Общество. Его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Общественная жизнь на протяжении веков остается объектом неослабевающего интереса ученых и философов. Она изучается различными науками – социологией, историей, политологией, правоведением, этнографией, экономической теорией и т.д. Задача науки – исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности. Хотя научное знание несравненно беднее самого исторического процесса, оно необходимо обществу, поскольку позволяет исследовать его реальную историю, видеть альтернативные возможности его развития в прошлом и настоящем, определять приоритеты сегодняшнего дня и способы влияния на настоящее и будущее.

Содержание работы

Введение ..………………………………………………………………………….. 1
Глава 1
Понятие Общества……………………………………………………………………………......2
Происхождение общества…………………………………………………………………………....3

Глава 2
2.1. Структура общества……………………………………………………………………………5


Заключение………………………………………………………………………….7

Список литературы и источников…………………………………………………8

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 29.29 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Уральский государственный  экономический университет» в г. Березники

 

Кафедра Экономики

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: «Социология»

Тема: «Общество.  Его структура»

 

 

 

 

Выполнил:

Студент 2 курса, группы КДЗ-10

Матвеева  П.А.

 

Проверил:

Преподаватель

Тимохин А.Б.

 

 

 

Березники

2012

Содержание

 

 

Введение ..………………………………………………………………………….. 1

Глава  1

    1. Понятие Общества……………………………………………………………………………......2
    2. Происхождение общества…………………………………………………………………………....3

 

Глава  2

2.1. Структура общества……………………………………………………………………………5

 

 

Заключение………………………………………………………………………….7

 

Список литературы и источников…………………………………………………8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современный мир живет в состоянии  неустойчивости и неуверенности. И  люди вполне это осознают. "Ни для  кого не было бы неожиданностью, если бы однажды безумие вдруг прорвалось в слепое неистовство", которое  оставило бы после себя цивилизацию  в руинах. "...Моторы продолжали бы вращаться, а знамена - реять, но человеческий дух исчез бы навсегда" (Й. Хейзинга). Но все же человек не утратил надежды. И если цивилизация будет спасена и не потонет в веках варварства, тогда совершенно необходимо, чтобы ныне живущие отдавали себе отчет в том, в каком обществе они живут, каковы его интенции и чего не следует делать, чтобы не допустить катастрофы.

На первый взгляд совершенно очевидно, что общество существует как данность. Этот тезис имеет эмпирическое подтверждение, ибо мы все в нем живем. Но что  такое общество? Как оно возможно? Каким оно может быть?

Обычный человек скорее всего не поймет даже смысла этих вопросов. Он сам и его предки жили в обществе. И оно воспринимается ими как данность. Но уже люди, которые берут на себя труд пойти несколько глубже, в частности философы, рассматривают общество прежде всего как дело рук человека. Такова старая идея И. Канта, который полагал, что интересующие нас явления можно понять только как результаты человеческой деятельности.

Общественная жизнь на протяжении веков остается объектом неослабевающего  интереса ученых и философов. Она изучается различными науками – социологией, историей, политологией, правоведением, этнографией, экономической теорией и т.д. Задача науки – исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности. Хотя научное знание несравненно беднее самого исторического процесса, оно необходимо обществу, поскольку позволяет исследовать его реальную историю, видеть альтернативные возможности его развития в прошлом и настоящем, определять приоритеты сегодняшнего дня и способы влияния на настоящее и будущее.

 

 

 

 

 

 

 

Понятие Общества

 

О́бщество — 1) это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда;

2) в широком понимании слова,  это совокупность всех видов  взаимодействия и форм объединения  людей, которые сложились исторически;

3) в узком понимании — исторически  конкретный тип социальной системы,  определённая форма социальных  отношений.

4) группа лиц, объединенных общими  морально-этическими нормами (устоями).

5) объединение людей, в результате  которого, так как это единение, всё всестороннее возможное пространство  общества становится общественной, то есть общей для этих людей  и их потомков, собственностью, все  остальные формы считаются не  завершившими объединение, то  есть не сформировавшими до  конца общество.

Общество – это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, и само общество предстает как совокупность общественных отношений.

Эти отношения носят во многом объективный  характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей  и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием  условий их жизни и деятельности.

Таким образом, в качестве системообразующих  факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп и отдельных  личностей) и их общественные отношения.

Все, что существует в обществе происходит в процессе соответствующей деятельности – созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность опосредуется теми или иными общественными отношениями.

 

 

 

Происхождение общества

Попытка научного описания происхождения  общества делались в рамках марксистской орудийно – трудовой теории, согласно которой труд, а затем и членораздельная речь создали человека. Не отрицая значение орудий труда мы тем не менее не находим в научных фактах сколько-нибудь внятного подтверждения этой гипотезы. З. Фрейд усматривал источник происхождения человека в обладании им совестью. Этот взгляд совершенно не подтверждается этнографическими исследованиями. Й. Хейзинга видит в игре и игровой деятельности фундаментальный принцип культуры, которая формулирует человека. Эрнст Кассирер (1875-1945) выдвинул символическую концепцию происхождения человека и его культуры. Согласно Кассиреру, человек не обладал природными данными, которые обеспечивали бы ему выживание. шанс на выживание был дан человеку в его способности видеть приспособительное поведение других животных и подражать им. Это позволило нашим далеким предкам выйти за пределы своей видовой программы и преодолеть свою видовую ограниченность. В свою очередь подражательное поведение стало источником возникновения знаковой символики, а затем и речи.

Возникновение общества совпадает  с возникновением человека. Предполагается, в частности, что человек возник в результате длительной эволюции от обезьяны австралапитекового типа. Эволюция, насчитывающая миллионы лет, завершилась возникновением человекообразных существ (гоминид). Период их существования составляет примерно 2 млн. лет. вполне вероятно, что наиболее развитые представители гоминид (они получили название «пресапиенсы») в процессе своей эволюции в брачные связи с менее развитыми человекообразными существами, что предположительно обусловило расовое многообразие человечества.

Для добывания пищи, оборудования жилища, изготовления одежды в основном из шкур животных пресапиенсы пользовались грубо обработанными каменными орудиями, изделиями из дерева. кости. Использование огня заметно отличало их от животных. Они умели рисовать, что свидетельствовало о развитой системы коммуникации. а так же владели звуковой речью. Эти существа не были в полном смысле людьми, но и не были животными.

Можно предположить, что важнейшим  фактором превращения животного  стада в человеческое сообщество было формирование способности фиксировать  в знаковой системе и передавать из поколение в поколение накопленный опыт. Показ, пример, система запретов и ограничений получали своё выражение не только в невербальных, но и в постепенно формирующихся вербальных средствах коммуникации. Среди наиболее известных выделяют запреты, связанные с поведением в отношении пищи, а также сексуальные ограничения, и в первую очередь – запрет инцеста.

 

 Они имели далеко идущие  последствия. Это позволило упорядочить  систему брачных связей, наладить  обмен женщинами, а затем по  аналогии с ним – обмен пищей,  изделиями, словами – знаками.  Названные процессы способствовали  установлению норм общения, поведения  и отношений между людьми и  необходимостью их соблюдения. Не  имея шансов выжить вне коллектива, каждый его член соблюдал установленные  в нем нормы повседневного  поведения. Таким образом, общество  складывалось как система совместной  деятельности и взаимоотношений  между людьми, обусловленных потребностями  производства и воспроизводства  их жизни и регулируемых обычаями, нормами и ценностями.

Нормы распространяются на все области  жизнедеятельности человека и создают  предпосылки возникновения культуры и цивилизации. Какую бы трансформацию  ни переживало общество, оно сохраняет  эти важнейшие структурные элементы, возникшие вместе с человеческим родом.

Если обратиться к истории, то обнаружится, что есть два больших типа целостностей, объединяющих людей. Первый, изначальный, просматривается на всю глубину  исторического видения. Это семья, род, племя, родовые и племенные  союзы. Их можно объединить под 'названием  традиционных или архаических локальных  групп. Эти общности представляют собой  форму совместного бытия или  взаимодействия людей, объединенных общим  происхождением, языком, судьбой, взглядами  на мир. Второй тип социальности возникает  в ходе становления государства  и цивилизации и представляет собой «большое общество», т.е. фактически тип современного общества. Его природа, законы, способы, формы функционирования иные. Переход к большому обществу – процесс исторический. Очевидно, существовала объективная потребность  превращения родовых и племенных  групп, насчитывающих по нескольку  десятков или сотен человек, в  большие сообщества, качественно  отличавшиеся от локальных.

Становление большого общества –  процесс долгий, противоречивый, осложняемый  зигзагами и попятными движениями. Обретая новые качества социальности, люди утрачивали привычные условия  жизни, чувство защищенности, устойчивости, душевного комфорта, которые в  известной мере обеспечивал локальный  мир. Более того, сам человек, как  и окружающий контекст, менялся, становился другим, поскольку вынужден был осваивать  принципиально иные «механизмы»  бытия и общения в большом  обществе.. В момент утверждения большого общества в мировой истории, когда ранние государства были окружены океаном догосударст-венной стихии, вопрос стоял о жизни и смерти новой формы человеческого бытия. Она не располагала силами для ассимиляции этой стихии. Поэтому она чаще всего уничтожала противостоящую ей локалистскую, догосударственную социальность, нередко превращая в пустыню населенные земли, уничтожая племена и народы. Это было, конечно, жестоко, но речь шла о выживании большого общества – прообраза современного.

 

 

Структура общества

 

Сложный характер развития общества определяется его весьма сложной  структурой, действием в нем многих неоднородных факторов.

Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен  механизм обмена деятельностью, зависит  и оценка общества как справедливого  или несправедливого, и понимание  того, что необходимо сделать для  устранения существующей несправедливости.

Со времени распада первобытной  общности важнейшим условием прогрессивного развития общества становится общественное разделение труда. Большинство населения  вынуждено было заниматься малопроизводительным и нетворческим, чисто физическим трудом. В то же время незначительная часть населения — правящие, привилегированные  слои общества — освобождалась от этого бремени. Эти слои имели  свободное время и возможность  для занятий творческой деятельностью  в сфере управления государством, в науке, искусстве, но чаще всего  вели праздный образ жизни, лишенный возвышенных целей.

Общественное разделение труда  стало постоянным и неизменным свойством  общества как целостного, функционирующего социального организма. На протяжении многих столетий философская мысль  тщетно искала пути преодоления сословно-классового разделения общества, превращения труда  в сфере материального производства в разновидность творческой деятельности.

В любом современном обществе функционируют  социальные группы и слои населения, а также национальные общности. Они  взаимосвязаны друг с другом. Между  ними существуют экономические, социальные, политические и духовные отношения. Их связи и отношения образуют социальную структуру общества.

В основе социальной структуры общества лежат общественное разделение труда  и отношение собственности на средства производства и его продукты. На базе общественного разделения труда  появляются такие социальные группы, как классы, профессиональные группы, а также большие группы людей  города и деревни, умственного и  физического труда. Отношения собственности  экономически закрепляют эту внутреннюю расчлененность общества, складывающуюся внутри него социальную структуру.

 

 

К основным элементам социальной структуры  общества относятся: классы; люди города и деревни; представители физического  и умственного труда; сословия (т. е. социальные группы, место в обществе которых определяется не только их положением в системе социально-экономических отношений, но также сложившимися традициями и правовыми актами); социально-демографические группы – молодежь, женщины, мужчины, старшее поколение людей; национальные общности – нации, этнические группы и др.

Информация о работе Общество. Его структура