Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:33, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотреть и проанализировать историю развития социального обеспечения в дореволюционный период.
Объектом курсовой работы является система социального обеспечения.
Предметом курсовой работы является анализ развития системы социального обеспечения в дореволюционный период.
Введение ……………………………………………………………………..стр. 3
Глава 1. Основные этапы становления……………………………………..стр. 4
1.1. Первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный периоды..стр.4
1.2. Становление социального обеспечения на Руси……………………….стр.5
1.3. Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки……………………………………………………………………..стр.6
1.4. Мариинское ведомство…………………………………………………..стр.9
1.5. Богадельни для воинов………………………………………………....стр.10
Глава 2. Краткая характеристика с 1803 по 1917 года……………………стр.12
Глава 3. Социальное обеспечение наёмных работников в России и других странах.……………………………………………………………………....стр.15
Заключение…………………………………………………………………..стр.21
Список используемой литературы…………………………………………стр22
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский социально-экономический колледж.
Курсовая работа на тему:
« Общая характеристика социального обеспечения до 1917 года»
г. о. Тольятти
2011-2012 уч. год
Содержание:
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Основные этапы становления……………………………………..
1.1. Первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный периоды..стр.4
1.2. Становление социального обеспечения на Руси……………………….стр.5
1.3. Истоки становления в России системы
социальной помощи и поддержки………………………………………………………
1.4. Мариинское ведомство…………………………
1.5. Богадельни для воинов………………………………………………....
Глава 2. Краткая характеристика с 1803 по 1917 года……………………стр.12
Глава 3. Социальное обеспечение наёмных
работников в России и других странах.…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………
Введение.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и пожилые люди. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно, либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих инфляцию, бедность, безработицу.
Инфля́ция (лат. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции за одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.
Бе́дность — характеристика экономического положения индивида или социальной группы, при котором они не могут удовлетворить определённый круг минимальных потребностей, необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода.
Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у трудоспособных граждан.
Целью курсовой работы является рассмотреть
и проанализировать историю развития
социального обеспечения в
Объектом курсовой работы является
система социального
Предметом курсовой работы является анализ развития системы социального обеспечения в дореволюционный период.
Глава 1. Основные этапы становления.
1.1.Первобытнообщинный, рабовладельческий и феодальный периоды.
Рассмотрим содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщинном строе, оно осуществлялось, в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае нетрудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; так же в Древнем Риме служба вознаграждается предоставлением земельного надела. А вот в Феодальный период характеризуется господством натурального хозяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В этот же период появляются и иные формы социальной поддержки тех, кто не может работать и не имеет хозяйства, например благотворительность1, санкционированное нищенство. Государственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам2 и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким образом, пенсия в это время имела характер награды, а не вида обеспечения не трудоспособных.
1.2. Становление социального обеспечения на Руси.
При Владимире Святославиче
Как свидетельствует Начальная русская летопись (Повесть временных лет), Князь Владимир велел:
«...всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питьё и денег из казны. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить»
В 996 году Князь Владимир издал Устав (закон), которым общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Владимир заботился также о создании богаделен3, странноприимных домов
При Ярославе Мудром и Владимире Мономахе
«Русская Правда» Князя Ярослава явилась первым славянским законом, в котором закреплялось подобие социальной программы. Особой заботой о бедных и убогих отличался и Владимир Мономах. Историки отмечают:
«По мере укрепления государства в развитии общественного призрения стали более чётко определяться два взаимно дополняющих друг друга направления. Первое - продолжение традиций Владимира и других князей Киевской Руси, показывающих пример личного благодеяния и покровительства убогих, престарелых, сирот и других страждущих. Второе - усиление организующего начала, совершенствование форм и масштабов государственного общественного призрения при сохранении и поощрении благотворительной деятельности церкви»
1.3. Истоки становления в России системы социальной помощи и поддержки
XI – XIII в.в. Основная задача
попечения сирых и убогих -“питание”.
Форма поддержки носила
XIII-XVIII вв. Государство проводит политику, направленную на регламентирование деятельности монастырей, ограничение распространения профессионального нищенства. Берет под контроль деятельность богаделен, проживание в них больных и нищих. Принимает первые попытки борьбы с голодом и эпидемиями. С этой целью организуются приказы, издаётся ряд законов, регламентирующих действия местных властей, церкви, феодалов и “скудных людей” в период голода. «Житный приказ» ведал дворами, где хранился запас зерна на случай голода. Вводилась государственная монополия на цены, раздачу хлеба в долг, право перехода от феодала в другие земли. В 1682 году принят “Приговор” (решение) церковного Собора о призрении больных и нищих.
1700-1860 гг. Становление государственной
системы социальной защиты
В 1701 году 8 июня Петр Первый издал
Указ «Об определении в домовые Святейшего
Патриарха богадельни нищих, больных и
престарелых»
Указ № 1856 – 1701 года 8 июня Именной – об
определении в домовые Святейшего Патриарха
богадельни нищих, больных и престарелых.
Великий государь указал: в домовых Святейшего Патриарха богадельным нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни, а для десяти человек больных быть в богадельне одному человеку здоровому, который бы за теми больными ходил и всякое им вспоможение чинил. А больных в богадельнях велеть лечить, и для того учинить особых лекарей, и давать тем лекарям кормовые деньги и покупать лекарства из Патриарши домовые казны…
Петр Первый
В 1712 году принят Указ “Об учреждении во всех Губерниях госпиталей”. Особую роль в укреплении данной системы сыграла деятельность Екатерины II: создано ряд учреждений общественного призрения, имеющих государственный статус, которые были закреплены в Манифесте от 1 сентября 1763 года.
В изданном в 1775 году “Учреждении
для управления губернией” впервые
в истории России законодательным путем
была установлена система общественного
призрения для всех гражданских сословий.
На губернские органы управления возлагалась
обязанность создавать и содержать народные
школы, сиротские дома, больницы, аптеки,
богадельни, дома для неизлечимых больных,
дома для умалишенных, работные дома, смирительные
дома. Первоначально организация и содержание
учреждений финансировались из государственной
казны. Позднее отчислялась часть средств
из доходов городов на их содержание. В
1764 году было создано одно из первых благотворительных
обществ в России – Общество воспитания
благородных девиц. В 1797 году принимается
Указ Павла I о назначении его супруги
Марии Федоровны руководить всеми социальными
учреждениями. С именем Марии Федоровны
связан крупнейший этап в истории развития
отечественного благотворения, ее называли
Министром благотворительности. 1860- 1917
г.г. В России начинается новый этап в развитии
социальных отношений, характеризующийся
развитием меценатства и благотворительности,
а также объединением социально-философских
воззрений на человека и общество и социальной
практики. Создаются научные, общественные
и благотворительные общества, фонды и
прочее, которые пытались объединить вокруг
себя людей, не согласных с существующим
разделением материальных ценностей и
социальным расслоением (Общество женского
труда, Общество дешевых квартир и др.).
Особое развитие получили воскресные
школы, где обучение было бесплатным, а
труд учителей – безвозмездным. До 1912
года в России государственное обеспечение
касалось только военнослужащих и чиновников.
В 1912 году был принят страховой закон,
в соответствии с которым 2,5 млн. рабочих
и служащих, занятых в фабрично-заводской
и горной промышленности, были также охвачены
государственным пенсионным обеспечением.
Дальнейшее развитие получают благотворительные
общества, они оказывают не только сословную
поддержку, но и решают большой спектр
социальных проблем.
1.4. Мариинское ведомство.
Значительную роль исторического развития России в деле социальной защиты семей военнослужащих сыграло Мариинское ведомство - ведомство учреждений императрицы Марии, жены Павла I. Она заведовала им более 30 лет (с 1797 по 1828 гг.).
Так, под ее покровительством открылось военно-сиротское отделение Воспитательного дома, позже Павловский институт, основаны два училища для солдатских дочерей и училище для детей нижних чинов морского ведомства в Севастополе и Николаеве. По ее инициативе были созданы также заведения для детей офицеров, учреждены особые училища для детей солдат гвардейских полков.
Самыми же многочисленными
Отечественной войне 1812 года обязан своим рождением Комитет о раненых, учрежденный 18 августа 1814 года (с 1877 года -Александровский). После войны началось общественное движение "в пользу организации помощи воинам", в котором участвовали различные слои населения. Коллежский советник П.П. Пезаровиус стал в 1813 году издавать газету "Русский инвалид" и употреблять доход от издания "на вспоможение инвалидам, солдатским вдовам и сиротам". Поддержала инициативу и императрица Мария Федоровна. В 1814 году Комитет о раненыx владел капиталом в 300 тыс.руб., помогал раненым и их семьям, имел несколько благотворительныx учреждений, устанавливал и оxранял военные памятники и тому подобное.
1.5. Богадельни для воинов.
Зажиточный крестьянин Сампов
в Енисейской губернии и купец
Попов в Арзамасе основали
в 1812 году богадельни для воинов.
Основными же формами
Информация о работе Общая характеристика социального обеспечения до 1917 года