Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 16:02, реферат
Цель: рассмотреть общество как объект социологии
Задачи: 1) познакомиться с объектом и предметом социологии;
2) определить понятие «общество»;
3) изучить социальную структуру общества.
Введение…………………………………………………………...3
Объект и предмет социологии……………………………………4-6
Понятие «общество»………………………………………………7-9
Социология — наука о социальных отношениях общества……8-9
Возникновение общества…………………………………………10-11
Социальная структура общества…………………………………11-14
Заключение………………………………………………………...15
Литература………………………………………………………...16
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева»
Филиал в г. Зеленогорске
РЕФЕРАТ
По Социологии:
Общество как объект социологии
Ахмедова А. Р.
Зеленогорск, 2009
Содержание
1. Введение
Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.
Цель: рассмотреть общество как объект социологии
Задачи: 1) познакомиться с объектом и предметом социологии;
2) определить понятие «общество»;
3) изучить социальную структуру общества.
2. Объект и предмет социологии
Что же представляет объект и предмет научного познания социологии? Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.
Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью. Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества, которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Объект науки – это то, на что направлена деятельность исследователя, то, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предмет науки – те стороны, проявления, связи и закономерности объекта, которые изучает данная наука и никакая другая. Объектом социологии является общество. Однако общество в той или иной мере изучают многие другие дисциплины: философия, история, политическая экономия, психология, антропология и др. Каждая наука отличается от другой предметом. Так, физика, химия, экономика, социология и другие науки в целом изучают природу и общество, которое характеризуется бесконечным разнообразием явлений и процессов.
Каждая из них изучает:
Вопрос о соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и, прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности, интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей, преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и динамичный характер. Это проявляется, прежде всего, в том, что люди, получив определенный результат, корректируют на его основе свою последующую деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием. Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и сознательностью.
Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия, средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей, групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.1
3. Понятие «общество»
В понятие общества входят: социальная структура, статусы, роли и т.д.
Основой общества является социальная структура. Образно говоря, социальная структура - это скелет общества. Это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов и так далее.
Социальный институт - это стандартизированная форма осуществления какой-либо социальной функции. Каждый институт выполняет свои функции. Для выполнения функции существует свои социальные роли. Например, для исполнения одной управленческой функции государственные чиновники играют несколько ролей: руководитель, воспитатель, контролёр и т.д. В обществе, как в кино, каждый играет свою роль. Миллионы людей за свою жизнь исполняют роли детей, школьников, студентов, пассажиров.
В обществе существуют социальные статусы - социальное положение, позиция человека в обществе. Например, статус отца, мужа, начальника, офицера, преподавателя, редактора, бизнесмена.
Общество вообще существует в нескольких смыслах. Первый смысл - общество вообще - понятие философское. Второй смысл - это человечество, социум, то есть все люди, населяющие планету.
В третьем варианте общество - это социальная организация конкретной страны, народ в широком смысле. При этом здесь сочетаются три понятия. Страна - часть территории, имеющая определенные границы и государственный суверенитет. Государство - политическая организация страны, включающая определенный тип режима (республика или монархия), органы и структуру правления (президент, правительство, парламент). Общество в этом случае - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. В таком виде общество является объектом социологии чаще всего.
В четвертом варианте общество - это какая-либо общность, группа (студенческое общество, общество садоводов-любителей...).
Общество - социальная организация не только страны, но также нации, народности, племени. 2
Конечно же, объектом социологического познания есть общество. Но не просто общество, а та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания: социальные институты, социальные общности, слои и группы, социальные процессы, социальные отношения и т. п. Объект социального исследования содержит социальное противоречие, проблему, которая подлежит научному анализу. Объектом могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены. Однако, социальный объект обладает множеством качественных и количественных характеристик и может изучаться различными общественными науками. Социальные общности изучаются философией, политэкономией, психологией, политологией, историей. Социолог же выделяет в социальном объекте те свойства и отношения, которые необходимы для познания явлений общественной жизни, исследования становления, функционирования и развития социальных систем. Ввиду того, что социальная система может обнаруживаться на различных уровнях социальной действительности, то при разработке одной и той же проблемы возможно обращение к различным социальным объектам.
В отличие от объекта науки, ее предмет — это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых необходимо для решения теоретической и практической проблема тики. Предмет исследования предполагает объект, но не совпадает с ним. Предмет социологического исследования обусловливается свойствами объекта и характером проблем, стоящих перед социологом, уровнем научных знаний и средств познания, которыми он располагает. Надо сказать, что один и тот же социальный объект может изучаться с целью решения различных научных проблем, а предмет исследования обозначает границы, в пределах которых объект изучается в конкретном исследовании. Согласно сложив шейся традиции при определении предмета социологического познания, выделяются ключевые, те или иные социальные явления. Обычно к ним относят человеческое взаимодействие, социальные отношения, социальные общности, социальные процессы и т. п. и т.д.
Естественно, общество объективно состоит из различных социальных общностей, это имманентная, то есть свойственная черта любого человеческого объединения, обусловленная многими общими, специфическими факторами. Между социальными общностями, внутри них, а также между общностями и отдельной личностью не только могут, но и реально возникают многообразные отношения. Любые отношения, обусловливающие то или иное социальное явление, подчиняют действиям определенных закономерностей или тенденций. Вот эти-то закономерности и тенденции социальных отношений и составляют основной предмет изучения социологии. Различные исследователи определяют предмет социологии по-разному. Эти различия связаны, прежде всего, с тем, что акцент делается на разных сторонах жизни социальных общностей и личности: деятельности, поведении и отношениях. В социологии существуют разные направления, которые определяются неодинаковыми подходами к исследованиям социальной жизни общества. 3
5. Возникновение общества
Возникновение человеческого общества и человека есть единый процесс. Общество, в самом широком смысле понимания как совокупность общественных отношений, возникает с появлением человека.
Процесс превращения человекообразной обезьяны в человека и возникновения общества был весьма длительным. Однако в этот процесс возникновения человеческого общества четко выделяются две стадии. В их ходе человеческое общество окончательно сформировалось, и одновременно качественно конституировался человек как наиболее совершенное существо и как социальная единица. Этими двумя стадиями являются: процесс биологического и процесс социального очеловечения. В процессе биологического очеловечения человек освободился от свойств, присущих животным, а в процессе социального очеловечения возникает общественное существо, - существо, которое может развиваться, жить только в обществе, в коллективе с другими людьми. Став обществом, человек тем самым оказался подчиненным общественным связям и отношениям.
В процессе биологического очеловечения человек развивался в смысле биологических изменений (обусловленных относительной зависимостью одних органов человеческого организма от других) вплоть до приобретения человеком современного облика.
В процессе социального очеловечения с человеческим предком происходят перемены, обусловленные ролью общественного труда как результата высвобождения руки и развития человеческого мозга, т.е. сознания.
Формирующиеся люди все больше расширяли свой кругозор, а труд все больше способствовал сближению членов общества.
Одним словом, возникло человеческое общество со всеми его проявлениями, и в его основе был человеческий труд как сознательная деятельность человека по обмену веществ с природой. Однако, труд одновременно является и конкретным трудом, как источником создания определенной материальной ценности, которая может удовлетворить какую-либо полезную потребность человека.
Посредством конкретного труда производятся определенные блага, которые могут удовлетворить человеческие потребности; но конкретный труд есть в то же время и общественный труд, он всегда совершается в обществе и всегда в большей или меньшей степени связан с трудом или результатом труда других людей - производителей.
А поскольку материальное производство было необходимо для самосохранения человека в процессе обмена веществ с природой, то значит, что возникновение общества имеет глубоко материальную природу, как и появление человека, имеет материалистическое объяснение и в биологическом, и социальном отношении.4