Опрос как самый распространенный метод исследования в социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:16, контрольная работа

Описание работы

1) Основные разновидности социологического опроса.
2) Анкета и требования к её составлению.
3) Вопросы анкеты, их разновидности и назначение.

Файлы: 1 файл

Социология .docx

— 24.12 Кб (Скачать файл)

10. ОПРОС КАК САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ В СОЦИОЛОГИИ

План

  1. Основные разновидности социологического опроса.
  2. Анкета и требования к её составлению.
  3. Вопросы анкеты, их разновидности и назначение.

Литература: 2; 3; 6; 7; 11; 12; 14; 22; 23; 33; 38; 39.

 

1) Социологический опрос имеет две разновидности:

  • интервьюирование
  • анкетирование.

Интервьюирование – беседа исследователя (интервьюера) с представителем исследуемой совокупности (респондентом) по заранее намеченному плану (на основе заранее подготовленного  вопросника).

 Виды интервьюирования:

1) свободное интервью  – беседа, как правило, без  плана и заранее сформулированных  вопросов (применяется на начальной  стадии исследования);  
2) глубинное интервью – применяется для изучения мнения общественности по определенному кругу вопросов;  
3) фокусированное (направленное) интервью – изучение общественного мнения по конкретному факту (явлению или процессу).  
 
      Анкетирование – изучение общественного мнения с помощью специального вопросника (анкеты), на которую респондент отвечает без участия интервьюера. Важнейшим преимуществом анкетирования перед интервьюированием является возможность широкого охвата исследуемой аудитории (анкеты распространяются по почте, публикуются в печати, размещаются в Internet).

Также различают следующие виды опросов:

- письменные (анкеты, тесты) 

- устные (интервью)

- очные 

- заочные 

2) Анкета и требования  к ее составлению

При проведении анкетирования  большое значение имеет качественная подготовка анкеты. Она должно соответствовать  ряду требований:

1) содержать перечень вопросов, для ответа на которые требуется  не более 40 минут (утомляясь,  респондент утрачивает интерес  к исследованию и дает менее  полные ответы);  
2) включать сравнительно простые вопросы, понятные всем респондентам;  
3) формулировать и располагать в анкете вопросы таким образом, чтобы респонденту было интересно на них отвечать. 
 
В процессе разработки социологического инструментария следует обратить внимание на выделении в композиции анкеты нескольких элементов:

  • Вводная часть опросника должна содержать наиболее простые вопросы, которые позволят наладить контакт с респондентом и подготовить его к процедуре опроса. Не следует в самом начале анкеты располагать вопросы, которые могут оказаться трудными для восприятия.
  • Основная часть анкеты включает вопросы, целью которых является предоставление информации, необходимой для решения исследовательских задач. В процессе разработки основной части анкеты следует учитывать прежде всего не логику исследователя, а психологическое восприятие респондентом задаваемых вопросов.
  • За основной частью анкеты следуют вопросы Паспортички, которые предоставят исследователю сведения о социально-демографических характеристиках участников опроса. Чаще всего здесь используются вопросы о поле, возрасте, роде занятий, материальном и образовательном статусе респондентов.

Социологическая анкета должна соответствовать  ряду требований, реализация которых  приведет к повышению уровня надежности информации, полученной в ходе исследования, а также снимет некоторые процедурные  трудности, возникающие в ситуации опроса.

Во-первых, анкета должна быть анонимной. Факт конфиденциальности предоставляемой  информации должен постоянно подчеркиваться в процессе общения социолога  с респондентом.

Во-вторых, ситуация анкетного опроса должна быть обязательно подготовлена (должны быть оформлены соответствующие  документы, сделано объявление о  проведении социологического исследования и пр.).

В-третьих, анкета должна содержать  титульный лист, на котором указывается  адресная часть (организация, которая  проводит исследование), наименование документа (анкета или бланк интервью), обращение к респонденту, состоящее  из указания темы исследования и общей  инструкции по заполнению, время и  место заполнения, составители.

В-четвертых, анкеты должна включать указания по технике заполнения конкретных вопросов (например, если респондент может  выбрать несколько вариантов  ответа, то такая возможность должна быть обозначена в соответствующем  вопросе). В целом техника оформления анкеты должна быть единообразной.

В-пятых, не рекомендуется использовать в анкете сокращения.

Анкета должна быть построена стилистически  грамотно, напечатана на плотной белой  бумаге достаточно крупным шрифтом. Недопустимым является перенос вопроса  со страницы на страницу. С целью  улучшения психологического восприятия анкеты можно использовать рисунки  на ее полях.

Любой метод сбора социологической информации обладает как преимуществами, так и ограничениями, поэтому в процессе проведения исследования социолог должен обращать внимание прежде всего на специфику изучаемого объекта, учитывать наличие опыта использования конкретного метода сбора данных, а также ресурсные возможности данного исследовательского проекта. С целью преодоления ограниченности отдельных методов следует ориентироваться на комбинирование опроса, наблюдения и анализа документов.

 

  1. Вопросы анкеты, их разновидности и назначение.

Различают вопросы:

- открытые

- закрытые (с перечнем вариантов ответов)

- прямые, личные

- косвенные, безличные

 

По функциям, которые выполняют  вопросы в анкете, выделяют следующие  виды вопросов: вводные вопросы, содержательные вопросы, вопросы-фильтры, контрольные вопросы.

- Вводные вопросы служат для того, чтобы наладить контакт с респондентом, заинтересовать его, постепенно ввести его в тему исследуемой проблемной ситуации. Вводные вопросы не должны быть сложными для опрашиваемого. Эти вопросы располагаются в самом начале анкеты.

- Содержательные вопросы  – это основные вопросы анкеты. Они используются для сбора  информации, необходимой для достижения  целей исследования.

- Вопросы-фильтры могут  использоваться для отсеивания  части респондентов от участия  в опросе, если они не удовлетворяют  определенным критериям. В этом  случае эти вопросы ставятся  в самом начале анкеты. 

Пример вопроса-фильтра (ситуация 1)

Табачная компания решила провести опрос курильщиков, чтобы  выяснить, как они выбирают марку  сигарет. Первым вопросом анкеты будет вопрос-фильтр: «Вы курите?» При отрицательном ответе опрос данного респондента заканчивается. Также вопросы-фильтры могут использоваться для того, чтобы на некоторые вопросы анкеты ответили лишь те респонденты, которые удовлетворяют определенным критериям.

Пример вопроса-фильтра (ситуация 2)

Автомобильный дилер, продавец автомобилей Honda проводит опрос своих покупателей. Помимо прочей информации, продавца автомобилей интересует также, с каких марок автомобилей люди пересаживаются на автомобили марки Honda.

Вопрос №5 «Это Ваш первый автомобиль»?

а) да (переходите к вопросу  №7)

б) нет 

Вопрос №6 «Какой марки был Ваш предыдущий автомобиль»?

а) BMW

б) Toyota

в) Жигули

и т.д.

Контрольные вопросы используются для проверки компетентности, точности или искренности опрашиваемого. С помощью контрольных вопросов проверяется достоверность только наиболее важной информации, получаемой от респондента.

Пример контрольного вопроса.

Вопрос №1 «Вам знакома продукция фирмы “Apple”?

а) Да, я слышал(а) про эту фирму

б) Да, я покупал(а) продукцию этой фирмы

в) Нет (переход к вопросу  № 3)

 
Вопрос  №2 Что из перечисленного производит компания “Apple”?

а) Спортивное снаряжение

б) Компьютерную технику, электронику, мобильные телефоны

в) Яблоки

г) Другое (что именно, напишите)_________________________

В данном примере вопрос №2 является контрольным, так как  помогает проконтролировать честность  респондентов при ответе на вопрос №1.


ВВЕДЕНИЕ

          В социологических исследованиях принято выделять три основные группы методов сбора первичной информации: метод наблюдения, метод анализа документов и метод опроса. Наиболее распространенным методом сбора информации является социологический опрос.

Его специфика состоит, прежде всего, в том, что источником первичной  социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов  и явлений.

В основе метода опроса лежит  совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию. Опрос это выяснение позиции людей или получение от них справки по какому-либо вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наиболее распространенным методом  сбора социологической информации является ОПРОС. Метод опроса - не изобретение  социологов. Во всех отраслях знания, где  для получения информации исследователь  обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями  этого метода. Например, врачи, выясняя  течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя  у свидетелей обстоятельства расследуемого  происшествия, также пользуются методом  опроса, специально изучают его психологические  аспекты и возможные оценки достоверности  ответов. Журналисты, педагоги, работники  служб социального обеспечения  и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения  интересующей их информации.

Метод опроса широко практикуется в  социологии с 20-х годов. В настоящее  время можно с утверждением сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора  первичной социологической информации. Его популярность среди социологов можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме  того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК ОПРЕДЕЛЕНИЙ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ (ГЛОССАРИЙ)

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами (людьми, участвующими в опросе) посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Закрытые (структурированные) вопросы - предполагают выбор ответа из списка. Закрытые вопросы могут быть дихотомическими («да/нет») или же с множественным выбором, то есть предоставлять более двух вариантов ответа. Ответы на закрытые вопросы легко поддаются обработке; недостатком же можно считать высокую вероятность необдуманности ответов, случайный их выбор, автоматизм у респондента.

Открытые (неструктурированные) вопросы - не содержат никаких заготовленных ответов, а респондент отвечает в свободной форме. Данные, полученные из ответов на такие вопросы, обрабатывать труднее, чем в случае с закрытыми вопросами.

Анкета — опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным правилам.


Информация о работе Опрос как самый распространенный метод исследования в социологии