Общественное мнение как институт гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

Для социологии представляет познавательный интерес массовое сознание и такое его состояние как общественное мнение, которое, являясь в современных обществах институтом, выступает важнейшим регулятором социального взаимодействия и коммуникации, фактором социализации и образования личности.
Массовое сознание представляет сложное конгломеративное образование, возникающее на «пересечении» всех типов общественного сознания – чувственного и рационального, обыденного и специализированного, абстрактного и художественного, рационального и иррационального. На основе переплетения всех форм в его составе возникает много разнообразных элементов в диапазоне от позитивного знания до ложных образов действительности, от моментальных эмоций до устойчивых настроений. Как и сами массы, сознание в современных обществах возникает и ф

Файлы: 1 файл

Общественное мнение как институт гражданского общества.docx

— 27.37 Кб (Скачать файл)

Сущность контрольной функции заключается в том, что народное мнение по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц. Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящий над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Смысл консультативной функции заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым лишь в том случае, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к таким советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления. Но нужно заметить, что «выработка дельного совета, конструктивного предложения требует от субъекта общественного мнения определённых способностей, и, прежде всего умение анализировать явления социальной действительности, программировать социальные отношения и процессы, из цепочки отдельных фактов выстраивать модель общественного развития.

Что касается директивной (предписывающей) функции общественного мнения, то о её проявлении можно говорить в том случае, когда результатом функционирования общественных суждений выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер. Это означает, что общественность выносит решения по тем или иным вопросам проблемам социальной жизни, имеющие государственное значение, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данном случае не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

Какую бы из функций общественного  мнения мы не взяли бы: консультативную, директивную и т.д., их проявлению практически всегда предшествует оценка объекта, на который направлено внимание. Эта оценка может быть как позитивной, так и негативной, а порой просто нейтральной, но обязательно будет  присутствовать в общественных суждениях. В связи, с чем будет правильно  выделить ещё несколько функций  общественного мнения. Поэтому оценочная функция или оценочное мнение является одной из самых распространенных. В её компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности

Также нужно обратить внимание на информационную функцию общественного мнения, т.к. с каждым годом расширяется информационная база выработки и принятия решений, и с каждым годом возрастает потребность во включении в неё сведений, исходящих от широких масс. Своеобразие данной функции определяется тем, что общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации - политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и другую, причем такую информацию, которая связана с живым опытом населения, А главное - самые разные пути и способы их разрешения. Регулярность обращения к общественному мнению, как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений, а, кроме того, активизирует само общественное мнение, стимулирует процессы его формирования, возникновения и функционирования.

Для проведения процедур измерения  общественного мнения важно определить его основные характеристики. Направленность-это  преобладающее установившееся мнение «за» или «против» по отношению к  определённому событию, решению, или  другому общеизвестному социальному  явлению. Интенсивность характеризует  силу и твёрдость выражения общественного  мнения. Например: респондент может  ответить «Да, я полностью согласен», а может сказать «Да, я скорее согласен, чем не согласен». В обоих  случаях присутствует положительный  ответ, но выраженный с разной интенсивностью.

Анализ общественного мнения имеет  не только большое практическое, но и теоретическое значение, способствует развитию наук об обществе. Серьёзные  выводы возможны на основе точной разносторонней, объективной и многократно проверенной  информации об общественном мнении.

В процесс сбора информации используются различные опросники, анкеты, а также в анализе данных применяются статистические методы обработки и получения результатов, на основе которых делаются соответствующие выводы о протекающих процессах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, каждый социальный институт характеризуется  наличием цели своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими  достижение такой цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для  данного института. Ни основе всего  вышеизложенного, можно дать следующее  определение социального института. Социальные институты -- это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что предметом изучения социологии общественного мнения является установление закономерностей и механизмов формирования и функционирования оценочного отношения больших социальных общностей. А без всестороннего изучения общественного мнения невозможно общественное самоуправление, развитие демократических форм развития власти и гражданского общества. Развитие и учет общественного мнения помогает поднять на соответствующий уровень культуру управления.

Понимание обществом нужности и  значимости такого явления, как проявление свободного (не загнанное ни в какие  рамки существующего режима) общественного  мнения, поможет развиваться общественному  мнению с большей интенсивностью и точностью, что постепенно приведёт к пересмотрению некоторых общественных и индивидуальных точек зрения на ту или иную общественную проблему.

3.

Ключевыми понятиями феномена «общественное  мнение» являются понятия объекта  и субъекта. Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъект общественного мнения – это доминирующее большинство того или иного общества. Субъектом общественного мнения выступает не любая группа людей, а большие человеческие общности.

 

 


Информация о работе Общественное мнение как институт гражданского общества