Общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:45, реферат

Описание работы

Я выбрала эту тему, так как данное явление пронизывает множество социальных сфер, оно регулирует отношения между людьми в масштабе всего общества, воспитывает в каждой личности чувство высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом. Я также считаю, что более точное изучение общественного мнения, поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….3

1 Сущность общественного мнения, его основные структуры…………………….4

2 Функции общественного мнения…………………………………………………. 7

Заключение……………….……………...…………………………...………………12

Список используемой литературы…………………………………………….……14

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 36.74 Кб (Скачать файл)

Содержание  
 
 
Введение……………………………………………………………………………….3 
 
1 Сущность общественного мнения, его основные структуры…………………….4 
 
2 Функции общественного мнения…………………………………………………. 7 
 
Заключение……………….……………...…………………………...………………12 
 
Список используемой литературы…………………………………………….……14 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                            Введение 
 
          Я выбрала тему “Общественное мнение”, так как данное явление пронизывает множество социальных сфер, оно регулирует отношения между людьми в масштабе всего общества, воспитывает в каждой личности чувство высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом. Я также считаю, что более точное изучение общественного мнения, поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1 Сущность общественного мнения, его основные структуры 
 
          Общественное мнение - это отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации, имеющим место как в данной стране, так и в международной жизни. По своей сущности общественное мнение всегда связано с оценкой людьми того или иного процесса, явления. В формировании общественного мнения ведущую роль играет классовая позиция слоев и групп населения, выражающих данное мнение.  
 
          Другими словами общественное мнение особое состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение возникает как продукт осознания назревших и требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении, а иногда и столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу. Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового воздействия: различных политических сил, партий, институтов, средств массовой информации. В его формировании участвует и личный опыт человека, его жизнь в социальной микроструктуре. С другой стороны, общественное мнение может возникать и стихийно, под влиянием тех или иных конкретных жизненных обстоятельств и ситуаций.  
 
          Общественное мнение, существующее на уровне населения страны, по своей структуре неоднородно. В нем можно выделить несколько его качественных уровней с точки зрения глубины самого мнения и меры его действенности, т.е. воздействия мнения на поступки его носителей. Оно включает мнение различных социальных групп и слоев. Однако ему присуще и определенное единство, объясняемое спецификой страны во всех сферах жизни общества.  
 
          Общественное мнение выполняет несколько социальных функций, хотя делает это по-разному, в зависимости от содержания и структуры самого мнения, степени его мотивированности, а также от политического устройства конкретного общества и государства. 
 
           Возможности общественного мнения в этом плане определяются каналами его выхода и выражения, доступными в условиях конкретного государства. Такими каналами в принципе являются местные и общенациональные выборы, прямое участие масс в различных формах политической деятельности, опросы общественного мнения.  
 
           В теории общественного мнения одним из важнейших моментов является выделение субъекта и объекта. Под объектом обычно подразумевается конкретная часть окружающей действительности, по поводу которой возникают коллективные оценочные суждения людей. Под субъектом - общественная группа, которая порождает коллективные оценочные суждения по определенной проблеме.  
 
          Одной из составляющих общественного мнения, а именно его субъективным компонентом, является образ ситуации, процесса, группы или отдельного человека, который свойственен данной группе. В этом смысле общественное мнение - более широкое понятие, поскольку связано с различными объективными процессами, прошлым опытом, предполагает формирование различного рода суждений, основанных на аналогиях с прошлыми событиями, существующими знаниями и опытом. Т.е. конкретный объект или ситуация, событие, являющееся объектом формирования общественного мнения, никогда не выступает изолированно, а дано во взаимодействии с другими объектами и процессами, с которыми он сравнивается, которые учитываются при его оценке и уже своим существованием влияют на него. Этот процесс можно сравнить с действием магнита, который, находясь в окружении различных предметов, начинает притягивать некоторые из них и который невозможно представить изолированно, поскольку теряется сама его сущность.  
 
          Образ же, напротив, всегда конкретен. Например, группа может иметь образ политического лидера как способного политика и обаятельного человека. В то же время ее общественным мнением может быть убеждение, что при изменении соотношения политических сил и обострении внутриполитической обстановки данный политический лидер Х не сможет удержать в руках ситуацию, в то время как политический лидер Y, более авторитарный по природе, будет более эффективен в подобной ситуации.  
 
           Итак, образ - это всегда образ конкретного человека, группы, процесса, события и т.д. Субъектом образа является отдельная личность. В социальной группе схожие образы могут возникать у ее членов как стихийно, так и благодаря специально индуцированным процессам. 
 
            Структура и функции общественного мнения. В зависимости от социальных последствий воздействия коллективных оценочных суждений людей на их сознание и поведение выделяются регулятивная (регулятор отношений между людьми), воспитательная (осуществление идеологического и социально-психологического воздействия на людей), информационная (общественное мнение является специфическим видом социальной информации) функции. В зависимости от характера влияния на различные общественные институты или на отдельных лиц выделяются контрольная, консультативная и директивная функции общественного мнения.  
 
            Ведущим элементом структуры общественного мнения является социальная оценка, которая представляет собой выражение одного из видов отношения объекта к субъекту, суть которого заключается в том, что субъект определяет соответствие объекта или его отдельных сторон и свойств критериям, им выдвигаемым.  
 
          Социальные оценки имеют разную степень рациональности. Наиболее рациональной социальной оценкой является такая, в которой зафиксировано четко осознанное отношение человека к окружающей действительности. Существование общественного мнения невозможно без элементов знания, как житейского, так и научного, о предмете суждений. Эти элементы знания используются для формирования оценки о нем, для выработки определенного отношения к нему.  
 
            Кроме элементов рационального знания, в структуру общественного мнения входят представления - некий обобщенный образ многих чувственных впечатлений, наглядно-образное знание, возникающее зачастую в результате работы воображения.  
 
            Поскольку общественное мнение является духовно-практическим образованием, то, очевидно, в его структуре содержатся элементы, ориентирующие людей на реализацию их мнений в поведенческих актах. К таким элементам следует отнести установку, суть которой заключается в готовности или предрасположенности индивида, группы людей действовать определенным образом. К этому же типу относятся и волевые элементы, в которых отражается сознательная и целевая направленность действий человека. 
 
            Таким образом, общественное мнение по своей структуре представляет сложную систему, в которую входят как рациональные, так и эмоциональные, и волевые компоненты. 
 
             Характеристики общественного мнения. Общественное мнение обладает рядом качественных характеристик, в том числе направленностью, интенсивностью, распространенностью, стабильностью и динамичностью, зрелостью.  
 
              Направленность фиксирует характер оценочного суждения по основанию "положительно - отрицательно" (одобряющая оценка или осуждающая). Суждения, людей о каком-либо явлении нередко касаются разных его сторон и представляют совокупность различных оценок, которые в итоге могут выражать положительное, отрицательное или сбалансированное отношение людей к действительности. Интенсивность выражает ту или иную степень оценочного суждения по основанию "больше-меньше", например, сильно положительное, слабо отрицательное и т. д.  
 
            Общественное мнение в ряде случаев отличается относительной стабильностью, т. е. не изменяется. Стабилизаторами устойчивости здесь выступают социальные потребности, интересы, которые, как правило, имеют долговременный характер. Одновременно общественное мнение обладает свойством динамичности, т. е. быстрой реакции на то или иное явление действительности. Динамичность связана с актуальностью, остротой проблемы, по которой возникают коллективные оценочные суждения людей. 
 
             Распространенность характеризует масштаб охвата общественного мнения по какому-либо конкретному вопросу определенных групп людей, по их положению в социальной структуре или по принадлежности к географическому, социально-экономическому региону (например, общественное мнение рабочих, общественное мнение трудящихся Украины и т. д.). Распространенность зависит как от объекта, так и от субъекта общественного мнения. Наиболее комплексной характеристикой общественного мнения является зрелость, которая выражает его монолитность, сознательное, единодушное отношение людей, гармоничное сочетание общественных, коллективных и личных интересов. 
 
             Важная характеристика общественного мнения - компетентность, под которой понимается обладание людьми знаниями и опытом для верной коллективной оценки той или иной проблемы.  
 
Вывод: 
 
            Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что общественное мнение особое состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение возникает как продукт осознания назревших и требующих решения социальных проблем и проявляется в сопоставлении, а иногда и столкновении различных взглядов и позиций по обсуждаемому вопросу. Общественное мнение формируется под влиянием всех средств массового воздействия: различных политических сил, партий, институтов, средств массовой информации. 

 
2 Функции общественного мнения 
 
       Присутствие в общественной жизни такого явления, как общественное мнение ставит вопрос о его социальной роли и функциях, которые оно выполняет. 
 
           Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Так же их различают в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы 1
 
             Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений – основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью. 
 
             Механизм регулятивной функции основывается на методе общественного воздействия, Который по мере социального развития всё в большой степени превращается в основной метод регулирования жизнедеятельности общества. По мере развития и совершенствования общественного мнения, по мере того, как оно доходит до общества в целом и начинает воздействовать на него регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя как функция воспитания. Она представляется  необходимой в силу  важной роли и широкого участия в создании и утверждении между людьми «воспитывающих отношений». Главное же предназначение этой функции общественного мнения – воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи. Воспитательная функция формирует в человеке чувство нравственной ответственности. Важнейшим условием для достижения воспитательного эффекта от проявления общественного мнения выступает общественная природа индивида и непрерывный процесс социализации. 
 
             Посредством функции воспитания общественного мнения можно влиять на человека, т.е. показывать ему его недостатки. Например: во времена коммунистических партий проходили собрания, на которых обсуждали многие проблемы, в том числе и поведение того или иного индивида. Это тоже можно назвать общественным мнением. Соответственно многие, выслушав мнение о себе, старались исправиться. 
 
            Следовательно, общественное мнение, выросшие из опыта социальной практики - универсальное средство воспитания членов общества. Универсальность его состоит в том, оно осуществляет свой функции как в периоды особой актуальности, потребности в нём, когда, к примеру, возникает необходимость специально мобилизовать общее мнение для одобрения или осуждения поступков членов общества, так и в периоды, когда само мнение «молчит», не действует открыто, а исподволь наблюдает за моральным обликом, делами и поступками людей. Другими словами, особенность функционирования общественного мнения заключается в том, что оно «работает без перерывов», осуществляя нравственный постоянный контроль за поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.  
 
            Регулятивная и воспитательная функции активно взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют друг друга, и всё чаще выступают как единая регулятивно – воспитательная функция общественного мнения. Она отличается многообразием способов и форм своего проявления, что обусловлено возросшими потребностями духовной жизни общества и социальной практике, постоянным совершенствованием условий для проявления творческой активности и самореализации народных масс.  
 
             Общественное мнение народа оценивает и анализирует, контролирует и консультирует, вырабатывает предложения и предписания, другими словами, выполняет значительный объём весьма нужной для общества работы. 
 
              Начнем с того, что в зависимости от характера влияния мнения масс на различные социальные институты, принято выделять контрольную, консультативную и директивную функции общественного мнения 2.  
 
              Сущность контрольной (в более широком смысле – экспрессивной) функции «заключается в том, что народное мнение  по заинтересовавшему его вопросу практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц». «Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящий над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства» Смысл консультативной функции заключается в том, что в случае необходимости общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым лишь в том случае, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к таким советам, политические лидеры, группы, кланы  вынуждены  корректировать  решения,  методы  управления. Но нужно заметить, что «выработка дельного совета, конструктивного предложения требует от субъекта общественного мнения определённых способностей, и, прежде всего умение анализировать явления социальной действительности, программировать социальные отношения и процессы, из цепочки отдельных   фактов   выстраивать   модель   общественного развития». 
 
             Что касается директивной (предписывающей) функции общественного мнения, то о её проявлении можно говорить  в том случае, когда результатом функционирования общественных суждений  выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества  и имеющие строго заданный характер 3. Это означает, что «общественность выносит решения по тем или иным вопросам проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данном случае не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место»4
 
            Какую бы из функций общественного мнения мы не взяли бы: экспрессивную, консультативную, директивную и т.д. их проявлению практически всегда предшествует оценка объекта, на который направлено внимание. Эта оценка может быть как позитивной, так и негативной, а порой просто нейтральной, но обязательно будет присутствовать в общественных суждениях. В связи, с чем будет правильно выделить ещё несколько функций общественного мнения.  
 
            Думаю,  самой первой функцией из производных нужно назвать оценочную функцию или оценочное мнение, потому что данная функция является одной из самых распространенных. В её компетенцию входит выражение определенного отношения к тем или иным фактам, событиям, проблемам, процессам социальной действительности.  
 
             В оценочном мнение больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений. Но неправильно говорить об общественных суждениях, выполняющих данную функцию, как о наименее содержательной из всех тех, что могут исходить от народа. Действительно, чаще всего результатом оценочной деятельности общественного мнения вступают скупые «да» или «нет», «за» или «против», «хорошо» или «плохо». Однако не всегда скупые по форме выражения могут являться таковыми и по содержанию. За простыми изречениями могут скрываться настоящие переживания народа, его огромный социальный опыт, мудрость, активная жизненная позиция и т. д. Но не нужно абсолютизировать содержательность оценочного мнения. Во-первых, потому что еще не все народные высказывания адекватно отражают реальные факты, события и вытекают из правильного осознания массами своих коренных интересов. Во-вторых, нет нужды общественному мнению «да» или «нет, «за» или «против» разворачивать в содержательном плане. Не нужно подкреплять аналитическими  и конструктивными рассуждениями. Здесь всё зависит от объекта общественного мнения, общезначимости, масштабности проблемы, предложенной ему для оценки.  
 
            Следующими, не менее важными видами общественного мнения являются аналитическое и конструктивное, которые «тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требуют глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают».  
 
            «Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определённые нормы общественных отношений и оперирует целым не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплён в нравственном сознании людей, групп, коллективов»5
 
            Так же нужно обратить внимание на информационную функцию общественного мнения, так как с каждым годом расширяется информационная база выработки и принятия решений, и с каждым годом возрастает потребность во включении в неё сведений, исходящих от широких масс. Своеобразие данной функции определяется тем, что общественное мнение аккумулирует в себе различные виды социальной информации – политическую, экономическую, идеологическую, психологическую и другую, причем такую информацию, которая связана с живым опытом населения, А главное – самые разные пути и способы их разрешения. Регулярность обращения к общественному мнению, как информационному источнику повышает управленческую ценность принимаемых решений, а, кроме того, активизирует само общественное мнение, стимулирует процессы его формирования, возникновения и функционирования
 
              Анализируя функциональные возможности общественного мнения, можно заметить, что нередко значимость его суждений выходит далеко за пределы общества, в условиях которого оно функционирует, приобретая тем самым международное, внешнеполитическое звучание. Это происходит в том случае, когда объектом общественного внимания становятся вопросы жизненно важные не только для народа данной страны, но и для народов других стран, всего человечества. В первую очередь такой особенностью отличается общественное мнение по вопросам мирного сосуществования государств, взаимного экономического и культурного сотрудничества, соблюдение элементарных прав человека, охраны окружающей среды и т. д. Следовательно, в зависимости от масштабности, и политического характера проблемы общественное мнение может выполнять как внутриполитическую функцию, так и внешнеполитическую функцию. Первая находит своё проявление по вопросам, представляющим интерес для данной страны, вторая же служит основой для становления, развития и проявления межгосударственного мирового общественного мнения. Чаще всего общественное суждение, имеющее внешнеполитический характер, контролируют состояние международной атмосферы, стоят на страже мирового, поступательного развития человеческой цивилизации.  
 
             Теперь, когда мы разобрали все функции, которые выполняет общественное мнение, необходимо уточнить «отчего зависит  проявление той или иной функции общественного мнения? Во-первых, необходимость проявления какой-либо из них диктуется характером и содержанием объекта мнений. Во-вторых, активизация деятельности конкретной функции зависит от степени зрелости субъекта мнения, его политического, идейно-нравственного и культурного уровня, что и предполагает диапазон и глубину проявления данной функции. В-третьих «вызов к действию» какой-либо функции во многом обусловлен конкретной социальной ситуацией, которая может усиливать или ослаблять её проявления». Но для чего же нужно изучение общественного мнения и его функций? Дело в том, что «изучение общественного мнения социологическими методами позволяет уловить (при объективном анализе) малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил»7
 
Вывод: 
 
              Проанализировав функциональные возможности общественного мнения, можно заметить, что нередко значимость его суждений выходит далеко за пределы общества, в условиях которого оно функционирует, приобретая тем самым международное, внешнеполитическое звучание. Это происходит в том случае, когда объектом общественного внимания становятся вопросы жизненно важные не только для народа данной страны, но и для народов других стран, всего человечества. 
 
 
                                                ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
 
              Подводя итог всему вышесказанному, нужно заметить, что общественное мнение это такое социальное явление, которое только начинает развиваться, как самостоятельный общественный феномен. Так же можно сказать о том, что общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя. В современной России есть свои недостатки проявления общественного мнения, это элементарная подтасовка общественного мнения, такого, которое нужно заказчику. Соответственно использование такого «общественного мнения» является обычной рекламой, способом воздействия на сознания людей. В плане воздействия с этой задачей хорошо справляется пропаганда, которая так же влияет на сознание общественных масс. Проводником же этого воздействия, как правило, в основном, выступают средства массовой информации. Теперь можно смело сказать что пропаганда, средства массовой информации, реклама и общественное мнение постоянно находятся в тесном взаимодействии.  
 
             Если обращаться к индивидам общества, объекту и субъекту общественного мнения то можно сказать, что в своем единичном представлении общественное мнение, действительно выражает желания и потребности каждого индивида. Но в его полной совокупности общественное мнение выражает мнение большинства. 
 
             Так же мы смогли заметить, что у общественного мнения есть своя структура, сущность, критерии, функции и т.д., как и любого социального явления. Это в очередной раз доказывает, что общественное мнение представляет собой социальный институт. А что касается его функций, то они направлены на более точное и обусловленное социальными законами развитие общественного мнения.  
 
              Печально лишь то, что как бы ни функционировало и прогрессивно не развивалось общественное мнение в нашей стране, ему всё равно не уделяют должного внимания. По моему мнению, стараясь «выдать желаемое, за действительное» исследователи общественного мнения опять таки пытаются управлять общественным мнением. А, ведь, общественное мнение в его собственном проявлении, это своеобразный регулятор всех общественных процессов, которые происходят в обществе. Более точное изучение общественного мнения, я считаю, поможет избежать многих проблем, с которыми сталкиваются власти при управлении государством. 
 
             Понимание обществом нужности и значимости такого явление, как проявление свободного (не загнанное ни в какие рамки существующего режима) общественного мнения, поможет развиваться общественному мнению с большей интенсивностью и точностью, что постепенно приведёт к пересмотрению некоторых общественных и индивидуальных точек зрения на ту или иную общественную проблему.  
 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список используемой литературы 

 
1. Горшков М. К. «Общенародное  общественное мнение» М: Знание 1983г.-64с. 
 
2. Грушин Б. А. «Мнение о мире и мир мнений» М: Изд-во политической литературы 1967г.-401с  

3. Лавриненко В. Н. «Социология» М: ЮНИТИДАНА 2000г-407с 
 

 

 

2 Горшков М. К. «Общенародное общественное мнение» М: Знание 1983г.-64с (с.-36-38)

 

6 Горшков М. К. «Общенародное общественное мнение» М: Знание 1983г.-64с (с.-44)

 
1 Грушин Б. А. «Мнение о мире  и мир мнений»  М: Изд-во политической литературы 1967г (с.-84)

 
 
3 Грушин Б. А. «Мнение о мире  и мир мнений» М: Изд-во политической литературы 1967г.-401с. (с.- 41)

 
4 Лавриненко В. Н. «Социология»  М: ЮНИТИДАНА 2000г-407с. ( с.- 296)

 
5 Лавриненко В. Н. «Социология»  М: ЮНИТИДАНА 2000г-407с. ( с.- 296)

 
 
7 Лавриненко В. Н. «Социология»  М: ЮНИТИДАНА 2000г-407с. ( с.- 296)

 


Информация о работе Общественное мнение