УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛАРУСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат на
тему:
«Общество
как объект научного познания. Сущность
и структура социального поведения. Типология
социального поведения»
Выполнила студентка
1 курса группы
РФН-2
Баюс Екатерина
Дмитриевна
Преподаватель
Сечко Наталья
Николаевна
МИНСК 2014
Содержание
- Введение
- Общество как объект научного
познания
Сущность и структура
социального поведения. Типология социального
поведения
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
История общества
- продукт взаимодействия людей,
сознательных существ. Основная
задача любой науки - познание
объективных законов исследуемого
предмета. Между тем в обществе,
поскольку его функционирование
и развитие есть результат
деятельности людей, в предмет
исследования полагалось бы включить
сознание, волю, настроения, капризы
и т. п., которыми непосредственно
побуждается деятельность людей.
Немалые трудности
познание общества по сравнению
с познанием природы представляет
и в том отношении, что общественные
явления и процессы нельзя
исследовать в чистом виде, в
лаборатории, применяя экспериментальные
средства и методы. Конечно, трудность
эта не абсолютная. В современных
условиях обнаруживается возможность
некоторого экспериментирования
и в этой области, а также
моделирования социальных процессов,
но все же по сравнению с
естественными науками обществознание
встречается здесь с немалыми
трудностями.
Целью работы
является изучение общества как
объекта познания. В ходе работы
следует выполнить ряд задач:
изучить природу и сущность общества;
рассмотреть сущность и структуру социального
поведения;
изучить типологию социального поведения;
Реферат состоит
основной части, заключения-вывода
и списка
используемых источников литературы.
Общество как объект
научного познания
Понятие “общество”,
“общественный”, “социальный”, чрезвычайно
распространены, хотя их смысл
часто оказывается весьма многозначным
и недостаточно ясным.
Общность определяется
как форма совместного бытия
при взаимодействия людей, связанных общим
происхождением, языком, судьбой и взглядом.
Таковы семья и народ. Общество понимается
как продукт целенаправленной и разумно
организованной совместной деятельности
больших групп людей, объединенных не
на основе общности, а совместных интересов
н договоре
Понятие “общество
- следует отличать от понятия
“народ”, “нация” и “государство”.
Народ – это форма общности
людей, связанных, прежде всего, языком
и культурой (отсюда древнеславянское
“языцы”), а также происхождением. Нация
– это форма организации жизни одного
народа (или нескольких близких), связанная
с государственностью, экономическими,
политическими н духовными отношениями
людей. Государство–основанное на праве
и законе, форма организации жизни народов
и наций.
Современная
философия рассматривает человеческое
общество как совокупность множества
различных частей и элементов.
Они не изолированы, а тесно
связаны, постоянно взаимодействуют
и общество существует как единый целостный
организм, единая система. Представление
о системности в обществе и природе возникло
еще в античности (упорядоченность, целостность
бытия), далее в 19-20 в. над этой проблемой
работали Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин.
Они определили основные положения и категории:
Элемент, часть–мельчайшая
частица системы или их совокупность (социальные
объекты, отношения, институты)
- Отношения–связь, зависимость между субъектами общества.
- Структура- форма устойчивых связей, отношений.
- Субъект–носитель активности,
направленной на другое явление.
- Объект–явление, на которое направлена активность.
«Социальная система»-совокупность
социальных объектов и субъектов, их свойств
и отношений, образующих целостный социальный
организм. Ее признаки:
-множественность (элементов,
подсистем, функций)
-разнокачественность (социальных
элементов)
-уникальность основного
элемента–человека.
Сложность
и многообразие явлений общественной
жизни представляют разновидности
совместной деятельности людей
и совокупность отдельных социальных
групп и их организаций. Структура
социальных сообщностей: семья, род, племя,
нация, класс, сословия, касты и т.д.
Выделяют 4 типа
общественной деятельности:
-материальная–создание определенных
вещей для удовлетворения потребностей
людей
-духовная–создание идей,
образов, научных и художественных
ценностей
-регулятивная (управленческая)–поддержание
связей между людьми, регулирование их
деятельности
-гуманитарная (социальная)–деятельность
по обслуживанию людей (единство и взаимосвязь)
Основные свойства общества
как целого:
-самодеятельность
-самоорганизация
-самодостаточность (главное
отличие общества от его составных
частей)–способность своей деятельностью
создавать и воссоздавать все необходимые
условия современного существования.
Сущность и структура социального
поведения. Типология социального поведения
Социальное поведение
- действия человека среди людей и относительно
людей (парадигма "Я и ты", "Я и мы").
Это не просто действия среди людей, а
социально значимые действия, то что значимо
для окружающих. "Ваш ребенок сбежал
с уроков и подчищал плохие отметки в своем
дневнике!" - это значимые обстоятельство,
поэтому такие действия относятся к социальному
поведению.
У социального поведения
множество разновидностей. Говоря об объективных
последствиях социального поведения, в первую очередь
говорят об адекватном или неадекватном
поведении. Адекватное поведение как соответствующее
требованиям ситуации и ожиданиям людей,
внутри себя делится на конформное поведение,
ответственное поведение, помогающее поведение, правильное поведение и синтонное поведение.
Правильное
поведение - соответствующее принятым нормам и
правилам, ошибочное - не соответствующее
нормам и правилам по причине случайной
ошибки или незнанию.
Ответственное
поведение - поведение, при котором человек берет
на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.
Синтонное
поведение - рождающее лад и гармонию, отвечающее
потребностям другим людей. Конфликтное
- порождающее напряженность и конфликты.
К разновидностям неадекватного поведения
относят виктимное
поведение, девиантное
поведение, делинквентное
поведение, демонстративное
поведение, конфликтное
поведение и ошибочное
поведение.
Виктимное поведение
(от англ. victim - жертва) - такие действия и поступки человека,
которые провоцируют желание на него напасть.
«Если кто-то подставляет попу, очень хочется
ее нашлепать». Девушки, которые садятся
поздно вечером в случайные машины, демонстрируют
виктимное поведение.
Девиантное поведение
(от. англ. deviation - отклонение) - действия,
не соответствующие официально установленным
или фактически сложившимся в данном обществе
(социальной группе) моральным и правовым
нормам и приводящие нарушителя (девианта)
к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
Делинквентное поведение
(от лат. delictum - проступок)
- асоциальное, противоправное поведение человека.
Поведение не просто отклоняющееся, но
сильно отклоняющееся, преступающее рамки
закона, нередко преступное поведение.
Проявляется в поступках (действиях
или бездействии), наносящих вред как отдельным
людям, так и обществу в целом.
Демонстративное поведение
- выразительные действия и поступки, в
которых прослеживается целенаправленное
желание привлечь внимание к себе, невзирая
на потребности окружающих.
Конфликтное поведение
- поведение, которое провоцирует появление
конфликта.
Ошибочное поведение
- неадекватное поведение, направленное
в сторону от желаемой человеком цели.
Ось "адекватное - неадекватное"
и "к желаемой человеком цели - в сторону"
дает удобную типологию: "правильное
- ошибочное - конформное - нестандартное"
поведение.
Разбирая причины того или иного социального поведения,
выделяют поведение психологически здорового
человека и поведение психологически
проблемного человека - поведение невротика
или психопата. В частности, это поведение
демонстративное, поведение застревающее,
защитное поведение, конформное
поведение.
В повседневном жизни людям важно различать
намеренное (преднамеренное)
поведение (осуществляемое специально)
и непреднамеренное (осуществляемое случайно,
без головы).
Если человек не привык соображать и не
задумывается, что он делает, это смягчает
его вину, но не освобождает его от ответственности.
Двойку за плохое поведение в школе поставят
и за шалости, и за случайно в результате
разбитое окно. Если у человека поведенческая
реакция, ответственность его не снимается,
но снижается. "Это не я начал обзываться,
он первый начал!".
Другое важное различение - это поведение осознанное (сознательно
управляемое человеком) и поведение неосознанное.
Неосознанное поведение - самое распространенное,
и оно же - источник большинства человеческих
проблем. Свое неосознанное поведение
мы обычно не замечаем, а окружающие замечают
сразу и на это реагируют - к сожалению,
часто так же неосознанно.
Заметьте, если муж и жена начинают друг
другу неосознанно мстить, но это все равно
их поведение. Они могут этого не замечать,
это отрицать и это спорить, но если некоторые
факты фиксируются адекватными окружающими,
скорее всего, правы окружающие.
Роль - социально заданная модель поведения.
Требуя выполнения тех или иных социальных
ролей, предъявляя те или иные ожидания,
одни люди управляют другими. Требуя выполнения тех или иных
социальных ролей, предъявляя те или иные
ожидания, одни люди управляют другими.
Заключение
Изучив данную
тему можно сделать следующие
выводы:
- В рамках узкосоциологического
подхода под обществом понимают:
- Определенную группу людей,
объединившихся для общения и совместного
выполнения какой-либо деятельности;
- Конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны;
- Сложно организованную систему
взаимодействия людей, имеющих свою структуру и институты.
- Социальное поведение – социально-значимые действия человека среди людей и относительно людей.
- Социально поведение подразделяется на: адекватное и неадекватное. Адекватное поведение как соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей, внутри себя делится на конформное
поведение, ответственное
поведение, помогающее
поведение, правильное
поведение и синтонное поведение. К разновидностям неадекватного поведения относят виктимное
поведение, девиантное
поведение, делинквентное
поведение, демонстративное
поведение, конфликтное
поведение и ошибочное
поведение.
Список использованных
источников
- Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Попов А.В., Самыгин С.И. Социология: Курс лекций: Учеб. Пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1999.
- Социологический энциклопедический
словарь / Под ред. Г.В. Осипова М.: Норма-Инфа М, 1998.
- Социология: Учеб. Пособие / Под общ. Ред. Проф. А.Н. Елсукова. Мн.: ТетраСистемс, 2001.
- http://filosofiya-nauki-knigi/obschestvo-kak-obyekt-30105.html
- http://studopedia.ru/3_92291_obshchestvo-kak-ob-ekt-nauchnogo-poznaniya-i-upravleniya.html