Общее и различия в классификации потребностей у Ф. М. Достоевского и Г. Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:39, доклад

Описание работы

Первую группу, по Достоевскому и по Гегелю, можно назвать потребностями витальными; третью, по Достоевскому, и вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными. Каковы же особенности классификации потребностей?

Файлы: 1 файл

Человек и его потребности. Гегель,Достоевский..docx

— 16.46 Кб (Скачать файл)

ГБОУ СПО 

колледж туризма и гостиничного сервиса

Санкт-Петребурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

на тему «Общее и различия в классификации потребностей

у Ф. М. Достоевского и Г. Гегеля»

 

 

 

 

 

 

                                                                      Работу выполнила

                                                              студентка: Епифанова Е.И.

                                     группа: 316

 

                                              Работу проверила

преподаватель: Супруненко О.А.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013г.

 

 

 

 

Достоевский делил множество интересов  и потребностей людей по усложнению их содержания на три группы:

1. Потребности в материальных  благах, необходимые для поддержания  жизни.

2. Потребности познания.

3. Потребности всемирного объединения  людей.

У Гегеля 4 группы:

1. Физические потребности.

2. Потребности права, законов.

3. Религиозные потребности.

4. Потребности познания.

Первую группу, по Достоевскому и  по Гегелю, можно назвать потребностями  витальными; третью, по Достоевскому, и  вторую, по Гегелю, - потребностями социальными; вторую, по Достоевскому, и четвертую, по Гегелю, - идеальными. Каковы же особенности классификации потребностей?

Во-первых, мы полагаем неприемлемыми  узкопрофессиональные подходы к  классификации потребностей, потому что в силу большой подвижности  и взаимопревращаемости ни одна из частных потребностей не может быть закреплена за какой-то одной частной группой, т. е. обладает высокой степенью неопределенности.

Во-вторых, методологически исходной посылкой нашей классификации является концепция человека, в частности, виды бытия человека: биологическое, социальное, духовное.

В-третьих, в иерархии потребностей, восходящих по закону возвышения от низшей к высшей потребности в нашей  классификации представлена группа потребностей, тормозящих развитие разумных потребностей и развитие личности. Это - извращенные потребности. Они занимают особое место в общей классификации потребностей. Ни в одной из существующих ныне классификаций, извращенные потребности не обозначены.

Биологические (естественные) потребности

Это всеобщие первичные потребности  жизнедеятельности организма: потребности  питания и выделения, потребности  расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Материальные потребности

Материальными мы называем потребности  в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде.

Социальные потребности

Социальные  потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения  человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали  табу на владение гаремами, совместно  участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между  «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем  классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1. Потребности для других

2. Потребности для себя

3. Потребности вместе с другими

Духовные потребности

Биологическая потребность побуждает  человека к овладению всеобщими  жизненными ресурсами, материальная потребность  имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает  человека к овладению формами  общения и связи с другими  людьми. Предметом духовной потребности  является духовность.Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Для объяснения феномена духовности необходимо использовать понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

         Ценностно-ориентированные потребности

Основанием для выделения этой группы потребностей является классификация  потребностей по критериям их гуманистической  и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.

По этим критериям можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные  и разрушительные потребности.

Рассмотрим разумные и неразумные потребности.

Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию человеческого  организма, росту престижа личности в обществе, ее гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

1. Чувство меры в удовлетворении  потребностей, не доводящее до  деградации личности.

2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.

3. Соответствие потребностей способностям  личности и наличием средств  их реализации.

4. Управляемость потребностями.  Разумными можно назвать те  потребности, которыми управляет  человек, а не наоборот, когда  потребности управляют человеком. 

Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная  и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.

Неразумные потребности - такая  группа потребностей, которые создают  тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам  общества, а в случае их омассовления приводят к деградации человеческого общества и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от курения до наркотиков.

 

 

 


Информация о работе Общее и различия в классификации потребностей у Ф. М. Достоевского и Г. Гегеля