Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 23:40, задача
Специалисты А и Б взялись за изучение организационной культуры в двух дочерних компаниях холдинга Х (компании "Стиль" и компании "Забава").
Компании недавно вступили в холдинг. Согласно планам руководства холдинга, в будущем компании должны тесно сотрудничать, выполняя совместные проекты. На сегодняшний день руководство испытывает серьезные сложности в управлении компаниями: даже незначительные совместные проекты компаний терпят неудачу, сотрудники совершенно не могут сработаться, в дирекцию поступают жалобы и должностные записки от сотрудников компаний с взаимными обвинениями в непрофессионализме.
Кейс «Организационная культура»
Описание
кейса. Специалисты
А и Б взялись за изучение организационной
культуры в двух дочерних компаниях холдинга
Х (компании "Стиль" и компании "Забава").
Компании недавно вступили в холдинг.
Согласно планам руководства холдинга,
в будущем компании должны тесно сотрудничать,
выполняя совместные проекты. На сегодняшний
день руководство испытывает серьезные
сложности в управлении компаниями: даже
незначительные совместные проекты компаний
терпят неудачу, сотрудники совершенно
не могут сработаться, в дирекцию поступают
жалобы и должностные записки от сотрудников
компаний с взаимными обвинениями в непрофессионализме.
Некоторые наблюдения руководства за
коммуникацией между специалистами компаний
в период выполнения совместных проектов
дали основания считать, что причина плохого
сотрудничества кроется в разнице корпоративных
культур, сформировавшихся в компаниях
до вступления в холдинг.
Компания "Стиль" занимается издательской
деятельностью, ее штат, в основном, составляют
редакторы, корректоры и верстальщики.
Компания "Забава" занимается организацией
и проведением масштабных праздничных
мероприятий. После вступления в холдинг
на нее также были возложены функции внешнего
PR и рекламы холдинга Х. Штат компании
составляют режиссеры праздников и специалисты
по рекламе и PR.
Задачи, которые поставлены руководством
холдинга перед исследователями А и Б:
на основании изучения организационных
культур компаний "Стиль" и "Забава"
сделать заключение о причинах плохого
сотрудничества компаний и предложить
управленческие действия по изменению
сложившейся ситуации.
Исследователи А и Б должны провести работу
самостоятельно и не обсуждать свои планы
исследования друг с другом (так как это
исследование является отборочным испытанием
на занятие должности HR-директора холдинга).
Оба должны предоставить результаты исследований
и рекомендации по управлению компаниями
руководству холдинга.
Исследователь
А. Согласно
личным представлениям исследователя
А, организационная культура проявляется
в том, насколько сотрудники дисциплинированы
и следуют правилам организационного
распорядка (наш взгляд на корпоративную
культуру не совпадает с мнением исследователя
А, но "хозяин - барин").
Операционализация: прописывание в работе
того, что автор исследования считает
организационной культурой в реальных
измеримых показателях. Исследователь
А предложил следующие измеримые признаки
организационной культуры: количество
опозданий на рабочее место, количество
невыходов на работу, случаи нарушения
служебной субординации, количество опозданий
после обеденного перерыва, случаи нарушения
служебного дресс-кода и т.д.
Таким образом, организационная культура
каждой компании холдигна Х замерялась
на основании разработанных критериев:
методом наблюдения или опроса сотрудников
подсчитывалась частота каждого случая
в каждой компании на протяжении заданного
периода и делался вывод об уровне развития
организационной культуры в каждой компании.
Полученные таким образом количественные
данные можно было в дальнейшем сравнивать
между собой, сопоставлять с аналогичными
данными после проведения управленческих
изменений и т.д.
Результаты исследования специалиста
А показали, что компания "Забава"
значительно уступает компании "Стиль"
по уровню развития организационной культуры.
Сотрудники компании "Забава", как
значилось в его отчете, "совершенно
безалаберно" относятся к правилам
внутреннего распорядка, принятым в холдинге,
они часто опаздывают на рабочие места,
проводят много времени за чаепитием и
перекурами. Хотя многие сотрудники "Забавы"
часто остаются на работе после окончания
рабочего дня, в целом, их дисциплина оставляет
желать лучшего. В то же время, сотрудники
компании "Стиль" очень строго относятся
к соблюдению норм внутреннего распорядка:
приходят и уходят с работы точно вовремя,
тратят мало времени на посторонние занятия.
Причина плохого сотрудничества компаний,
по мнению специалиста А, состояла в том,
что сотрудники компании "Стиль",
привыкшие к точности и порядку в ведении
дел, не встречали подобной обязательности
у сотрудников компании "Забава".
Разница в распорядке рабочего дня, ведении
служебной документации и отношении к
срокам выполнения работ сотрудников
двух компаний полностью исключала возможность
плодотворного сотрудничества.
Рекомендации. Специалист предложил
руководству холдинга Х проведение обучающих
мероприятий и внедрение новой системы
дисциплинарного контроля за поведением
сотрудников компании "Забава" с
целью повышения уровня корпоративной
культуры компании до уровня культуры
компании "Стиль". По мнению специалиста
А, только унификация дисциплинарных требований
к сотрудникам обеих компаний, а также
четкое описание всех производственных
процессов могло обеспечить сотрудничество
компаний в будущем.
Исследователь
Б. Согласно
личным представлениям исследователя
Б, организационная культура проявляется
в том, насколько сотрудники чувствуют
свою принадлежность к ценностям организации,
связывают свои успехи с успехами организации,
эмоционально и когнитивно включены в
успех общего дела.
Операционализация понятия в этом случае
предложила примерно следующие измеримые
признаки организационной культуры: случаи
проявление радости сотрудника в связи
с новостью об успехе компании; поведение
вне рамок служебных обязанностей, направленное
на помощь другим сотрудникам и успеху
всей компании; чувство оскорбления в
случае критики компании, услышанное от
третьих лиц; чувство гордости от работы
в компании; проявление желания развивать
свою карьеру в компании; проявление желания
будущего устройства своих детей на работу
в компанию и т.д.
Исследование специалиста Б было направлено
на обнаружение этих явлений в поведении,
мыслях и эмоциях сотрудников дочерних
компаний холдинга Х (методами наблюдения,
глубинного интервью, анкетного опроса
и анализа самоотчетов).
Каждое найденное явление фиксировалось
в листе наблюдений (или опросном листе),
подсчитывалась частота проявления этих
признаков у сотрудников двух компаний,
на основании чего были сделаны выводы
об уровне развития организационной культуры
в обеих компаниях.
Полученные таким образом количественные
данные сравнивались между собой, сопоставлялись
с аналогичными данными после проведения
информационных, мотивационных или обучающих
мероприятий и т.д.
Результаты исследования специалиста
Б показали, что уровень развития организационной
культуры в компании "Забава" значительно
выше, чем в компании "Стиль". Сотрудники
компании "Забава", занимавшиеся
внешним PR холдинга, в большинстве своем
принимали близко к сердцу неудачи холдинга
и негативную информацию в его адрес, в
то время как сотрудники компании "Стиль"
не интересовались новостями холдинга
и считали главным точное исполнение своих
обязанностей и своевременную оплату
труда, независимо от того, в какой компании
осуществляется их работа.
Причина плохого сотрудничества компаний,
по мнению специалиста Б, состояла в том,
что сотрудники компании "Забава",
лично заинтересованные в успехе холдинга
и любых его проектов, готовы были буквально
"ночевать" на рабочих местах и работать
в выходные дни. Они нередко собирали экспертные
группы для выработки наиболее эффективных
способов выполнения совместных заданий
с компанией "Стиль". Работа в группах
часто затягивалась до позднего вечера,
сотрудники "Забавы" предлагали много
творческих путей решения задачи, выступали
с личными инициативами. Когда они приглашали
на такие группы сотрудников "Стиля",
те отказывались принимать участие в каких-либо
занятиях, не связанных напрямую с их должностными
обязанностями. Вскоре сотрудники "Забавы"
поняли, что "Стиль" способен вести
деловую коммуникацию только посредством
служебных записок и, защищенный формальными
отписками, проявляет полное равнодушие
по поводу возможного провала совместного
проекта. Разница в личностной включенности
сотрудников двух компаний в успех совместного
проекта, по мнению специалиста Б, делала
практически невозможным их дальнейшее
сотрудничество.
Рекомендации. Специалист Б предложил
руководству холдинга Х проведение информирующих
мероприятий с сотрудниками компании
"Стиль", тренингов по развитию организационной
культуры в компании, а также частичную
замену штата компании (увольнение тех
сотрудников, которые в анкетном опросе
и наблюдении не проявили никаких признаков
идентификации своих целей с целями компании
и работали в компании исключительно на
основании формальных обязанностей).
Итог
Как видно из кейса, исследователи А и
Б изучали одну и ту же проблему. Но, в зависимости
от того, как каждый из них понимал организационную
культуру (что показала процедура операционализации),
у них получились совершенно разные исследования.
Замеры специалиста А показали, что организационная
культура в компании "Стиль" значительно
более развита по сравнению с компанией
"Забава". В свою очередь, исследование
специалиста Б, напротив, показало большую
развитость организационной культуры
компании "Забава". Два разных понимания
организационной культуры - две разных
операционализации - два разных результата
- совершенно разные советы по управлению
компаниями.
Вопросы
по кейсу
Рекомендации какого специалиста кажутся
вам более эффективными?
Если бы у вас была возможность решать,
какому специалисту вы доверили бы пост
HR-директора холдинга?
Как, на ваш взгляд, следовало поступить
руководству холдинга Х, когда специалисты
А и Б предоставили свои отчеты?
Почему результаты исследований и рекомендации
специалистов так сильно отличались?
Мотивация персонала
Кейс “Розничный магазин”.
Описание ситуации: Продавец Петрова А.К. работает в отделе один год. За время работы ей удалось в достаточной мере освоить ассортимент отдела, установить доброжелательные отношения с коллективом сотрудников. По характеру спокойная, уравновешенная. К работе относится ответственно, проявляет желание работать в магазине. Однако в общении с покупателями инициативы не проявляет. Реагирует на вопросы, просьбы о помощи в выборе товара, доброжелательна, но старается свести это общение к минимуму. С большей увлеченностью занимается расстановкой товара, поддержанием чистоты и порядка в торговом зале, в связи с чем потенциальные покупатели часто остаются без внимания продавца и уходят.
Задание: продумайте
и составьте мотивационную беседу с сотрудником
Петровой А.К. на проявление инициативы
в общении с покупателями.
Кейс «Групповое поведение в организации»
Ситуация.
Лида Смирнова пристально смотрела на свой кофе и пирожок. После трудного рабочего дня она пыталась расслабиться в кафе, часто посещаемом деловыми людьми. Подняв взгляд, она заметила свою давнюю подругу по университету, входящую в кафе. Прошло уже два года, как она последний раз виделась с Анной Яблоковой. В то время они были в одной группе на занятиях по курсу «Организационное поведение».
– Анна! – воскликнула Лида, пытаясь привлечь ее внимание. – Присаживайся. Я не видела тебя целую вечность. Я не знала, что ты осталась в городе.
– Я проходила вводное обучение в страховой компании, где работаю последние 18 месяцев, – ответила Анна. – А как у тебя дела?
– Я работаю в рекламном агентстве «Альбатрос». Я там уже почти год, – сказала Лида.
– Интересно, что это за организация? – спросила Анна. – Я слышала, что это достаточно жесткая контора.
– Я не знаю, откуда у тебя такая информация, – ответила Лида, – но ты права. Платят действительно хорошо, но ежедневно выжимают из нас каждый выплаченный нам рубль. Люди, с которыми я работаю, очень хорошие, но сильно конкурируют друг с другом. Я думаю, что наша компания проводит некую неписаную политику. Новых людей пытаются столкнуть друг с другом, а «победитель» получает продвижение. Не получившие продвижение в компании долго не задерживаются. Они ищут что-нибудь на стороне или их просят подыскать себе что-нибудь другое. Я надеюсь, ты понимаешь, что я имею в виду.
Анна сочувственно взглянула на подругу.
– У нас в страховой компании тоже идет своя борьба, но все это выглядит несколько иначе. У меня относительно низкая заработная плата, но мне кажется, что меня скоро повысят. Как бы этого хотелось! Когда я начала работать, мне сказали, что повысят через 9 месяцев ученичества, но они превратились сначала в 12, затем в 15… В итоге прошло уже 18 месяцев, но никого из моей группы еще не повысили. Двое, занимавшие должности выше меня, уже уволились. Поэтому нас, двоих оставшихся, скоро повысят. Я надеюсь, что это коснется и меня. Политика компании заключается в продвижении людей, но в медленном продвижении. Можно было бы, конечно, обратиться к официальным кадровым документам. Я уже подобрала много таких материалов, но как-то сомневаюсь, стоит ли мне на них ссылаться. У меня прекрасная начальница. Когда я разуверилась во всем, она отвела меня в сторону и сказала, что у меня все идет хорошо. Она показала планы компании по продвижению сотрудников и сказала, что она будет настойчиво рекомендовать меня на открывающиеся вакансии. Мне кажется, я просто нетерпеливая.
Лида отставила свой кофе.
– Мой начальник просто дурак, но он хитрый дурак. Он окружил себя людьми, делающими так, что он выглядит хорошо. Они делают свою работу, а он получает все результаты. Я большему научилась от коллег, чем от него. Не понимаю, как такие люди, как он, выживают в нашей компании. Ты, наверное, сейчас думаешь, что его подчиненные надеются на свое продвижение. Он, должно быть, лучший артист, чем я о нем думала.
– Тебе нравится то, что ты делаешь? – спросила Анна.
– Да, это очень интересная работа, – ответила Лида. – Она сложнее того, чему нас учили в университете. Было бы лучше, если бы наши профессора рассказывали нам о политике в компаниях. Я хотела бы знать что-нибудь о том, как увидеть в своем начальнике что-то хорошее. Ты видишь, мне это крайне необходимо.
Обе некоторое время сидели тихо. Наконец Анна сказала:
– В пятницу в театре будут показывать новую пьесу. У меня есть лишний билет. Хочешь пойти со мной?
– Я бы пошла, Анна, – сказала Лида, – но я взяла домой много работы. Может быть, мы сходим куда-нибудь вместе в следующий раз, ладно?
– Да, конечно, – ответила Анна, – после того, как нас обеих повысят.
Они
обе засмеялись, и Анна потянулась
за своим пальто.