2. Особенности отношения современной
молодежи к браку
Отношение к любви и
браку каждого поколения отражает
в себе черты времени и психологии
людей, несет отпечаток условий
жизни и нравственно-эстетических
принципов, сложившихся в данном
обществе. По мнению специалистов, непрочность
современных браков в значительной
степени определяется тем, что у
молодежи не воспитывается истинное
уважение к институту семьи. Кроме
того, общая беда молодых - неосведомленность
в вопросах брака, а общая ошибка
в том, что они, создавая семью, полагаются
лишь на силу чувств. Эта проблема уже
была достаточно отражена в социологических
исследованиях прошлых десятилетий.
Такие исследования проводились
в Москве, Санкт-Петербурге, Риге, Рязани
и других крупных городах. Однако
современный этап развития нашего общества,
который характеризуется крупными
преобразованиями в основных сферах
его жизнедеятельности, трансформацией
социокультурных норм и традиций,
вносит существенные изменения в
полученные ранее результаты. Навязчивая
"сексуализация" отечественной
литературы и кино, наблюдающаяся
в последние годы и не свойственная
русской культуре, изменения в
стиле и образе жизни не могли
не отразиться на отношении молодых
людей к институту семьи и
брака. Данные обстоятельства определили
предметную область исследования, проведенного
в г.Барнауле [22, С.23]. В ходе работы
было опрошено 300 респондентов, из них
48 процентов юношей и 52 - девушек. Возрастные
категории были представлены в следующем
соотношении: 13-14 лет - 18 процентов, 15-16
лет - 22, 17-18 лет - 18, 19-20 лет - 16, 21-22 года -
16, 23 года - 10 процентов. Была разработана
анкета идентичная для всех возрастных
категорий, позволяющая выяснить представления
о любви и браке, их место в
системе жизненных ценностей
молодежи, мотивы вступления в брак,
а также общие сведения о респондентах.
Были получены следующие результаты.
Место любви и брака в системе
жизненных ценностей молодежи различается
в зависимости от возраста. Так, если
в качестве наиболее значимых ценностей
подростками 13-16 лет были обозначены
"родные и близкие", "здоровье",
"друзья", то среди респондентов
возрастной группы от 17 до 23 лет первые
позиции были отданы "любви" и
"браку". Возрастные и тендерные
различия были выявлены в ответах
на предложение дополнить фразу:
"Любовь - это:". Было замечено, что
респонденты 13-14 лет, как правило, затруднялись
дать какой-либо ответ. Наиболее часто
встречающиеся ответы в группе 15-16
лет были следующие: "Любовь - это
сложное чувство, не поддающееся
описанию", ":радость для двоих
и необходимость быть вместе".
Причем, интересным оказался тот факт,
что 40 процентов девушек данной возрастной
категории ответили, что любовь -
это боль, самопожертвование. По-видимому,
такая оценка любви связана с
безответным чувством, которое характерно
вообще для данного возраста, а
для девушек особенно. Большинство
же юношей отвечало, что любовь это
взаимопонимание, нежность, "встреча
двух сердец и слияние двух тел".
В возрастной группе 18-20 лет любовь
понимается как доверие, взаимопонимание,
уважение. Причем, в ответах юношей
данного возраста довольно часто
отмечается, что любовь это еще
и влечение, стихия и близость. Среди
девушек распространена такая характеристика
как самоотдача. Подобная картина
наблюдается и в возрастной группе
от 21 до 23 лет. Восприятие ревности как
одного из проявлений любви наблюдается
у значительного числа респондентов.
Причем данный показатель выше в младшей
возрастной группе. По-видимому, в более
юном возрасте проявление ревности имеет
приблизительно ту же ценность, что
и любовь, в то время как с
возрастом ревность воспринимается
больше как проявление самолюбия, нежели
любви. При изучении такого аспекта
как отношение молодежи к сексу,
были получены следующие данные. Присутствие
в любви интимной близости считают
обязательным 48 процентов респондентов,
причем в группе юношей данный показатель
почти в 2 раза выше, чем в группе
девушек (61 и 35 процентов соответственно);
35 процентов опрошенных указали, что
наличие интимной близости зависит
от силы чувств (девушки давали такой
ответ в 1,5 раза чаще). Обнаружена закономерность,
заключающаяся в том, что среди
тех, кто не живет половой жизнью,
большинство руководствуется принципом,
что "интимная близость определяется
силой чувств", а 2/3 респондентов
живущих половой жизнью считают
наличие половой близости необязательным.
Ответ на вопрос: "Живете ли Вы половой
жизнью?" наиболее показателен в
разрезе возраста респондентов. Так,
с возрастом все больший процент
молодежи живет половой жизнью. У
большинства опрошенных первый половой
контакт был в возрасте 14-16 лет,
причем юноши начинают жить половой
жизнью в среднем на 1,5-2 года раньше,
чем девушки. Анализ нижеприведенных
данных позволяет сделать вывод
о том, что представления молодежи
о любви и браке отличаются
от взглядов старшего поколения. Так, 71
процент респондентов считают возможным
вступать в половые отношения
до брака, причем данный показатель остается
высоким во всех возрастных группах
и не зависит от пола. Данный вывод
иллюстрируется и тем обстоятельством,
что 1/3 респондентов считает регистрацию
своих отношения для создания
семьи совсем не обязательной, 35 процентов
допускают такую возможность при
наличии определенных обстоятельств,
остальные (40%) придерживаются традиционной
точки зрения. Среди критериев выбора
партнера главными были названы два: личностные
характеристики (73%) и внешнее обаяние
(67%). Показательно, что, несмотря на возрастающую
роль денег в жизни россиян, большей частью
молодежи ценятся личностные качества,
а не материальное положение. Разница
во взглядах на любовь и брак двух поколений
нашла свое отражение в ответах на вопрос:
"Какую роль играет мнение родителей
при создании семьи?". Так, 62 процента
опрошенных выбрали вариант ответа "не
играет никакой роли" и только для десятой
части мнение родителей является решающим.
На наш взгляд, данное обстоятельство
напрямую связано с тем, что отношения
в родительской семье не совпадают с представлениями
молодежи о счастливой семейной жизни.
Только 16 процентов респондентов хотели
бы, чтобы их будущая семейная жизнь была
похожа на семейную жизнь родителей. Вопросы
интервью были направлены на выяснение
трудностей, с которыми наиболее часто
сталкивается молодежь в области любви
и брака. Экспертами были выделены следующие
проблемы: несоответствие личностных
качеств партнера ожиданиям другого; суицидальное
поведение по причине несчастной любви;
изнасилование; супружеские конфликты;
трудности при общении с противоположным
полом. По мнению специалистов, главными
причинами указанных проблем являются:
низкая самооценка, социальная и психологическая
неподготовленность к семейной жизни,
некомпетентность молодежи в вопросах
любви и брака. Экспертами констатировался
тот факт, что основной контингент обращающихся
за помощью составляют супружеские пары
и молодые люди, живущие половой жизнью,
причем чаще в психологическом консультировании
нуждаются девушки. Практически все эксперты
указали на то обстоятельство, что молодежь,
столкнувшись с проблемами, чаще пытается
найти выход самостоятельно, а не воспользоваться
услугами квалифицированных специалистов.
Не последнюю роль в этом играют СМИ, а
также популярная литература сомнительного
жанра и содержания [22, С.26]. Таким образом,
на основе полученных данных были сделаны
следующие выводы: любовь и брак по-прежнему
являются одной из главных жизненных ценностей
современной молодежи, причем значимость
любви и брака увеличивается прямо пропорционально
возрасту респондентов. Указанное выше
исследование определяет общее отношение
современной молодежи к браку. А каково
же отношение молодых людей к межэтническим
бракам? Межнациональные и этноконфессиональные
отношения в современной России – это
область повышенных социальных и политических
рисков, где объективные противоречия
легко идеологизируются, а национализм
становится способом политической мобилизации,
источником конфликтов высокой интенсивности
[20, С.50]. К настоящему времени ситуация
в стране выглядит более стабилизированной.
В какую сторону будет развиваться ситуация
в дальнейшем, куда будет сдвигаться достигнутый
на сегодня хрупкий баланс в значительной
степени зависит от настроений только
еще вступающего в жизнь нового поколения
российских граждан, которое через 10 –
20 лет будет определять социально-психологические
доминанты политической и общественной
жизни страны. Как известно, существует
несколько стандартных индикаторов, при
помощи которых можно достаточно объективно
определять меру интенсивности этнического
национализма. Один из них – приемлемость
межнациональных (межэтнических) браков
в том случае, если в такой брак вступает
кто-то из близких родственников. В СССР
это было очень распространено и всегда
воспринималось как совершенно нормальное
явление. А что сегодня думает об этом
российская молодежь? Как показал опрос,
проведенный сотрудниками Института социологии
РАН в сотрудничестве с Представительством
Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации
в марте-апреле 2009 г. ситуация в данном
вопросе по сравнению с 1999 г. изменилась
очень резко. Если 10 лет назад количество
считающих, что браки должны заключаться
исключительно с представителями своей
национальности не превышало десятой
части выборки, то теперь оно увеличилось
почти до четверти (22%) [24, С.135]. Причем впервые
за все время наблюдений в данном вопросе
прослеживается формирование национал-консервативной
смычки «мегаполис – село». Здесь доля
не желающих допускать в свою семью представителей
другой национальности поднялась до очень
высокой отметки – 34%-36%. Население малых
городов настроено более толерантно, здесь
подобный ответ встречался в ходе опроса
в 2 раза реже, хотя, конечно, и это больше,
чем было в 1999 г. (см. табл. 1).
Таблица 1 - Восприятие смешанных
браков среди молодых респондентов,
проживающих в поселениях разного
типа, %
|
Среди всех опрошенных |
Тип населенного пункта |
Мегаполис |
Райгород |
Село |
Считают, что брак следует
заключать только с представителем
своей национальности |
22 |
36 |
18 |
35 |
Не возражают против брака
между представителями различных
национальностей, главное — чтобы
супруги были счастливы |
58 |
48 |
61 |
51 |
Затруднились ответить |
20 |
16 |
21 |
14 |
Однако установка на терпимое
восприятие межнациональных браков
среди молодых россиян, и, прежде
всего, у русских, в целом сохраняется.
Почти 58% юношей и девушек и сегодня
не возражают против возможного брака
своих близких родственников
с людьми другой национальности. Еще
чуть более одной пятой опрошенных
затруднились с ответом – очевидно,
это люди, мнение которых может
склоняться в разные стороны в
зависимости от ситуации и конкретной
кандидатуры человека, которого им
предстоит принять в свою семью.
Как показало исследование, отношение
молодых россиян к представителям
других национальностей сегодня
становится все более дифференцированным
и избирательным. Похожее исследование
брачно-семейных и репродуктивных установок
молодежи, было проведено Научно-исследовательским
центром семьи и демографии Академии наук
Республики Татарстан в 2008 году. Объектом
изучения явились молодые люди (до 30 лет),
представляющие разные категории молодежи
(учащиеся, в том числе студенчество, школьники
старших классов, а также работающая молодежь;
по 450 человек в каждой группе). В полиэтничной
республике, какой является Татарстан,
учитывался фактор этнической принадлежности
индивида. Для Республики Татарстан актуален
вопрос о межэтнических браках: две трети
респондентов толерантны в отношении
межэтнических браков, при этом русские
либеральнее татар, христиане либеральнее
мусульман. Среди татар больше сторонников
гомогенных в этническом отношении браков.
Это проявилось в оценках студентов: позитивное
отношение к межэтническим бракам продемонстрировали
77,6% русских и 66,3% татар. Однако лиц, действительно
готовых вступить в брак с представителями
других этнических групп, оказалось меньше,
чем положительно оценивающих смешанные
браки. При этом наблюдаются различия
между русскими и татарами (см. табл. 2)
[36, С.34].
Таблица 2 - Готовность вступить
в брак с представителями других
этнических групп (% к общему числу
респондентов в каждой этнической группе)
|
Русские |
Татары |
Готовы вступить в межэтнический
брак |
71,0 |
51,0 |
Не готовы к этому |
24,3 |
44,2 |
Полученные данные свидетельствует
о более лояльном отношении к
межэтническим бракам со стороны
русских, как на мировоззренческом,
так и на поведенческом уровнях.
Приведенные данные свидетельствуют
о том, что современная молодежь
достаточно позитивно относится
к межэтническим бракам. Таким
образом, изучив теоретические аспекты
проблемы отношения современной
молодежи к межэтническим бракам,
можно сделать выводы:
1. На протяжении всей
истории существования общества
интерес к исследованиям семейно-брачных
отношений постоянно возрастал,
что обусловлено непреходящей
важностью семьи в жизни каждого
индивида и всего человеческого
общества в целом. Как предмет
научного анализа понятия «семья»
и «брак» являются объектами
изучения социологии семьи - направления,
возникшего в середине 19 века
в рамках общей социологии. По
мнению социологов, семья и необходимость
ее сохранения появились из
потребности в физическом воспроизводстве
населения, а брак, трактуемый
как социально и личностно
целесообразная устойчивая форма
отношений мужчины и женщины,
возник из необходимости упорядочить
половые отношения. Межэтнические
браки являются объектом повышенного
интереса социальных наук, поскольку
их изучение затрагивает два
аспекта, имеющих огромную значимость
в современном обществе. Во-первых,
на том этапе социального развития,
который переживает наша страна
в настоящий момент, возрастает
актуальность исследования семьи
как таковой, которая призвана
играть исключительную роль в
жизни общества, его стабилизации,
преодолении социальной напряженности.
По своей сути она является
индикатором благополучия общества
в самых различных сферах: утверждении
нравственных устоев, социализации
детей, развитии культуры и
экономики, и т.д. Семья как
социальная общность во всех
цивилизациях выступала важнейшим
элементом глобального развития.
Во-вторых, одним из первоочередных
вопросов не только в стране,
но и во всем мире, является
этнопсихологический и кросс-культурный
аспект общественных отношений.
В условиях, когда, с одной стороны,
во всем мире идут процессы
глобализации и укрепления кросс-культурных
связей, а с другой, остро стоит
вопрос межэтнической напряженности
и межнациональных конфликтов, к
проблеме взаимоотношений между
народами обращены многие науки,
в том числе, конечно, психология.
Изучая взаимоотношения супругов
в этнопсихологическом аспекте,
можно проанализировать ключевые
проблемы общества в целом
и проследить многие социальные
тенденции, поскольку именно в
семье проявляются социальные
и этнические установки, ценности,
привычки, а также первоначально
складывается мировосприятие человека,
формируются его социально-психологические
качества и личностная (в том
числе этническая) идентичность.
2. Молодежь — это особая
социально-демографическая группа,
переживающая период становления
социальной зрелости, положение
которой определено социально-экономическим
состоянием общества. Молодежь постоянно
находится в фокусе исследований
социологов, поскольку, именно она
является чутким индикатором
происходящих перемен и определяет
в целом потенциал развития
общества. Исследование молодежи
сегодня позволяет нам заглянуть
в завтра и составить прогноз
динамики развития общественных
процессов в будущем.
3. Любовь и брак по-прежнему
являются одной из главных
жизненных ценностей современной
молодежи, причем значимость любви
и брака увеличивается прямо
пропорционально возрасту респондентов.
Изменения взглядов молодежи
на любовь и брак, внесенные
трансформацией социокультурных
норм и традиций, существенно
снизили степень влияния родителей
на формирование их представлений
о любви и браке. В ходе
анализа литературы по проблеме
отношения современной молодежи
к межэтническим бракам, можно
отметить, что данный вопрос практически
не изучался. На основе изучения
социологических исследований, проведенных
в разное время в регионах
России, можно отметить, что современная
молодежь в большинстве своем
не против межэтнических браков
и принимает их положительно.