отдельным лицам на основании личных распоряжений царей. Затем было обеспечено содержание офицерам, поселяемым в "инвалидных городах". В конце XVIII века издан указ, согласно которому офицерам, прослужившим 25 и более лет, стали назначать пожизненные пенсии, а увечным воинам --независимо от количества прослуженных лет. Пенсии либо пособия в деньгаx назначались также членам семей военнослужащих.
  8. Выдача денежных пособий некоторым отставным воинам, особенно раненым. Размер иx зависел от чина, должности и тяжести ранения.

Информация о работе Общая характеристика социального обеспечения до 1917 года