Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:55, реферат
Одной из функций первых дискотек была проверка на публике новых записей. В дальнейшем такие места стали называться дискотеками или сокращенно-диско. В настоящее время в этом смысле чаще всего используется термин “Фонотека”.
Диск-жокей, ди-джей(англ.)-ведущий-комментатор грампластинок (дисков) в дискотеке (дансингах), умеющий держать свою аудиторию рассказами об известных музыкантах, группах, певцах во время проигрывания дисков. Термин возник в 1937г.
Основные термины и понятия.
Дискотека (англ.)
Одной из функций первых дискотек была проверка на публике новых записей. В дальнейшем такие места стали называться дискотеками или сокращенно-диско. В настоящее время в этом смысле чаще всего используется термин “Фонотека”.
Диск-жокей, ди-джей(англ.)-ведущий-
Дискография-различного рода перечни (каталоги, списки или краткие рецензии) грампластинок, лазерных компакт-дисков.
Джу-бокс (анг.)-созданный в США музыкальный автомат-проигрыватель с набором грампластинок (от 50 до 200 штук), который устанавливался в кафе или ресторанах. Вошел в моду в 20-30-е гг. ХХ в.
Джук-джойнт (анг.)-ресторан, бар, где танцуют под музыку автоматического проигрывателя.
Исторические корни и аналоги.
У молодежи любого возраста на сегодняшний день дискотеки пользуются огромной популярностью, они прочно вошли в практику работы школ, досуговых учреждений клубного типа. Человеку, впервые пришедшему на дискотеку, эта форма досуга может показаться элементарной, даже вульгарной. Но это только на первый взгляд. На самом деле она впитала в себя многие социальные, культурные и технические достижения прошлого столетия. У нее богатая предыстория, которой можно коснуться при раскрытии этого явления.
С начала ХХ в. Появились граммофоны, которые предприимчивые владельцы кафе стали ставить в своих заведениях с целью привлечения публики.
В 20-е годы граммофоны уступили место более компактным патефонам. Кафе, снабженные патефоном и набором пластинок, стали пользоваться не меньшей популярностью, чем “спотс “-ночные заведения, где артисты выступали на сцене.
В Гарлеме большой изысканностью пользовалась закусочная Джесси Шипа-импресарио театра “ Лафайет”. Он коллекционировал пластинки “расовой серии”, это давало клиентам возможность познакомиться с творчеством негритянских певцов и музыкантов. Среди посетителей можно было встретить Пола Робсона, Дюка Элистона, Джорджа Гершвина. Завсегдатаи кафе ловили себя на мысли, что определенным образом подобранные пластинки приводят к качественно иному восприятию времени, к развлекательности добовляется познавательность. И невольно возникла необходимость в человеке, специализирующимся на подборе пластинок и их комплектовании. В последствии профессионалов подобного рода стали называть диск-жокеями. Термин этот впервые появился на радио, которое в те года было самым значительным из средств массовой информации. История сохранила для нас имя первого отечественного диск-жокея, его преданность делу и широта интересов достойны подражания. Это Сергей Адамович Колбасьев-морской офицер, писатель, музыковед. Он пользовался огромным авторитетом. Знакомство с Колбасьевым считалось столь же престижным, как и дружба с Маяковским или Луначарским. В летние месяцы морской офицер выходил на военных судах в Финский залив в качестве сигнальщика, а в другие времена года выступал с лекциями о джазе, которые, иллюстрировал своей домашней, довольно большой фонотекой. Сергей Колбасьев ушел из жизни в 1937г.и по дате смерти нетрудно догодаться о ее причине.
В 30-е годы было еще одно культурное явление, предшествующее современной дискотеке. Это ритм-клубы. В формировании форм досуга их заслуга в том, что они показали важность создания атмосферы клуба. Она создовалась прежде всего музыкой, а так же оформлением интерьера и умением хозяина клуба вести вечер. Одно из самых популярных заведений подобного рода было создано в Париже Югом Панасье и называлось “Хот клаб де Франс”.
Само слово “Дискотека” появилась в сороковые годы ХХ в. Так стали называть кафе, снабженные джу-боксами: аппаратами, дающими возможность выбрать и проиграть пластинку, опустив монету определенного достоинства.
В этих дискотеках в основном слушали мастеров “ритм энд блюза” ДжиммиРашинга, Джо Уильямса, Би Би Кинга. Популярность такого рода кафе в 40-е годы отчасти обусловливалось тем, что пластинка на западе стоило дорого, и меломаны, прежде чем пополнить свою коллекцию новинкой, предпочитали ее прослушать, а так же здесь можно было реализовать свою потребность общения. В подобного рода кафе с джи-боксами музыка, по сути дела, являлась частью меню.
В 60-е годы ситуация кардинально изменилась, значительно помолодел контингент дискотек. Изменилась и форма дискотеки-она стала мини-дансингом. Теперь главной частью помещения стало пространство, предназначенное для танцев. Это потребовало улучшения звуковой аппаратуры.
В США и многих странах западной Европы мини-дансинги приобретали фантастическую популярность. Вспомните фильм Роберта Стригвурта “Лихорадка субботним вечером”.
Подарком для дискотеки явился музыкальный жанр”Диско”, появившийся в середине 70-х годов. Особенностью этого жанра является его заразительная танцевальность.
В нашей стране распространение дискотеки и диско-музыки началась в период, когда на Западе популярность достигла апогея, то есть в середине 70-х годов. Впервые дискотеки появились в Прибалтике, а затем и в других крупнейших центрах России. Распространились они с поразительной скоростью, Функционировали в кинотеатрах, домах культуры, общежитиях, учебных заведениях, кафе, молодежных центрах, сельских клубах.
Молодежи хотелось неформально общения, и она получила его на дискотеке.
В нашей стране прогресс дискотек пошел в другом русле, чем на Западе. Самая массовая разновидность дискотеки-танцевальная-приняла форму танцевально-развлекательной программы. Помимо танцев посетителям предлагалось принять участие в различных конкурсах и викторинах, которые проводились на фоне музыки, что позволяло зрителям смотреть происходящее, не прекращая танцев. Украшением танцевальных программ часто становились выступление бальных пар, которые порожали зрителей своим мастерством.
Лицо дискотеки в это время определяли диско-программы. Тематическая программа представляла собой музыкально-литературную компазицию, обогащенную слайдо-световым рядом. На экране демонстрировали мультфильмы, фрагменты документальных и художественных фильмов, эффекты теневого театра. Тематические диско-программы поражали разнообразием тематики. В эту “золотую эру дискотеки” пользовались популярностью и смешные программы-сначала демонстрировалась тематическая программа, а затем в фойе шла танцевальная программа.
Творческое мышление коллективов дискотеки, стремление наполнить программу элементами театра привели к появлению аудиовизуальных спектаклей, что в те годы именовалось”диско-театром”. В основе диско-спектаклей лежало действие, которое в основном носило экранно-сценический характер. Форма диско-спектаклей не была застывшей. В одних представлениях главным выразительным средством являлось цветомузыка, других-слайдовый ряд, в третьих-хореография, в четвертых-мастерство диск-жокея и артистов.
Разнообразие форм, творческая фантазия привели к тому, что дискотеки в 80-е годы пользовались фантастической популярностью. Именно в дискотеках рождались многие неформальные молодежные движения. Благодоря дискотекам в молодежный быт проникли брейк-дэнс, ламбада, рэп, макарена, самба и др.танцы.
В середине 80-х годов в стране было зарегистрированно свыше 2000 дискотек. К середине 90-х годов “ золотая эра дискотек”осталась позади. Количество тематических программ и диско-спектаклей резко снизилось, но не теряло своей популярноститанцевальная дискотека. Более того, она расширила свои возрастные горизонты. Появилась дискотека “Кому за…”, популярными стали детские дискотеки. Появились дискотеки для “новой молодежи”, такие как “брейкбит”, “андеграунд”, “ритв-дискотеки”, сюда молодежь приходит не сколько танцевать, сколько “кайфовать”. В этих тусовках звучат разные танцевальные стили: рейв, техно, хаус, хардкор, техстен, джангл и др.
Структура дискотечной программы.
Одним из специфических подразделов методики подготовки танцевально-развлекательной программы дискотеки является планирование её оптимального темпо-ритма. Темпо-ритм задаёт правильное переживание, отзывчивость зала, хорошее настроение ведущего. Опыт убеждает, что в основе большинство срывов контактов между ведущим и посетителями в организации темпо-ритма программы.
Существует ряд конкретных правил построения темпо-ритма программы, основанных на особенностях восприятия внешних воздействий молодежной аудиторией.
На первом уровне организации темпо-ритмической структуры программы едва ли не важнейшим правилом является понятность функционального назначения воспроизводимой музыки для аудитории.
Во-первых, всем присутствующим должно быть однозначно ясно, какая музыка звучит в данный момент: танцевальная или фоновая.
Во-вторых, каждый из посетителей должен безошибочно отличать тему, предназначенную для медленного танца, от композиции, ориентированной на танец быстрый. Желательно избежать “пограничных” в этом плане музыкальных произведений, т.к. любая нечёткость подобного рода дезорганизует аудиторию, заставляет колебаться, раздражает посетителей.
Вторым правилом, действующим
при работе с аудиторией, не имеющей
специальнойхореографической
На втором уровне организации темпо-ритма способ сочетания музыкальных произведений должен обеспечивать праздничное настроение всего вечера. Одинаково недопустимы как скука, так и переутомление, чрезмерное эмоциональное возбуждение.
На третьем уровне организации
темпо-ритмической структуры
При подготовке диско-программы необходимо учитывать, что темпо-ритм программы определяется не только выбранными для неё произведениями, но и характер монтажа. В ряде случаев программы, особенно танцевальные, монтируются как безостановочные (принцип “нон-стоп”). Лаконичные коментарии произносятся ведущим прямо поверх музыки. Подобный монтаж может быть осуществлен тремя способоми. Способом динамической параболы (динамика пьесы постепенно уводится на ноль, а так же постепенно динамический уровень вступления следующий пьесы поднимается от нуля до 100 %). Монтаж может быть осуществлен встык и, наконец, методом микширования.
Первый способ самый простой и надежный. Второй-самый интересный, но он требует от звукорежиссера высокой культуры и мастерства, ибо производится по законам музыкальной модуляции. Третий-самый сложный: он требует двух или трех музыкальных приставок или микшерного пульта.
Не все музыкальные номера нужно демонстрировать целиком. Те из них, которые лишь иллюстрируют только что прозвучавший текст диск-жокея, могут быть сокращены до одного “квадрата”. Проигранные полностью, они перегружают программу, размывая сюжет.
Перерывы хорошо заполнить выступлениями самодеятельных артистов вокальных, спортивных и хореографических коллективов, показом танцев. В данной ситуации эти выступления не только внесут разнообразие в программу дискотеки, но и дадут возможность выступающим показать свои умения на практике.
В танцевальной программе помимо основной части, комплектуемой из законченных темпо-ритмических циклов, выделяются вступительная и заключительная части. Задача вступительной части-ввести посетителя в атмосферу дискотечного вечера, создать приподнятое настроение, подготовить к восприятию первого темп-ритмического цикла. Заключительная часть призвана способствовать спаду эмоционального возбуждения посетителя, переходу его к “внедискотечной деятельности” в мажорном настроении.
Итогом организации материала на всех трех уровнях планирования темпо-ритма вечера должно явиться хорошее настроении посетителей, внимание к программе дискотеки, готовность к общению с ведущим и между собой.
Принципи подбора музыки.
Вообще выстроить музыкальную
драматургию диско-программы
Музыкальная драматургия дискотеки может быть выстроена лишь после того, как определена тема программы (то, о чем в ней будет говорится) и ее идея (вывод, который следует из программы). Часто темой служит творчество того или иного музыканта, той или иной группы, презентация новых компакт дисков и т.д. Идеи разные при сходном материале, например, о том, что жизнь многогранна и совсем не однозначна.
Сложились определенные принципы подбора музыкального репертуара. Попытаемся их раскрыть.
Первый принцип-принцип соответствия материала ситуации дискотечного вечера. Здесь коллективу дискотеки необходимо чувствовать и аудиторию, и конкретные настроения, и возраст.
Второй принцип подбора
репертуара заключается в том, что
в программе вечера должно быть представлено
многообразие направлений музыкально-
В музыкальной части программы должны звучать и старые, и новые мелодии, они должны констатировать друг с другом по темпу, ритму, настроению.
Третий принцип-принцип прогрессивного формирования репертуара. В каждую программу должны включаться в ограниченном объеме музыкальные произведения, более сложные по сравнению со средним уровнем репертуара, для восприятия посетителей.
При сценарной подготовке диско-программ выделяется шесть этапов: