Организация социальной защиты в мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 22:20, контрольная работа

Описание работы

Индекс развития человеческого потенциала представляет собой интегральный показатель, учитывающий уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия исследуемой территории. Россия в 2012 году имела ИРЧП 0,788, таким образом относясь к группе стран с высоким индексом развития человеческого потенциала, и занимая 55 место в списке из 186 государств. В целом последние 20 лет показывают, что Россия, Восточная Европа и Средняя Азия дают последовательное отставание ИРЧП. Самый низкий показатель – факт снижения здоровья. Так, средняя продолжительность жизни упала во всех без исключения странах бывшего СССР.

Файлы: 1 файл

работа 1.docx

— 28.02 Кб (Скачать файл)

Организация социальной защиты в мире.

 

Социальная  защита — система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека. Некоторые формы социальной защиты:

Государственные формы:

  • Доступное здравоохранение
  • Льготы
  • Доступное образование
  • Пенсионное обеспечение (Пенсия)
  • Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг
  • Меры социальной поддержки

Негосударственные формы:

  • Добровольное социальное страхование
  • Благотворительность
  • Частные системы здравоохранения и др.

 

Индекс  развития человеческого потенциала представляет собой интегральный показатель, учитывающий уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия исследуемой территории. Россия в 2012 году имела ИРЧП 0,788, таким образом относясь к группе стран с высоким индексом развития человеческого потенциала, и занимая 55 место в списке из 186 государств. В целом последние 20 лет показывают, что Россия, Восточная Европа и Средняя Азия дают последовательное отставание ИРЧП. Самый низкий показатель – факт снижения здоровья. Так, средняя продолжительность жизни упала во всех без исключения странах бывшего СССР. В России она снизилась с 70 лет в 1975 году до 67,7 лет в 2011 году. Неустойчивое балансирование России между группами стран с высоким и средним ИРЧП в пользу среднего, по мнению экспертизы ООН, продолжится. Успех или провал будут зависеть от того, захочет ли страна вкладывать доходы в главный капитал – людей.

 

Пенсионный  возраст в разных странах сильно отличается. Во многих странах в прошлом году было принято решение увеличить пенсионный возраст – во Франции и Италии до 67 лет, в Великобритании – до 68 лет, в Германии до 67 лет и т.д. В России пенсионный возраст может быть повышен с 60 лет до 65 (у мужчин), с 55 лето до 60 (у женщин). В связи с этим могут быть снижены затраты на выплату пенсий. С нынешним уровнем развития здравоохранения в России до 65 лет не доживают 20% мужчин, которым исполнилось 60. К тому же среди лиц старшего возраста большая доля инвалидов и нетрудоспособных.

 

Демографическая ситуация в России остается сложной. В результате предшествующего демографического развития наступила и продолжает усиливаться депопуляция населения. Согласно прогнозу Госкомстата России, население страны к 2016 году сократится по сравнению с началом 2001 года на 10,4 млн. человек или на 7,2% и составит 134,4 млн. человек. Процесс старения населения страны выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Изменение соотношения в трудовой структуре населения приведет к тому, что численность выходящих за пределы трудоспособного возраста к 2015 году будет почти в два раза превышать численность вступающих в трудоспособный возраст.

 

Общее сокращение численности населения, снижение его плотности до параметров почти в три раза меньше среднемировых  создадут опасность ослабления политического, экономического и военного влияния  России в мире, возможность дополнительных притязаний на территорию Российской Федерации. Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблемы комплектования вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведении других мер, связанных с национальной безопасностью. Сокращение численности детей и подростков приведет к возникновению проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал Российской Федерации, уменьшению объемов подготовки квалифицированных кадров в общеобразовательных, профессиональных и высших учебных заведениях, разрушению системы подготовки кадров, что может создать угрозу усиления внешней технологической зависимости России. Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и соответственно с сокращением экономического потенциала страны.

 

Недавно в России была введена принципиально  новая мера стимулирования рождаемости. С 1 января 2007 года женщины, родившие или  усыновившие ребенка, который стал, как минимум, вторым ребенком в семье, получают право на материнский капитал. Однако данный закон вызывает много споров. Есть справедливые опасения, что женщины начнут зарабатывать на детях, и государство прикладывает все необходимые усилия, чтобы избежать подобных ситуаций. Точный ответ об эффективности такого инструмента, как материнский капитал, даст ближайшее время, возможно, потому правительство и ограничило действие закона 2016 годом. Во многих странах вкладываются деньги в семью. В Чехии, например, родив первого ребенка, семья сразу получает двухкомнатную квартиру, за которую потом частично расплачивается. Должна быть эффективная медицина, с чем в России тоже проблема.

 

Демографическая политика в экономически развитых странах  проводится исключительно экономическими мерами и направлена на стимулирование рождаемости. В арсенал экономических  мер входят денежные дотации - ежемесячные  пособия семьям, имеющим детей, льготы одиноким родителям, пропаганда повышения  престижа материнства, оплачиваемые отпуска  по уходу за ребенком. В некоторых  странах, где сильны позиции католической церкви (например, в Ирландии, США, в  Польше) по ее требованиям в последнее  время в парламентах обсуждаются  законы, предусматривающие уголовную  ответственность для женщины, прервавшей беременность и врача, сделавшего аборт. Проведение демографической политики в развивающихся странах с высокими темпами роста населения, особенно актуально. Однако ее реализация затруднена нехваткой финансовых ресурсов и часто ограничивается лишь декларативными заявлениями. Зачастую эта политика вообще не принимается гражданами из-за традиций многодетности, высокого социального статуса материнства и, особенно, отцовства. Правительства большинства мусульманских стран вообще отвергают вмешательство государства в планирование семьи.

 

Франция

Определенным  эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения. Современные меры демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми. Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране. Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро. Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия. Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми. В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка.

 

Бельгия

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической  политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается  в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие  выплачивается до 25 лет.

 

Австрия

В Австрии при определении размера  пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный  фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется  из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и  органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в Компенсационный  фонд семьи пропорционально числу  жителей. Фонд находится в ведении  Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет.

 

Италия

В Италии одной из целей демографической  политики является улучшение положения  женщин и забота о семье. Пособия  семьям выплачиваются в зависимости  от дохода. Размер пособия обратно  пропорционален доходу семьи и а  прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три  порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается. Учащимся выплачивается пособие до 25 лет.

 

Евросоюз

Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми. В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

 

Размер  пособия в большинстве стран  Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением  возраста ребенка. В остальных странах  он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей. Размеры пособия также дифференцируются в зависимости от очередности рождения ребенка. При этом только в Великобритании на первого ребенка пособие выше (103 евро), чем на последующих (69 евро). В остальных случаях размер пособия увеличивается с ростом очередности рождения. Особым случаем является Франция, где базовое пособие на первого ребенка не выплачивается. Право на детское пособие в большинстве стран не связано с доходами семей.

 

В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением  населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых  подходов в демографической политике. Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы. В докладе указано, что суммарный коэффициент рождаемости в Европе составлял в 2003 году 1,48 ребенка на женщину, в то время как для поддержания численности населения он должен быть не менее 2,1. Неуклонно растет число пенсионеров. По прогнозу к 2030 году в странах ЕС, вероятно, будут проживать 35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня, а детей станет меньше на 18 миллионов. В целом, с 2025 до 2030 гг. население ЕС сократится с 469 млн до 468 млн человек (без учета мигрантов).

 

США

Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного  иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой  поддержки семей с детьми и  различные региональные и корпоративные  программы семейной политики. Возможно это обусловлено тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира. Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны. Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация – это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

 

В результате миграционных вливаний в  последние 20 лет уровень рождаемости  в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально  развитых стран, обеспечивая расширенное  воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения. Въезд в страну молодых семей из-за рубежа позволил отчасти нивелировать негативное воздействие на рождаемость кризиса американской семьи, который проявляется в сокращении доли и числа полных семей, росте неполных семей и несемейных домохозяйств. В сложившихся условиях США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости. В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся.

 

В настоящее время материальная поддержка  реализуется через систему налоговых  льгот и кредитов: стандартных  налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими  нетрудоспособными, кредитов на усыновление. Считается, что предоставление налоговых кредитов увеличивает стимулы к труду, т.к. заработная плата становится дополнительным источником доходов. В то же время получение кредитов требует глубокого понимания системы налогообложения и поэтому малодоступно для наиболее нуждающихся. Кроме того, налоговые кредиты можно получать раз в год – по окончании налогового периода, а не тогда, когда они нужны. В США только в 1993 году введены обязательные неоплачиваемые отпуска по беременности и родам продолжительностью до 12 недель на предприятиях с численностью свыше 50 человек и при наличии стажа не менее 1250 часов за предыдущий год. В это время сохраняется только рабочее место. В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.

 

Политику  государства по развитию социального  страхования следует рассматривать  в едином контексте с его экономической  и финансовой политикой. Требуются  скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Эти меры входят в круг важнейших  стратегических задач обеспечения  экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть  их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные  предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды  социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет  доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в  обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками  и работодателями, достигаемые в  существенной мере с помощью системы  социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать  в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования  способны оказывать положительное  влияние на состояние экономики  и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения  доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его  покупательной способности. Неотъемлемыми факторами любой нормально функционирующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения. Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей существовала уже в начальный период развития человечества. С развитием цивилизации, технического прогресса и культуры, распадом семейно-родственных и общинных связей государство все более активно принимало на себя функцию гаранта социальной защищенности человека.    Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению социальной защиты населения в самостоятельный вид деятельности, которая приобрела новый смысл: прежде всего как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений. Система социальной защиты  вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым элементом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не имеет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабильном обществе. В условиях рыночных отношений человек может обеспечить удовлетворение своих потребностей лишь путем получения дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд. Однако в каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Информация о работе Организация социальной защиты в мире