Общество как система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:39, контрольная работа

Описание работы

Общество, как и любая живая система, представляет собой открытую систему, которая находится в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности людей, которые имеют объективный и вместе с тем исторически изменчивый характер.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
1. Трактовки общества в истории социологии и современных социальных теориях……………………………………………………………………………..3
2. Культура как базис общества…………………………………………………6
3. Основные характеристики общества как системы…………………………………………………………………………....8
4. Практические задания………………………………………………………...12
Список используемой литературы ……………………………………………..12

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 44.16 Кб (Скачать файл)

Сравним понимание культуры с теоретической  трактовкой общества как системы социальных институтов, общественных структур и организаций, а также сетевых связей, взаимодействий между социальными слоями, конкретными людьми. Именно различные связи человеческих ассоциаций, приобретающие массовый и групповой характер, находятся в центре внимания социологов, изучающих общество. Культура в данном случае рассматривается как одна из фундаментальных компонент общественной жизни наряду с общественными структурами, социализированным человеком (личностью). Если изменить оптику анализа, посмотрев на человеческую деятельность как на культуру, то в качестве одной из важных компонент выступит ее социальный срез. Таким образом, понятия «общество» и «культура» являются взаимодополняющими, раскрывая общественную жизнь с двух разных сторон.  
  
 

3.  Основные характеристики общества как системы      

В качестве социетальной системы  общество обладает свойством самовоспроизводства, которое осуществляется посредством  ряда необходимых дифференцированных функций. Эти функции, с одной  стороны, являются следствием механического  разделения общественного труда, а  с другой стороны, дополняя друг друга, взаимодействуя друг с другом, придают  функционированию и развитию общества характер особого социального организма. Дифференциация общественных функций  сопровождается созданием различных  безличностных структур (экономических, социальных, политических и других институтов, организаций), выступающих в качестве «вещных» носителей этих функций. Эти структуры заполняются людьми, обладающими определенными качествами (психологическими, профессиональными и др.), необходимыми для выполнения тех или иных функций (экономических, политических и др.).     

Люди, включенные в функционирование тех  или иных структур, осуществляют свои функции не изолированно, а взаимодействуя друг с другом. Вследствие этого в пределах тех или иных безличностных структур складывается определенная структура межличностных отношений. Именно посредством этих межличностных отношений, субъектами которых являются реальные индивиды (Иван, Петр), приводятся в движение или, вернее, выполняют те или иные функции, безличностные структуры.      

Определенным  видам общественных структур соответствуют и определенные виды общественных отношений — экономические, социальные, правовые, политические и идеологические. Причем общественные отношения — это не какой-то особый вид, а совокупность всех видов отношений данного общества. Общественные отношения не являются однопорядковыми, например, с отношениями экономическими или политическими, а соотносятся с ними как род с видом. В то же время каждый      

вид общественных отношений  играет в их общей системе строго определенную роль. Так, понятие «общественно-экономическое» означает не равенство между «общественным» и «экономическим», а то, что в  системе общественных отношений  экономические отношения выполняют  детерминирующую роль по отношению  к содержанию и характеру общественных отношений.     

Каждая  из структур социетальной системы, будучи ее элементом, не только выполняет определенную функцию, но и придает этой системе в процессе ее отношений с другими ее структурами новое (системное) качество, несводимое к качествам ее элементов. В то же время социетальная система постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно социальные качества индивидов и групп индивидов, включенных в их функционирование, т. е. субъектов социальных отношений. Возникает тенденция к адаптации к формам и способам функционирования социетальной системы ее структурных и личностных элементов. Это — одна сторона проблемы, связанная с функционированием социетальной системы.      

Другая  сторона ее состоит в том, что в поведении социетальной системы может иметь место (по самым различным причинам объективного и субъективного характера) «подмена» функций, когда субъекты социальных отношений, включенных в функционирование данной системы, начинают выполнять несвойственные ей функции (например, административно-приказные методы регулирования экономической жизни со стороны политической системы), или «некомпетентность» личностных элементов данной структуры (например, осуществление техническими специалистами экономических функций). Вследствие этого нарушается баланс в функционировании как структурных, так и личностных элементов системы, ее поведение становится дисфункциональным. Дисфункциональные расстройства или аномалии в поведении социетальной системы ведут к ее деформации и дестабилизации, росту социальной напряженности.     

Единственным  выходом из сложившейся ситуации является реформирование и структурных, и личностных элементов социетальной системы, придание их функционированию естественно-исторического характера. Реформирование обеспечивает переход социетальной системы к ее новому качественному состоянию, например, от авторитарно-бюрократических — к научным методам управления экономикой, от экономики дефицитной — к экономике с развитой системой потребления, от бюрократического общества — к обществу демократическому, от закрытого общества — к обществу открытому.      

Изменение социетальных систем как естественно-исторический процесс. Включение понятия социетальной системы в социологическую теорию позволяет рассматривать социальную эволюцию как естественно-исторический процесс.     

Это означает, во-первых, что в процессе социальной эволюции общества осуществляется смена различных типов социетальных систем (или общественных организаций), например, рабовладельческой, феодальной, капиталистической. Во-вторых — в процессе функционирования социетальной системы ее  структурные и личностные элементы постоянно воздействуют друг на друга, создавая тем самым импульс для ее развития.     

Как субъекты социальных отношений, действующие личности в процессе социального взаимодействия в разных условиях социального бытия формируют  свои разнообразные потребности, интересы, установки и ценностные ориентации, реализация (или нереализация) которых  определяет их отношение к формам и способам функционирования как  структурных элементов социетальной системы, так и системы в целом. В сознании это отношение фиксируется  в виде идей, отражающих реальное или  воображаемое положение и роль различных  групп индивидов в обществе, идей, обосновывающих сохранение или изменение  социетальной системы и ее структурных  элементов. Такое осмысление социальной действительности происходит на уровне обыденного сознания и изучается  посредством опросов общественного  мнения.     

Знание  состояния обыденного сознания позволяет  более или менее достоверно судить о степени социальной напряженности в данном обществе (как в целом, так и по социальным группам). Исследование состояния общественного мнения служит известной предпосылкой для научного осмысления социальной ситуации, сложившейся в данном обществе. Это осмысление предполагает исследование закономерных связей между факторами повседневной жизни и интересами и потребностями различных социальных групп в обществе; между объективным положением и ролью индивида в конкретных условиях места и времени и его субъективным представлением о них; между статусными и ролевыми требованиями и социальными качествами действующих личностей и др.     

На  основе научно выработанных и научно обоснованных идей осуществляется изменение безличностных структур общества. Это означает выработку или совершенствование системы социальных норм, которые определяют характер и содержание функционирования общественных структур и включенных в них людей. Основными целями изменения безличностных структур являются устранение сложившегося несоответствия между социальными нормами и потребностями естественно-исторических процессов экономического развития, смягчение социальной напряженности и создание новых методов и стимулов вовлечения людей в созидательный процесс.     

Таков естественно-исторический процесс развития социетальной системы. Но этот процесс не поддается научному управлению, если опросы общественного  мнения не учитываются, а данные науки  игнорируются. Научное управление заменяется управлением авторитарно-бюрократическим, а политическая власть берет на себя функции «духовного производства», которое, теряя научные основы, превращается в социальное мифотворчество. Экономические, социальные и идеологические отношения  превращаются в простое продолжение  отношений политических. Превращение  политической власти во всемогущего  и монопольного демиурга общественного  развития означает пренебрежение личностью, индивидом, группой. Функции формирования, выражение общего интереса передается узкой политической элите. Например, в 30-х гг. в СССР сложился такой  тип общественных отношений, «главная сущностная черта которого — сосредоточение экономической, политической, идеологической власти в руках единого, иерархически организованного партийно-государственного аппарата. Производственные отношения  превратились в простое продолжение  политической власти, субъекты экономической  деятельности лишились элементарной самостоятельное».      

Более того, действующие личности изгоняются из истории, а история общества превращается в процесс взаимодействия безличностных структур Теория общества догматизируется, интерпретируя развитие социетальной системы как процесс взаимодействия безличностных общественных структур.  
  
  
  
  
                                         4. Практические задания       

1. Люди составляют общество  только в том случае, если то, что их объединяет, гораздо сильнее  того, что их разъединяет. Людей  объединяет… Закончите суждение.      

Ответ:      

1. Люди составляют общество  только в том случае, если то, что их объединяет, гораздо сильнее  того, что их разъединяет. Людей  объединяет общество.       

2. Расположите в порядке  убывания (от самого широкого  до самого узкого) понятия: общество, страна, гражданское общество, государство,  социальная группа.      

Ответ: общество, гражданское общество, государство, страна, социальная группа.  
  
  
                       Список  используемой литературы 

  1. Павленко  П.Д., Савинов Л.И. Социология. – М.: Издательско-торговая компания Дашков и К, 2007. – 580 с.
  2. Социология. / Под ред. Лавриенко В.Н. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 448 с.
  3. Социология. / Под ред. Кравченко А.И. – СПб: Питер, 2006. – 432 с.
  4. Социология. Основы общей теории / Отв. ред. академик РАН Г. В. Осипов, действительный член РАЕН Л. Н. Москвичев. — М.: Норма, 2003. - 912 с.
  5. Фролов С.С. Социология. – М.: Гардарики, 2006. – 344 с.

 


Информация о работе Общество как система