Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:16, контрольная работа
1) Основные разновидности социологического опроса.
2) Анкета и требования к её составлению.
3) Вопросы анкеты, их разновидности и назначение.
10. ОПРОС КАК САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ
План
Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.
1) Социологический опрос имеет две разновидности:
Интервьюирование – беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуемой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подготовленного вопросника).
Виды интервьюирования:
1) свободное интервью
– беседа, как правило, без
плана и заранее
2) глубинное интервью – применяется для
изучения мнения общественности по определенному
кругу вопросов;
3) фокусированное (направленное) интервью
– изучение общественного мнения по конкретному
факту (явлению или процессу).
Анкетирование – изучение
общественного мнения с помощью специального
вопросника (анкеты), на которую респондент
отвечает без участия интервьюера. Важнейшим
преимуществом анкетирования перед интервьюированием
является возможность широкого охвата
исследуемой аудитории (анкеты распространяются
по почте, публикуются в печати, размещаются
в Internet).
Также различают следующие виды опросов:
- письменные (анкеты, тесты)
- устные (интервью)
- очные
- заочные
2) Анкета и требования к ее составлению
При проведении анкетирования большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать ряду требований:
1) содержать перечень вопросов,
для ответа на которые
2) включать сравнительно простые вопросы,
понятные всем респондентам;
3) формулировать и располагать в анкете
вопросы таким образом, чтобы респонденту
было интересно на них отвечать.
В процессе разработки социологического
инструментария следует обратить внимание
на выделении в композиции анкеты нескольких
элементов:
Социологическая анкета должна соответствовать ряду требований, реализация которых приведет к повышению уровня надежности информации, полученной в ходе исследования, а также снимет некоторые процедурные трудности, возникающие в ситуации опроса.
Во-первых, анкета должна быть анонимной. Факт конфиденциальности предоставляемой информации должен постоянно подчеркиваться в процессе общения социолога с респондентом.
Во-вторых, ситуация анкетного опроса должна быть обязательно подготовлена (должны быть оформлены соответствующие документы, сделано объявление о проведении социологического исследования и пр.).
В-третьих, анкета должна содержать титульный лист, на котором указывается адресная часть (организация, которая проводит исследование), наименование документа (анкета или бланк интервью), обращение к респонденту, состоящее из указания темы исследования и общей инструкции по заполнению, время и место заполнения, составители.
В-четвертых, анкеты должна включать указания по технике заполнения конкретных вопросов (например, если респондент может выбрать несколько вариантов ответа, то такая возможность должна быть обозначена в соответствующем вопросе). В целом техника оформления анкеты должна быть единообразной.
В-пятых, не рекомендуется использовать в анкете сокращения.
Анкета должна быть построена стилистически грамотно, напечатана на плотной белой бумаге достаточно крупным шрифтом. Недопустимым является перенос вопроса со страницы на страницу. С целью улучшения психологического восприятия анкеты можно использовать рисунки на ее полях.
Любой метод сбора социологической информации обладает как преимуществами, так и ограничениями, поэтому в процессе проведения исследования социолог должен обращать внимание прежде всего на специфику изучаемого объекта, учитывать наличие опыта использования конкретного метода сбора данных, а также ресурсные возможности данного исследовательского проекта. С целью преодоления ограниченности отдельных методов следует ориентироваться на комбинирование опроса, наблюдения и анализа документов.
Различают вопросы:
- открытые
- закрытые (с перечнем вариантов ответов)
- прямые, личные
- косвенные, безличные
По функциям, которые выполняют вопросы в анкете, выделяют следующие виды вопросов: вводные вопросы, содержательные вопросы, вопросы-фильтры, контрольные вопросы. - Вводные вопросы служат для того, чтобы наладить контакт с респондентом, заинтересовать его, постепенно ввести его в тему исследуемой проблемной ситуации. Вводные вопросы не должны быть сложными для опрашиваемого. Эти вопросы располагаются в самом начале анкеты. - Содержательные вопросы – это основные вопросы анкеты. Они используются для сбора информации, необходимой для достижения целей исследования. - Вопросы-фильтры могут
использоваться для отсеивания
части респондентов от участия
в опросе, если они не удовлетворяют
определенным критериям. В Пример вопроса-фильтра (ситуация 1) Табачная компания решила провести опрос курильщиков, чтобы выяснить, как они выбирают марку сигарет. Первым вопросом анкеты будет вопрос-фильтр: «Вы курите?» При отрицательном ответе опрос данного респондента заканчивается. Также вопросы-фильтры могут использоваться для того, чтобы на некоторые вопросы анкеты ответили лишь те респонденты, которые удовлетворяют определенным критериям. Пример вопроса-фильтра (ситуация 2) Автомобильный дилер, продавец автомобилей Honda проводит опрос своих покупателей. Помимо прочей информации, продавца автомобилей интересует также, с каких марок автомобилей люди пересаживаются на автомобили марки Honda. Вопрос №5 «Это Ваш первый автомобиль»? а) да (переходите к вопросу №7) б) нет Вопрос №6 «Какой марки был Ваш предыдущий автомобиль»? а) BMW б) Toyota в) Жигули и т.д. Контрольные вопросы используются для проверки компетентности, точности или искренности опрашиваемого. С помощью контрольных вопросов проверяется достоверность только наиболее важной информации, получаемой от респондента. Пример контрольного вопроса. Вопрос №1 «Вам
знакома продукция фирмы “ а) Да, я слышал(а) про эту фирму б) Да, я покупал(а) продукцию этой фирмы в) Нет (переход к вопросу № 3) а) Спортивное снаряжение б) Компьютерную технику, электронику, мобильные телефоны в) Яблоки г) Другое (что именно, напишите)_____________________ В данном примере вопрос №2 является контрольным, так как помогает проконтролировать честность респондентов при ответе на вопрос №1. |
ВВЕДЕНИЕ
В социологических исследованиях принято выделять три основные группы методов сбора первичной информации: метод наблюдения, метод анализа документов и метод опроса. Наиболее распространенным методом сбора информации является социологический опрос.
Его специфика состоит, прежде всего, в том, что источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.
В основе метода опроса лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Опрос это выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее распространенным методом
сбора социологической
Метод опроса широко практикуется в
социологии с 20-х годов. В настоящее
время можно с утверждением сказать,
что этот метод является наиболее
распространенным методом сбора
первичной социологической
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ОПРЕДЕЛЕНИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ (ГЛОССАРИЙ)
Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Закрытые (структурированные) вопросы - предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.
Открытые (неструктурированные) вопросы - не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.
Анкета — опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным правилам.
Информация о работе Опрос как самый распространенный метод исследования в социологии