Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 08:32, контрольная работа
Категория «общество» является одной из ключевых для социологической науки. Поэтому неудивительно, что разработка этого понятия, его определения является очень важной для раскрытия всей социологии.
На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество - это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество - это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.
Введение
1. Понятие общества
2. Основные подсистемы общества
3. Типологии обществ
Список литературы
В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).
В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются шесть типов обществ:
1) первобытнообщинное общество, которое
характеризуется примитивно-
2) азиатское общество, отличающееся
особым видом коллективной
3) рабовладельческое общество, специфической
чертой которого является
4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
5) буржуазное общество, в котором
происходит переход к
6) коммунистическое общество, которое
возникает в результате
Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях.
Поведение индивидов в нем основывается исключительно на обычаях, нормах традиционного поведения, устоявшихся социальных институтах (семья, община). Любые социальные преобразования в таком обществе невозможны.
Особенностью такого типа общества является низкий уровень темпов производства. Для современности характерно снижение количества традиционных обществ, однако они по-прежнему сохраняются в Африке, центральной части Австралии, индейских резервациях.
Термин «индустриальное
В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:
1) развитая и сложная система
разделения труда и
2) механизация и автоматизация производства и управления;
3) массовое производство товаров на широкий рынок;
4) высокая развитость средств коммуникации и транспорта;
5) рост урбанизации и социальной мобильности;
6) увеличение доходов на душу
населения и качественные
7) формирование гражданского
В 60-е гг. XX в. В социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества. Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас.
Основой трансформации индустриального
общества и превращения его в
постиндустриальное принято считать
развитие вычислительной и информационной
техники. Основными чертами
1) глобальный характер
2) рост возможностей сбора,
3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;
4) расширение демократии, децентрализация общества.
В обществе существуют различные подходы к оценке феномена информационного общества. Так, Р. Ф. Абдеев пишет, что следствием информационной революции и становлением информационного общества становится развитие наукоемких производств с минимальным использованием сырья и энергии. В информационном обществе жизнью правят интеллект, знания, высокоорганизованный труд, нет безработицы и национальных проблем, народ доволен жизнью.
Однако существуют и определенные
опасения, связанные с наступлением
эры информационного общества. Негативной
стороной постиндустриального общества
является опасность усиления социального
контроля со стороны государства, правящей
элиты через доступ к информации
и электронным средствам
Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход. В рамках этой концепции также существует классификация обществ.
В основе цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории разными исследователями выделяются различные цивилизации, однако для всех характерно выделение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.
Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определенного мировоззрения, образом жизни населения и моралью народа.
Все это в совокупности составляет, по определению последователей данного подхода, дух народа, обуславливающий определенное отношение к самому себе. Таким образом, можно говорить, что в рамках цивилизационного подхода в качестве основания для классификации обществ является складывающаяся в них культура.
Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.
Основные
черты традиционного и
Основные черты |
Традиционное общество |
Индустриальное (современное) общество |
Доминирующий тип мотивации |
Традиционный |
Целерациональный |
Ведущие статусы |
Преимущественно аскриптивные, социальная мобильность практически отсутствует |
Преимущественно достиженческие, высокая социальная мобильность |
Ролевой набор личности |
Маловариативный |
Поливариативный |
Институциональная подсистема |
Малодифференцированная, обеспечивающая включение индивида главным образом в одну общность (натуральное хозяйство) |
Глубоко дифференцированная, обеспечивающая включение индивида одновременно в несколько общностей, организаций |
Нормативный порядок |
Основан на жестком воспроизводстве ранее сложившихся традиций с широким применением репрессивного права |
Рациональное нормотворчество |
Доминирующий способ легитимации |
Формирование веры в незыблемость существующего нормативного порядка и недопустимость любых его изменений |
Формирование веры в способность человека изменять мир в соответствии со своими интересами и нравственными принципами |
Способность общества к изменениям |
Общество малоподвижно, инерционно |
Общество подвижно, открыто для нововведения |
Эфендиев А.Г. Общая социология: Учебное пособие.-М., 2000г.
Так как культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни, то социология изучает и ее. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет регулирующую функцию в поведение человека, духовной сфере, а также в сфере создания материальных ценностей.
Список литературы
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М. 1993
Витаньи И. Общество, культура, социология. М. 1984
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М. 1998
Ерасов Б.С. Социальная культурология. М. 1996
Зборовский Г.Е. Общая социология. М. 2004
Инонин М.Г. Социология культуры. М. 1998
Коган Л.Н. Социология культуры. Екатеринбург. 1992
Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб. 2000
Философский энциклопедический словарь. М. 1983