Органы опеки и попечительства их задачи и компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что влечет за собой рост числа случаев нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц. В частности, опека над недееспособными гражданами устанавливается редко, хотя число пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастает. К сожалению, все реже родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений со стороны опекунов в отношении имущества подопечного.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие опеки и попечительства 5
2. Органы опеки и попечительства 8
3. Задачи и полномочия органов опеки и попечительства 11
Заключение 14
Список используемой литературы 16

Файлы: 1 файл

Опека.docx

— 36.36 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 3

1. Понятие  опеки и попечительства 5

2. Органы  опеки и попечительства 8

3. Задачи  и полномочия органов опеки  и попечительства 11

Заключение 14

Список используемой литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Применение положений законодательства об опеке и попечительстве в настоящее  время показывает, что этот институт работает недостаточно эффективно, что  влечет за собой рост числа случаев  нарушения прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц. В частности, опека над недееспособными  гражданами устанавливается редко, хотя число пациентов соответствующих  лечебных учреждений возрастает. К  сожалению, все реже родные и близкие  берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального  сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений  со стороны опекунов в отношении  имущества подопечного. Во многом данное обстоятельство вызвано отсутствием  механизма эффективного контроля за их действиями, а также неиспользованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом подопечных. Еще реже устанавливается попечительство над гражданами, ограниченными судом в дееспособности. В первую очередь это обусловлено тем, что закон более не провозглашает «борьбы с пьянством и алкоголизмом». Такие меры, практиковавшиеся в 80-е годы, как принудительное лечение от алкоголизма, безусловно, противоречат исповедуемой сегодня концепции свободы личности и не могут быть восприняты современным правом. Однако, предоставив гражданам свободу употребления и, более того, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, ограничив рамки вмешательства в частную жизнь гражданина, наше государство многих из своих граждан потеряло безвозвратно. По-видимому, при определении границ вмешательства в судьбу личности должны сочетаться как интересы самой личности в удовлетворении ее потребностей, так и интересы окружающих и общества в целом, заключающиеся в сохранении жизни и здоровья каждого гражданина, в недопущении падения уровня его социализации. Другая причина недостаточного использования положений ГК РФ об ограничении дееспособности гражданина коренится в последствиях такого ограничения. Действующее законодательство напрямую не разрешает попечителю ограниченно дееспособного гражданина получать причитающийся подопечному доход. В законе закреплена только необходимость выдачи согласия попечителя на получение дохода и распоряжение доходом, что не дает попечителю возможности изъять у подопечного денежные средства и непосредственно распорядиться ими в его интересах1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие опеки и попечительства

Каждый гражданин (физическое лицо) независимо от возраста и состояния  здоровья способен иметь права и  обязанности, т.е. обладает правоспособностью. Но не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности  в силу недостатка дееспособности или  ее полного отсутствия. Для восполнения  недостающей или отсутствующей  у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов  используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления  государственной защиты личности.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над  гражданами, признанными судом недееспособными  вследствие психического расстройства. Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного  судом недееспособным вследствие психического расстройства, все права и обязанности  осуществляет специально назначенное  лицо – опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия, на основании удостоверения, выданного органом опеки и попечительства, либо решения этого органа о назначении данного лица опекуном2.

Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо – попечитель помогает частично дееспособному  либо ограниченно дееспособному  лицу осуществлять принадлежащие им права и исполнять обязанности своими советами и дает либо не дает свое согласие на совершение такими лицами сделок и других юридических действий (кроме сделок, которые несовершеннолетний или ограниченно дееспособный вправе совершать самостоятельно). Попечитель, таким образом, не заменяет полностью лицо, над которым установлено попечительство, а лишь помогает ему принимать разумные решения, восполняя недостающий жизненный опыт несовершеннолетнего либо удерживая от неправильных действий гражданина, ограниченного в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Наряду с этим попечитель охраняет их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Органы опеки и попечительства

 

 

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности  в соответствии с нормативными правовыми  актами, определяющими статус этих органов.

В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса  органа опеки и попечительства. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

Полномочия органов опеки  и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над  ними опеки или попечительства, а  также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать  опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения  родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством  формах, могут осуществлять образовательные  организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

5. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства и разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству осуществляет уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Задачи и полномочия органов опеки и попечительства

 

I. Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

         1) Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

3) Контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

II. На органы опеки и попечительства возлагаются также иные задачи в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации4.

 

К полномочиям органов  опеки и попечительства относятся5:

1) Выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

2) Обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) Установление опеки или попечительства;

4) Осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) Освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) Выдача в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» от 01.07.2011 № 169-ФЗ разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) Заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) Представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) Выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) Подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательствомформах;

11) Оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

По вопросам, возникающим  в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, нормы об опеке и попечительстве представляют собой комплексный  правовой институт, в котором ведущее  место занимают нормы гражданского права, а их действие обеспечено нормами  административно – правовой отраслевой принадлежности. Основная задача опекунов (попечителей) состоит в совершении юридических действий в пользу подопечных, тех действий, которые смогут восполнить их недостающую дееспособность. Таким образом, данная норма рассматривает опеку и попечительство как вид правовой помощи, оказываемой нуждающимся в ней физическим лицам. Определяя круг обязанностей опекунов (попечителей), меняется подход к роли этих лиц и фактически возлагает на их плечи все бремя забот о подопечном – о питании, содержании, медицинском уходе, воспитании (для несовершеннолетних). Такой характер статуса опекуна (попечителя) позволяет назвать опеку и попечительство формой устройства физических лиц. В действительности, именно такие отношения фактически и складываются при установлении опеки и попечительства. Именно такой термин может быть справедливо употреблен по отношению ко всем видам опеки. Понятие «устройство» может быть истолковано в самом общем смысле как закрепление за подопечным физического лица, обязанного совершать те или иные действия. Отметим, что на практике «устройство» – это еще и размещение указанных лиц в одном жилом помещении (как правило, подопечный проживает в жилом помещении опекуна или попечителя, реже – наоборот). Как правило, надлежащее исполнение возложенных на опекуна (попечителя) обязанностей возможно только при совместном проживании с подопечным.

Итак, законодатель с помощью института  опеки и попечительства выполняет  задачу определения судьбы недееспособного  или не полностью дееспособного  лица, перемещая «центр тяжести», бремя  основных забот с органов государственной  власти на соответствующее физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка).

Информация о работе Органы опеки и попечительства их задачи и компетенция