Обзор развития социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:22, лекция

Описание работы

Характеризуется развитием представлений об обществе в форме отдельных социальных идей, отражавших взгляды на структуру и механизмы функционирования общества. Первые идеи о строении общества восходят к Платону и Аристотелю и лишь в 15-17 веках с именами Н. Макиавелли, А. Гальвеция, Т. Гобс, Ж-Ж, Руссо связывается дальнейшее развитие представлений об обществе.
Платон (427-347): Первыми трудами по общей социологии считают “Государство” и “Законы”.

Файлы: 1 файл

Т2_Обзор развития социологии.DOC

— 103.00 Кб (Скачать файл)

П. полагал, что источники  социальной интеграции необходимо искать во внеэкономических факторах, господствующим среди которых является мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь как частный аспект этого взаимодействия.

Отношение структурных  единиц социума  строится на основе  4 функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества как целого, каждой из которых соответствует своя социальная проблема и институты

Функция

Проблема

Институты

Адаптация

Рациональное использование ресурсов

Экономика: предприятия и банки

Целеориентация

Определение  общих целей

Политика: партии

Интеграция

Сохранение внутреннего единства системы

Институты социального контроля

Поддержание образца

Проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями  общества

Социализация: семья, школа, религия


Функционализм П. строится на ряде постулатов:

  • стандартизированные виды деятельности и элементы культуры являются функциональными для всей социо-культурной системы
  • эти стандартизированные социокультурные элементы выполняют социальные функции
  • все элементы, выполняющие социальные функции, объективно необходимы.

Роберт Мертон  подверг критике постулаты структурно-функциональной концепции Парсонса:

  • нельзя предположить полную интеграцию всех сообществ
  • не все элементы культуры функциональны;
  • не все функциональные элементы культуры необходимы

Мертон показал, что этот недостаток теории Парсонса является следствием смешения мотива и функции.

Отталкиваясь от этого, М. разработал свою теорию, разделив функции на явные и латентные, что позволило избежать смешивание сознательной мотивации и объективных последствий социального поведения.

  • явные функции относятся к объективным и преднамеренным последствиям соц. действия
  • латентные - к непреднамеренным и неосознанным последствиям.

Это позволяет понять существование видов деятельности и норм, существование которых на первый взгляд не является необходимым, интерпретируемых как иррациональные, традиционные и т.д. и являющихся скрытыми функциями соц. групп, отличающихся от постулируемых целей. Выявление  и объяснение латентных функции, по М., является основной задачей эмпирического анализа. различение явных и латентных функций является четвертым постулатом функционализма.

Другим направлением современной социологии является конфликтологическая теория. Ее сторонники полагали, что существующие экономические отношения порождают социальный конфликт между классами, управляющими и управляемыми,  элитой и народом. Конфликт представлен как универсальный механизм социального прогресса и социального регулирования. представителями конфликтологической школы являются Р.Дарендорф, Л.Козер, К.Болдуинг.

Льюис Козер - “Функции социального конфликта” - определил конфликт как явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, перераспределение доходов и переоценку ценностей. К. полагал, что обеспечение устойчивости сой. системы предполагает признание соц. столкновений, соц. конфликтов и борьбы интересов. Соц. конфликт - необходимый атрибут соц. отношений. Открытое общество реализует себя через баланс конфликтов, устанавливая правила социального взаимодействия. Каждый раз конфликт не исчезает, а лишь меняет форму и масштаб действия. Конфликт сплачивает социальные группы, способствуя социальной интеграции, развитию группового самосознания и позитивным соц. изменениям. Основными путями разрешения конфликтов является консенсус и конвергенция институтов, групп и ценностей в обществе.

Ральф Дарендорф -  “Выход из утопии”, “Очерки по теории общества” - исходил из того, что конфликт имеет всеобщий характер, однако он становится явным, когда соц. группы осознают свое положение и требуют изменения. Всеобщая причина конфликта - неравенство, как условие свободы,  является латентной формой конфликта.  Призывал к соц. регулированию как форме разрешения конфликта.

4 Развитие отечественной социологии.

Социологическая мысль  в России первоначально формировалась как философия истории, к середине столетия - как  социальная философия идеи и только к началу XX века собственно социология.

Предсоциологический этап:

Ф.Прокопович - обоснование деспотии;

А.Н.Радищев- проблемы общины и роль природно-географического фактора;

А.Галич- основы антропологической традиции;

П.Пестель- идеи революции как способа прогресса;

В.Майков - популяризация идей О.Конта;

П.Чаадаев - формулирует законы общечеловеческого прогресса (в терминах романо-германской цивилизации) и приходит к мысли, что в России нет традиций общественного прогресса, все основано на подражании и заимствовании. ”Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. .. Глядя на нас можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.” Осознание уникального характера России привело его к мысли “что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, ответить на важнейшие вопросы, которые занимает человечество.”

Ранние и поздние  идеи Чаадаева нашли продолжение  в развитии “западничества” (критика) и “славянофильства” - особая миссия России.

Западники: Т.Грановский,В.Белинский, А.Герцен,Н.Чернышевский-единство мировой истории, революционный прогрессизм.

Славянофилы:И.Кириевский,А.Хомяков, К.Аксаков- самобытность, органичность социальной эволюции, община как фундамент. социокультурная структура, соборность как принцип организации и идеал жизни.

Развитие социологических  идей:

Популяризация идей Конта - “Русское слово” 1865г. - П.Лавров и Н.К.Михайловский.  В развитии социальных идей сложилось ряд школ:

  • натуралистическая - Н.Я.Данилевский, А.Стронин, Л.Мечников
  • психологическая- П.Лавров,Н.Михайловский, Н.Кареев, позже П.Сорокин
  • экономический “легальный” марксизм - П.Струве, Н.А.Бердяев, С.Булгаков, М.И.Туган-Барановский,  А.А.Богданов
  • нелегальный “ортодоксальный” марксизм - Г.В.Плеханов, В.Ульянов-Ленин.
  • анархизм - М.Бакунин, П.А.Кропоткин.

Н.Я.Данилевский:  автор самой ранней неэволюционной модели развития общества- теории культурно-исторических типов (“Россия и Европа” - 1869 г.) Основные положения теории  КИТ:

  • человечество является суммой национальных организмов, интеграция существенных признаков этих организмов представляет собой КИТ развивающихся по собственным внутренне им присущим законам;
  • из особенностей народов вытекает многообразие КИТ: позитивные типы - египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский, еврейский, греческий, , римский, аравийский, германо-романский, американский, перуанский, славянский; негативные типы - гунны, моноголы, реликтовые этносы.
  • основой жизнедеятельности КИТов является деятельность: религиозная, культурная, политическая, экономическая. Но только славянский тип гармонично сочетает в себе все 4 вида деятельности, поэтому в исторической перспективе является наиболее продвинутым;
  • периоды развития КИТ: этнографический, государственный, цивилизационный, упадок;
  • история нелинейный многовариантный процесс. Общий прогресс реализуется через многообразие  развития КИТ.

П.А.Сорокин: (1889-1968)

В первых работах -”Преступление  и кара, подвиг и награда”, 1913 - определяет социальное как социальную связь, имеющую психическую природу и выражающуюся посредством символов. В 1919 г. организовал 1 кафедру социологии.

В “Системе социологии”, 1920 -   С. выделяет социальную аналитику (структура), социальную механику (процессы) и социальную генетику (теория эволюции). В 1923 г. эмигрировал в США.

В США С. изучает социальную мобильность и социальную стратификацию (1927 г.), рассматривая их как универсальные атрибуты социального. В этот период С. заложены основы структурного-функционализма.

В 4-х томной работе “Социальная  и культурная динамика” (1937-1941) С. развивает идеи культурной детерминации социального.  В содержании культуры отражается двойственная природа человека, как существа чувствующего и мыслящего, следовательно, по С., культурные системы распадаются на 3 класса: спириуталистические (ценности сверхчувственной реальности и истина), сенсуалистические (ощущения и внешняя  реальность), идеалистический (синтез интуиции, разума и чувственных ощущений). Эти типы культуры являются  характеристиками суперсистем, которые определяют эпохи развития культуры и  общества последовательно сменяющие друг-друга. Все базовые социологические категории (группа, роль, статус, стратификация, мобильность,...) приобретают научную обоснованность лишь в контексте переменных культурных сверхсистем. В 1960 г. выходит его работа “Взаимная конвергенция Соединенных штатов и СССР к смешанному социокультурному типу”, ставшей основой теории конвергенции.

Персоналии:

Аристотель,  Н. Макиавелли,  Т.Гобс,  Ж.-Ж.Руссо,  Огюст  Конт, Г. Спенсер,  Э.Дюркгейм,  К.Маркс,  Ф. Тённис,  Г. Тард,  М. Вебер,  Т. Парсонс,  Р. Мертон, У. Мур,  Н.Смелзер, Ф.Прокопович,  А.Радищев,  П.Чаадаев,  Т.Грановский,  А.Герцен, Н.Чернышевский, И.Кириевский, А.Хомяков, К.Аксаков, П..Лавров, Н. Михайловский. Н. Данилевский, А.Стронин, П.Мечников, П.Лавров, Н.Михайловский, Н.Кареев,  П.Сорокин, П.Струве, Н.А.Бердяев, С.Булгаков, М.И.Туган-Барановский,  А.А.Богданов, Г.В.Плеханов.

 

Вопросы для  самопроверки

1 Дайте характеристику донаучного этапа развития социологии. Назовите охарактеризуйте вклад философов, оказавших влияние на формирование взглядов на общество.

2 Охарактеризуйте научный  этап развития социологии.

3 В чем заключался  вклад О.Конта в развитие представлений  об обществе?

4 Дайте характеристику  эволюционной концепции общества  Г.Спенсера. Почему концепцию Спенсера  называют «социал-дарвинизмом»?

5. В чем заключается  вклад в развитие социологии  Э.Дюркгейма? 

6.   Почему М.Вебера  называют родоначальником теоретической  социологии?

7 Назовите основные положения «теории социального действия» М.Вебера.  В чем новизна его подхода к обществу?

8  Охарактеризуйте  основные идеи работы М.Вебера  «Протестанская этика и дух  капитализма».

9 Дайте характеристику  структурного функционализма  Назовите основных теоретиков этого направления.

10 В чем особенности  подхода к обществу представителей  «конфликтологической школы» в социологии. Охарактеризуйте основные положения этой школы.

11 Каковы особенности  становления и развития социологии  в России?  Дайте характеристику   развития социальных идей в России.

12 Охарактеризуйте основные  направления развития социологии  в России в конце 19-го- начале 20-го века.

13 В чем новизна  социологического подхода Н.Данилевского. Какова судьба его идей?

14 Дайте характеристику  вклада в развитие мировой социологии П.Сорокина.

15 Каковы особенности  развития социологии в России  в период советской власти?

16 В чем особенности  развития социологии в России  в современный период?    

Рекомендуемые дополнительные источники

  1. Аберкромби Н. и др. Социологический словарь: пер. с англ. / Под ред. С.А. Ерофеева. – М.: Эк-ка, 2000.
  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли /пер. с фр. Общ. ред. П.С.  Туревича. – М.: Прогресс Универс, 1998.
  3. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии 19-20 вв. – М.: Омега, 1995.
  4. История социологии: Учебн. пособие / под ред. А.Н. Елсукова. - Минск: Высш. шк., 1997.
  5. Капитонов Э.  Социология ХХ века. Ростов-на-Дону, 1996.
  6. Очерки по истории теоретической социологии 20 столетия: от М. Вебера к Ю. Хабермансу, от Г. Зиммеля к постмодернизму: Пособие для вузов/ Ю.Н. Давыдов и др. - М.: Наука, 1994.
  7. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Р.В. Осипова. – М.: Норма-Инфра, 1998.

 

 

 

 


Информация о работе Обзор развития социологии