Казанский Федеральный Университет
Институт Психологии и Образования
Реферат
На тему:
« Общение как взаимодействие»
Выполнила студентка
1 курса гр.17.1-319
Мелихова Л.А.
Казань, 2014
Введение
Общение – это форма деятельности, осуществляемая
между людьми как равными партнерами и
приводящая к возникновению психического
контакта. Психический контакт обеспечивает
в общении взаимный обмен эмоциями. Он
же характеризует общение как двустороннюю
деятельность, взаимную связь между людьми.
Общение – сложный и весьма многоплановый
процесс установления и развития контактов
и связей между людьми. И чаще всего оно
включено в практическое взаимодействие
людей. Б.Д. Парыгин отметил, что этот процесс
может выступать в одно и то же время и
как процесс взаимодействия людей, и как
информационный процесс, и как отношение
людей друг к другу, и как процесс их взаимного
влияния друг на друга, и как процесс их
взаимного переживания и взаимного понимания
друг друга. Определение Б.Д. Парыгина
ориентирует на системное понимание сущности
общения, его многофункциональность и
деятельную природу.
«Взаимодействие – это процесс непосредственного
или опосредованного воздействия объектов
(субъектов) друг на друга, порождающий
их взаимную обусловленность и связь.
Именно причинная обусловленность составляет
главную особенность взаимодействия,
когда каждая из взаимодействующих сторон
выступает как причина другой и как следствие
одновременного обратного влияния противоположной
стороны, что определяет развитие объектов
и их структур». [5]
Из всего этого обилия трактовок общения
можно выделить главные:
1) общение – вид самостоятельной
человеческой деятельности;
2) общение может входить в иную
деятельность в статусе ее структурных
элементов;
3) общение – одна из форм взаимодействия.
Общение как взаимодействие.
Интерактивная сторона общения чаще всего
проявляется при организации совместной
деятельности людей. Обмен знаниями и
идеями по поводу этой деятельности неизбежно
предполагает, что достигнутое взаимопонимание
реализуется в новых попытках развить
совместную деятельность, организовать
ее. Участие одновременно многих людей
в этой деятельности означает, что каждый
должен внести свой особый вклад в нее.
Это и позволяет интерпретировать взаимодействие
как организацию совместной деятельности.
В психологии все возможные виды взаимодействия
разделяются на два противоположных вида:
1. Кооперацию(сотрудничество) ;
2. Конкуренцию(конфликт).
Кооперация представляет собой взаимодействие,
способствующее организации совместной
деятельности, достижению групповой цели.
Конфликт - это столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций,
взглядов субъектов взаимодействия. Традиционно
конфликт рассматривался как негативный
тип взаимодействия. В настоящее время
в психологии проведено много исследований,
обнаруживающих и позитивные стороны
конфликта.
Следовательно, сопоставление себя с другим
осуществляется как бы с двух сторон: каждый
из партнеров уподобляет себя другому.
Значит, при построении стратегии взаимодействия
каждому приходится принимать в расчет
не только потребности, мотивы, установки
другого, но и то, как этот другой понимает
потребности, мотивы, установки своего
собеседника. Иными словами, восприятие
человека человеком предполагает особые
процессы: идентификацию и рефлексию.
Термин "идентификация" буквально
означает уподобление другому. Это один
из самых простых способов понимания другого
человека. В реальных ситуациях взаимодействия
люди пользуются таким приемом, когда
предположение о внутреннем состоянии
партнера по общению строится на основе
попытки поставить себя на его место. И
в этом плане идентификация выступает
в качестве одного из механизмов познания
и понимания другого человека.
Близким по значению к идентификации выступает
другой механизм познания другого - эмпатия. В
отличие от идентификации при эмпатии
происходит не рациональное осмысление
проблем другого человека, а скорее стремление
эмоционально откликнуться на его проблемы.
Эмпатия - это эмоциональное понимание
другого. Эмоциональная природа эмпатии
проявляется в том, что ситуация другого
человека, партнера по общению, не столько
"продумывается", сколько "почувствуется".
При характеристике общения как познания
особое значении имеет и другой механизм
- рефлексия. В социальной психологии под рефлексией
понимается осознание индивидом того,
как он воспринимается партнером по общению.
Это уже не просто знание другого или понимание
его, но и знание того, как этот другой
понимает тебя.
Типы взаимодействий.
Существует еще один
описательный подход при анализе взаимодействия
- построение классификаций различных
его видов. Интуитивно ясно, что практически
люди вступают в бесконечное количество
различных видов взаимодействия. Для экспериментальных
исследований крайне важно как минимум
обозначить некоторые основные типы этих
взаимодействий. Наиболее распространенным
является дихотомическое деление всех
возможных видов взаимодействий на два
противоположных вида: кооперация и конкуренция.
Разные авторы обозначают эти два основных
вида различными терминами. Кроме кооперации
и конкуренции, говорят о согласии и конфликте,
приспособлении и оппозиции, ассоциации
и диссоциации и т.д. За всеми этими понятиями
ясно виден принцип выделения различных
видов взаимодействия. В первом случае
анализируются такие его проявления, которые
способствуют организации совместной
деятельности, являются «позитивными»
с этой точки зрения. Во вторую группу
попадают взаимодействия, так или иначе
«расшатывающие» совместную деятельность,
представляющие собой определенного рода
препятствия для нее.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие,
означает координацию единичных сил участников
(упорядочивание, комбинирование, суммирование
этих сил). Кооперация - необходимый элемент
совместной деятельности, порожденный
ее особой природой. А.Н. Леонтьев называл
две основные черты совместной деятельности:
а) разделение единого
процесса деятельности между участниками;
б) изменение деятельности
каждого, т.к. результат деятельности каждого
не приводит к удовлетворению его потребности,
что на общепсихологическом языке означает,
что «предмет» и «мотив» деятельности
не совпадают.[3]
Каким же образом соединяется непосредственный
результат деятельности каждого участника
с конечным результатом совместной деятельности?
Средством такого соединения являются
развившиеся в ходе совместной деятельности
отношения, которые реализованы, прежде
всего, в кооперации. Важным показателем
«тесноты» кооперативного взаимодействия
является включенность в него всех участников
процесса. Поэтому экспериментальные
исследования кооперации чаще всего имеют
дело с анализом вкладов участников взаимодействия
и степени их включенности в него.
Что касается другого типа взаимодействий
- конкуренции, то здесь чаще всего анализ
сконцентрирован на наиболее яркой ее
форме, а именно на конфликте. При изучении
конфликта социальной психологией, прежде
всего, необходимо определение собственного
угла зрения в этой проблеме, поскольку
конфликты выступают предметом исследования
и в ряде других дисциплин: социологии,
политологии и пр.
Структура конфликта описывается по-разному
разными авторами, но основные элементы
практически принимаются всеми. Это - конфликтная
ситуация, позиции участников (оппонентов),
объект, «инцидент» (пусковой механизм),
развитие и разрешение конфликта. Эти
элементы ведут себя различно в зависимости
от типа конфликта. Обыденное представление
о том, что всякий конфликт обязательно
имеет негативное значение, опровергнуто
рядом специальных исследований. Так,
в работах М. Дойча, одного из наиболее
видных теоретиков конфликта, называются
две разновидности конфликтов: деструктивные
и продуктивные.
Определение деструктивного конфликта в
большей степени совпадает с обыденным
представлением. Именно такого типа конфликт
ведет к рассогласованию взаимодействия,
к его расшатыванию. Деструктивный конфликт
чаще становится не зависимым от причины,
его породившей, и легче приводит к переходу
«на личности», чем и порождает стрессы.
Для него характерно специфическое развитие,
а именно расширение количества вовлеченных
участников, их конфликтных действий,
умножение количества негативных установок
в адрес друг друга и остроты высказываний
(«экспансия» конфликта). Другая черта
– «эскалация» конфликта означает наращивание
напряженности, включение все большего
числа ложных восприятий как черт и качеств
оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия,
рост предубежденности против партнера.
Понятно, что разрешение такого типа конфликта
особенно сложно, основной способ разрешения
- компромисс - здесь реализуется с большими
затруднениями.
Продуктивный конфликт чаще возникает
в том случае, когда столкновение касается
не несовместимости личностей, а порождено
различием точек зрения на какую-либо
проблему, на способы ее решения. Представление
о двух возможных разновидностях конфликтного
взаимодействия дает основание для обсуждения
важнейшей общетеоретической проблемы
конфликта: пониманию его природы как
психологического феномена. В самом деле:
есть ли конфликт лишь форма психологического
антагонизма (т.е. представленные противоречия
в сознании) или это обязательно наличие
конфликтных действий. Подробное описание
различных конфликтов в их сложности и
многообразии позволяет сделать вывод
о том, что оба названные компоненты есть
обязательные признаки конфликта.
При анализе различных типов взаимодействия
принципиально важна проблема содержания
деятельности, в рамках которой даны те
или иные виды взаимодействия. Так можно
констатировать кооперативную форму взаимодействия
не только в условиях производства, но,
например, и при осуществлении каких-либо
асоциальных, противоправных поступков
- совместного ограбления, кражи и т.д.
Поэтому кооперация в социально-негативной
деятельности не обязательно та форма,
которую необходимо стимулировать: напротив,
деятельность, конфликтная в условиях
асоциальной деятельности, может оцениваться
позитивно. Кооперация и конкуренция лишь
формы «психологического рисунка» взаимодействия,
содержание же и в том и в другом случае
задается более широкой системой деятельности,
куда кооперация или конкуренция включены.
Поэтому при исследовании как кооперативных,
так и конкурентных форм взаимодействия
недопустимо рассматривать их обе вне
общего контекста деятельности.
Экспериментальные схемы регистрации
взаимодействий. Выделение двух полярных
типов взаимодействия играет определенную
положительную роль в анализе интерактивной
стороны общения. Однако только такое
дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия
оказывается недостаточным для экспериментальной
практики. Поэтому в социальной психологии
существуют поиски и иного рода - выделить
более «мелкие» типы взаимодействия, которые
могли бы быть использованы в эксперименте
в качестве единицы наблюдения.
Заключение
Общение – это форма деятельности, осуществляемая
между людьми как равными партнерами и
приводящая к возникновению психического
контакта. Психический контакт обеспечивает
в общении взаимный обмен эмоциями. Он
же характеризует общение как двустороннюю
деятельность, взаимную связь между людьми.
Исходной предпосылкой общения является,
прежде всего, факт наличия индивидов,
которые оказываются в состоянии наладить
между собой какой-то контакт.
Речь является самым
универсальным средством коммуникации.
Речь есть процесс общения человека с
другими людьми посредством естественного
языка.
Интерактивная сторона
общения чаще всего проявляется при организации
совместной деятельности людей. Обмен
знаниями и идеями по поводу этой деятельности
неизбежно предполагает, что достигнутое
взаимопонимание реализуется в новых
попытках развить совместную деятельность,
организовать ее. Участие одновременно
многих людей в этой деятельности означает,
что каждый должен внести свой особый
вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать
взаимодействие как организацию совместной
деятельности.
Таким образом, для
познания механизма взаимодействия необходимо
выяснить, как намерения, мотивы, установки
одного индивида «накладываются» на представление
о партнере, и как-то и другое проявляется
в принятии совместного решения. Иными
словами, дальнейший анализ проблемы общения
требует более детального рассмотрения
вопроса о том, как формируется образ партнера
по общению, от точности которого зависит
успех совместной деятельности.
Список литературы.
1. Андреева Г.М., Богомолова
Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная
психология на Андреева Г.М. Социальная
психология. – М.: Аспект Пресс, 1998;
2. Каган М.С. Мир общения:
Проблема межсубъектных отношений. —
М.: Политиздат, 1988. — с. 58—59.
3. Леонтьев А.А. Психология
общения. – 3-е изд. — М.: Смысл, 1999. – с.
240—244.
4.Общая психология.
— М., 1981. – с. 115—116.
5. Парыгин Б.Д. Основы
социально-психологической теории. –
М.: Мысль, 1971.
6. Ярошевский М.Г. Психология
в XX столетии. — М., 1974. – с. 289, 291.