Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 17:20, контрольная работа
Каждый из этапов социологического исследования — это сложный трудоемкий, требующий специальной подготовки, но вместе с тем разносто-ронний и увлекательный процесс. Наибольший интерес представляет под-робное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, столь необходимые для обогащения и нормального функционирования науки.
1. Опрос и его разновидности.
Каждый из этапов социологического исследования — это сложный трудоемкий, требующий специальной подготовки, но вместе с тем разносторонний и увлекательный процесс. Наибольший интерес представляет подробное рассмотрение сбора социологической информации, поскольку именно на этом этапе добываются новые знания, столь необходимые для обогащения и нормального функционирования науки.
Социологическая информация - это данные, с которыми работает в ходе исследования социолог. Выделяется первичная и вторичная информации.
Первичная социологическая информация - это все те сведения об объектах социологического исследования, которые могут быть получены с помощью анкетного опроса, интервью, наблюдения, соц. эксперимента и других аналогичных методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий.
Под вторичной социологической информацией понимается, информация, обработанная и представленная в виде таблиц, графиков, уравнений, коэффициентов и др. результатов обработки первичной информации. Вторичная социологическая информация - это сжатая, обобщенная, удобная для использования в научных исследованиях и управлении первичная информация. На ее основе делаются выводы, имеющие значение для науки и практики.
Рассмотрим опрос, как один из самых распространённых методов получения социологической информации. Опрос, в отличие от многих других видов социологического исследования, позволяет уловить через систему формализованных вопросов не только мнения респондентов, но и нюансы, оттенки их настроения, структуры мышления, выявить роль интуитивных моментов в их поведении и т.д.
Многие считают
опрос самым простым и доступным методом
сбора первичной социологической информации.
И в этом утверждении есть значительная
доля истины. Оперативность, простота,
экономичность этого метода делают его
популярным и приоритетным по сравнению
с другими методами социологических исследований.
Однако эта простота и доступность нередко
являются кажущимися. Вся проблема состоит
не в проведении опроса как такового, а
в получении его качественных данных.
Для этого необходимы определенные условия,
соблюдение определенных требований.
К числу главных из них (что проверено
практикой социологических исследований)
можно отнести создание благоприятной
психологической, комфортной обстановки
опроса, что далеко не всегда зависит от
подготовки и опыта лиц, проводящих его.
Соблюдение указанных требований
и их значимость во многом предопределяются
видами опросов. Различают два основных
вида опроса: анкетирование и интервью,
каждый из которых имеет свои многочисленные
разновидности.
Следует иметь в виду, что опрос как метод сбора эмпирической социологической информации имеет принципиальное отличие от других социологических методов. Скажем, в процессе наблюдения или анализа документов социолог, как правило, фиксирует акты поведения исследуемого, вызванные воздействием окружающей среды, а не самого социолога.
Анкетирование
В процессе проведения массового опроса чаще всего в качестве основного инструмента сбора первичной социологической информации используется анкета. Она представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам в виде опросного листа. Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное).
Для получения качественной информации, об изучаемых социальных явлениях и процессах, особое значение имеет композиция анкеты.
Главную смысловую нагрузку несет основная (содержательная) часть анкеты. Ее содержание - достижение поставленной цели, т.е. сбор социологической информации, необходимой для решения поставленной исследовательской задачи, определяется целями, задачами, программой проводимого исследования. При разработке этой части анкеты социологу приходится решать такие проблемы: 1) о чем спросить; 2) почему именно об этом; 3) в какой форме; 4) сможет ли респондент ответить на заданные вопросы; 5) захочет ли респондент отвечать; 6) не носит ли вопрос внушающего характера, не содержит ли он подсказки; 7) достаточно ли ясны объяснения техники заполнения анкеты, в частности, понятно ли опрашиваемому, сколько можно выбрать вариантов ответа, как отвечать на вопрос в форме таблицы (по строкам, по страницам); 8) не вызывает ли вопрос отрицательных эмоций у респондента (не задевает ли самолюбие, не вторгается ли в интимную сферу, не вызывает ли опасения за возможные нежелательные последствия откровенного ответа и др.).
Наконец, в заключительной, социально-демографической части анкеты респондента просят сообщить о себе сведения демографического характера (пол, возраст), а также данные о национальности, профессии, роде деятельности, месте жительства.
По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подразделяются на вопросы о фактах, вопросы о мнениях, вопросы о знаниях, вопросы об оценках, вопросы об отношении респондентов к каким-либо процессам.
По своей логической направленности вопросы в анкете также делятся на несколько типов:
По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анкетировании Чаще всего применяется групповая его разновидность.
Групповое анкетирование - это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория).
Непосредственное руководство групповым опросом осуществляет профессиональный социолог. Наиболее удачно проходят, как свидетельствует опыт, групповые опросы при численности аудитории 10 - 20 человек. Если группа возрастает до 25 - 30 человек, то руководителю желательно иметь ассистентов.
При проведении индивидуального анкетирования социолог либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного листа, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет анкету.
В зависимости от характера и способа объединения, опрашиваемых в группы, существует несколько вариантов опросов: раздаточный тип опроса, почтовый опрос, телефонные опросы, прессовые опросы, социометрический опрос - специфический метод опроса, применяемый при изучении непосредственных контактов и межличностных отношений в малых социальных группах.
По уровню компетентности опрашиваемых лиц выделяют два вида опросов:
1. Массовый опрос - это способ
изучения мнений различных
2. Экспертный опрос - способ исследования, при котором опрашиваются эксперты — специалисты по изучаемой проблеме. Специфика его состоит в том, что в отличие от массового, он не анонимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследователя и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной проблемы. Процедура получения информации от экспертов называется экспертизой. Все зависит от выбранного вида экспертного опроса. Основным назначением метода экспертного опроса следует признать выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации благодаря использованию знаний и опыта экспертов.
Интервьиюрование
Одним из основных видов опроса, наряду с анкетированием, является интервьюирование.
Интервьюирование - это такой способ опроса, в котором получение интересующей исследователя информации осуществляется путем непосредственного социально-психологического взаимодействия (беседы) социолога с респондентом в соответствии с поставленной целью.
Процедура социологического интервьюирования включает в себя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить интервью); 2) определение места и времени интервью, 3) фиксацию ответов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их теоретическое обобщение.
Место проведения интервью может быть самым различным: служебное помещение, квартира, нейтральное помещение (гостиница, ресторан и др.), улица, сквер и т.п. Выбор его определяется спецификой предмета исследования. Если же проводится групповое интервью (возможно и такое), то отвечающих на вопросы желательно разместить так, чтобы они не мешали друг другу, а возможный обмен мнениями между ними пресекать вежливо, но твердо, неизменно подчеркивая: "Мне нужно знать мнение каждого из Вас, но не общее мнение".
По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на: свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.
Свободное (нестандартизированное) интервью - это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера, которая проводится по общей программе исследования без строгой легализации вопросов.
Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводится опрос значительной совокупности людей, достигающей нескольких сотен или тысяч, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового, обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов.
Полустандартизированное интервью - сочетает особенности как формализованного, так и неформализованного интервью при интервьюировании специалистов-экспертов по изучаемой проблеме.
По процедуре проведения интервью подразделяются на:
1) индивидуальные - осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом.
2) групповые - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.
3) панельные - представляют собой процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых, по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени.
4) глубинные (клинические) интервью - это интервью, ориентированные на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания.
5) фокусированные - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаше всего применяемый при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации (телевидения, радио, прессы) на опрашиваемых.
По типу опрашиваемых интервью бывают: 1) с ответственным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респондентом.
Кодирование результатов интервьюирования - занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки полученных результатов с помощью компьютера.
Интервьюирование очень часто применяется в едином процессе социологического исследования вместе с анкетированием.
Именно два эти метода дают подавляющее большинство новой эмпирической информации, которой располагает социология. Да и структурные элементы применения одного и другого способов опроса почти одинаковы.
2. Качественные методы: case study, фокус-групп
В социологических исследованиях часто применяется анализ документов. Как правило, под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.