Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:40, реферат
Социальная система складывается на базе той или иной социальной общности, к которой можно отнести социальную группу, социальную организацию и т.д. Ее элементами являются люди, чье поведение обусловлено определенными социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной социальной системе.
Общество и социальные институты
Понятие «общество» и его система
Общество и индивид
Введение
Заключение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Социальная система складывается
на базе той или иной социальной общности,
к которой можно отнести социальную группу,
социальную организацию и т.д. Ее элементами
являются люди, чье поведение обусловлено
определенными социальными позициями
(статусами), которые они занимают, и конкретными
социальными функциями (ролями), которые
они выполняют, социальными нормами и
ценностями, принятыми в данной социальной
системе.
Индивид осуществляет свою деятельность
не изолированно, а взаимодействуя с окружающей
средой в целом, и с другими индивидами,
в частности. Социальная среда систематически
влияет на индивида, а он, в свою очередь,
оказывает обратное влияние на других
индивидов и среду. В результате данная
общность людей становится социальной
системой, обладающей системными качествами,
то есть качествами, которых нет ни у одного
из включенных в нее элементов в отдельности.
Социальная система может быть представлена
в пяти аспектах: 1) как взаимодействие
личностей, каждая из которых является
носителем индивидуальных качеств; 2) как
социальное взаимодействие, имеющее своим
следствием становление социальных отношений
и образование социальной группы; 3) как
групповое взаимодействие, в основе которого
лежат те или иные общие обстоятельства
(место жительства, трудовой коллектив);
4) как иерархия социальных позиций (статусов),
которые занимают личности, включенные
в деятельность данной социальной системы,
и социальных функций (ролей), которые
они выполняют на основе данных социальных
позиций; 5) как совокупность норм и ценностей
определяющих характер и содержание деятельности
(поведение) элементов данной системы.
Первый аспект, характеризующий социальную
систему связан с понятием индивидуальности,
второй – социальной группы, третий –
социальной общности, четвертый – социальной
организации, пятый – социального института
и культуры.
^ 1. Понятие «общество»
и его система
В широком смысле термин “общество” означает
часть материального мира, который в свое
время обособился от природы. Следствием
этого явилась исторически сложившаяся
форма жизнедеятельности людей.
В узком смысле под “обществом” можно
понимать:
а) общество – это исторически конкретный
тип социальной организации, соответствующий
определенному этапу человеческой истории,
например, феодальное, капиталистическое
и другие общества;
б) общество – это конкретный социальный
организм, имеющий определенные пространственно-временные
координаты, например, российское, американское
общества;
в) общество – это самое большое объединение
людей, живущих на общей территории и взаимодействующих
друг с другом, например, империя.
Для понимания специфики общества необходимо
установить каким образом люди выделяются
из природы. Этому способствуют три фактора:
1) общественно-историческая практика,
или труд, с помощью которого человек приспособился
к окружающей среде, изменил ее и создал
искусственную среду, так называемую “вторую
природу”. Осуществленные преобразования
создали дополнительные средства для
жизни людей;
2) коллективный характер деятельности
людей. Человек является существом общественным,
не способным в одиночку обеспечить свою
жизнь. Поэтому каждый индивид стремится
к общению, взаимодействию с другими индивидами.
Это не исключает формирование в коллективе
неповторимой личности, ее индивидуальных
качеств;
3) сознание, интеллект, духовность, которые
создают основу самосохранения общества.
К ним относятся нормы, идеалы, лежащие
в основе той или иной цивилизации. Если
духовная культура разрушается, то изменяются
и общественные отношения, что ведет к
изменению самой цивилизации.
Таким образом, общество отличается от
космически-природных явлений тем, что
обладает социальным началом, фундаментом
которого является организованный сознательный
труд и взаимодействие людей с целью создания
условий, необходимых для их жизни и развития.
Структуру общества определяют исходя
из разных основополагающих факторов.
Если за основу берут уже указанные факторы
– совместный труд, общение, духовность,
то выделяют три основные сферы жизни
общества: экономическую, социально-политическую
(правовую, нравственную), духовно-культурную
(религия, наука, искусство).
Природный фактор разделяет людей по полу,
возрасту, расовым признакам. Социально-территориальный
фактор делит людей на жителей города
и села. Социально-демографический – на
мужчин, женщин, детей. Социально-этнический
– на род, племя, народность, нацию, этнос.
К признакам общества целесообразно отнести:
1) территорию, то есть географическое
пространство, на котором складываются
социальные связи, отношения, взаимодействия
между людьми;
2) устойчивость (самореализацию), то есть
способность поддерживать и воспроизводить
внутренние взаимосвязи. Этому способствует
контроль и реализация всей совокупности
социальных связей. Они осуществляются
с помощью таких институтов, как мораль,
нормы, принципы, право, государство, религия,
идеология;
3) автономность (самодостаточность), то
есть способность удовлетворять разнообразные
потребности индивидов и предоставлять
им широкие возможности для самоутверждения;
4) универсальность, то есть наличие внутреннего
механизма, который позволяет включить
в сложившуюся систему социальные новообразования,
например, общественные объединения, институты.
Общество подчиняет их своей логике, заставляет
действовать в соответствии с существующими
социальными нормами и правилами;
5) большую интегрирующую силу, то есть
способность включать новые поколения
людей в сложившуюся систему общественных
связей и отношений, норм и правил поведения;
6) развитую культуру, которая удовлетворяет
потребности всех социальных слоев. Но
во всех странах имеет место совокупность
субкультур, например, в США, Индии, Югославии
и других;
7) политическую независимость, означающую
то, что данное общество не является элементом
других социальных систем. В то же время
такая независимость может носить ограниченный
характер, например, Канада, Мексика политически
независимы от США, но фактически зависят
от них, так как доля американских инвестиций
в экономику этих стран является очень
значительной;
8) самообеспеченность, то есть платежеспособность,
позволяющую той или иной стране своевременно
уплачивать свои долги;
9) заключение браков между представителями
данного общества;
10) пополнение общества за счет деторождения
или иммиграции;
11) собственное название и свою историю.
Таким образом, общество представляет
собой универсальный способ организации
социального взаимодействия и социальных
связей. Оно обеспечивает удовлетворение
основных потребностей граждан, является
самодостаточным, саморегулирующимся,
самовоспроизводящимся организмом.
^ 2. Типы обществ и
их эволюция
Общество бесконечно многообразно, поэтому
социологи предлагают несколько их классификаций
в зависимости от выбранного критерия.
В основе одной из классификаций лежит
наличие письменности. В дописьменных
обществах умели говорить, но не умели
писать. В письменных обществах владеют
алфавитом и фиксируют знания.
Другая классификация исходит из уровней
управления и степени социального расслоения.
Различают простые и сложные общества.
Их сравнительные характеристики приведены
в таблице 1.
Таблица 1
|
|
|
|
|
|
Определяющим фактором третьей классификации
являются способ производства и формы
собственности. Такой подход называют
формационным. Его выработал К. Маркс,
выделив первобытнообщинную, рабовладельческую,
феодальную, капиталистическую и
коммунистическую формации. Общественно-экономическая
формация – это конкретно-исторический
тип общества, взятый в его целостности,
функционирующий и
В основе четвертой классификации лежит
тип цивилизации. Цивилизационный подход
акцентирует внимание на том общем, что
присуще различным странам и позволяет
получить синтезированное представление
об обществе.
Западные ученые – Д. Белл, Р. Арон, У. Ростоу,
Э. Тоффлер разрабатывали теорию трех
стадий развития общества. В соответствии
с нею выделяют доиндустриальные (традиционные,
аграрные); индустриальные; постиндустриальные.
Их отличительные признаки представлены
в таблице 2.
Австрийский ученый К. Поппер различает
два типа обществ: открытые и закрытые.
В основе различий между ними лежит отношение
социального контроля и свободы индивида.
Для закрытого общества характерна статичная
социальная структура, ограниченная мобильность,
невосприимчивость к нововведениям, традиционализм,
догматичная авторитарная идеология,
коллективизм. К такому типу обществ К.
Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую
Россию, нацистскую Германию, Советский
Союз сталинской эпохи. Открытое общество
характеризуется динамичной социальной
структурой, высокой мобильностью, способностью
к инновациям, критицизмом, индивидуализмом
и демократической плюралистической идеологией.
Образцами открытых обществ К. Поппер
считал древние Афины и современные западные
демократии.
Согласно Ф. Теннису необходимо различать
такие понятия как община и общество. Община
– традиционное сообщество и общество
- современное сложноструктурированное
сообщество. Критерий – установка на социальные
изменения.
Для традиционного общества характерны:
- естественное разделение труда (преимущественно
по половозрастному признаку);
- связанность членов отношениями родства
(«семейный» тип организации общности);
- высокая структурная устойчивость;
- относительная изоляция;
- отношение к собственности, опосредованное
через род, общину или феодальную иерархию;
- наследственная власть, правление старейшин;
- традиция как основной способ социальной
регуляции;
- регламентация социального поведения
конкретными предписаниями и запретами,
отсутствие свободной личности, тотальное
подчинение индивида обществу, авторитету;
- поведенческие максимы: «не высовывайся»,
«будь как все», «веди себя как положено».
Для современного общества характерны:
- развивающееся глубокое разделение труда
(на профессионально-
- социальная мобильность;
- рынок как механизм, регулирующий и организующий
поведение индивида и групп не только
в экономической, но и политической и духовной
сферах;
- выделение множества социальных институтов,
позволяющих обеспечивать основные социальные
потребности членов общества;
- сложная система социального управления
– выделение института управления, специальных
органов управления: политического, хозяйственного,
территориального и самоуправления;
- секуляризация религии, т.е. отделение
ее от государства, превращение в самостоятельный
социальный институт;
- доминирующие в мировоззрении критицизм,
рационализм, индивидуализм;
- поведенческие максимы: «делай дело»,
«не бойся рисковать», «стремись к победе»;
- отсутствие конкретных предписаний и
запретов, что влечет эрозию морали и права.
Таблица 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информационная революция, начало которой
относят к 60-м гг. XX века, способствует
переходу общества в новое состояние,
в информационное общество. Его отличительным
признаком является структурная
перестройка в материальном производстве,
когда информация становится доминирующей
сферой воспроизводства и наряду
с информационными технологиями
занимает ключевое место в экономике
стране.
^ 3. Социальные институты
(политика, экономика, образование, религия)
Слово «институт» имеет много значений.
Оно происходит от латинского слова institutum
- установление, устройство. В настоящее
время его можно трактовать в узком смысле
- как научное или учебное заведение, и
в широком - как некий порядок, т.е. совокупность
норм, правил, принципов, регулирующих
определенную сферу общественных отношений,
например, институт семьи.
В социологии под социальным институтом
понимается устойчивый комплекс формальных
и неформальных норм, правил, принципов,
регулирующих различные сферы человеческой,
жизнедеятельности и организующих их
в систему социальных статусов и ролей.
Главное предназначение социального института - удовлетворение
важнейших жизненных потребностей общества. Этих
потребностей всего пять, и основных социальных
институтов тоже только пять:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, социальные институты
обеспечивают стабильность данной социальной
системы, а также механизм ее воспроизводства.
Внутри социальной системы, т.е. общества,
социальные институты выполняют две важнейшие
для стабильной жизнедеятельности функции:
Исторически социальные институты
происходят от общественных обычаев, традиций,
которые, постепенно укрепляясь и обрастая
санкциями, направляют образ жизни
людей в определенное русло. Поэтому
основатель институционализма Т.Веблен
определял социальные институты как совокупность
общественных обычаев, привычек поведения,
образ мысли и образ жизни, передаваемых
из поколения в поколение, меняющихся в
зависимости от обстоятельств и служащих
орудием приспособления к ним. В юридическом
понимании, когда обычаи и порядки получают
официальное закрепление в виде закона
или учреждения, они становятся институтом.
Процесс институционализации представля
Процесс институционализации, в результате
которого образуется социальный институт,
состоит из нескольких этапов:
Результатом процесса институционализации
является создание четкой статусно-ролевой
структуры, социально одобренной большинством
участников этого социального процесса.
Институты, таким образом, являются опорами
порядка и организованности в обществе.
Для выполнения своих функций социальный
институт должен учитывать способности
различных своих функционеров, формировать
стандарты поведения, соблюдать верность
основным принципам, развивать взаимодействие
с другими институтами. Понятно, что сходные
пути и методы действий появляются в самых
различных институтах, преследующих совершенно
разные цели. Поэтому основным институтам
общества присущи некоторые общие элементы,
функции и признаки.
^ Культурные символы. Все институты стремятся к приобретению
символов, которые в предельно концентрированной
форме выражают основные специфические
черты данного института, складывающиеся
в его целостный образ. Таким символом
может стать любой материальный или нематериальный
элемент культуры.
^ Кодексы поведения
(устные и письменные). Эти кодексы (такие, как, напр.,
присяга, клятва Гиппократа) поддерживают
институционально закрепляемые роли и
являются важной частью социального контроля.
Однако формальный кодекс поведения не
гарантирует должного исполнения ролей.
Так, не будет выполняться институциональный
кодекс в том случае, если не существует
быстрого и неотвратимого наказания за
его нарушение.
Формальный кодекс - лишь часть общего
поведения, создающего институциональную
роль. Существуют и нормы поведения в отдельных
ролях, формируемые комплексом неформальных
традиций, ожиданий и правил, сложившихся
в результате длительного социального
опыта. Во всех институтах роли будут успешно
выполняться только теми, кто обучен необходимым
ролевым установкам и ролевому поведению.
Идеология. Она
характеризуется как система идей, которая
санкционирована совокупностью норм.
Идеология определяет не только то, как
люди должны относиться к тому или иному
действию, но и то, почему они должны действовать
определенным образом. Идеология включает
в себя как основополагающие убеждения
данного института, так и разработку таких
убеждений, которые объясняют окружающую
действительность с точки зрения данного
института. Если принятие присяги формально
привязывает индивида к институциональным
нормам, то идеология дает ему рациональное
оправдание для применения их в повседневной
жизни.
Именно через идеологию лидеры требуют
кредита доверия у членов института. Поэтому
всякое значительное действие должно
быть идеологически выдержано, т.е. соответствовать
основным идеологическим положениям данного
института. При этом критика идеологии
рассматривается как ересь, т.е. как разрушающее
нападение, которое должно быть устранено.
Так как социальные силы и интересы сложны,
противоречивы и взаимосвязаны, то не
всегда можно предвидеть последствия
какого-либо отдельно взятого действия.
Поэтому в деятельности любого института
выделяются как явные функции,
которые определяются как признанные
цели института, и латентныефункции,
которые осуществляются непреднамеренно
и могут быть непризнанными, или, если
они и признаны, считаются побочным продуктом
Для осуществления той цели, для которой
он был создан, каждый институт выполняет
в отношении своих участников функции,
обеспечивающие совместную деятельность
людей, стремящихся к удовлетворению потребностей.
Это, прежде всего, следующие явные функции:
1.^ Функция закрепления
и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт имеет систему
правил и норм поведения своих членов,
подкрепленных социальным контролем.
Тем самым институт обеспечивает устойчивость
социальных отношений и социальной структуры
общества.
2. ^ Регулятивная функция - обеспечивает регулирование
взаимоотношений между членами общества
путем выработки шаблонов поведения. С
помощью институтов человек проявляет
в социальной жизни предсказуемое и стандартизованное
поведение. Он выполняет ролевые требования-ожидания
и знает, чего ждать от окружающих людей.
3. ^ Интегративная функция - включает в себя процессы сплочения,
взаимозависимости и взаимоответственности.
Все это приводит к повышению устойчивости
и целостности элементов социальной структуры.
Интеграция предполагает три основных
элемента: