Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:47, реферат
Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи.
Введение
Глава 1. Обзор публикаций по проблеме социальной
работы с молодежью
1.1 Профориентация подростков с
ограниченными возможностями
1.2 Приемные для молодежи
1.3 Психологическое консультирование
Глава 2. Организация социальной работы с молодежью
(на примере филиала МУ «ЦСУМ САО»)
Заключение
Библиографический список
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социологии, социальной работы и политологи
Реферат
по дисциплине
«Опыт организационно-административно
социальных служб, учреждений и организаций»
Оглавление
Введение
Глава 1. Обзор публикаций по проблеме социальной
работы с молодежью
ограниченными возможностями
Глава 2. Организация социальной работы с молодежью
(на примере филиала МУ «ЦСУМ САО»)
Заключение
Библиографический список
Введение
Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.
Сегодня молодежь
часто характеризуется как
Молодость - это всегда период становления жизненных смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор.
Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи.
Объектом исследования является молодежь как социальная группа.
Предметом исследования является социальная работа с молодежью.
Глава 1. Обзор публикаций по проблемам социальной
работы с молодежью
1.1 Профориентация подростков с ограниченными возможностями
Сегодня общество созрело для понимания того, что меньше всего инвалиды нуждаются в жалости. Основная цель государственной политики занятости инвалидов заключается в создании необходимых условий для реализации потенциальных профессиональных возможностей граждан с ограниченными возможностями.
Люди с ограниченными возможностями хотят развивать и реализовать свои способности не меньше, чем здоровые. Они мечтают о хорошем образовании, о собственном заработке, о достойной и независимой жизни, о возможности самоутвердиться в среде здоровых людей. Получение качественного профессионального образования, оптимальный выбор профессии являются необходимым фундаментом для реализации потенциала людей с ограниченными возможностями, для их социальной адаптации.
Проблема профессиональной ориентации выпускников с ограниченными возможностями является наиболее актуальным компонентом системы социальной реабилитации инвалидов. Сложность проблемы, трудности, с которыми сталкиваются дети-инвалиды в процессе профессиональной ориентации, обусловливают необходимость оказания им помощи. Очевидно, что эту помощь, прежде всего, должны оказать выпускникам с ограниченными возможностями специалисты социальных служб: социальные педагоги, психологи.
Анкетирование, беседы, тестирование подростков с ограниченными возможностями, стоящих перед проблемой первичного выбора профессии, позволило нам определить типичные для выпускников проблемы в этой области. К их числу относятся:
Выявив
названные проблемы специалисты реабилитационно-оздоро-
Помощь в выборе профессии
Этот блок программы включает следующий комплекс мероприятий:
В рамках нашей программы совместно со специалистами Центральной детской библиотеки города реализуются проекты «Умная мышка», «Информация на кончиках пальцев», «Мир равных возможностей». Все программы направлены на обучение детей с ограниченными возможностями работе с информационными технологиями.
Наша
программа реализуется на базе реабилитационно-оздоро-
Е.П. РОДИЧЕВА, социальный педагог реабилитационно-
1.2 Психологическое консультирование
Ф. Достоевскому принадлежат слова: «человека делают человеком светлые воспоминания с детства». Какие светлые воспоминания останутся у тех сегодняшних мальчишек и девчонок, которые подверглись насилию, живут в семьях, где родители (один родитель) злоупотребляют алкоголем, остались без родительского попечения, помещены в детские приюты, детские дома, интернатные учреждения? Это, конечно, зависит от того, как организована в этих учреждениях работа педагогического коллектива (воспитателей, педагога-психолога) с детьми; от того, насколько данная реабилитационная работа носит системный, комплексный характер; от личности специалистов, работающих с детьми.
Модель психологической работы в центре представляет собой модель «поддержки», включающая исправление негативного влияния жизненных ситуаций на психическое развитие ребенка.
Деятельность психолога сопровождает ребенка на его этапном прохождении жизни в центре. Дети, которые помещаются в центры, проживают иной путь развития, чем дети из благополучных семей: они перенесли множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилия и т.д. На первом этапе индивидуальной работы с воспитанниками центра приходится сталкиваться с такими проблемами, как страхи; тревожность; нарушенные детско-родительские отношения; работа с потерями; вина, стыд; импульсивность и раздражительность; психосоматика; агрессия; любовь и ненависть; эгоизм и эгоцентризм; добро и зло; дружба и предательство; социальные и личностные ценности; перспектива будущего и др.
Среди направлений деятельности психолога в центре приоритетными можно назвать следующие:
Работа на каждом этапе жизни воспитанника строится по одной и той же цикличной схеме:
Диагностика — Проектирование — Реализация — Рефлексия
На первом этапе происходит адаптация ребенка к учреждению и формируется чувство безопасности. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм можно проводить работу по его психическому развитию. Основной акцент во время адаптации воспитанника делается на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого психологами используются такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т. п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности и самоценности.
При проведении диагностического обследования психолог перед собой ставит следующие задачи:
В ходе проведения психолого-педагогических консилиумов по проблемам развития, воспитания и обучения детей, на основе полученных результатов диагностики, учета мнений педагогов - психологом строится план индивидуальной работы с ребенком, намечается программа для проведения психокоррекционных занятий.
Психологи учреждений, в которых воспитываются дети, оказавшиеся без родителей, отмечают, что бывает очень трудно найти подходящие методы для работы с такими детьми. Нередко дети не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не получают удовольствия от сделанной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной. Поэтому в своей деятельности психологу реабилитационного центра необходимо использовать специфические формы работы: элементы терапии кризисных ситуаций, разрешения конфликтных ситуаций, снятия стрессов; элементы игротерапии, арттерапии, музыкотерапии, дыхательной терапии, сказкотерапии и т.д.
У всех детей, испытавших или переживших отсутствие заботы, обнаруживаются проблемы привязанности, что приводит к появлению трудностей в поведении. Это особенно важно знать в тех случаях, когда необходимо научить ребенка выполнять правила, быть дисциплинированным. Ребенок, переживший разлуку и потерю родителей, изъятие из семьи, приравнивает разлуку к близости, считает, что не заслуживает того, чтобы ему кто-то уделял внимание, интересовался его делами. Эффективным приемом в подобных ситуациях является оказание помощи и поддержки воспитанникам центра, а также концентрация внимания не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагаются на ребенка. При этом необходимы такие высказывания взрослых: «Я верю, что ты можешь находить общее дело с детьми», «Я знаю, как хорошо у тебя может получиться эта работа», «Я уверена, что ты можешь успешно учиться» и т.д. При плохом поведении ребенка важно оценивать не его как личность, а только сам поступок. Важно сказать ему «Я уважаю тебя, твои желания (цели), но мне не нравится то, как ты этого достигаешь».