Общественное мнение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 37.96 Кб (Скачать файл)
  1. Введение

 

       Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления состояния сознания этой общности, в котором обобщенно отражается отношения большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссий, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

       Словосочетание "общественное мнение" давно у нас на слуху. Оно относится к числу тех социальных явлений, которые не испытывают сегодня недостатка внимания к себе. Его изучают и анализируют специалисты практически всех областей обществознания, о нем размышляют и пишут журналисты, за его симпатиями ревниво следят политики и руководители различных рангов.

       Общественное  мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним словом, прилагают немало усилий к тому, чтобы завоевать его расположение.

       Столь заметный рост интереса к общественному мнению имеет свое объяснение:

-Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его чер­ты и свойства. При этом, чем более широкие слои выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.

-Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.

  -В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах и стабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.

  -В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе.

       Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основной раздел

     Сущность и содержание общественного мнения

 

       Одной из важнейших  сторон анализируемого вопроса  является сущность и содержание  общественного мнения. По этому поводу можно высказать следующие предположения:

     - Во-первых, рассматриваемый феномен есть конкретный вывод определенной общности людей по тем или иным объектам, своего рода итог мыслительной деятельности людей;

     - Во-вторых, критериями отбора при формировании общественного мнения служат общественные интересы и потребности. Только те явления или факты общественной жизни становятся его объектами, которые приковывают к себе внимание, вызывают потребность в выработке по ним общего суждения;

     - В-третьих, массовые суждения людей обладают различной степенью объективности (истинности). Это объясняется тем, что мнения могут формироваться на основе как научных знаний, так и ложных взглядов и ошибочных представлений. В случае недостатка объективной информации люди компенсируют ее слухами, интуицией и т. д. Общественное мнение, не имеющее в своей основе твердого научного фундамента, может быть ошибочным. Суждение научной критики нередко заменяется предрассудками, выдаваемыми за общественно мнение;

     - В-четвертых, этот феномен выступает в качестве специфической побудительной силы, регулирующей поведение людей, их практическую деятельность. Выступая в качестве «материальной» регулирующей силы, он относится к активной, т.е. овладевшей массами, части общественного сознания. Общественное мнение в этом случае не только отражает определенный уровень знаний людей по тому или иному вопросу, но и фиксирует их активное отношение к объекту мнения, образуя подобие сплава рационального, эмоционального и волевого компонентов. Этот феномен существует в сознании людей, и выражается публично, выступая, в свою очередь, как мощнее средство общественного воздействия;

     - В-пятых, общественное мнение представляет собой специфический продукт взаимодействия людей, своего рода соединение мнений, нивелированных, измененных, образовавших новое качество, не сводимое к простой сумме индивидуальных мнений.

     Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что не любое групповое, коллективное мнение становится или является общественным, а лишь то, что соответствует критериям - социальный интерес, дискуссионность, компетентность. А его выразителями являются классы, социальные слои, содружество классов, народ. Значит, мнение можно классифицировать как

-Индивидуальное;

-Групповое, или общее;

-Мнение общественности, или общественное.

       Общественное мнение не может существовать вне системы экономических, социально-политических, идейно-нравственных отношений. Оценочные суждения, содержащиеся в этом феномене, имеют социальный характер. Еще Г.В. Плеханов в «Очерках по истории материализма» писал, что «общественное мнение» имеет свои корни в социальной среде и в конечном счете в экономических отношениях; это не противоречит тому, что всякое данное «общественное мнение» начинает стареть, как только начинает стареть вызывающий его способ производства».

 

      Этапы общественного мнения

 

       Здесь уместно было бы кратко изложить механизм формирования общественного мнения. Выделим следующие основные этапы:

 1. Восприятие реформации (объективной, субъективной, тенденциозной и т.д.) на уровне отдельных людей.

 2. Выводы и оценки индивидуума - на основе имеющихся знаний, опыта, умения анализировать, уровня информированности.

 3. Обмен имеющейся информацией, выводами, дискуссии с другими людьми.

 4. На этой основе, формирование определенного мнения небольшой группы людей.

 5. Обмен между небольшими группами и формирование мнения социального слоя.

 6. Возникновение общенародного мнения.

       Также, можно выделить основные стадии формирования и функционирования общественного мнения:

1. Рождение

2. Достижение определенной степени развития

3. Исчезновение или реализация себя в конкретных проявлениях жизни.

       Практика показывает, что если необходимые меры, в частности пропагандистские, приняты в период зарождения или на начальном этапе формирования общественного мнения его значительно легче сориентировать в позитивном, нужном направлении либо локализовать, не дать перерасти в неверные убеждения, последующие, на этой основе, соответствующие действия и проявления в жизни.

 

      Функции общественного мнения

 

       Общественное мнение - важнейший элемент общества, поэтому оно выполняет ряд значимых для его жизнедеятельности функций. Выделяют две группы функций общественного мнения:

  1. Функции, отражающие взаимодействие общественного мнения с другими социальными институтами и населением. К ним относятся:

-Информационная функция

Она состоит в том, что общественное мнение является важнейшим поставщиком информации о субъективном мире людей, их отношении к событиям, явлениям действительности. (Когда человек узнает что-либо о необычном событии, он чувствует себя некомфортно, до тех пор, пока не узнает, как к этому событию отнеслись его знакомые, друзья, коллеги и т.д.)

-Регулятивная функция

 Общественное мнение вырабатывает (самостоятельно или «переносит»  из науки, религии, идеологии)  и насаждает в обществе определенные  нормы, ценности, установки, модели  поведения.

-Управленческая функция

Общественное мнение выступает  источником информации о субъективном мире людей, необходимой для подготовки и принятия управленческих решений.

  1. Функции, отражающие взаимодействие общественного мнения с органами управления, его учет в процессе принятия управленческих решений. К ним относятся:

-Экспрессивная функция

 Общественное мнение, независимо  от того, в каких условиях ему  приходится функционировать, всегда  занимает определенную позицию  по отношению к фактам, событиям  жизни общества, деятельности органов  управления. Иначе говоря, общественное  мнение выступает в качестве  «контролера» за деятельностью  органов управления.

-Консультативная функция

Общественное мнение участвует  в процессе подготовки и принятия решений органами управления, дает совет, консультирует по поводу путей  и методов решения проблем  жизни общества.

-Директивная функция

 Общественное мнение иногда  само выносит решение по тем  или иным общественным проблемам,  имеющим обязательный характер. Речь идет о выборах, референдумах, функционировании различных форм  прямой демократии в трудовых  коллективах, по месту жительства  населения и т.д.

-Побудительная функция

 Общественное мнение через  митинги, забастовки, демонстрации  побуждает органы управления  к принятию решений. Эта функция  занимает промежуточное положение  между консультативной и директивной,  и не всегда рассматривается  как самостоятельная функция.  Однако ее нельзя отождествлять  ни с директивной (так как  здесь само общественное мнение  не принимает решений), ни с  консультативной (так как здесь  общественное мнение не дает  «советы», которые могут быть  приняты, а могут - нет), а прямо  и активно «давит» на органы  управления, заставляя их принимать решения.

       Таким образом, через реализацию вышеперечисленных функций проявляется (более или менее результативно) воздействие общественного мнения на процессы социального управления обществом.

 

      Методы сбора информации

       Существует три основных класса методов сбора социологической информации:

  1. Прямое наблюдение
  2. Документальные источники
  3. Опросы, которые делятся на два подкласса:

                    -Интервью

                    -Анкетный опрос

  1. Прямое наблюдение

       Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

       Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

- Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.

-Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.

-Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.

-Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

       Также, наблюдение  классифицируется:

  1. По степени формализованности, на неконтролируемое (или нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре.

 

  1. В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое (невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы “изнутри”. В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь в события.

       В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито. Одна из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.

  1. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).

       Так, например, в начале 2012 года, в сети интернет  был создан сайт, предназначенный  для наблюдателей, которые могли  следить за ходом голосования  на выборах Президента Российской  Федерации, где представители  избирательных участков в различных  регионах России, публиковали данные  о нарушениях, происходящих в ходе голосования

Дата/время

Город

№ УИК

Наблюдения

 6.03

03:19

Санкт-Петербург

УИК №1094

Комиссия не подпускала нас, наблюдателей, близко к столу - нам разрешали  находиться на расстоянии около 4 метров (под угрозой удаления с участка). С такого расстояния мы были не в  состоянии видеть отметки в бюллетенях.

11.03

20:45

Респ.

Татарстан

УИК №2101

Подсчёт голосов был проведен с  нарушением процедуры, последующая  проверка пачек выявила огромное количество бюллетеней других кандидатов в пачке Путина (порядка 30%). В результате пересчёта членом УИК с ПРГ  от Яблока - цифры по всем кандидатам были получены верные, но в протокол их председатель комиссии заносить отказалась. Мотивируя готовностью лучше  идти в суд, но не иметь неприятностей  от начальства за такие цифры. В итоге  протокол был сфальсифицирован и  Путину были прибавлены 30% до требуемой  цифры 82%. Что соответствует деянию, квалифицируемому по Статье 142 прим - фальсификация  протокола. Особое мнение и жалоба в  ТИК оформлялись - были отклонены  большинством голосов, следующий шаг - подача в суд.

11.03

10:54

Москва

УИК №756

Количество избирателей "на дому" в 2 раза больше чем при выборах в Думу в декабре 2011г. Некоторые из них приходили сами - видимо не зная что они в списках. Некоторые звонили потом и спрашивали - почему в эти выборы к ним не приехали на дом - возможно за них уже вбросили бюллетени. Ориентировочно фальсифицированных бюллетеней до 50шт.

Да, еще дополнительный список избирателей (по ОУ и заявлениям) был  составлен из отдельных листов без нумерации, подписей, печатей.

6.03

12:39

Рязанская область

УИК №1025

Выездное голосование по спискам  от некоего ТОС (в деревне) - часть  людей потом лично приходило  голосовать и не знали, что есть в  списках.

Также были списки из наркодиспансера (25 чел.), ФСИН (изолятор).

7.03

22:24

Челяб.

область

УИК №611

Массовое голосование на дому. Реестр для переносных ящиков составлен  по спискам "соцзащиты". Заявления  не представлены наблюдателям. Вброс  в один из переносных ящиков. Общее  количество выданных бюллетеней на участке - 1626, из них в переносных ящиках - 138.

5.03

16:18

Нижего.

область 

УИК №1355

раскладывали сразу по кучам без  объявления кандидата

Информация о работе Общественное мнение