Органическая школа западной социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:33, реферат

Описание работы

Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной философии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биологии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых исследовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений.

Содержание работы

1. Органическая школа западной социологии. Герберт Спенсер как представитель натуралистической ориентации органической школы в социологии
2. Институализация общественной жизни. Виды социальных институтов, их функции, взаимодействие и развитие

Файлы: 1 файл

Referat социология.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

2) Социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности - институты семьи, образования, религии и др.

  3) Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля - органы власти. 4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

Социальные институты  отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1) Экономическо-социальные  институты -собственность, обмен,  деньги, банки, хозяйственные объединения  различном типа - обеспечивают всю  совокупность производства и  распределения общественного богатства  соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) Политические институты  - государство, партии, профсоюзы  и другого рода общественные  организации, преследующие политические  цели, направленные на установление  и поддержание определенной формы  политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3) Социокультурные и  воспитательные институты ставят  целью освоение и последующее  воспроизводство культурных и  социальных ценностей, включение  индивидов в определенную субкультуру,  а также социализацию индивидов  через усвоение устойчивых социокультурных  стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4) Нормативно-ориентирующие  - механизмы морально-этической ориентации  и регуляции поведения индивидов.  Их цель - придать поведению и  мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5) Нормативно-санкционирующие  - общественно-социальную регуляцию  поведения на основе норм, правил  и предписаний, закрепленных в  юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

6) Церемониально-символические  и ситуационно-конвенциональные  институты. Эти институты основаны  на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные

контакты, разнообразные  акты группового и межгруппового  поведения. Они определяют порядок  и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Нарушение нормативного взаимодействия с социальной, средой, в качестве которой выступает  общество или сообщество, называется дисфункцией социального института. Как отмечалось ранее, основой формирования и функционирования конкретного социального института является удовлетворение той или иной социальной потребности. В условиях интенсивного протекания общественных процессов, ускорения темпов социальных перемен может возникнуть ситуация, когда изменившиеся общественные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате в их деятельности может возникнуть дисфункция. С содержательной точки зрения, дисфункция выражается в неясности целей деятельности института, неопределенности функций, в падении его социального престижа и авторитета, вырождении его отдельных функций в "символическую", ритуальную деятельность, то есть деятельность, не направленную на достижение рациональной цели.

    Одним из  явных выражений дисфункции социального  института является персонализация  его деятельности. Социальный институт, как известно, функционирует по  своим, объективно действующим механизмам, где каждый человек, на  основе норм и образцов поведения, в соответствии со своим статусом, играет определенные роли. Персонализация социального института означает, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и объективно установленными целями, меняя свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц, их персональных качеств и свойств.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать к  жизни стихийное появление нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной существования так называемой "теневой экономики", выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т.п. Исправление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Исследователи выделяют две формы существования социальных институтов: простую и сложную. Простые  социальные институты - организованные объединения людей, которые выполняют  определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами института своих социальных ролей, обусловленных социальными ценностями, идеалами, нормами. На этом уровне управляющая система не выделилась в самостоятельную систему. Социальные ценности, идеалы, нормы сами обеспечивают устойчивость существования и функционирования социального института.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Современная западная  социология: Словарь. — М., 1990

2. Спенсер Г. Основания социологии. — СПб., 1898

3. Спенсер Г. Основные начала. — СПб., 1897

4. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. — СПб., 1896

  1. Андреев Ю.П. Категория <социальный институт> // Философские науки.1984. № 1.
  2. Земски М. Семья и личность. М., 1986.
  3. Коэн Дж. Структура социологической теории. М., 1985.

4. В.Н. Лавриненко Социология учебник для вузов М., 1998.




Информация о работе Органическая школа западной социологии