Организационно правовые формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Целью курсовой работы является анализ, изучение организационно - правовых форм социального обеспечения современности.

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)


Введение

 

Актуальность работы. Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ 1993г. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.1

Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.

Исторический путь, который  прошли в своем становлении системы  социального обеспечения развитых стран, свидетельствует о том, что основополагающим критерием при выборе той или иной формы социального обеспечения является социальное положение человека, т. е. обеспечивается ли он как работник (настоящий либо в прошлом) либо как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью. 

В России все еще сильно влияние централизованного управления и распределительно-уравнительной системы в социальной сфере, что в настоящее время проявляется в низкой эффективности деятельности социальных служб. Федеральное правительство выделяет средства для решения социальных проблем и распределяет их на местах. Однако, реального контроля за использованием средств нет, как нет, по большей части, местных программ социального развития, а следовательно нет и ответственности.

Существовавшая в течение  многих лет система социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало и их подготовка не велась до начала 1991г. 

Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также муниципальные и локальные.

Степень изученности  темы. Библиографическую базу исследования составляет исследование истории социальной помощи отечественным ученым А. Стогу в работе «Об общественном призрении».  Так же данной проблемой занимались такие ученые как Алиев А.М., Биккинин И.А., Брагинский М.И., Вайпан В.А., Викторов В.В., Витрянский В.В., Владыка Е.Е., Гогин А.А.,

Целью курсовой работы является анализ, изучение организационно -  правовых форм социального обеспечения современности.

Исходя из цели курсовой работы поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  теоретические понятия организационно-правовых форм социального обеспечения;

- определить виды организационно-правовых форм социального обеспечения;

- изучить каждый вид  организационно-правовых форм социального обеспечения.

Объект исследования –социальное обеспечение.

Предмет исследования – Конституция РФ, Федеральные законы и иные нормативно-правовые акты.

Методы исследования: теоретический, аналитический, исторический, диалектический, синтез, индукция дедукция, наблюдение и сравнение.

 

Теоретическая значимость исследования темы. Теоретическое значение проведенного исследования состоит в том, что в нем предпринят анализ организационно-правовых форм социального обеспечения в Российской Федерации который может быть использован в ходе дальнейшего изучения этой проблемы применительно к данной стране.

Структура работы. Работа включает в себя введение, главы, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационно-правовые формы социального обеспечения

1.1 История развития организационно-правовых форм социального обеспечения

Формы социального обеспечения начали формироваться еще с перехода к нэпу. НЭП продиктовал возрождение социального страхования для лиц наемного труда, появление новой формы обеспечения крестьянства (комитеты взаимопомощи) и государственное обеспечение в учреждениях социального обеспечения. Переход от социального обеспечения к социальному страхованию в Тезисах ЦК РКП (б) о социальном страховании от 4 сентября 1922 г. объяснялся следующим образом: «Наличие частной промышленности и переход предприятий на хозяйственный расчет выдвинул ряд новых задач в области социального обеспечения. Если в минувший период социальное обеспечение осуществлялось исключительно за счет государства, то из современных отношений вытекает необходимость замены государственного социального обеспечения лиц, занятых наемным трудом, социальным страхованием их за счет предприятий, в которых они работают».2

Декретом СНК от 15 ноября 1921 г. «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» система социального страхования распространялась на наемных работников по случаю временной и постоянной утраты трудоспособности, на случай безработицы, а также на случай смерти за счет предприятий, организаций и частных лиц, использующих наемный труд. Была установлена выплата пособий по временной нетрудоспособности застрахованным в размере фактического заработка Декретом СНК от 9 декабря 1921 г. «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнству». Беременные женщины на период времени за 8 недель до и 8 недель после родов освобождались от трудовой повинности (ст. 3 КЗоТ РСФСР 1918 г.). Для работниц, кормящих ребенка грудью, должны были устанавливаться дополнительные перерывы через каждые три часа работы на срок не менее получаса. По сути, отпуск по беременности и родам приравнивался ко времени болезни (ст. 78 и приложение к ней).3

К моменту принятия Конституции  СССР 1977 г. была сформирована государственная система социального обеспечения, включавшая две организационно-правовые формы: государственное социальное обеспечение рабочих и служащих и социальное обеспечение членов колхозов, а также государственная система здравоохранения.

В 80-е гг. прошлого века огосударствление всех сфер социального  обеспечения стало основой единой государственной системы социального обеспечения. Она имела единую социалистическую сущность и являлась государственной потому, что регулировалась им, финансировалась главным образом за счет государственных и частично колхозно-кооперативных средств без вычетов из заработка трудящихся.

Государственное социальное страхование рабочих и служащих и некоторых других лиц осуществлялось за счет средств фонда государственного социального страхования. Этот фонд образовывался из взносов предприятий, организаций, учреждений, организаций, исчисляемых в процентном отношении к фонду оплаты труда. За счет фонда государственного социального страхования работникам предоставлялись следующие виды социального обеспечения: пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пенсии за выслугу лет; пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам; санаторно-курортное лечение, обслуживание профилакториями, домами отдыха, содержание детей в пионерских лагерях и т.д. Управление государственным социальным страхованием было возложено на профессиональные союзы. Но при этом и многие вопросы пенсионного обеспечения рабочих и служащих решались государственными органами управления социальным обеспечением с участием представителей профессиональных союзов.

Социальное страхование  колхозников. Это система обеспечения  колхозников и членов их семей пособиями и иными видами обеспечения и обслуживания. Источником являлись Централизованный союзный фонд социального страхования колхозников, формируемый из взносов колхозов в процентном отношении к сумме фактических расходов на оплату труда членов колхозов без каких-либо вычетов из заработка колхозников. Фонд управлялся советами профсоюзов и Союзным советом колхозников.

Социальное обеспечение  колхозников за счет централизованного  союзного фонда социального обеспечения колхозников. Этот фонд формировался за счет отчислений от валового дохода колхозов и дотации государства. Его средства направлялись на выплату пенсий и пособий колхозникам. Управление осуществлялось представительными органами колхозов - советами социального обеспечения колхозников при активной роли государственных органов социального обеспечения.4

Социальное обеспечение  за счет прямых ассигнований из государственного бюджета. Эта форма была предназначена для обеспечения, во-первых, определенных категорий граждан (пенсии военнослужащим); во-вторых, престарелых и инвалидов, многодетных и одиноких матерей (содержание в домах интернатах, некоторые виды пособий и др.). Социальное обеспечение осуществлялось органами государственного управления социальным обеспечением (министерства социального обеспечения союзных республик, отделы социального обеспечения исполкомов областных, районных, городских Советов народных депутатов, органами Министерства обороны и др.).

Однако особо следует  отметить, что единство государственной системы социального обеспечения также обусловливалось и тем, что ни одна из форм социального обеспечения не применялась на практике в чистом виде. Все они были взаимосвязаны и нередко взаимно дополняли друг друга. Более того, формально в советский период пенсионное обеспечения трудящихся осуществлялось в порядке государственного социального страхования (что, в частности было закреплено в КЗоТ РСФСР), однако целевых страховых платежей никто не вносил - ни работодатели, ни застрахованные.5

Таким образом о страховом  характере ряда форм социального  обеспечения можно было вести речь в ключе лишь наименования этих форм, а не их сущности и содержания, т.е. о формальном, а не реальном социальном страховании. Освобождение трудящихся от страховых платежей провозглашалось величайшим достижением социалистической системы. В этом утверждении была известная доля лукавства, т.к. средства на социальные выплаты складывались во многом не благодаря высокому уровню заработной платы, а вследствие того, что социальные издержки включались в цену потребительских товаров, которые приобретали те же рабочие, крестьяне и интеллигенция.

 

1.2 Понятие организационно-правовых форм социального обеспечения

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государство руководит  созданием финансовой базы и организационных  структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; обязательное пенсионное страхование; государственную социальную помощь и государственное пенсионное обеспечение . В науке их принято называть организационно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.

Социальное  обеспечение – система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения, при наступлении страховых случаев, влекущих за собой утрату или снижение дохода, с целью предотвратить или устранить неблагоприятное последствие.

Формы социального  обеспечения рассматриваются в  двух значениях: как способ его организации (организационно-правовая фирма);как способ удовлетворения потребности граждан.

Осуществление конституционного права на социальное обеспечение  может быть организовано в разных формах, которые принято разграничивать по таким признакам, как:

- круг обеспечиваемых;

- источники и способы формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;

- виды обеспечения;

- условия и размеры обеспечения;

- органы, предоставляющие обеспечение.6

Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

 

2. Виды организационно  – правовых форм социального  обеспечения

2.1 Обязательное  пенсионное страхование

26 мая 1998 года Правительство Российской Федерации приняло программу пенсионной реформы, которая предполагала образование новой формы социального обеспечения, когда государственная пенсия будет назначаться на основе поступивших страховых платежей на  индивидуальные  счета застрахованных лиц.

Пенсионная реформа  в нашем государстве началась в 2002 году, дав старт распределительно-накопительной  системе формирования пенсии.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции  Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.7

Информация о работе Организационно правовые формы