Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Обращение к проблеме социальной работы с молодежью и выделение ее в число актуальнейших направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Обзор публикаций по проблеме социальной
работы с молодежью
1.1 Профориентация подростков с
ограниченными возможностями
1.2 Приемные для молодежи
1.3 Психологическое консультирование
Глава 2. Организация социальной работы с молодежью
(на примере филиала МУ «ЦСУМ САО»)
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Структура центра.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра социологии, социальной работы и политологи

 

 

Реферат

 

по дисциплине

«Опыт организационно-административной работы в системе

социальных  служб, учреждений и организаций»

 

 

 

 

 

 

                              

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Обзор публикаций по проблеме социальной

               работы с молодежью 

    1. Профориентация подростков с

ограниченными возможностями

    1. Приемные для молодежи
    2. Психологическое консультирование

Глава 2. Организация социальной работы с молодежью

                (на примере филиала МУ «ЦСУМ САО»)

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Современный этап экономического и социального развития, те изменения, которые переживает в настоящее время Россия, влекут за собой многоплановые изменения нормативно - ценностных систем всех социальных групп общества, среди которых особое место занимает молодежь. Для нее незавершенность и нестабильность этих процессов значительно осложняет процесс социализации.

Сегодня молодежь часто характеризуется как жестокая, безнравственная, бездуховная. Это аргументируются ростом молодежной преступности, распространенностью «свободных» сексуальных отношений, потреблением наркотиков, культом денег и силы и т.д. Однако, это внешняя сторона, характерная, тем более, не для всей молодежи в целом.

Молодость - это  всегда период становления жизненных  смыслов, выбора целеполагающих ценностей, и совершенно очевидно, что молодое поколение сегодняшних россиян в этом ничем не отличается от предыдущих поколений, только им намного труднее сделать свой выбор.

Обращение к  проблеме социальной работы с молодежью  и выделение ее в число актуальнейших  направлений развития современной педагогической мысли в XXI веке явилось результатом осознания кризисных явлений в российском обществе, которые обострили социальную проблематику, в частности, создание равных стартовых возможностей получения молодежью профессионального образования, актуализация ее готовности к преобразованию общественных процессов, адаптации ее во всех сферах жизни. Все это требует новых подходов к решению проблем социализации подрастающего поколения и вызывает необходимость создания гарантированной системы защиты и поддержки молодежи.

Объектом исследования является молодежь как социальная группа.

Предметом исследования является социальная работа с молодежью.

Глава 1. Обзор публикаций по проблемам  социальной

работы  с молодежью

 

1.1 Профориентация подростков с ограниченными возможностями

 

 

Сегодня общество созрело для понимания того, что меньше всего инвалиды нуждаются в жалости. Основная цель государственной политики занятости инвалидов заключается в создании необходимых условий для реализации потенциальных профессиональных возможностей граждан с ограниченными возможностями.

Люди  с ограниченными возможностями хотят развивать и реализовать свои способности не меньше, чем здоровые. Они мечтают о хорошем образовании, о собственном заработке, о достойной и независимой жизни, о возможности самоутвердиться в среде здоровых людей. Получение качественного профессионального образования, оптимальный выбор профессии являются необходимым фундаментом для реализации потенциала людей с ограниченными возможностями, для их социальной адаптации.

Проблема  профессиональной ориентации выпускников с ограниченными возможностями является наиболее актуальным компонентом системы социальной реабилитации инвалидов. Сложность проблемы, трудности, с которыми сталкиваются дети-инвалиды в процессе профессиональной ориентации, обусловливают необходимость оказания им помощи. Очевидно, что эту помощь, прежде всего, должны оказать выпускникам с ограниченными возможностями специалисты социальных служб: социальные педагоги, психологи.

Анкетирование, беседы, тестирование подростков с ограниченными возможностями, стоящих перед проблемой первичного выбора профессии, позволило нам определить типичные для выпускников проблемы в этой области. К их числу относятся:

  1. недостаточная осведомленность о ситуации на рынке труда;
  2. недостаточная информированность о возможностях получения образования, об учебных заведениях и специальностях, по которым осуществляется обучение в высших и средних специальных заведениях города и области;
  3. неактуализированность трудовой мотивации (размытые профессиональные цели и профессиональное самоопределение);
  4. неадекватная самооценка своих профессиональных возможностей;
  5. несоответствие того круга профессий, который рекомендован инвалиду в соответствии с его заболеванием специалистами бюро медико-социальной экспертизы намерениям, интересам человека;
  6. несоответствие мотивационных установок ситуации на региональном рынке труда;
  7. недостаточная информированность о профессиях, о профессионально важных качествах, необходимых для той или иной профессии.

Выявив  названные проблемы специалисты реабилитационно-оздоро-вительного отделения дневного пребывания для детей-инвалидов Мончегорского комплексного центра социального обслуживания населения определили комплекс социально-педагогических мероприятий, соста! содержание программы «Презентация детей-инвалидов». О для разработки программ составленный нами Прогно: чения профессионального с вания выпускниками с огра ными возможностями 2005-Прогноз был составлен по результатам беседе родителями, подростками, педагогами образовательных учреждений. В этом документе мы учли социальные, физические, психические и иные возможности каждого конкретного выпускника, их желания.

  • Программа состоит из дв ков.
  • Информационная помощь
  • На групповых и индивиду консультациях родители и г тки получают информацию:
  • - об учебных заведениях ти и города; о тех специаль по которым проводится об; о тех специальностях, по К1 обучаются инвалиды. Мы ^ вили связь с этими образо! ными учреждениями, чтобь информацию об условиях пг. ния иногородних студенто! ализации вариативных пр< для обучения людей с огрань ми возможностями, отрудоу тве выпускников. Сегодня е базе данных сведения о де четырех учебных заведения, числе и за пределами регио
  1. о льготах для людей с ограниченными возможностями в сфере получения профессионального образования. Мы составили «Правовой компас» - пособие для родителей, воспитывающих ребенка-инвалида, в котором собраны все действующие на сегодняшний день права и льготы для этой категории граждан, а также описан механизм их реализации.
  1. о ситуации на муниципальном, региональном и федеральном рынках труда и перспективах ее развития. Одним из возможных путей решения проблемы выбора востребованной на рынке труда профессии является информирование будущих выпускников о потребностях рынка, о прогнозах его развития. Специалисты Центра занятости населения города Мончегорска ежегодно предоставляют нам аналитическую справку о ситуации на местном и региональном рынках труда, о прогнозах его развития, с которой мы знакомим будущих выпускников.

Помощь  в выборе профессии

Этот  блок программы включает следующий комплекс мероприятий:

  1. тестирование подростков с помощью компьютерной программы «Ориентир» позволяет нам определить тот круг профессий, который наиболее отвечает их природным склонностям и интересам;
  2. составление профессиограмм. Сложность в профориентации нашей категории подростков заключается в том, что профессиональный выбор для них зачастую крайне ограничен в силу их заболевания. Серьезную помощь могут оказать профессиограммы, представляющие собой психологический портрет профессии и позволяющие выделить совокупность профессионально важных качеств, наличие которых является основой для успешной самореализации человека в данной профессии;
  3. знакомство с Каталогом профессий, предоставленным нам Центром занятости населения г. Мончегорска и содержащим сведения об особенностях деятельности, необходимых для ее осуществления профессионально важных качеств ста сорока профессий. Результаты психологического тестирования личности выпускника в сочетании с подробными знаниями о профессии дают возможность подростку выбрать профессиональную деятельность, наиболее адекватную его личностным и психологическим особенностям;
  4. знакомство с информационными технологиями. Сегодня одним из основных требований, предъявляемых работодателями, является владение компьютером. Для инвалидов компьютер играет особую роль, он не только средство познания, но и средство реабилитации. С распространением дистанционной формы обучения для инвалидов открылись новые возможности получения образования, которые могут быть реализованы при условии умения человека работать с компьютером.

В рамках нашей программы совместно со специалистами Центральной детской библиотеки города реализуются проекты «Умная мышка», «Информация на кончиках пальцев», «Мир равных возможностей». Все программы направлены на обучение детей с ограниченными возможностями работе с информационными технологиями.

Наша  программа реализуется на базе реабилитационно-оздоро-вительного отделения для ослабленных детей и детей-инвалидов уже в течение трех лет. За эти годы шестнадцать наших выпускников стали студентами вузов и колледжей, как Мурманской области, так и за ее пределами. Мы гордимся нашими выпускниками.

Е.П. РОДИЧЕВА, социальный педагог реабилитационно-оздоровительного отделения для ослабленных детей и детей-инвалидов ГОУСОССЗН «Мончегорский КЦСОН»

 

 

1.2 Психологическое  консультирование

 

 

Ф. Достоевскому принадлежат слова: «человека делают человеком светлые воспоминания с детства». Какие светлые воспоминания останутся у тех сегодняшних мальчишек и девчонок, которые подверглись насилию, живут в семьях, где родители (один родитель) злоупотребляют алкоголем, остались без родительского попечения, помещены в детские приюты, детские дома, интернатные учреждения? Это, конечно, зависит от того, как организована в этих учреждениях работа педагогического коллектива (воспитателей, педагога-психолога) с детьми; от того, насколько данная реабилитационная работа носит системный, комплексный характер; от личности специалистов, работающих с детьми.

Модель психологической  работы в центре представляет собой модель «поддержки», включающая исправление негативного влияния жизненных ситуаций на психическое развитие ребенка.

Деятельность  психолога сопровождает ребенка  на его этапном прохождении жизни в центре. Дети, которые помещаются в центры, проживают иной путь развития, чем дети из благополучных семей: они перенесли множество травмирующих ситуаций, стрессов, насилия и т.д. На первом этапе индивидуальной работы с воспитанниками центра приходится сталкиваться с такими проблемами, как страхи; тревожность; нарушенные детско-родительские отношения; работа с потерями; вина, стыд; импульсивность и раздражительность; психосоматика; агрессия; любовь и ненависть; эгоизм и эгоцентризм; добро и зло; дружба и предательство; социальные и личностные ценности; перспектива будущего и др.

Среди направлений  деятельности психолога в центре приоритетными можно назвать следующие:

  1. Диагностическая деятельность, ориентированная на психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода пребывания в детском учреждении, выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка, определение возможных причин нарушений в воспитании и обучении детей.
  2. Коррекционно-развивающая работа - предполагает проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми, разработку и внедрение программ психокоррекционной работы с воспитанниками.
  3. Психопрофилактическая работа по предупреждению возможных нарушений в личностном и интеллектуальном развитии детей, по созданию условий для полноценного психического развития.
  4. Психологическое консультирование – предполагает оказание помощи воспитанникам в самостоятельном решении возникающих проблем в ходе диагностики, консультирования, согласно запросам педагогов центра и воспитанников.
  5. Психологическое просвещение – ознакомление педагогов и работников центра с основами детской, педагогической и специальной психологии, популяризация новейших психологических исследований и т.д.

Работа на каждом этапе жизни воспитанника строится по одной и той же цикличной схеме:

Диагностика — Проектирование — Реализация — Рефлексия

На  первом этапе происходит адаптация  ребенка к учреждению и формируется чувство безопасности. Только после восстановления ребенка, снятия некоторых последствий разного вида травм можно проводить работу по его психическому развитию. Основной акцент во время адаптации воспитанника делается на эмоциональной поддержке ребенка. Для этого психологами используются такие приемы, как эмоциональное поглаживание, похвала, комплименты, дружеские жесты и мимика, эмоциональное заступничество, успокаивание и т. п. Важно укрепить у ребенка уверенность в том, что взрослый всегда рядом и готов помочь ему в любую минуту, создать условия для возникновения чувства безопасности и самоценности.

При проведении диагностического обследования психолог перед собой ставит следующие задачи:

  1. выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности у него определенных новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным и социальными ориентирам;
  2. изучение особенностей жизнедеятельности воспитанников;
  3. выявление причин и проявлений дезадаптации воспитанников в школе и семье.

В ходе проведения психолого-педагогических консилиумов по проблемам развития, воспитания и обучения детей, на основе полученных результатов диагностики, учета мнений педагогов - психологом строится план индивидуальной работы с ребенком, намечается программа для проведения психокоррекционных занятий.

Психологи учреждений, в которых воспитываются  дети, оказавшиеся без родителей, отмечают, что бывает очень трудно найти подходящие методы для работы с такими детьми. Нередко дети не понимают смысла предлагаемых заданий, они им не интересны, у них отсутствуют интеллектуальные навыки решения заданий, они не получают удовольствия от сделанной работы, и, как правило, такая работа оказывается малоэффективной. Поэтому в своей деятельности психологу реабилитационного центра необходимо использовать специфические формы работы: элементы терапии кризисных ситуаций, разрешения конфликтных ситуаций, снятия стрессов; элементы игротерапии, арттерапии, музыкотерапии, дыхательной терапии, сказкотерапии и т.д.

У всех детей, испытавших или переживших отсутствие заботы, обнаруживаются проблемы привязанности, что приводит к появлению трудностей в поведении. Это особенно важно знать в тех случаях, когда необходимо научить ребенка выполнять правила, быть дисциплинированным. Ребенок, переживший разлуку и потерю родителей, изъятие из семьи, приравнивает разлуку к близости, считает, что не заслуживает того, чтобы ему кто-то уделял внимание, интересовался его делами. Эффективным приемом в подобных ситуациях является оказание помощи и поддержки воспитанникам центра, а также концентрация внимания не на плохом поведении, а на положительных ожиданиях, которые возлагаются на ребенка. При этом необходимы такие высказывания взрослых: «Я верю, что ты можешь находить общее дело с детьми», «Я знаю, как хорошо у тебя может получиться эта работа», «Я уверена, что ты можешь успешно учиться» и т.д. При плохом поведении ребенка важно оценивать не его как личность, а только сам поступок. Важно сказать ему «Я уважаю тебя, твои желания (цели), но мне не нравится то, как ты этого достигаешь».

Информация о работе Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций