Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:22, лекция
Характеризуется развитием представлений об обществе в форме отдельных социальных идей, отражавших взгляды на структуру и механизмы функционирования общества. Первые идеи о строении общества восходят к Платону и Аристотелю и лишь в 15-17 веках с именами Н. Макиавелли, А. Гальвеция, Т. Гобс, Ж-Ж, Руссо связывается дальнейшее развитие представлений об обществе.
Платон (427-347): Первыми трудами по общей социологии считают “Государство” и “Законы”.
П. полагал, что источники социальной интеграции необходимо искать во внеэкономических факторах, господствующим среди которых является мораль. Именно система моральных ценностей, разделяемых людьми, позволяет интегрироваться им в общество, которое на следующем этапе оказывается представленным во взаимодействии социальных институтов, при этом производственная деятельность выступает лишь как частный аспект этого взаимодействия.
Отношение структурных единиц социума строится на основе 4 функций, обеспечивающих жизнедеятельность общества как целого, каждой из которых соответствует своя социальная проблема и институты
Функция |
Проблема |
Институты |
Адаптация |
Рациональное использование ресурсов |
Экономика: предприятия и банки |
Целеориентация |
Определение общих целей |
Политика: партии |
Интеграция |
Сохранение внутреннего единства системы |
Институты социального контроля |
Поддержание образца |
Проблема мотивации и согласования личных мотивов с целями и ценностями общества |
Социализация: семья, школа, религия |
Функционализм П. строится на ряде постулатов:
Роберт Мертон подверг критике постулаты структурно-функциональной концепции Парсонса:
Мертон показал, что этот недостаток теории Парсонса является следствием смешения мотива и функции.
Отталкиваясь от этого, М. разработал свою теорию, разделив функции на явные и латентные, что позволило избежать смешивание сознательной мотивации и объективных последствий социального поведения.
Это позволяет понять
существование видов деятельнос
Другим направлением современной социологии является конфликтологическая теория. Ее сторонники полагали, что существующие экономические отношения порождают социальный конфликт между классами, управляющими и управляемыми, элитой и народом. Конфликт представлен как универсальный механизм социального прогресса и социального регулирования. представителями конфликтологической школы являются Р.Дарендорф, Л.Козер, К.Болдуинг.
Льюис Козер - “Функции социального конфликта” - определил конфликт как явление, которое обнаруживает себя в борьбе за власть, перераспределение доходов и переоценку ценностей. К. полагал, что обеспечение устойчивости сой. системы предполагает признание соц. столкновений, соц. конфликтов и борьбы интересов. Соц. конфликт - необходимый атрибут соц. отношений. Открытое общество реализует себя через баланс конфликтов, устанавливая правила социального взаимодействия. Каждый раз конфликт не исчезает, а лишь меняет форму и масштаб действия. Конфликт сплачивает социальные группы, способствуя социальной интеграции, развитию группового самосознания и позитивным соц. изменениям. Основными путями разрешения конфликтов является консенсус и конвергенция институтов, групп и ценностей в обществе.
Ральф Дарендорф - “Выход из утопии”, “Очерки по теории общества” - исходил из того, что конфликт имеет всеобщий характер, однако он становится явным, когда соц. группы осознают свое положение и требуют изменения. Всеобщая причина конфликта - неравенство, как условие свободы, является латентной формой конфликта. Призывал к соц. регулированию как форме разрешения конфликта.
4 Развитие отечественной социологии.
Социологическая мысль в России первоначально формировалась как философия истории, к середине столетия - как социальная философия идеи и только к началу XX века собственно социология.
Предсоциологический этап:
Ф.Прокопович - обоснование деспотии;
А.Н.Радищев- проблемы общины и роль природно-географического фактора;
А.Галич- основы антропологической традиции;
П.Пестель- идеи революции как способа прогресса;
В.Майков - популяризация идей О.Конта;
П.Чаадаев - формулирует законы общечеловеческого прогресса (в терминах романо-германской цивилизации) и приходит к мысли, что в России нет традиций общественного прогресса, все основано на подражании и заимствовании. ”Про нас можно сказать, что мы составляем как бы исключение среди народов. .. Глядя на нас можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведен на нет.” Осознание уникального характера России привело его к мысли “что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, ответить на важнейшие вопросы, которые занимает человечество.”
Ранние и поздние идеи Чаадаева нашли продолжение в развитии “западничества” (критика) и “славянофильства” - особая миссия России.
Западники: Т.Грановский,В.Белинский, А.Герцен,Н.Чернышевский-
Славянофилы:И.Кириевский,А.
Развитие социологических идей:
Популяризация идей Конта - “Русское слово” 1865г. - П.Лавров и Н.К.Михайловский. В развитии социальных идей сложилось ряд школ:
Н.Я.Данилевский: автор самой ранней неэволюционной модели развития общества- теории культурно-исторических типов (“Россия и Европа” - 1869 г.) Основные положения теории КИТ:
П.А.Сорокин: (1889-1968)
В первых работах -”Преступление и кара, подвиг и награда”, 1913 - определяет социальное как социальную связь, имеющую психическую природу и выражающуюся посредством символов. В 1919 г. организовал 1 кафедру социологии.
В “Системе социологии”, 1920 - С. выделяет социальную аналитику (структура), социальную механику (процессы) и социальную генетику (теория эволюции). В 1923 г. эмигрировал в США.
В США С. изучает социальную мобильность и социальную стратификацию (1927 г.), рассматривая их как универсальные атрибуты социального. В этот период С. заложены основы структурного-функционализма.
В 4-х томной работе “Социальная и культурная динамика” (1937-1941) С. развивает идеи культурной детерминации социального. В содержании культуры отражается двойственная природа человека, как существа чувствующего и мыслящего, следовательно, по С., культурные системы распадаются на 3 класса: спириуталистические (ценности сверхчувственной реальности и истина), сенсуалистические (ощущения и внешняя реальность), идеалистический (синтез интуиции, разума и чувственных ощущений). Эти типы культуры являются характеристиками суперсистем, которые определяют эпохи развития культуры и общества последовательно сменяющие друг-друга. Все базовые социологические категории (группа, роль, статус, стратификация, мобильность,...) приобретают научную обоснованность лишь в контексте переменных культурных сверхсистем. В 1960 г. выходит его работа “Взаимная конвергенция Соединенных штатов и СССР к смешанному социокультурному типу”, ставшей основой теории конвергенции.
Персоналии:
Аристотель, Н. Макиавелли, Т.Гобс, Ж.-Ж.Руссо, Огюст Конт, Г. Спенсер, Э.Дюркгейм, К.Маркс, Ф. Тённис, Г. Тард, М. Вебер, Т. Парсонс, Р. Мертон, У. Мур, Н.Смелзер, Ф.Прокопович, А.Радищев, П.Чаадаев, Т.Грановский, А.Герцен, Н.Чернышевский, И.Кириевский, А.Хомяков, К.Аксаков, П..Лавров, Н. Михайловский. Н. Данилевский, А.Стронин, П.Мечников, П.Лавров, Н.Михайловский, Н.Кареев, П.Сорокин, П.Струве, Н.А.Бердяев, С.Булгаков, М.И.Туган-Барановский, А.А.Богданов, Г.В.Плеханов.
Вопросы для самопроверки
1 Дайте характеристику донаучног
2 Охарактеризуйте научный этап развития социологии.
3 В чем заключался
вклад О.Конта в развитие
4 Дайте характеристику
эволюционной концепции
5. В чем заключается вклад в развитие социологии Э.Дюркгейма?
6. Почему М.Вебера
называют родоначальником
7 Назовите основные положения «теории социального действия» М.Вебера. В чем новизна его подхода к обществу?
8 Охарактеризуйте основные идеи работы М.Вебера «Протестанская этика и дух капитализма».
9 Дайте характеристику структурного функционализма Назовите основных теоретиков этого направления.
10 В чем особенности
подхода к обществу
11 Каковы особенности
становления и развития
12 Охарактеризуйте основные
направления развития
13 В чем новизна
социологического подхода Н.
14 Дайте характеристику вклада в развитие мировой социологии П.Сорокина.
15 Каковы особенности развития социологии в России в период советской власти?
16 В чем особенности развития социологии в России в современный период?
Рекомендуемые дополнительные источники