Описание народа коренные австралийцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:18, творческая работа

Описание работы

Численность составляет 437 тыс. (2001, перепись), в том числе 26,9 тыс. чел. на островах Торресова пролива. Заселение Австралии происходило от 70-50 до 30 тысяч лет назад (считается, что это самая древняя из живущих на Земле цивилизаций). Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном по плейстоценовому континентальному шельфу, но и преодолев не менее 90 км водных преград). Живут в основном в удалённых от городов районах Северной, Северо-Западной, Северо-Восточной и Центральной Австралии, часть — в городах.

Файлы: 1 файл

Коренные австралийцы.docx

— 25.26 Кб (Скачать файл)
  1. Коренные австралийцы, австралийские бушмены. Самоназвание: австралийцы-аборигены.
  2. Численность составляет 437 тыс. (2001, перепись), в том числе 26,9 тыс. чел. на островах Торресова пролива. Заселение Австралии происходило от 70-50 до 30 тысяч лет назад (считается, что это самая древняя из живущих на Земле цивилизаций). Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном по плейстоценовому континентальному шельфу, но и преодолев не менее 90 км водных преград). Живут в основном в удалённых от городов районах Северной, Северо-Западной, Северо-Восточной и Центральной Австралии, часть — в городах. Наиболее известные этнические общности австралийцев: на юго-востоке Австралии — камиларои, курнаи, нарриньери, на востоке — вакка, каби, в центральной части — арабана, аранда, варрамунга, диери, на северо-западе — кариера, ньоль-ньоль. Относятся к австралийской расе большой австралоидной расы. Рост средний и выше среднего, тёмно-коричневая кожа, сильно развитый третичный волосяной покров, долихокефалия, волосы чёрные волнистые, низкий широкий нос, губы толще средних, прогнатизм, сильно выступающее надбровье. На севере прослеживается примесь меланезийской расы. Австралийцы в классификации народов Земли находятся абсолютно отделено.
  3. Заселение Австралии происходило от 70-50 до 30 тысяч лет назад (считается, что это самая древняя из живущих на Земле цивилизаций). Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев. Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.
  4. Говорят на австралийских языках. Австралийские языки — множество языковых семей и изолятов, на которых говорят аборигены Австралии и близлежащих островов. Языки острова Тасмания по традиции рассматриваются отдельно. Родственная связь между австралийскими языками строго не доказана. В настоящее время насчитывается 55 695 говорящих на австралийских языках, в основном людей старшего поколения. Наиболее крупный язык — «язык Западной пустыни» (более 7000 говорящих), делящийся на множество диалектов. Крупнейшая языковая семья — семья пама-ньюнга, занимающая 7/8 континента.
  5. Религия аборигенов Австралии связана с ритуальной жизнью племен и отражает тотемические культы, обряды инициации, интичиума (магического размножения животных своего тотема) и календарные обряды. Представления о космосе развиты слабо. Наиболее распространены мифы, объясняющие происхождение природных объектов – озер, холмов, деревьев и т.п. В мифологии выделяется «время сновидений», когда мифические герои совершили свой жизненный цикл, вызвали к жизни людей, животных, растения. Затем они превратились в священные предметы – скалы, деревья.
  6. Традиционными занятиями австралийских аборигенов являлись охота, рыболовство и собирательство, у населения островов Торресова пролива – ручное земледелие. Австралийцы охотились на животных и птиц, ловили рыбу, выкапывали корни и луковицы растений, собирали ягоды, листья, личинки насекомых, птичьи яйца, мед у пчел и ос, вылавливали моллюсков и ракообразных. Все орудия изготавливались из камня, раковин, костей и дерева. Использовались  охотничье оружие (копья), палки-копалки и корытца для переноски растительной пищи,  мешки, сумки, веревки. Аборигены не знали лука и стрел и при охоте использовали копья, дротики с копьеметалкой и некоторые племена - бумеранги. Для ловли рыб применяли остроги, лески с крючком и специальные рыбные ловушки. Огонь добывали трением двух палок друг о друга
  7. Аборигены вели полукочевой образ жизни. При длительных остановках строили шалаши из жердей, веток, камней, земли. Женщины занимались собирательством, мужчины  охотились на крупную дичь. Женщины собранную ими пищу делили только внутри своей семьи. Крупное животное, принесенное мужчиной, делили между всеми членами производственной группы из нескольких семей, таким образом, мясную пищу получал широкий круг родственников. Когда пищевые ресурсы в радиусе 10-13 км от стоянки истощались, группа переходила на новое место.
  8. Одежды у них почти не было, - носили набедренные повязки или ходили голые. Тело раскрашивали.
  9.      Приготовление пищи сложностью не отличалось. Фрукты, ягоды и насекомых ели в сыром виде. Остальные продукты жарили или запекали. Огонь поучали трением двух кусков дерева. Работа по извлечению огня занимала от получаса до часа. Убитую дичь бросали прямо в костер, затем, когда сгорала шерсть, вынимали, потрошили, счищали остатки шерсти и запекали на углях. Так готовили мясо, рыбу и небольших черепах. Если животные были крупными, как кенгуру, то мясо оставалось полусырым. Нередко с него стекала кровь, это считалось деликатесом. Орехи, семена, коренья запекали в пепле костра. Более изысканным было приготовление пищи в земляной печи.
  10. Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений.

В основе социальной организации  лежало родство. Родственные отношения  отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых  могло несколько разниться в  разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более  чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени  более близкого родственника. Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся  приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл  «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими  близкими родичами.

Категорией родственных  отношений между одним лицом  и другим определялось взаимное поведение  обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства  и до старости. Особенно важным был  тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами  устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между  конкретными типами кузенов и  кузин), позволительность одних и  недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых  определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых  существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые  были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

  1. Детям еще до наступления половой зрелости приходится проходить обряды, которые носят общественный характер и связаны с определенными потрясениями. К таким обрядам относится, например, просверливание носовой перегородки. Но в целом дети, не достигшие статуса взрослых, живут под контролем своих родителей. Правда, в жизни девочек нередко определенную роль играет их будущие мужья. В западной пустыне девочки время от времени ночуют в лагере будущего мужа, чтобы привыкнуть к нему и его близким.

Наступление юношеского возраста мальчиков и девушек связано  с проведением обрядов инициации  или так называемых обрядов посвящения, при которых молодые представители  племени переходят из социальной группы детей в социальную группу взрослых.

С телом покойников поступают  по-разному: закапывают в землю, помещают на специальной погребальной платформе  или на дереве, высушивают или мумифицируют, кремируют, помещают в полый ствол  дерева, которое можно было бы назвать  гробом. Различные типы погребальных обрядов, практикующихся у австралийских  аборигенов, свидетельствуют о вере в загробную жизнь, вернее, о вере в продолжение жизни после  смерти. Смерть рассматривают как  временный период, после чего человек  переходит в другую жизнь, похожую  на ту, которую он вел на земле. Смысл  человеческого существования аборигены  видят не в одном только коротком периоде земной жизни человека. Они  считают жизнь и мир вечными: все повторяется в неизменной, раз и навсегда установленной последовательности.

  1. Австралийские аборигены имеют искусство, которое не отделено четкой границей от других областей деятельности. Хотя ни в одном из языков австралийских аборигенов нет специального термина, соответствующего понятию «искусство», для живописи, рисования, резьбы по дереву и камню, как и для пения, рассказа или сказки и церемониальных представлений (танцев и т.п.), существуют определенные названия. Их искусство неразрывно связано с тотемизмом, особенно ярко это проявляется во время исполнения традиционных священных обрядов - представляющих собой синтез ритуальных танцев, пантомимы, живописи на теле и пластики. В этом случае аборигены разрисовывают свое тело с необычайной фантазией. Преобладают коричневые, желтые и красные цвета, немало также и белых точек и черточек. Чтобы достичь еще большего пластического эффекта, аборигены иногда приклеивают к телу пушистые белые и красные перья птиц, из пучков перьев попугаев делают бороды, на шею вешают большие шары из гусиного пуха.
  2.   Действие в австралийских мифах отнесено к особой стародавней мифологической эпохе так называемом времени “сновидений”. Солнце представляется девушкой, поднявшейся по дереву на небо, плеяды – девушками из тотема бандикута, ставшими свидетельницами церемонии посвящения юношей и по этой причине превратившимися в камни, а затем в звезды. В мифах северных и юго-восточных племен Австралии наряду с тотемными предками есть и более обобщенные и, по-видимому, развившиеся позднее образы "надтотемных" мифических героев. На севере известна старуха-мать (фигурирует под именами Кунапипи, Клиа-рин-клиари, Кадьяри и т. д.) – матриархальная прародительница, символизирующая плодовитую рождающую землю и связанный с ней (и с плодовитостью, размножением) образ змея-радуги. На юго-востоке – патриархальный всеобщий отец (Нурундере, Кони, Вирал, Нурелли, Бунджиль, Байаме, Дарамулун), живущий на небе и выступающий в роли культурного ге<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Time

Информация о работе Описание народа коренные австралийцы