Оценка результатов по профориентации подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить социально-педагогические условия профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательном учреждении.
Объект исследования: деятельность общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: процесс профориентации детей подросткового возраста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………5
1.1 Сущность и содержание профориентации подростков………………….5
1.2 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста…….13
1.3 Анализ опыта работы по профориентации в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………….18
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ…..26
2.1 Реализация программы по профориентации подростков………………26
2.2 Оценка результатов по профориентации подростков…………………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Проварентация.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ…………………………………………………………………5

1.1 Сущность и содержание профориентации подростков………………….5

1.2 Психолого-педагогические  особенности подросткового возраста…….13

1.3 Анализ опыта работы  по профориентации в условиях общеобразовательного учреждения………………………………………….18

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ…..26

2.1 Реализация программы  по профориентации подростков………………26

2.2 Оценка результатов  по профориентации подростков…………………..33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….40

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….42

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в условиях общеобразовательного учреждения является профориентационная работа с учениками, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка.

Одним из направлений работы социального педагога по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни, а так же направленная работа по развитию личности является профориентация учащихся. Профессиональная ориентация рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развитию и самореализации духовных и физических возможностей, формирования адекватных им профессиональных планов и намерений, реалистичного образа себя как профессионала. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности. Именно поэтому изучение и проведение профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях стала наиболее актуальной на сегодняшний момент.

Изучением особенностей и проблем профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях занимались такие отечественные ученые как А.К. Маркова, Г.С. Прыгин, Е.К. Климов, Н.С. Пряжников, Т.В. Кудрявцев и другие. Обращаясь к трудам зарубежных ученых, были изучены основные позиции П.С. Лернер, Л. Хьёлл, которые рассматривали данную проблему и подчеркивали важность профориентационной работы для формирования личности подростка.

Анализ теоретических подходов реальных ситуаций педагогической действительности по проведению профориентационных мероприятий среди подростков в общеобразовательных учреждениях обусловили проблему исследования: каковы наиболее оптимальные пути осуществления профориентации подростков, способствующих развитию личности, её профессиональных ценностей и знаний в общеобразовательном учреждении.

Проблема, в её целостности и взаимосвязи, определила выбор темы настоящего исследования:

«Профориентация детей подросткового возраста в общеобразовательных учреждениях».

Цель исследования: выявить социально-педагогические условия профориентации детей подросткового возраста в общеобразовательном учреждении.

Объект исследования: деятельность общеобразовательного учреждения.

Предмет исследования: процесс профориентации детей подросткового возраста.

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
  2. Определить психолого-педагогические особенности подросткового возраста.
  3. Разработать и реализовать на практике мероприятия направленные на профориентацию детей подросткового возраста.

Методы исследования: наблюдение, системный анализ и синтез, метод экспертных оценок.

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 5».

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

 

1.1 Сущность и содержание профориентации подростков

 

Одним из важнейших направлений деятельности социального педагога в общеобразовательном учреждении с детьми является профориентационная работа, которая призвана способствовать решению вопросов социализации личности подростка. Поэтому необходимым условием общеобразовательного учреждения по социальной адаптации детей, по подготовке их к взрослой жизни является профориентация учащихся.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации вступила в действие программа по модернизации российского образования на период до 2014 года. Большое внимание в концепции этой программы уделяется внедрению системы профессионального образования в школе, направленной на создание системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе и с учетом потребностей рынка труда.

История появления некоторых элементов оценки профориентации человека уходит в глубину веков.

Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.

Профориентация - это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности каждой личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.

Существует две формы профориентации. Профориентация на узкой базе, состоит в том, что в учебном заведении, готовящем специалистов, учащиеся раскрывают все особенности предстоящей им деятельности. Профориентация на широкой базе, состоит в том, что происходит ознакомление молодых людей, ещё не сделавших свой выбор с миром профессий.

Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:

- ознакомление  с миром профессий;

- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов  деятельности;

- ознакомление  с правилами выбора профессии;

- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем

Поскольку объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека, важно в первую очередь сформулировать группу принципов, которыми руководствуются подростки, выбирая себе профессию и место в социальной структуре общества.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

Профориентация, выполняющая функции профессиональное подготовки предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как готовность (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии – это не моментальный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Продолжительность этапов зависит от:

- внешних условий;

- индивидуальных  особенностей субъекта выбора  профессии.

В систему профессиональной ориентационной работы входит такое понятие как профессиональное самоопределение, так как выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. Профессиональное самоопределение является одним из важнейших компонентов самосознания человека, как субъекта деятельности.

Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Формирование профессионального самоопределения происходит на основе освоения социального опыта личности с включением этого опыта в «профессиональное Я» личности.

Существует несколько подходов к пониманию профессионального самосознания. Г.С. Прыгин считает, что профессиональное самоопределение – это осознание человеком своей принадлежности к некоторой профессиональной группе. В.А. Алексеев делает основной акцент в профессиональном самоопределении на познании и самооценки профессиональных качеств и отношении к ним. Л.А. Головей трактует это понятие, как избирательную деятельность самосознания личности, подчиненную задачи профессионального самоопределения; осознание себя, как субъекта своей профессиональной деятельности.

Подобные интерпретации термина «профессиональное самоопределение» не противоречат друг другу, а взаимодополняют, отражая различные аспекты этого широкого понятия.

По мнению А.К. Марковой профессиональное самоопределение включает:

- осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии, как эталонов для осознания своих качеств;

- осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактом или конкретным коллегой;

- учет оценки себя как профессионала со стороны коллег;

- самооценивание человеком своих отдельных сторон – понимание себя, своего профессионального поведения, а также эмоциональное отношение и оценивание себя. Профессиональное самосознание опирается здесь на профессиональную самооценку - ретроспективную, актуальную, потенциальную, идеальную;

- положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что приводит к позитивной «Я-концепции».

Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, можно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

Е.Ю.Пряжниковой были выделены основные задачи профессионального самоопределения:

- формирование  общей готовности к самоопределению;

- а для подростков и выпускников школ – это помощь в конкретном выборе профессии.

Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. Данная система включает в себя целенаправленное влияние школы, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии.

Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования учащихся, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.

Информация о работе Оценка результатов по профориентации подростков