Общественное мнение, как институт гражданского общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Общественное мнение, как институт гражданского общества само по себе представляет огромный механизм (машину) социальной жизни и климата общества. Хотя если взглянуть на общественное мнение с нескольких сторон, можно понять, что это не только прерогатива социума, но так же оно может влиять на политику, экономику, стабильность государства. На примере внутренней российской истории это наглядно просматривается. Поэтому нельзя к общественному мнению, как к институту гражданского общества относиться с пренебрежением и не воспринимать всерьез.

Содержание работы

Введение
Теоретическая часть
Общественное мнение, как институт гражданского общества 1
Общественное мнение 1.1
Специфика и роль общественного мнения в условиях современного общества 1.2
Структурные элементы общественного мнения, как социальный институт 1.3
Формы проявления общественного мнения и воздействующие на него факторы 1.4
Практическая часть
Статья 1
Статья 2
Статья 3
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Doc1.doc

— 23.50 Кб (Скачать файл)

2. субъекты власти по мере  возможностей стараются учитывать  (или делают вид, что стараются)  подобные предложения (либеральные  системы управления);

3. субъекты власти полностью   учитывают предложенные пути  решения проблем (демократические  общества).

Формы проявления общественного  мнения:

1) оценка;

2) жалобы;

3) советы;

4) пожелания;

5) одобрения;

6) недовольство;

7) осуждение;

8) неодобрение;

9) несогласие;

10) протест.

Формы проявления могут быть обоснованные и необоснованные, логичные и нелогичные, действительные или ложные.

Факторы, которые могут повлиять на формы проявления общественного мнения очень разнообразны и в большом количестве.

В качестве факторов необходимо назвать  общественные потребности и интересы, социальные нормы и ценности, социально-психологические и идеологические установки, стереотипы общественного сознания, обычаи и традиции, расовые, половые и возрастные критерии. Сильнодействующим фактором выступает общение людей друг с другом, в свою очередь общение бывает различного уровня и типа: формальное (официальное) и неформальное (неофициальное), межличностное и коллективное, межнациональное общение. На общественное мнение влияют социально-экономические, политические, духовные условия их непосредственной жизнедеятельности.

Большую роль в воздействии на общественное мнение играет нравственно-психологическая  атмосфера, существующая как в обществе в целом, так и в каждой социальной общности, в которой зарождается  то или иное мнение. В рамках нравственно-психологической  атмосферы можно указать на социальные чувства, настроения, стремления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть

Статья первая

© 2005 г.

Л.В. ШУБИНА

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

ОБ ОПРОСАХ ОБЩЕСТВЕННОГО  МНЕНИЯ

ШУБИНА Людмила Викторовна - директор по социально-политическим исследованиям

ЦИРКОНа.

"Социологические исследования  в России:  осведомленность и  отношение населения" -

проект под таким названием  завершила в марте 2005  г.  группа российских исследователей.

 

Целью статьи являлось изучение отношения россиян  по вопросам социологических опросов, какого отношение и мнение граждан  имеется по этому поводу.

Методической  основой исследования стали:  выборочный опрос населения РФ по месту жительства по репрезентативной выборке  (от 18  лет и старше) (организация и  проведение всероссийского опроса общественного мнения -  ВЦИОМ);  выборочные опросы населения в 13  городах РФ по репрезентативным выборкам населения соответствующих городов  (от 18  лет и старше): Архангельск, Великий Новгород, Калининград, Санкт-Петербург, Воронеж,  Ярославль,  Москва, Ростов-на-Дону, Саратов,  Надым,  Самара,  Казань,  Омск.  Общий объем выборочной совокупности составил 7532  респондента.  В ходе региональных опросов использовались два способа сбора данных:

формализованное интервью по месту жительства  (квартирный опрос) —  в большинстве городов  и по всей России в целом;

 формализованное  интервью по телефону (в Москве,  Санкт- Петербурге и Ростове-на-Дону).

Итак,  три  четверти россиян (77%)  сообщили о  том,  что социологическая информация,  с которой они встречаются в СМИ,  вызывает у них интерес  (не вызывает - 19%, затруднились с ответом - 5%). 84%  считают,  что опросы общественного мнения нужны (не нужны - 8%).

76%  придерживаются  точки зрения,  что результаты  опросов отражают действительные мнения граждан, противоположную заняли 15% и затруднились ответить 10%.

Нельзя сказать,  что россияне однозначно воспринимают проведение опросов как исключительно коммерческую деятельность.  Мнения разделились почти поровну:  точки зрения о сугубо коммерческой направленности опросов придерживаются 40%  граждан,  тогда как 45% не согласились с этим суждением.  Одновременно 67%  россиян считают,  что основной целью проведения опросов является научное познание общества. Более половины респондентов (59%)  согласны с суждением:  "Результаты опросов используются органами власти,  политиками,  предпринимателями для повышения эффективности своей деятельности"  (не согласны 27%),  при этом половина россиян (51%)  не согласна с тем,  что результаты опросов сфабрикованы и публикуются с целью влияния на людей (согласны заметно меньше - 28% опрошенных).

Добавим,  что половина российских граждан (51%)  не согласилась с тем,  что никто  не обращает внимания на опросы,  а  социологические исследования являются просто модой (согласие выразили 35% респондентов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья 2

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСОВ

Юрий ЛЕВАДА

"Истина" и "правда"

в общественном мнении:

проблема интерпретации  понятий

Мониторинг  общественного мнения № 3 (59) май—июнь 2002

При анализе  данных социологических исследований неоднократно — в различных контекстах — приходится сталкиваться не только с проблемой правдивости или "искренности" получаемых ответов, но и с массовой

интерпретацией самих категорий "истины" и "правды". Современное общественное мнение во всем мире имеет дело не с Истиной, а с многочисленными и соперничающими представлениями об удобных, модных, полезных, научных и т.д. "истинах" (во множественном числе и с

малой буквы). В русской языковой традиции их чаще всего называют "правдами" (как известно, в английском, немецком, французском языках эти термины не различаются). В современном словоупотреблении сам термин "правда" имеет явно выраженный социальный смысл. Он действует преимущественно в рамках смысловой оппозиции "правда—неправда",

как средство утверждения определенного социально значимого соотношения мнений, оценки и т.п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья 3

©2001 г.

ФОНД "ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ"

О ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ  СИТУАЦИИ

В мае 2001  г.  Фонд общественного мнения провел очередной Всероссийский опрос  городского и сельского населения  России  (N=  1500),  посвященный  проблемам депопуляции.

"Население  России ежегодно уменьшается.  Одни считают,  что главная  причина этого -  низкая рождаемость,  другие -  высокая смертность,  третьи -  эмиграция.  С каким  мнением Вы согласны?  Ответы  на этот вопрос распределились  следующим образом: 61%  респондентов  считают,  что причиной депопуляции в России является низкая рождаемость, 28% — высокая смертность, только 3% - эмиграция. На первое место причин депопуляции респонденты ставят социальные факторы этого явления. 83%  от числа отвечавших на открытый вопрос,  полагают, что причиной снижения рождаемости является падение уровня жизни населения  (бедность,  бытовая неустроенность,  безработица,  отсутствие поддержки государства,  появление платного образования и медицины); 6% -  связывают это с нестабильностью,  неуверенностью в завтрашнем дне, еще 2% -  видят причину в жизненных позициях молодого поколения.

В связи с  остротой проблемы депопуляции в России существенным оказывается выяснение установок россиян на количество детей в семье.

Данные общероссийского  опроса показывают,  что существует значительный разрыв между представлениями россиян о норме деторождения и реальным положением дел.

Однако обращает на себя внимание факт,  что установки участников опроса на количество детей в семье,  их идеальные представления об оптимальном составе собственной семьи  (даже в случае,  если они будут реализованы)  не позволяют надеяться на увеличение численности населения в России -  по крайней мере,  в ближайшее время.

Известно,  что расширенное воспроизводство  возможно только при наличии как минимум трех детей в семье.  Если сравнить доли респондентов,  которые хотели бы иметь трех и более детей,  и тех,  кто предпочел бы ограничиться двумя и менее,  то получится малорадостная картина: 42%  против 54%.  В реальности это соотношение выглядит еще печальнее - 16% (имеют трех и более детей)  против 83% (имеют двух и менее детей).

Усугубляет  общую ситуацию то,  что планирует  рождение ребенка только третья часть респондентов,  принадлежащих к наиболее молодой группе населения -  от 18  до 35  лет.  Ровно половина — 50%  из этой группы — не планируют рождение ребенка в ближайшее время.  Среди участников анкетного опроса,  составляющих среднюю возрастную группу - от 36 до 50 лет, 81% также не намерены увеличивать состав своей семьи.  Видимо,  социальный идеал (трое детей)  при столкновении с жесткой действительностью трансформируется в индивидуальные биографические планы  (двое и менее детей).

Регулирование численности населения рассматривается гражданами в первую очередь как государственная задача.  Участники опроса однозначно высказывались о необходимости политики в области планирования семьи.  В качестве позитивного примера участия государства в планировании семьи назывался опыт Венгрии".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив материал, предложенный в учебных изданиях и прочитав статьи по своей теме, представление об общественном мнении для меня стало более раскрытым. Общественное мнение – это не просто термин, а это целая структура социума, которая может позволить оценить мнение общества, как в численном, так и в теоретическом понятии.  Тема очень интересная и познавательная, поэтому она с каждым годом становится все актуальнее для общества. Благодаря опросам и интервью люди могут обмениваться мнениями, находить единомышленников и отстаивать свою точку зрения. Благодаря существованию общественного мнения граждане могут приблизиться к политике и влиять на нее. Несмотря на то, что сколько людей столько и мнений, изучение общественного мнения помогает составить общность рассуждений граждан страны.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

ecsocman.hse.ru

 

 

 Социологические наблюдения (2002-2004): сб. ст. / Сост. Черняков А.А. - М.: Ин-т фонда "Обществ. мнение", 2005

 

 

 Социология: Учебник для вузов / Волков  Ю.Г., Мостовая И.В., 1998

 

 

С. Московичи. Век толп. М.: 1996. 

 

 

 


Информация о работе Общественное мнение, как институт гражданского общества