Определение брака, межэтнические браки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 14:06, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Основной формой социальной организации отношений между мужчиной и женщиной является брак. Брак- это санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям [10, С.23]. Ценность брака как жестко контролируемого социального образования в России снижается в силу различных причин. Среди них низкая стабильность заключаемых браков и рост привлекательности индивидуальной частной жизни, которая все больше распространяется в связи с трансформированием норм семейно-брачных отношений, изменением экономической ситуации, прогрессом в сфере домашнего хозяйства и бытовых условий

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Определение понятия брак. Концептуальный анализ межэтнических браков
2. Молодежь как особая социальная группа
3. Особенности отношения современной молодежи к браку
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

этносоциол.docx

— 51.53 Кб (Скачать файл)

 

2.   Особенности отношения современной молодежи к браку

 

Отношение к любви и  браку каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет отпечаток условий  жизни и нравственно-эстетических принципов, сложившихся в данном обществе. По мнению специалистов, непрочность  современных браков в значительной степени определяется тем, что у  молодежи не воспитывается истинное уважение к институту семьи. Кроме  того, общая беда молодых - неосведомленность  в вопросах брака, а общая ошибка в том, что они, создавая семью, полагаются лишь на силу чувств. Эта проблема уже  была достаточно отражена в социологических  исследованиях прошлых десятилетий. Такие исследования проводились  в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Рязани и других крупных городах. Однако современный этап развития нашего общества, который характеризуется крупными преобразованиями в основных сферах его жизнедеятельности, трансформацией социокультурных норм и традиций, вносит существенные изменения в  полученные ранее результаты. Навязчивая "сексуализация" отечественной  литературы и кино, наблюдающаяся  в последние годы и не свойственная русской культуре, изменения в  стиле и образе жизни не могли  не отразиться на отношении молодых  людей к институту семьи и  брака. Данные обстоятельства определили предметную область исследования, проведенного в г.Барнауле [22, С.23]. В ходе работы было опрошено 300 респондентов, из них 48 процентов юношей и 52 - девушек. Возрастные категории были представлены в следующем  соотношении: 13-14 лет - 18 процентов, 15-16 лет - 22, 17-18 лет - 18, 19-20 лет - 16, 21-22 года - 16, 23 года - 10 процентов. Была разработана  анкета идентичная для всех возрастных категорий, позволяющая выяснить представления  о любви и браке, их место в  системе жизненных ценностей  молодежи, мотивы вступления в брак, а также общие сведения о респондентах. Были получены следующие результаты. Место любви и брака в системе  жизненных ценностей молодежи различается  в зависимости от возраста. Так, если в качестве наиболее значимых ценностей  подростками 13-16 лет были обозначены "родные и близкие", "здоровье", "друзья", то среди респондентов возрастной группы от 17 до 23 лет первые позиции были отданы "любви" и "браку". Возрастные и тендерные  различия были выявлены в ответах  на предложение дополнить фразу: "Любовь - это:". Было замечено, что  респонденты 13-14 лет, как правило, затруднялись дать какой-либо ответ. Наиболее часто  встречающиеся ответы в группе 15-16 лет были следующие: "Любовь - это  сложное чувство, не поддающееся  описанию", ":радость для двоих  и необходимость быть вместе". Причем, интересным оказался тот факт, что 40 процентов девушек данной возрастной категории ответили, что любовь - это боль, самопожертвование. По-видимому, такая оценка любви связана с  безответным чувством, которое характерно вообще для данного возраста, а  для девушек особенно. Большинство  же юношей отвечало, что любовь это  взаимопонимание, нежность, "встреча  двух сердец и слияние двух тел". В возрастной группе 18-20 лет любовь понимается как доверие, взаимопонимание, уважение. Причем, в ответах юношей данного возраста довольно часто  отмечается, что любовь это еще  и влечение, стихия и близость. Среди  девушек распространена такая характеристика как самоотдача. Подобная картина  наблюдается и в возрастной группе от 21 до 23 лет. Восприятие ревности как  одного из проявлений любви наблюдается  у значительного числа респондентов. Причем данный показатель выше в младшей  возрастной группе. По-видимому, в более  юном возрасте проявление ревности имеет  приблизительно ту же ценность, что  и любовь, в то время как с  возрастом ревность воспринимается больше как проявление самолюбия, нежели любви. При изучении такого аспекта  как отношение молодежи к сексу, были получены следующие данные. Присутствие  в любви интимной близости считают  обязательным 48 процентов респондентов, причем в группе юношей данный показатель почти в 2 раза выше, чем в группе девушек (61 и 35 процентов соответственно); 35 процентов опрошенных указали, что  наличие интимной близости зависит  от силы чувств (девушки давали такой  ответ в 1,5 раза чаще). Обнаружена закономерность, заключающаяся в том, что среди  тех, кто не живет половой жизнью, большинство руководствуется принципом, что "интимная близость определяется силой чувств", а 2/3 респондентов живущих половой жизнью считают  наличие половой близости необязательным. Ответ на вопрос: "Живете ли Вы половой  жизнью?" наиболее показателен в  разрезе возраста респондентов. Так, с возрастом все больший процент  молодежи живет половой жизнью. У  большинства опрошенных первый половой  контакт был в возрасте 14-16 лет, причем юноши начинают жить половой  жизнью в среднем на 1,5-2 года раньше, чем девушки. Анализ нижеприведенных  данных позволяет сделать вывод  о том, что представления молодежи о любви и браке отличаются от взглядов старшего поколения. Так, 71 процент респондентов считают возможным  вступать в половые отношения  до брака, причем данный показатель остается высоким во всех возрастных группах  и не зависит от пола. Данный вывод  иллюстрируется и тем обстоятельством, что 1/3 респондентов считает регистрацию  своих отношения для создания семьи совсем не обязательной, 35 процентов  допускают такую возможность при наличии определенных обстоятельств, остальные (40%) придерживаются традиционной точки зрения. Среди критериев выбора партнера главными были названы два: личностные характеристики (73%) и внешнее обаяние (67%). Показательно, что, несмотря на возрастающую роль денег в жизни россиян, большей частью молодежи ценятся личностные качества, а не материальное положение. Разница во взглядах на любовь и брак двух поколений нашла свое отражение в ответах на вопрос: "Какую роль играет мнение родителей при создании семьи?". Так, 62 процента опрошенных выбрали вариант ответа "не играет никакой роли" и только для десятой части мнение родителей является решающим. На наш взгляд, данное обстоятельство напрямую связано с тем, что отношения в родительской семье не совпадают с представлениями молодежи о счастливой семейной жизни. Только 16 процентов респондентов хотели бы, чтобы их будущая семейная жизнь была похожа на семейную жизнь родителей. Вопросы интервью были направлены на выяснение трудностей, с которыми наиболее часто сталкивается молодежь в области любви и брака. Экспертами были выделены следующие проблемы: несоответствие личностных качеств партнера ожиданиям другого; суицидальное поведение по причине несчастной любви; изнасилование; супружеские конфликты; трудности при общении с противоположным полом. По мнению специалистов, главными причинами указанных проблем являются: низкая самооценка, социальная и психологическая неподготовленность к семейной жизни, некомпетентность молодежи в вопросах любви и брака. Экспертами констатировался тот факт, что основной контингент обращающихся за помощью составляют супружеские пары и молодые люди, живущие половой жизнью, причем чаще в психологическом консультировании нуждаются девушки. Практически все эксперты указали на то обстоятельство, что молодежь, столкнувшись с проблемами, чаще пытается найти выход самостоятельно, а не воспользоваться услугами квалифицированных специалистов. Не последнюю роль в этом играют СМИ, а также популярная литература сомнительного жанра и содержания [22, С.26]. Таким образом, на основе полученных данных были сделаны следующие выводы: любовь и брак по-прежнему являются одной из главных жизненных ценностей современной молодежи, причем значимость любви и брака увеличивается прямо пропорционально возрасту респондентов. Указанное выше исследование определяет общее отношение современной молодежи к браку. А каково же отношение молодых людей к межэтническим бракам? Межнациональные и этноконфессиональные отношения в современной России – это область повышенных социальных и политических рисков, где объективные противоречия легко идеологизируются, а национализм становится способом политической мобилизации, источником конфликтов высокой интенсивности [20, С.50]. К настоящему времени ситуация в стране выглядит более стабилизированной. В какую сторону будет развиваться ситуация в дальнейшем, куда будет сдвигаться достигнутый на сегодня хрупкий баланс в значительной степени зависит от настроений только еще вступающего в жизнь нового поколения российских граждан, которое через 10 – 20 лет будет определять социально-психологические доминанты политической и общественной жизни страны. Как известно, существует несколько стандартных индикаторов, при помощи которых можно достаточно объективно определять меру интенсивности этнического национализма. Один из них – приемлемость межнациональных (межэтнических) браков в том случае, если в такой брак вступает кто-то из близких родственников. В СССР это было очень распространено и всегда воспринималось как совершенно нормальное явление. А что сегодня думает об этом российская молодежь? Как показал опрос, проведенный сотрудниками Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации в марте-апреле 2009 г. ситуация в данном вопросе по сравнению с 1999 г. изменилась очень резко. Если 10 лет назад количество считающих, что браки должны заключаться исключительно с представителями своей национальности не превышало десятой части выборки, то теперь оно увеличилось почти до четверти (22%) [24, С.135]. Причем впервые за все время наблюдений в данном вопросе прослеживается формирование национал-консервативной смычки «мегаполис – село». Здесь доля не желающих допускать в свою семью представителей другой национальности поднялась до очень высокой отметки – 34%-36%. Население малых городов настроено более толерантно, здесь подобный ответ встречался в ходе опроса в 2 раза реже, хотя, конечно, и это больше, чем было в 1999 г. (см. табл. 1).

Таблица 1 - Восприятие смешанных  браков среди молодых респондентов, проживающих в поселениях разного  типа, %

 

Среди всех опрошенных

Тип населенного пункта

Мегаполис

Райгород

Село

Считают, что брак следует  заключать только с представителем своей национальности

22

36

18

35

Не возражают против брака  между представителями различных  национальностей, главное — чтобы  супруги были счастливы

58

48

61

51

Затруднились ответить

20

16

21

14


 

Однако установка на терпимое восприятие межнациональных браков среди молодых россиян, и, прежде всего, у русских, в целом сохраняется. Почти 58% юношей и девушек и сегодня  не возражают против возможного брака  своих близких родственников  с людьми другой национальности. Еще  чуть более одной пятой опрошенных затруднились с ответом – очевидно, это люди, мнение которых может  склоняться в разные стороны в  зависимости от ситуации и конкретной кандидатуры человека, которого им предстоит принять в свою семью. Как показало исследование, отношение  молодых россиян к представителям других национальностей сегодня  становится все более дифференцированным и избирательным. Похожее исследование брачно-семейных и репродуктивных установок  молодежи, было проведено Научно-исследовательским центром семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан в 2008 году. Объектом изучения явились молодые люди (до 30 лет), представляющие разные категории молодежи (учащиеся, в том числе студенчество, школьники старших классов, а также работающая молодежь; по 450 человек в каждой группе). В полиэтничной республике, какой является Татарстан, учитывался фактор этнической принадлежности индивида. Для Республики Татарстан актуален вопрос о межэтнических браках: две трети респондентов толерантны в отношении межэтнических браков, при этом русские либеральнее татар, христиане либеральнее мусульман. Среди татар больше сторонников гомогенных в этническом отношении браков. Это проявилось в оценках студентов: позитивное отношение к межэтническим бракам продемонстрировали 77,6% русских и 66,3% татар. Однако лиц, действительно готовых вступить в брак с представителями других этнических групп, оказалось меньше, чем положительно оценивающих смешанные браки. При этом наблюдаются различия между русскими и татарами (см. табл. 2) [36, С.34].

 

Таблица 2 - Готовность вступить в брак с представителями других этнических групп (% к общему числу  респондентов в каждой этнической группе)

 

Русские

Татары

Готовы вступить в межэтнический  брак

71,0

51,0

Не готовы к этому

24,3

44,2


 

Полученные данные свидетельствует  о более лояльном отношении к  межэтническим бракам со стороны  русских, как на мировоззренческом, так и на поведенческом уровнях. Приведенные данные свидетельствуют  о том, что современная молодежь достаточно позитивно относится  к межэтническим бракам. Таким  образом, изучив теоретические аспекты  проблемы отношения современной  молодежи к межэтническим бракам, можно сделать выводы:

1. На протяжении всей  истории существования общества  интерес к исследованиям семейно-брачных  отношений постоянно возрастал,  что обусловлено непреходящей  важностью семьи в жизни каждого  индивида и всего человеческого  общества в целом. Как предмет  научного анализа понятия «семья»  и «брак» являются объектами  изучения социологии семьи - направления,  возникшего в середине 19 века  в рамках общей социологии. По  мнению социологов, семья и необходимость  ее сохранения появились из  потребности в физическом воспроизводстве  населения, а брак, трактуемый  как социально и личностно  целесообразная устойчивая форма  отношений мужчины и женщины,  возник из необходимости упорядочить  половые отношения. Межэтнические  браки являются объектом повышенного  интереса социальных наук, поскольку  их изучение затрагивает два  аспекта, имеющих огромную значимость  в современном обществе. Во-первых, на том этапе социального развития, который переживает наша страна  в настоящий момент, возрастает  актуальность исследования семьи  как таковой, которая призвана  играть исключительную роль в  жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности.  По своей сути она является  индикатором благополучия общества  в самых различных сферах: утверждении  нравственных устоев, социализации  детей, развитии культуры и  экономики, и т.д. Семья как  социальная общность во всех  цивилизациях выступала важнейшим  элементом глобального развития. Во-вторых, одним из первоочередных  вопросов не только в стране, но и во всем мире, является  этнопсихологический и кросс-культурный  аспект общественных отношений.  В условиях, когда, с одной стороны,  во всем мире идут процессы  глобализации и укрепления кросс-культурных  связей, а с другой, остро стоит  вопрос межэтнической напряженности  и межнациональных конфликтов, к  проблеме взаимоотношений между  народами обращены многие науки,  в том числе, конечно, психология. Изучая взаимоотношения супругов  в этнопсихологическом аспекте,  можно проанализировать ключевые  проблемы общества в целом  и проследить многие социальные  тенденции, поскольку именно в  семье проявляются социальные  и этнические установки, ценности, привычки, а также первоначально  складывается мировосприятие человека, формируются его социально-психологические  качества и личностная (в том  числе этническая) идентичность.

2. Молодежь — это особая  социально-демографическая группа, переживающая период становления  социальной зрелости, положение  которой определено социально-экономическим  состоянием общества. Молодежь постоянно  находится в фокусе исследований  социологов, поскольку, именно она  является чутким индикатором  происходящих перемен и определяет  в целом потенциал развития  общества. Исследование молодежи  сегодня позволяет нам заглянуть  в завтра и составить прогноз  динамики развития общественных  процессов в будущем.

3. Любовь и брак по-прежнему  являются одной из главных  жизненных ценностей современной  молодежи, причем значимость любви  и брака увеличивается прямо  пропорционально возрасту респондентов. Изменения взглядов молодежи  на любовь и брак, внесенные  трансформацией социокультурных  норм и традиций, существенно  снизили степень влияния родителей  на формирование их представлений  о любви и браке. В ходе  анализа литературы по проблеме  отношения современной молодежи  к межэтническим бракам, можно  отметить, что данный вопрос практически  не изучался. На основе изучения  социологических исследований, проведенных  в разное время в регионах  России, можно отметить, что современная  молодежь в большинстве своем  не против межэтнических браков  и принимает их положительно.


Информация о работе Определение брака, межэтнические браки