Одиночество и молодежь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:54, доклад

Описание работы

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.
Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Файлы: 1 файл

Одиночество. Обзор литературы, молодежь.docx

— 38.95 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

 «РЯЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

ГУМАНИТАРНЫЙ  ИНСТИТУТ

 

Кафедра политологии  и социальных наук

 

 

 

Обзор литературы

ПО КУРСУ

 «Социальная работа с молодежью»

 

НА ТЕМУ:

 

 

«Одиночество и молодежь»

 

 

 

                                                                                       Выполнил:

                                                                            Студент гр.160

                                                                   Голобородов В. И.

 

                                                        Проверил:

                                                                             Доцент каф.ПиСН

                                                                   Нелидкин А.М.

                                                          

 

 

 

Рязань 2013 г. 

“Быть взрослым - значит быть одиноким.”

   Жан Ростан

 

Проблема одиночества всегда волновала  человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее  время этой проблеме посвящаются  все новые и новые работы, исследующие  сущность одиночества, причины его  возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории  людей в разные периоды жизни.

Однако в настоящее время  не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или  счастье, норма или патология. Различные  философские течения и психологические  школы рассматривают одиночество  то, как единственно возможную  основу человеческого бытия то, как  противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то - как социальную проблему, следствие  развития современных общественных сил.

Актуальность исследования состоит в том, что переживание одиночества у молодежи может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, накладывающее отпечаток на все остальные чувства и переживания и даже стать препятствием для личностного развития. Молодежь чаще всего остро переживает одиночество как свою заброшенность, покинутость, непонятость и отверженность.

Молодежи присуще переживание одиночества также в связи с юношеским кризисом смысла жизни, отсутствием взаимопонимания со сверстниками и родителями, неблагоприятными условиями жизни и развития. Несмотря на то, что большинство специалистов указывают на возникновение переживаний одиночества в подростковом возрасте, многие утверждения, относящиеся к анализу этого явления, не получили эмпирической проверки.

Объект исследования - молодежь в возрасте 15-23 лет – ученики и студенты г. Рязань.

Предмет исследования - проявления гендерных особенностей ощущения одиночества у молодежи.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют исследования Андреевой  Г.М., Волкова Б.С., Малышевой С.В., Рождественской Н.А, Столяренко А.М., Фролова  Ю. И. и др.

 

В своей работе “Проблема одиночества в молодежной студенческой среде”1 Л. А. Пьянкова раскрывает проблему одиночества как социально-психологический феномен, который регулирует развитие раннего юношества.

 

Трансформация уклада современной жизни, усложнение представлений человека о мире, увеличение степени интенсивности жизни, рост материальных и духовных потребностей, расширение социальных связей личности – все эти факторы могут вызывать состояние одиночества. Исходя из вышеизложенного, представляется актуальным исследование, направленное на выявление причин возникновения состояния одиночества, определение распространенности этого явления и предложение методов профилактики и коррекции одиночества.В данной статье представлены результаты проведенного психолого-педагогического и социологического исследования. Результаты исследования раскрывают проблематику одиночества как социально-психологического феномена, регулирующего процесс развития раннего юношества. Представленные материалы обладают практической новизной и значимостью. В исследовании приняли участие 157 студентов первых курсов механико-машиностроительного и инженерно-экономического факультетов филиала КузГТУ в г. Новокузнецке. Исследование продолжалось с ноября 2008 г. по июнь 2011 г. Методами изучения проблемы одиночества выступили:

а) теоретические: анализ философской, психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация; б) эмпирические: педагогические наблюдения, тестирование, социологический опрос, методы статистической обработки результатов эксперимента.

Преодоление проблем одиночества для студентов как негативного эмоционального состояния – это решение проблем личностного и профессионального самоопределения, повышение их самооценки, развитие качеств рефлексивности мышления, формирование коммуникативных умений, что обеспечивает формирование ключевых компетенций будущих специалистов. Усложнение жизненного мира личности, увеличение степени ее интенсивности, возросшие потребности, расширение социальных связей повышают интерес к самой себе, но и вызывают состояние одиночества. Историческая ретроспектива этого состояния такова: в XVII в. появляется слово «характер», относящееся к человеческой индивидуальности. В конце XVI – начале XVII в. в английском языке возникают «интроспективные» термины, описывающие внутренние психологические установки личности: отвращение, неудовлетворенность, расстройство, физическая изоляция. В это же время смысл состояния «изоляция» наполняется отделением кого-либо или чего-либо, лишение связи с окружающей средой, защита от чего-либо.

В своих «Опытах» М. Монтень пишет, что уединение – это убежище от людей, дел, возможность обогащения собственного «Я» В XVIII в. английский словарь эмоций пополняется такими словами, как «тоска», «скука», «меланхолия». По мнению Н. Ф. Бул гаковой и И. Д. Лаптевой, эти термины показывают рост интроспекции и желание осмыслить себя как единое целое, свой внутренний мир вместе с важными нюансами. Таким состояниям, по мнению американского социолога Д. Рисмэна, способ ствует интровертированность. Ученый высказал мысль, что личность, «ориентируемая изнутри», от личается беспокойством, эмоциональной скованностью, ее представление о себе более поверхностно и менее реалистично, чем у независимых.

Исследования, проведенные  К. Хендриком и С. Брауном, доказали, что интроверсия ассоциируется у окружающих не только с застенчивостью и другими коммуникативными трудностями, но и более тонкой душевной организацией. Основатель психоанализа З. Фрейд полагает, что одиночество, способность человека к изолированному существованию можно рассматривать как гнетущий груз. По его убеждению, культура должна защищать себя от одиночек. В работах Э. Фромма проблема отделения обсуждается в контексте исследований процесса индивидуализации. В ходе последнего, согласно взглядам ученого, происходит не только усиление и развитие личности человека, его собственного «Я», но и утрата идентичности с остальными людьми. Прогрессирующее отделение может привести к изоляции, перерастающей в потерянность и порождающей усиленную тревогу и неуверенность в себе. Однако это может привести и к принципиально новой близости, солидарности с другими людьми, если ребенок окажется в состоянии развить в себе внутреннюю силу и творческую активность, являющиеся предпосылками нового типа связанности с миром.

В современных исследованиях Я. Л. Коломинского, И. С. Кона, А. Т. Куракина, Л. И. Новиковой одиночество выступает формой личностного обособления, трактуемого неоднозначно, – как принцип жизнедеятельности членов коллектива, социально-педагогический механизм, регулирующий процесс социального развития и влияющий на профессиональное самоопределение учащейся молодежи.

Современные трактовки дефиниции «одиночество» неоднозначны:

1. Его можно рассматривать как социально-психологическое явление, связанное с личностными

особенностями (особенности подросткового и раннего юношеского возраста, когда происходит развитие самопознания, формирование мировоззрения, влияние низкой самооценки индивида). Одиночество выступает как преграда и стимул развития. Как психическое образование, оно проявляется в стремлении индивида осознать свои возможности и своеобразие, иметь свою личную позицию.

У А. Маслоу2 одиночество – это потребность в уединении, независимости, является характеристикой самоактуализирующейся личности. Автор пишет, что самоактуализирующиеся люди очень нуждаются в неприкосновенности внутренней жиз ни и одиночестве. Так как они не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости, то мо гут наслаждаться богатством и полнотой дружбы. К сожалению, это качество независимости не всегда понимается или принимается другими. В сфе ре социального общения часто «нормальные» люди считают их равнодушными, необщительными, высокомерными и холодными, особенно в том случае, когда потребности любви и привязанности у них неадекватно удовлетворены.

Но у самоактуализирующихся людей эти дефицитарные потребности удовлетворены, и поэтому им не нужны другие люди для дружбы в обычном смысле этого слова. В результате появляется потребность общения другого уровня – общения с собой. Как сказал один из испытуемых А. Маслоу:

«Когда я один – я  с моим лучшим другом». Такое замечание  можно интерпретировать как законченный нарциссизм, но исследователь просто считает, что самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве без того, чтобы ощущать себя одинокими. Потребность в уединении и уверенность в себе проявляются также и в других аспектах поведения самоактуализирующихся людей. Например, они сохраняют спокойствие и невозмутимость, когда их постигают личные несчастья и неудачи. А. Маслоу объясняет это тем, что самоактуализирующиеся люди стремятся иметь собственный взгляд на ситуацию, а не полагаться на темнения или чувства, которые демонстрируют по данному поводу другие люди. Действительно, они сами для себя являются движущей силой, сопротивляющейся попыткам общества заставить их придерживаться социальных условностей.

К. Роджерс3 подчеркивает значение опыта и его влияние на субъективную интерпретацию событий жизни. Согласно его мнению, одиночество – это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его – феноменологическое несоответствие представлений индивида о собственном «Я». Если разделить процесс возникновения одиночества на три этапа и схематически представить его, то получится следующая картина:

1) общество влияет на человека, вынуждая его вести себя в соответствии с социально оправданными, ограничивающими свободу действия образцами;

2) из-за этого возникают противоречия между внутренним истинным «Я» индивида и проявлениями его «Я» в отношениях с другими людьми, что приводит к потере смысла существования;

3) индивид становится одиноким, когда, устранив охранительные барьеры на пути к собственному «Я», он, тем не менее, думает, что ему будет отказано в контакте со стороны других.И здесь получается замкнутый круг: человек, веря в то, что его истинное «Я» отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не быть отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных «фасадов», что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным «Я».

Дети без друзей.4 (Зик Рубин).

 Существует много категорий детей без друзей: среди них те, кто живет в уединенных местах, где у ребенка нет возможности завести друзей, и те, кто лишен такой возможности из-за серьезных физических и умственных недостатков. Встречаются дети, которые на определенном этапе своего развития не испытывают необходимости в друзьях. Им любимые занятия заменяют общение со сверстниками и полностью удовлетворяют их потребности.  
В данной работе основное внимание уделено трем группам детей без друзей, которые не исключают друг друга, но позволяют рассмотреть более широкий круг вопросов, связанных с одиночеством. Первая из них – это дети, не имеющие друзей из-за отсутствия необходимых навыков общения. Вторая – дети, потерявшие друзей в результате смены местожительства или школы. И третья – это те дети, у которых дружба пошатнулась или прервалась в результате постепенных изменений, произошедших в их психике. 
Группа I: дети, не обладающие необходимыми навыками общения. 
Такие дети, как правило, ничем не отличаются от других: они так же живы и веселы, увлекаются теми же играми. Однако на первом этапе, когда происходит непосредственное формирование дружеских отношений в новом коллективе, не проявляют большой инициативы в общении с другими детьми. Подобная отчужденность приводит к тому, что позже одинокому ребенку трудно включиться в уже сложившуюся групповую деятельность. Все его попытки оказываются неудачными: как только двое или более детей придумали для себя определенного рода деятельность, они "защищают" свой мир, не подпуская никого из посторонних.  
Чтобы завести друзей и сохранить дружбу, детям необходимо овладеть несколькими навыками. Они должны уметь включаться в общие игры и занятия, быть настойчивыми после первого отказа, научиться с одобрением относиться к своим ровесникам и поддерживать их, улаживать конфликты, проявлять чуткость и такт – словом, быть друзьями. Однако не следует и слишком "бурно" выражать свои чувства: подобная навязчивость может не всем понравиться. 
Приобретение необходимых навыков общения может оказаться делом достаточно трудным для детей дошкольного возраста, особенно если у них не было достаточно опыта общения со сверстниками в прошлом. В данной ситуации детский сад является своего рода "испытательным полигоном" для развития таких навыков. Большую помощь могут оказать родители: к примеру, свести двух детей с одинаковыми интересами, контакт между которыми может быть, по их мнению, взаимно полезным. Такое "сводничество" помогает приобрести первый, столь необходимый опыт общения. Существуют также специальные программы для непосредственного обучения данным навыкам. Следует лишь помнить, что такая помощь не должна слишком явно навязываться, ведь за видимой неспособностью к дружбе может скрываться элементарное желание побыть одному. 
Дети, потерявшие друзей при смене местожительства или школы. 
Еще одним серьезным препятствием к приобретению друзей могут стать переезд или перевод в другую школу. Необходимость расстаться с друзьями и людьми, которые до сих пор ежедневно были рядом, может привести к появлению чувства одиночества. Дополнительная трудность заключается в том, что ребенок должен стать частью нового социального окружения, где все давно знакомы. Особенно трудно найти новых друзей детям старшего возраста, когда компании уже сложились и новичку войти в них трудно.  
В таких ситуациях возможность поддерживать связь со старыми друзьями может быть приятна ребенку, но подобные контакты могут также и напоминать об утрате. Эта двойственность переживаний объясняется попыткой ребенка разобраться со своим ощущением потери и необходимостью смириться со своим новым положением. В то же время многие дети воспринимают переезд или переход в другую школу как возможность завести новых друзей.  
Когда друзья расходятся. 
Случаи, когда дети сами прерывают дружеские отношения, встречаются чаще, чем расставание в результате переезда. Подобный разрыв – это, скорее всего, результат медленного расхождения, возникшего тогда, когда один из друзей или оба постепенно осознали, что их дружба больше не приносит им прежнего удовлетворения. По мере, того как ребенок растет, меняются его потребности, способности и интересы. Эти изменения особенно ярко видны в период, когда дети превращаются в подростков. Как известно, у разных детей этот процесс происходит далеко не одинаково, что непременно отражается на характере взаимоотношений между друзьями. Так, например, одной девочке достаточно сложно поддерживать дружбу с другой, когда ее уже интересуют мальчики, а подруга все еще играет в куклы. Как пишет известный детский врач: "Сам факт, что дружба тает и идет на убыль, свидетельствует о том, что на каждой стадии своего развития дети склонны ощущать потребность завести друзей, непохожих на прежних, и как следствие вынуждены время от времени искать новых"1. 
Однако, хотя такая ситуация и является нормальным и необходимым явлением в процессе взросления, детям часто бывает трудно пережить разрыв дружеских отношений. Идеален случай, когда разрыв происходит по взаимному согласию, но он встречается редко. В других же ситуациях инициаторами разрыва являются преимущественно дети, повзрослевшие быстрее и уже научившиеся уважать чувства других. Для них принятие такого решения – шаг ответственный и мучительный. Многие находят выход в сохранении дружеских или, скорее, приятельских отношений при менее пылком проявлении чувств. 
Опасность в данном случае заключается в возможности возникновения у "тех, с кем порвали", различных комплексов. Ребенок ищет в себе причины, которые, как ему кажется, могли бы спровоцировать разрыв. Такое поведение может отвратить его от дальнейших попыток найти себе новых друзей. И здесь не обойтись без помощи родителей или преподавателей. 
Во многих случаях детям в конечно счете удается превратить потери в приобретения: подобные переживания весьма плодотворно влияют на расширение круга их интересов и знакомств.  
Вывод. 
Хотя одиночество детей отличается от подобного состояния у подростков или взрослых, природа переживания одинакова. Как и взрослые, дети могут ощущать недомогания, скуку, отчужденность. К одиночеству, которое испытали маленькие дети, нужно относиться с тем же пониманием и сочувствием, как и к одиночеству взрослых. У них есть много общего, поскольку перед ними встают проблемы, как вовлечь других в общение, как справиться с физической разлукой и разрывом связи и как отнестись к изменившимся у человека потребностям, интересам и системе ценностей. 
Кроме того, перенесенное в детстве одиночество приобретает особую важность из-за того значения, которое оно может иметь для взрослой жизни. Своеобразие опыта у одиноких детей, вероятно, окажет влияние на то, как эти дети перенесут разлуку и потерю в зрелом возрасте. 
Несомненно и то, что дети без друзей могут помочь психологам понять одиночество взрослых. Поскольку дружеские отношения завязываются и протекают у них гораздо быстрее, чем у взрослых, перед исследователями предстает своеобразная миниатюра дружеских отношений.  
 
Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации.5 
Юность и раннюю молодость принято считать особенно трудными периодами в жизни человека. Одним из важных аспектов перехода во взрослую возрастную группу является установление взрослых социальных отношений. Особенно показателен в этом отношении процесс адаптации при поступлении в колледж.  
Расстаться со знакомым с детства миром и поступить в ВУЗ – значит многое начать заново. Высокие личностные качества, отмеченные в школе, не могут помочь человеку найти себе место в колледже. Среди студентов может оказаться масса победителей самых различных конкурсов, членов советов учащихся. Что же касается романтических отношений, то перед студентами встает проблема, как привлечь к себе внимание противоположного пола в новых условиях.  
Неудивительно, что большая часть новичков чувствует себя одинокими. Многим из них удается приспособиться к новой обстановке, но для остальных это становится серьезной проблемой. Вполне возможно, что одиночество учащихся – одна из важных причин большого отсева среди них. Случаи самоубийства в университетских городках и общежитиях и такие проблемы, как алкоголизм и наркомания, также связываются с чувством безысходного одиночества у студентов. 
Причины одиночества.  
У одиноких людей, естественно, возникает желание узнать причины своего состояния. Их понимание помогает разобраться в неприятной ситуации и может стать первым шагом на пути решения проблем в своих отношениях с обществом. 
Одинокие люди обычно могут указать на события, предваряющие одиночество. Часто они заключаются в изменениях в круге общения человека, таких, как разрыв любовной связи, расставание с домом при поступлении в колледж или различными событиями в семье. Эти события вызывают несоответствие между действительными и желаемыми социальными взаимоотношениями человека. Однако когда неблагоприятное соотношение между желаемым и действительными сохраняется, люди могут начать задумываться над причинами затянувшегося одиночества, которые мешают им приспособиться к изменившейся ситуации общения и вступить в удовлетворительные отношения с другими людьми.  
Объяснения, которые люди дают своему одиночеству, могут сильно воздействовать как на их эмоции, так и на средства его преодоления. Например, если студенты считают, что они бессильны перед причиной своего одиночества, они могут опустить руки и погрузиться в уныние. К таким причинам можно отнести постоянные качества характера. Однако если причина, по их мнению, поддается воздействию (сюда относятся ситуативные причины), они чаще всего с настойчивостью пытаются наладить общение.  
Таким образом, чтобы преодолеть одиночество студентам нужно научиться реалистически оценивать свое положение, поскольку такая оценка даст им возможность справиться с одиночеством и поддержит в них стремление продолжать попытки окончательно его преодолеть. 
Социальные взаимоотношения и одиночество. 
На каждом этапе жизни для людей важны разные типы отношений. Для маленького ребенка главными являются отношения с родителями, потом – с ровесниками, возлюбленными и так далее. Большинство людей поступают в колледж в период поздней юности, поэтому их социальные связи могут иметь свои особенности, соединяя в себе разные типы взаимоотношений.  
Для некоторых студентов дружба может в некоторой степени компенсировать отсутствие постоянной романтической связи, поэтому к весне с одиночеством обычно справляются те, кто смог установить дружеские отношения с окружающими людьми.  
Однако другая группа студентов, не сумевшая справиться с одиночеством к весне, видела единственный способ справиться с ним в романтических отношениях. Но возможно и то, что они просто недооценивают дружеские отношения как вероятное средство преодоления одиночества. 
Преодоление одиночества с помощью различных социальных связей может зависеть и от того, какие психологические потребности эти связи призваны удовлетворять. Так, "социальное единение", чувство общности интересов и дел, обычно возникает у человека при общении с друзьями. У взрослых "привязанность", ощущение надежности и обязательств по отношению к партнеру, чаще всего появляется при интимных контактах с возлюбленным или супругом. Ощущение надежности родства или уверенность в продолжительном оказании поддержки обычно возникает при связях с семьей и родными. Сотрудники и коллеги могут представить подтверждение достоинств, наставники и учителя – обеспечить руководство, а свой ребенок – дать возможность воспитывать. 
Кроме того, немалую роль в преодолении одиночества играет еще и социальное сравнение, поскольку существующие нормы социальных взаимоотношений являются очень важным фактором в процессе социальной адаптации людей. 
Факторы обстановки и личностные характеристики. 
Обстановка, в которой люди находятся, может оказать глубокое воздействие на их поведение. Так, немаловажными факторами в процессе социальной адаптации студента является чувство уюта и комфорта, которое он испытывает в общежитии, дух сотрудничества среди студентов и преподавателей, проживание в коллективе. К тому же важным является и само понимание студентом особенностей обстановки, в которой он живет. Возможно, что студент игнорирует этот фактор и в одиночестве винит исключительно самого себя, что только усугубляет состояние депрессии. 
Принимая во внимание сложности, связанные с обстановкой, психологам-консультантам следует предупреждать студентов о возможной опасности и советовать им не сосредоточивать внимание исключительно на личных недостатках. Студентам нужно уметь реально оценивать, насколько они сами виноваты в трудностях, возникающих при общении, и насколько их проблемы обусловлены ситуацией. 
Что касается личностных характеристик одинокого студента, то они сводятся к следующему. Одинокий студент, как правило, человек недостаточно уверенный в себе при общении, застенчивый и чувствительный к отказу. Эти характеристики явно мешают их обладателям завязать отношения и могут тормозить процесс социальной адаптации. 
Кому удается справиться с одиночеством?

Информация о работе Одиночество и молодежь